Общие вопросы по музыке, текстам, сочинению, творчеству

Хочу собирать сюда всё, про сочинение песен и музыки.
Пол Маккартни о сочинительстве

Пол Маккартни принял участие в программе 7.30 ABC News и рассказал о важных аспектах работы над песнями.

«Я думаю, что всё зависит от инстинкта. Это естественно. Сейчас я общаюсь с младшим поколением. В моей старой школе, в которую мы с Джорджем ходили, а теперь это школа исполнительских искусств, есть несколько студентов, которые сочиняют песни. Первым делом, когда я вхожу в комнату с одним из студентов, я говорю: "Вообще-то я не знаю, как это делается", что, надо сказать, не внушает особого доверия. Но когда сочиняешь песни, не существует пособия, объясняющего, как это делать».

Маккартни также объяснил свой подход к студентам и подчеркнул уникальность процесса творчества:

«Потому что вы знаете, это её или его песня, и я могу только послушать, что они сделали, а затем, возможно, попытаться немного подсказать: "А как насчёт этого слова? Вы зарифмовали все остальные слова, но не зарифмовали эти. Может быть, стоит посмотреть, как зарифмовать это слово?" Но я должен признать, что это инстинкт».

«Еще одна вещь, которая удивляет людей, это то, что никто из нас — Beatles, Stones, кто угодно — не умеет читать или писать музыку. У нас свои методы. Я оправдываюсь тем, что у меня кельтское происхождение, а они никогда ничего не записывали. Они были бардами, поэтому нужно было всё это запомнить».

В интервью 2021 г. Пол рассказал о методах, которые он использовал, и советовал авторам:

«Обычно я сажусь и начинаю заниматься тем, что мне нравится делать: выбираю тональность, в которой мне нравится играть, — на гитаре или на фортепиано, и просто смотрю, куда я направлюсь сначала, и к чему это меня приведёт. Мы всегда так делали. Я садился с Джоном, и мы шли по этому пути.

Мы старались дойти до конца за один раз, и, как правило, нам это удавалось. Потом мы смотрели и решали: "Эта строчка немного корявая". Если вам повезёт, то чаще всего оказывается, что у вас получилось».

 
  • Like
Реакции: Sharu и Denis12308
Обычно я сажусь и начинаю заниматься тем, что мне нравится делать: выбираю тональность, в которой мне нравится играть, — на гитаре или на фортепиано, и просто смотрю, куда я направлюсь сначала, и к чему это меня приведёт.
Я так же делаю) только пока особо не получается… сказывается наверно отсутствие муз образования ¯\_(ツ)_/¯
 
  • Like
Реакции: Martin-rmm
Я так же делаю) только пока особо не получается… сказывается наверно отсутствие муз образования

«Еще одна вещь, которая удивляет людей, это то, что никто из нас — Beatles, Stones, кто угодно — не умеет читать или писать музыку. У нас свои методы.
:)
 
  • Haha
Реакции: Denis12308
Я тоже не имею музыкального образования. Знаю только что нот 7 и что на сильные доли нужны ноты из аккорда.
Но я когда слушаю, например, гитарный перебор, я слышу в голове мелодию, и записываю ее в DAW. так продолжается пока вещь не заживет своей жизнью и любые дополнения только мешают. Это и с электроникой и с оркестровыми партиями и с ритмом.
Потом, конечно, убираю всякие "секунды", но не по правилам которых не знаю, а по наитию (нравится-не нравится).
Иногда тупо перебираю лупы, которые предлагает DAW, но редко использую их в неизменном варианте, а чаще они в сочетании с написанной гармонией рождают в моей голове интересные ходюльнички.
 
Я тоже не имею музыкального образования. Знаю только что нот 7
Я тоже не имею музыкального образования, но категорически не согласен, что нот всего 7.
По моим личным подсчетам:
До, до#, ре, ре#, ми,фа, фа#, соль, соль#, ля, ля#, си - только в одной октаве их 12, а например в пяти октавах их аж 60 !!
Так что, есть где разгуляться и находить новое.
 
  • Like
Реакции: Sharu и Denis12308
До, до#, ре, ре#, ми,фа, фа#, соль, соль#, ля, ля#, си
Это извечная война теоретиков и практиков.
В теории, даже в этом списке 7 нот по названиям. Остальное не ноты, а полутона. Корректнее сказать "12 звуков".
На практике: да, в октаве 12 нот, по каждой можно тыкнуть на клавиатуре пианино и получить уникальный по высоте звук и использовать в мелодии. И это даст больше возможностей, чем тыканье по 7 клавишам.
 
  • Like
Реакции: UnCleNooBer
Ф.Меркьюри: "У меня нет правил, как сочинять песни. Все происходит случайно. Некоторые песни пишутся быстрее других. Я никогда не сажусь за пианино со словами: "Так, мне нужно сочинить песню". Нет. Сначала у меня появляется какое-то чувство, потом возникает идея – и тогда я начинаю сочинять. Это трудно объяснить, но у меня в голове всегда полно различных идей.

