Странный вопрос о записи на магнитофон

  • Автор темы Автор темы Long
  • Дата начала Дата начала
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Long

Well-Known Member
27 Фев 2008
16.774
14.508
113
Moscow
www.long.ru
В процессе работы над магнитофоном вдруг возник вопрос, поставивший в тупик:
существует ли стандарт на фазу магнитной записи на ленту?
 
@Long, вряд ли в эпоху аналога и живой игры кого-то фаза волновала. Ведь запись группы микрофонов осуществлялась одновременно и после отстройки звука. А последуюшие дубли преподнести каких-либо сюрпризов с фазированием не могли в принципе.
 
-- Hron, оно на самом деле тоньше. Принято, что рекордеры фазу не переворачивают,
т.е. фаза на выходе = фазе на входе, если исключить задержку. При этом в каждом
конкретном месте записи - есс-но, всё нормально и внимание обращать просто не на что,
и фаза записи непосредственно на самой ленте никого не интересовала, видимо.
НО!
Если воспроизводить её на другом аппарате, то - конечно, нужно чтобы и там всё
правильно передавалось. Что, похоже, тем не менее не стандартизировалось.
По крайней мере, мне никогда ничего подобное не встречалось. Вот и возник такой
довольно странный вопрос...
 
Кстати, да, когда с кассетника пишешь ( студийный :) ) несимметричность сигнала очень хорошо видна - и сразу возникает вопрос как правильно - сверху больше или снизу? :) У меня, вроде,сверху больше.
Но тоже - несимметричность появляется после ленты - а как до неё? Фиг знает.
 
существует ли стандарт на фазу магнитной записи на ленту?
Да, ГОСТ 12107-74 "Магнитофоны студийные и репортёрские" определяет поле допусков фазового сдвига между сигналами стереоканалов записи-воспроизведения: а) от 250 до 4000 Гц - не более 10°; б) на 31 Гц - не более 20°; в) на 16000 Гц - не более 30°.
 
-- Hron, оно на самом деле тоньше. Принято, что рекордеры фазу не переворачивают,
т.е. фаза на выходе = фазе на входе, если исключить задержку. При этом в каждом
конкретном месте записи - есс-но, всё нормально и внимание обращать просто не на что,
и фаза записи непосредственно на самой ленте никого не интересовала, видимо.
НО!
Если воспроизводить её на другом аппарате, то - конечно, нужно чтобы и там всё
правильно передавалось. Что, похоже, тем не менее не стандартизировалось.
По крайней мере, мне никогда ничего подобное не встречалось. Вот и возник такой
довольно странный вопрос...
я о том, что каких-либо фазовых проблем м/у реальными записями не может быть в принципе. Ну нет коррелирующих сигналов в аналоге (вспоминаем проблемы получения коогерентных лучей для формирования интерференционной картинки). Да и в случае наличия идеальной копии ленты, запустить воспроизведение так, что будут фазовые проблемы вряд ли получится, в т.ч. и учитывая детонацию и деформацию)
 
Последнее редактирование:
> несимметричность сигнала очень хорошо видна

-- Вот примерно об этом и вопрос. Допустим, записывается сигнал со срезанной верхней полуволной.
Необходимо, чтобы он именно таким же и воспроизводился, причём - на ВСЕХ аппаратах.
В реальной же технике - достаточно перевернуть вывода обеих головок, и записи и воспроизведения,
чтобы на ЭТОМ аппарате всё проигрывалось прекрасно, но на другом аппарате, с другой
полярностью подключения головок - сигнал будет получаться перевёрнутым "кверх ногами".
Что, прямо скажем, не восхищает.
Вот и непонятка - как же откалибровать полярность сигнала на самой ленте?
В тестовых лентах ничего похожего отродясь не было...
 
  • Like
Реакции: mexap и Ortseam
Но вы отдаете отчет, что видимая несимметричность сигнала вовсе не означает наличие постоянной составляющей, которой нет по определению? И соответственно и тут фаза не играет никакой роли.
 
Но вы отдаете отчет, что видимая несимметричность сигнала вовсе не означает наличие постоянной составляющей, которой нет по определению? И соответственно и тут фаза не играет никакой роли.

"Фаза", здесь - полярность подключения. Не путать с фазовым сдвигом!
Не просто так на динамических головках (включая пищалки) обозначают плюс-минус.
 
  • Like
Реакции: mexap и Long
> несимметричность сигнала очень хорошо видна
.................
В тестовых лентах ничего похожего отродясь не было...

Нашёл вот такую реплику -
"При изменении полярности подмагничивающего тока вообще ничего не записывается. Последнее особенно удивительно: получается, что китайские сборщики соблюдают полярность подключения головки, раз эти магнитофоны что-то способны записывать. "
 
"Фаза", здесь - полярность подключения. Не путать с фазовым сдвигом!
Не просто так на динамических головках (включая пищалки) обозначают плюс-минус.
Никакой путаницы. Полярность на динамических головках необходима.

Но подойду с другого конца. Какие эффекты от изменения полярности сигнала магнитофона, по Вашему, могут проявиться?
 
Никакой путаницы. Полярность на динамических головках необходима.

