Вопросы новичка в делах концертных.

  • Автор темы Автор темы rezen
  • Дата начала Дата начала

rezen

Member
4 Дек 2011
109
13
18
37
В последнее время все чаще просят побыть звукарем на разных концертах. И у меня есть несколько вопросов которые мне пока не очень понятны, но хотелось бы услышать на них ответы, да не откуда, так как нет знакомых звукорежиссеров. Да и наверное многим другим начинающим возможно будет полезно.

1. Чем больше гейна, тем выше вероятность обратной связи?
Получается мы даем больше усиления и микрофон захватывает больше звукового поля, и соответственно вероятность "подхватить" свой сигнал с какого нибудь монитора или портала? Т.е. лучше давать по возможности меньше гейна, а громкость увеличивать за счет громкости канала, мейкапа компрессора?
Надеюсь я понятно изъясняюсь.

2. Как панорамировать гитару?
Нет, это вопрос более или менее понятен. Панорамируешь куда нибудь, а потом в процессе пока группа играет - двигаешь ее пока не появится ощущение что она на месте. Но...
Как быть если ребята играют "жосткий роцк" а гитара только одна?
Чем дальше от центра - тем сильнее она "перетягивает одеяло".
Чем ближе к центру - тем сильнее "глушит" голос.
Однажды, когда мне хватило входов и микрофонов, я озвучил гитару двумя микрофонами, развел по панораме в разные стороны, и (раз микшер позволяет) один канал сделал с задержкой на 5мс.
Правильно ли я делаю, и можно ли предпринять еще что нибудь?

3. Как грамотно настроить мониторинг?
Обычно озвучиваю помещение (актовый зал колледжа), в котором есть два напольных монитора. Все. Раньше я давал в него то что меня просят со сцены - т.е. вокал, гитары и бас. Барабанщик видимо ориентировался по спинам. Неважно.
Смысл в том что есть я один и эта сцена. Времени обычно в обрез, и надо как то сделать. Может стоит прежде чем "рулить"основной звук в зал, попробовать нарулить звук на сцене? Создать микс для музыкантов - потом пойти в зал и там уже во время чека настраивать звук своей мечты минус акустика зала минус простенькие порталы. Потому как зачастую музыканты жалуются что не слышат , скажем, своей игры.
Сейчас я двум "центральным" музыкантам даю ушной мониторинг, а барабанщику проводом кидаю наушники.
Но с наушниками еще более не понятно. Снимать с музыканта и настраивать пока они играют?

4. Что делать с советами и требованиями по звуку которые ты считаешь не правильными?
Иногда приезжают состоявшиеся артисты. Пока что я озвучивал только двух, но кто знает. И у обоих были ТРЕБОВАНИЯ которые шли в разрез с тем как бы действовал я.
С вторым все более менее спокойно решилось, кроме того что он пару раз в начале концерта попросил прибрать верхов на голосе (точнее я уже срезал верх где то на - 7дБ, в последствии потихоньку вернул что голос не был коробочным).
А вот первый был очень недоволен мной. Дело в том, что он хотел что бы его электроакустика выдавала неприличное количество низов (гитару, кстати, нашли у знакомых организатора непосредственно перед концертом, и на гитаре струны не менялись наверное уже несколько лет) Т.е. он буквально заставлял меня выкручивать низкие, пока все не начинало гудеть и гитара не становилась сплошным бубнежом. Результат его все равно не устраивал.
Вот как быть? Я не спорю - возможно некоторые понимают в звукорежиссуре больше чем я, и даже если это не так у большинства приезжих музыкантов опыт концертов гораздо больше моего. Вот как быть с их просьбами и советами если ты считаешь что они не правильны? Игнорировать? Посылать? Выполнять все что говорят?
А, это наверное важно - за концерты я не получаю деньги, пока что это хобби. Тот кто у нас выступает не срывает кассы, так что платить не откуда.

Пока наверное это самые животрепещущие вопросы, и я понимаю что наверное по каждому вопросу можно создавать отдельную тему, но буду благодарен за ответы хотя бы в общих чертах.
 
  • Like
Реакции: klassik
Задавая сформулированный вопрос порой сам на него находишь ответ.
Первое утверждение насчёт усиления - неверно. Потому как усиление идёт на уже поступивший в цепь микшера сингнал и ни как не влияет на свойства микрофона. Судя по всему это так.
 
  • Like
Реакции: Oliver_Cray
4. Что делать с советами и требованиями по звуку которые ты считаешь не правильными?
Советчиков слать лесом, либо предложить пусть нарулят сами.
Иногда приезжают состоявшиеся артисты.
Состоявшиеся артисты обычно возят с собой своего звукорежиссера, который нарулит все как надо. А тем, кто самоутверждается за счет техперсонала можно кинуть фразу: "давайте каждый будет делать свою работу."
 