Некоторые вещи складываются сами собой, но над другими приходится много работать. Это звучит самоуверенно, но такая вещь, как "Killer Queen", получилась буквально за один день. Просто все встало на свои места, как это бывает со многими песнями. Ночью в субботу я нацарапал впотьмах слова песни, на следующее утро собрал их вместе, проработал с ними все воскресенье – и получилась песня. Однако над стихами других песен пришлось попотеть".
 
Как-то раз к Моцарту обратился молодой человек, желавший стать композитором.
- Как написать симфонию? - спросил он.
- Но вы еще очень молоды для симфонии, ответил Моцарт, - почему бы не начать с чего-нибудь попроще, например с баллады?
- Но сами-то вы сочинили симфонию, когда вам было девять лет...
- Да, - согласился Моцарт. - Но я ни у кого не спрашивал, как это сделать...
 
Я так же делаю) только пока особо не получается… сказывается наверно отсутствие муз образования ¯\_(ツ)_/¯
без муз образования/базы "услышанного и воспроизведенного через себя для дальнейшего использования" и свободного владения инструментом "музыки на пальцах, как продолжения мыслегенераций из этого самого услышанного и воспроизведенного", начинать поиски за инструментом - пустая затея. Есть другие способы
 
Лично у меня ещё вот как было. С песнями, которые мне уж совсем конкретно подавала муза. Когда песня сама в тебя льётся и только успевай фиксировать. Это когда настоящая песня даётся наиболее легко.
Но вот какая "загвоздка")).
Время такого вдохновения обычно приходилось на время отхождения к сну. И я чую - прёт, а сонливость, желание спать так сильнО, что в лом себя пересиливать. И я набрасывал часть песни на диктофон (часто это был старый цифровой фотик, а раньше магнитофон) и отдавался желанию тела спать. А нервная система от мощного импульса идеи песни (рифф, строчки, куплет, или припев, мелодия) так возбуждалась, что улавливала,накручивала, выуживала из приходящего всё новые ценные компоненты песни (текст, развитие, доп-части песни), что я снова вставал ради этого и дописывал-фиксировал ещё одну сессию , новые составляющие песни)) И так по несколько раз.
А иногда я сдавался желанию тела спать и отказывался от паса пришедшей мне музы.
И с возрастом это кажется усугубилось. Но с другой стороны, у меня на аудио зафиксировано так много музыкальных идей, зёрен, что если б у меня были обязательства записывать альбомы, я бы просто тупо брал их из своих загашников)).
Потому что я фиксировал в основном только то, что потенциально имело то, что раскручивается в песню.
Рифф, музыкальная идея, фраза, ключевое слово.
 
Однажды отходил ко сну с крутившимся четверостишьем в голове; продолжение было смутным. Проснулся в четыре утра, от непреодолимого желания положить на бумагу продолжение того с чем засыпал. Всё лилось само собой, и похоже во время сна, мозг смог артикулировать эмоционально-интеллектуальный порыв давно пережитого, поскольку всё произошло за считанные минуты без пауз. После пробуждения понял, что это чертовски личное.
Стихи в итоге на музыку я положил, дал послушать самым близким и убрал в "сейф".
 
  • Like
Реакции: Martin-rmm
Почему?

Например?
Почему?
1)Ваша способность к творческой генерации ограничена вашим музыкальным опытом услышанного и пропущенного через голову/пальцы на инструменте. Чем больше база - тем больше вариантов для генерации + ваш вкус и способности мозга по генерации. В идеале - пальцы должны быть продолжением мысли, не должно быть latency между мелодией в голове и пальцами. Это комплексная подготовка, которая дает возможность, при желании, сесть за инструмент и сгенерировать из тысяч паттернов разных произведений, которые вы уже играли.

*Но, это в идеале. У многих музыка играет в голове, но проблема ее перенести, а вы не владеете инструментом хорошо. Тогда используйте голос - лучший инструмент, но не садитесь за инструмент для импровизаций

2) Что делать тем, у кого нет такой базы и подготовки? у кого играет в голове музыка, но не хватает отправной точки и тд тп

Осознать свои границы и научиться их обходить, получая точки вдохновения из внешней среды.
Когда уже будет идея - далее навык, вкус и опыт.

Что такое внешняя среда - это работа над чужим материалом, это использование разнообразных генераторов случайных последовательностей аккордов и тд тп.
Используйте NI PlayBox + Scaler+Chord track..а мелодия родится в процессе

На примере муз стримов, посмотртите как работает Anomalie - это из категории музыкантов и как работает, скажем, illangelo или Ян Киркпатрик - они больше продюсеры, но не музыканты. Это разный подход.
 
