Оригинал взят у soz_data_ccountв ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ МИФ Сергей Жариков Вокально-инструментальный Миф Нет, никто не пытается сравнивать эстрадный жанр с контркультурой, хотя бы по причине очевидной несоизмеримости вещей, однако разговоры о старой доброй музыке снова обрели под…
jorkoffski.livejournal.com
"
Из всех героев той эпохи, авторский дискурс Юрия Антонова, наверное, был самым персональным. Удивительно: не будучи членом никаких советских творческих союзов, он не просто постоянно был вхож в государственные звукозаписывающие студии, не только публиковал собственные вещи в собственном же исполнении, но чуть ли не единственный тогда понимал важность актуального саунда, нередко, например, солируя на хаммонде, – культовые проговые клавиши, кто в курсе, – и делал он это весьма умело. Трогательный мелодизм его ранних вещей до сих пор захватывает какой-то теплотой и особой, доверительной интонацией законченного романтика. Уже вижу улыбки тех, кто знает Антонова лично и, тем не менее.
Более того. Антонов одним из первых смог заценить коммерческий потенциал сети привокзальных студий, где нарезали т.н. «звуковые письма» из весьма небольшого репертуара твистов и «рубашкиных». И вот, прямо посреди Моря_В_Гаграх™ вдруг появляются – сначала «Аэропорт», а потом и «Сандрелли», авторство которых даже не указано, и нарезаются сотнями тысяч звуковых открыток. А зачем? Ведь понимание того, что небольшая катушка с записью представляет собой колоссальную материальную ценность при правильном её использовании, безусловно, приводит к положительной волатильности самой возможности попасть на студию, скажем так. Лабухам было всё равно, – наоборот, они, как правило, отлынивали от студийных сессий, но только не Юрий Антонов, всегда готовый «подмазать» звукорежиссёрскую бригаду, дежурившую на студии в тот или иной момент. Респект и уважуха, что ещё добавить.
Однако самый важный пойнт Антоновского творчества рубежа 60-х – 70-х и что, одновременно, резко отличало его от тогдашних плесенников Союза Композиторов, состоял в имплицитно медитативном характере его музыкального мышления. Отстранённая, холодноватая на первый взгляд лирика его мелодий несла с собой тепло совершенно иного мира. Однако «посвящённых» она прямо отсылала и связывала слушателя с эстезисом актуальнейшего на тот момент «прогрессивного рока», холодного и медитативного par exellence, если не сказать вальяжного и нетривиального технически в композициях. Вот – именно! – слово «песня» никак не подходит к его ранним вещам, где сами тексты не так были важны в целом за исключением пары-тройки «опорных фраз», превращая их в музыкальные феномены, живущие вне линейного времени и при повторении постоянно возвращающиеся к нам подобно временам года. Если т.н. «советская песня» была строго жанровой, то антоновские композиции, скорее, «пейзажны».
Антонов это Василий Поленов, но в популярной музыке, где Времена_Года™ абсолютно равновелики бытовым зарисовкам текста, а потому и уходил текст откровенно на второй план, вероломно нарушая, тем самым, неписаные законы «советской песни». Эскапизм и манифестация права на личное пространство. И это в стране с жёсткой линией Партии и Правительства, направляющей всё и вся, кто ещё не заметил...
В интервью Гордону Антонов по сути признаётся, что аранжировки делал не сам, но и пафосных аранжировщиков тоже избегал, предпочитая "цеховых авторитетов", которые всегда трепетно относились к саунду и всегда следили за инновациями.
Глядя назад, думаю, можно уже точно сказать, что именно он был подлинным рок-музыкантом в отличие от многих, кто так часто себя бьёт в грудь на сей предмет. Это и стремление к авторскому музыкальному высказыванию, и игнорирование самоценности текстовок, но, в первую очередь, понимание того что исполнитель сам строит звуковые смыслы и та или иная авторская композиция - лишь повод для собственного экспириенса. Ведь его собственные, "поздние" аранжировки просто убивают своей тривиальностью.
Но самое интересное состоит в том, что он прекрасно понял, в конце концов, несостоятельность собственной игры в полутора маккартни, а потому и перестал выпускать пластинки. Типа "своруют". Нет, не своруют. А вот договориться же с реальной группой ему мешают амбиции его нынешнего статуса. Ему просто никто ничего не сделает по-человеческим именно по той самой причине, по которой в своё время игнорировали всяко-разных пахмутовых, по сути обрекая их на звуковую заскорузлось. Сами же они справиться не могли. Ведь в то время всё было ровно так же, а уж сейчас это слышно тск невооружённым ухом: песдетс, как ужасно звучат все эти пахмутовы с самоцветами. В отличие от.