Потому как усиление идёт на уже поступивший в цепь микшера сингнал и ни как не влияет на свойства микрофона. Судя по всему это так.

не совсем. Обратная связь возникает при достаточном общем гейне (и сдвиге фаз) в петле этой самой обратной связи: "микрофон - обработка - порталы (мониторы) - микрофон". А этот общий гейн складывается из свойств всех приборов в цепи, включая чувствительность микрофонов и колонок, плюс еще акустика зала. Поэтому можно в одном месте прибрать, в другом добавить - и все равно заводка будет, так как общий гейн останется тем же.
 
  • Like
Реакции: rezen
По гитаре можете не панарамировать тут дело вкуса, если две гитары как у металистов играющие примерно одно и тоже можно процентов на 30-40 раскидать, правил нет. главное чтобы в миксе читалось.

По мониторам
Лучше чекнуть зал, потому как будут работать сабы и в целом обратная связь будет более понятно что делать с мониторами. а так да что требуют то и давайте. Иногда в клубах в мониторе только вокал и все. Потому что остальное слышно и без мониторов от усилителей на сцене. Если барабанщик не слышит а мониторов нет, организуйте хотя бы уши.

Умных посылать на сцену петь, когда начинают умничать диалог такой. "а ты кто в группе? Басист. Ну вот Иди и баси."
Я учитываю только пожелания перед чеком. типа клавиш должно быть больше, рабочий должен преобладать в миксе и прочее. но обычно мало кто что говорит, особенно забугорные.
 
  • Like
Реакции: rezen
Как быть если ребята играют "жосткий роцк" а гитара только одна?
Чем дальше от центра - тем сильнее она "перетягивает одеяло".
Чем ближе к центру - тем сильнее "глушит" голос.

Ну в общем это очень скользкий вопрос. По хорошим делам ребята, играющие в одну гитару, должны крайне педантично подойти к вопросу аранжировок, так, чтобы гитара в центре не мешала вокалу. Либо писать вторую риффовую гитару в плейбэки. Но такие подходы хотя и решают вопрос полностью, лежат отнюдь не в области ответственности произвольного концертного звукорежиссера.

Так что если задача стоит вызвучить произвольно пришедших в клюб ребят, то видится мне два варианта:

1) Забить болт. Вот так вот просто. Хотят играть в одну гитару, чтобы она мешала вокалу (и ничего не делать из того, что выше описано) - пусть играют. Разве что чуть-чуть облегчить ситуацию, засайдчейнив компрессор на канале гитары от вокала, пусть придавливает гитару, когда волать начинают.
2) Можно найти какой-нибудь простенький прибор обработки, позволяющий в реальном времени сделать питчшифт на 5-10 центов. Гитару снять одним микрофоном, результат в один канал дать напрямик, в другой - через питчшифтер. Результат заметно лучше простого дилея одного канала, съема двумя микрофонами и прочим. Но нужен питчшифтер с минимальной собственной задержкой (я вообще плагином пользовался).
3) Разделить чистый сигнал гитары Y-шнуром, воткнуть в два разных усилителя с двумя разными кабами, и снять с этих разных кабов микрофонами сигнал для левого и правого каналов. Результат похуже, чем вариант 2, но сильно лучше съема двумя микрофонами одного кабинета.
 
Когда то я был на вашем месте, нырнул в пучину концертной звукорежиссуры, так как больше было некому, и всё заверте... o_O

1. Чем больше гейна, тем выше вероятность обратной связи?
Значение имеет общий коэффициент усиления. Так что не важно выкрутите ли вы гейн или задерёте громкость. Вероятность обратной связи зависит от взаимного расположения микрофона и мониторов. В микрофоне важна направленность, чем шире поле охвата, тем вероятнее обратная связь. Самый тупой и действенный вариант подавления обратной связи это нахождение и вырезание частот на которой она образуется параметрическим эквалайзером в мониторной линии.

2. Как панорамировать гитару?
В концертных условиях панорамирование может быть вредно, нужно смотреть по обстоятельствам. В некоторых случаях если группа не озаботилась грамотными аранжировками, разведение двух гитарастов по панораме может таки улучшить читаемость.

3. Как грамотно настроить мониторинг?
Для этого нужен саундчек в любом случае. Настраивать мониторинг окончательно нужно со включенным порталом. При игре в зале, особенно небольшом, настройка звука мониторов независимо от портала большая ошибка. У мониторов должен быть запас мощности. Если в зал орут 5кВт, то 200Вт мониторов на сцене это ниачом. Ушной мониторинг это спасение, но я повторюсь про необходимость саундчека. Часто музыканта на сцене во время концерта не могут понятно объяснить что им надо добавить/убрать, заранее оговорите с ними язык жестов которыми они смогут с вами общаться, а вы в свою очередь следите за ними во время выступления.