  • Wow
Реакции: UnCleNooBer
Олейников (Клявер) - " Я уже два дня ничего не ел (не сочинял) :(".
Стоянов - "Cлушай, надо себя заставить :Dle85:"
 
Последнее редактирование:
я снова вставал ради этого и дописывал-фиксировал ещё одну сессию , новые составляющие песни)) И так по несколько раз
100 пудов. Та же история. и с текстами тоже самое. Иногда приснится и успевал проснувшись тему накидать. Хотя во сне мозг работает иначе, и то что во сне кажется гениальным потом оказывается банальным.
 
Что такое внешняя среда - это работа над чужим материалом
В DAW есть куча лупов, перебирая которые под свою конкретную гармонию в шолове возникают порой прекрасные сольные или ритмические варианты.
Ни кто не спорит с тем, что гении довиниловой эпохи слышали в голове новые мелодии глядя на партитуру только. Но новые технологические инструменты доступные людям меняют не только музыку, но и промышленность и оружие и даже кулинарию.
 
Почему?
1)Ваша способность к творческой генерации ограничена вашим музыкальным опытом услышанного и пропущенного через голову/пальцы на инструменте. Чем больше база - тем больше вариантов для генерации + ваш вкус и способности мозга по генерации. В идеале - пальцы должны быть продолжением мысли, не должно быть latency между мелодией в голове и пальцами. Это комплексная подготовка, которая дает возможность, при желании, сесть за инструмент и сгенерировать из тысяч паттернов разных произведений, которые вы уже играли.

*Но, это в идеале. У многих музыка играет в голове, но проблема ее перенести, а вы не владеете инструментом хорошо. Тогда используйте голос - лучший инструмент, но не садитесь за инструмент для импровизаций
Это слишком жёсткий подход. С излишним запретом.
Одно ведь не исключает другого.
Меня например,раньше, очень вдохновляли новые, или очень качественные инструменты. Они так великолепно звучат, что простейшие комбинации нот уже рождают музыку и в процессе этого легкого извлечения музыки пальцами сразу генерируются мелодии, идеи, музыка.
А незнакомые инструменты, впервые взятые в руки, отзываясь своим характером тоже, при взаимном общении рождают музыкальные темы, ходы, мелодии.
Вернее сказать не мелодии, а как бы это назвать точнее? Зерно музыки, часть паззлов из картины.
 
Вчера позабавился с текстом одной ретро-песни. Где текст от профессионального поэта.
Перевёл её гуглом на английский, а потом наоборот. Потом это наоборот перевёл на польский и снова на русский. Смотрел как меняется текст. На сложных словах случаются спотыкания. Но несколько изменений конструкции текста показались любопытными. И дерифмезация)).
Вот вариант просто на английский и обратно. (с малой правкой)

"Где-то есть город тихий, как сон,
Покрытый стекающей пылью по грудь,
В медленной реке вода как стекло
Где-то есть город, где тепло, -
Там прошло наше далекое детство

Я поспешу из дома ночью,
Я попрошу билет в кассе вокзала.
Возможно, впервые за тысячу лет:
«Дайте мне плацкарт до детства!»
Тихо кассир ответит: «Билетов нет»…

Ну, приятель, как я могу ей возразить?
Где еще можно спросить путь в детство?
Или, может быть, просто иногда
Только в нашей памяти мы приходим туда?..

В этом городе сказки живут,
Дикие ветры зовут их.
Иногда они нас там с ума сводили
Сосны к небу, дома к солнцу.
Там зима молча шла по сугробам

Далёкая песня в нашей судьбе,
Нежный город, спасибо!
Мы не придём, не жди зря -
На свете есть другие пути...
Мы выросли, поверьте нам и простите нас...
 
Один из моих референтных аранжировщиков Фрэнк Фариан просто взял из Библии Псалм137 и положил его на музыку. И получился Мировой Хит : Rivers of Babylon
 
Последнее редактирование:
Один из моих референтных аранжировщиков Фрэнк Фариан просто взял из Библии Псалм137 и положил его на музыку. И получился Мировой Хит : Rivers of Babylon
Как говорится, помог прославиться малоизвестному текстовику...
 
  • Haha
  • Like
Реакции: Martin-rmm и dr-music
Фрэнк Фариан просто взял из Библии Псалм137 и положил его на музыку. И получился Мировой Хит : Rivers of Babylon
Справедливости ради)) Фариан никакого отношения не имеет к соочинению этой песни. Он её заимствовал у Мелодианс))

"Песня была написана и исполнена Брентом Доу (Brent Dowe) и Тревором МакНафтоном (Trevor McNaughton) из ямайской регги-группы Melodians в 1970 году. Первоначальная версия имела хождение в растафарианских кругах и прозвучала в фильме Тернистый путь."
 

Сейчас просматривают