Наиграл быстренько собственный импровиз в неразрешённой тональности до-минор для примера.
Ну вот опять же, тут тональность Fm, только шестая ступень без понижения. Если вместо ре играть ре-бемоль, уйдёт дорийский окрас, но ощущение устойчивости никак не поменяется.
Вот два варианта гармонизации в ля-миноре. Имхо, в ля-миноре мелодия чувствует себя как дома
Классно получилось. Мне понравилось больше оригинала)
Кто какую тональность слышит - B-moll (си минор) или Fis-moll (фа-диез минор) или может еще какую?
Я слышу iv - VI - i - VII в F#m. Причём тоже довольно однозначно. Что интересно, ситуация схожая с тем, что было в импровизации выше от Driverson. В обоих случаях гаммы, которые можно трактовать либо как натуральный минор, либо как минор с дорийской шестой ступенью в сдвинутой на квинту тональности. Но в первом случае я однозначно слышу дорийский минор, а у Daft Punk однозначно натуральный минор. Видимо, это как раз связано с тем, что там два аккорда по кругу, а здесь четыре разных, но вот дальше непонятно, как это объяснять.
Вот чисто из любопытства набросал по мотивам обсуждения кусочек (сорри за исполнение, не пианист)
Какие будут мнения по поводу тональности?
Соль-мажор
Вообще я тут подумал, ведь можно взять все пары аккордов и посмотреть, какой более устойчивый в паре, если играть их попеременно. И составить по результатам этого таблицу. Тут есть, конечно, проблема с субъективностью восприятия, но может быть кто-нибудь такое уже делал?