Но подойду с другого конца. Какие эффекты от изменения полярности сигнала магнитофона, по Вашему, могут проявиться?

Аналогичные изменению полярности подключения динамических головок.
 
А какие эффекты при изменении полярности головок?

Эффект "инверсия".
Запишите свой голос (речь). Без фильтра и иных обработок. Затем инвертируйте и сравните с оригиналом.
Не услышите разницу - забудьте об этом.
 
Эффект "инверсия".
Запишите свой голос (речь). Без фильтра и иных обработок. Затем инвертируйте и сравните с оригиналом.
Не услышите разницу - забудьте об этом.
Т.о. Вы отличаете на слух тракт с инверсией от тракта без оной?
 
Последнее редактирование:
Какие эффекты от изменения полярности сигнала магнитофона, по Вашему, могут проявиться?

-- Не по моему - по юзерски.
Рассказывал уже когда-то, что некоторые слышат смену полярности.
В принципе, это вполне объяснимо (в основном на НЧ), т.к. при смещении
диффузора в "неправильную" сторону меняется звуковая волна - вместо
(условно говоря) "выплеска" фронта звуковой волны "наружу", получается
его "всасывание".
Есть такие, кто это слышат вполне чётко.
 
  • Like
Реакции: mexap, Ortseam и dromax
А какая разница при воспроизведении какая фаза? Слух ее не определяет. Важно только чтоб левый и правый были в той же фазе что и при записи.
 
Считается, что абсолютную полярность ухо/мозг определять не умеет,
но некоторые люди слышат изменение абсолютной полярности, в силу опять таки особенностей их слухового восприятия.

Вопрос отнюдь не странный, просто сильно уж специфичный. Разумеется, есть стандарты и на абсолютную фазу (полярность) магнитной записи - это важно для совместимости записи с другими магнитофонами. И соответствующие измерительные ленты тоже существуют. @Long, если я правильно Вас понял, данный вопрос возник из-за отсутствия уверенности правильной распайки-фазировки головок после чьего-то ремонта (до того, как аппарат попал к вам)?
 
  • Like
Реакции: Ortseam и dromax
Т.о. Вы отличаете на слух тракт с инверсией от тракта без оной?

На собственном голосе инверсию определяю на слух безошибочно.
Её и на осциллографе прекрасно видно.
Если "волна пришла в микрофон" в положительной фазе - то и излучатся она должна в положительной фазе.
Микрофоны всех именитых фирм планеты строго соблюдают полярность -
-----------"положительное давление на мембрану вызывает положительное напряжения на выходе + или Positive"-----------
xlr.gif

Естественно динамики включаются "зеркально" - положительное напряжение на динамике (контакт +) должно вызывать движение диффузора вперёд.
Кабели, микшеры, процессоры, звуковые карты, усилители и т.д. и т.п. Вся звуковая ап-ра Земли строго соблюдает полярность. Только у Незнаек с Луны иногда бывает перепутано. У "Октавы" к примеру.
О китайцах уж молчу - там с этим делом полный аут, если нет рядом следящего мозга из стран Запада.
 
  • Like
Реакции: mexap
На собственном голосе инверсию определяю на слух безошибочно.
Вам везёт ) я например, не слышу.
Вы слышите инверсию во время записи (слушая себя в наушниках), или можете определить, слушая уже записанный трек?
 
>Если "волна пришла в микрофон" в положительной фазе - то и излучатся она должна в положительной фазе.

-- Именно!

>И соответствующие измерительные ленты тоже существуют.

-- Искал. 0 целых и х десятых... (0,х_й).
 
  • Like
Реакции: mexap
Вам везёт ) я например, не слышу.
Вы слышите инверсию во время записи (слушая себя в наушниках), или можете определить, слушая уже записанный трек?

В обоих вариантах ощущается зажатость голоса. Mid проваливается, верхняя середина зудит.
Слушая свой голос регулярно, многие годы - невольно замечаешь разницу.
 
Ну ладно, голос - бочка-то более явно должна пинок выдавать
 
На собственном голосе инверсию определяю на слух безошибочно.
не верю.

бочка-то более явно должна пинок выдавать
и что, полярность тут причем?

Микрофоны всех именитых фирм планеты строго соблюдают полярность -
по совсем другой причине
 
-- Не по моему - по юзерски.
Рассказывал уже когда-то, что некоторые слышат смену полярности.
В принципе, это вполне объяснимо (в основном на НЧ), т.к. при смещении
диффузора в "неправильную" сторону меняется звуковая волна - вместо
(условно говоря) "выплеска" фронта звуковой волны "наружу", получается
его "всасывание".
Есть такие, кто это слышат вполне чётко.
Даже если допустить, что кто-то определяет определяет градиент изменения давления первичной волны. Допущу, что на системе из "Назад в будущее" такое в принципе возможно. Но вот сигнал микрофона, это уж извините)) Особенно с учетом 30см длины волны в воздухе на 1кГц - увольте :))

Тем более, Вам это известно не по наслышке, многие аппараты относительно вольно обращаются с фазой сигнала.
 
-- А что - кроме 1 кгц других сигналов не существует?

>бочка-то более явно должна пинок выдавать
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Сейчас просматривают