4. Что делать с советами и требованиями по звуку которые ты считаешь не правильными?
Человек на сцене не может адекватно оценивать звук в зале, поэтому уже звучавший совет "слать нахер" вполне грамотный. Но обсудить предпочтения и нюансы полезно. Особо настойчивым предложить самому порулить, обычно желание пропадает.
 
  • Love
  • Like
Реакции: Mr.Nerbe и rezen
По хорошим делам ребята, играющие в одну гитару, должны крайне педантично подойти к вопросу аранжировок
Очень важно замечание. @rezen, небольшая толика пофигизма будет на пользу и если аранжировка - каша, а вокалист - дохлый селезень, то с этим ничего не поделать, только нервы потратите.
 
  • Like
Реакции: greennoise и rezen
Особо настойчивым предложить самому порулить, обычно желание пропадает.

Для любителей выйти со сцены послушать звук в зале (с последующей попыткой указать мне что и как делать) у меня всегда есть три предложения в порядке возрастания настойчивости:

1. Вернуться на сцену и озаботиться тем, чтобы с него г...но не валило, хоть он там струны дергает, в барабаны лупит или волает ртом.
2. Отыграть сет с уровнем на мастере -30дБ.
3. Просто дать в табло.

Главное - не бояться озвучить излишне пафосным пацанам пункты 1 и 2. До 3го, кстати, дело дошло только один раз, обычно первые два пункта вполне остужают излишне горячие головы. Но дать в табло тоже не надо бояться ;)
 
  • Like
Реакции: solo541, VR.j и rezen
После работы зашел и офигел от количества сообщений.
Мужыки, спасибо огромное! :)
 
Для любителей выйти со сцены послушать звук в зале (с последующей попыткой указать мне что и как делать) у меня всегда есть три предложения в порядке возрастания настойчивости:

1. Вернуться на сцену и озаботиться тем, чтобы с него г...но не валило, хоть он там струны дергает, в барабаны лупит или волает ртом.
2. Отыграть сет с уровнем на мастере -30дБ.
3. Просто дать в табло.

Главное - не бояться озвучить излишне пафосным пацанам пункты 1 и 2. До 3го, кстати, дело дошло только один раз, обычно первые два пункта вполне остужают излишне горячие головы. Но дать в табло тоже не надо бояться ;)
Опасная работа - звукооператор. :)
Но на самом деле я так и предпологал что работа звукарем почти растрельная профессия, и в случае чего винить будут именно тебя, а большинство советов которые тебе дают разные музыканты - просто взаимоисключающие.
 
она интересная, ну и тут же как в управлении машиной, действуешь по обстоятельствам и решаешь форс мажоры. это не в студии где можно покурить попить чай а потом доделать. тут приходится иной раз очень сильно крутиться)
 
  • Like
Реакции: AAG, Oliver_Cray и rezen
Очень важно замечание. @rezen, небольшая толика пофигизма будет на пользу и если аранжировка - каша, а вокалист - дохлый селезень, то с этим ничего не поделать, только нервы потратите.
Я стараюсь, но до сих пор если какая то из групп в "солянке" местного рок фестиваля поет так что не разобрать ни слова, переживаю и думаю о том что может быть это что то я не доглядел.
Со временем наверняка адаптируюсь.
 
@rezen, она неблагодарная в формате "звукач в клюбе". Она интересна и приносит удовольствие, если у Вас есть свои подопечные ребята, с которыми Вы работаете в качестве концертного звукорежиссера. Рекомендую, очень вдохновляет.
 
Когда то я был на вашем месте, нырнул в пучину концертной звукорежиссуры, так как больше было некому, и всё заверте... o_O


Значение имеет общий коэффициент усиления. Так что не важно выкрутите ли вы гейн или задерёте громкость. Вероятность обратной связи зависит от взаимного расположения микрофона и мониторов. В микрофоне важна направленность, чем шире поле охвата, тем вероятнее обратная связь. Самый тупой и действенный вариант подавления обратной связи это нахождение и вырезание частот на которой она образуется параметрическим эквалайзером в мониторной линии.


В концертных условиях панорамирование может быть вредно, нужно смотреть по обстоятельствам. В некоторых случаях если группа не озаботилась грамотными аранжировками, разведение двух гитарастов по панораме может таки улучшить читаемость.


Для этого нужен саундчек в любом случае. Настраивать мониторинг окончательно нужно со включенным порталом. При игре в зале, особенно небольшом, настройка звука мониторов независимо от портала большая ошибка. У мониторов должен быть запас мощности. Если в зал орут 5кВт, то 200Вт мониторов на сцене это ниачом. Ушной мониторинг это спасение, но я повторюсь про необходимость саундчека. Часто музыканта на сцене во время концерта не могут понятно объяснить что им надо добавить/убрать, заранее оговорите с ними язык жестов которыми они смогут с вами общаться, а вы в свою очередь следите за ними во время выступления.


Человек на сцене не может адекватно оценивать звук в зале, поэтому уже звучавший совет "слать нахер" вполне грамотный. Но обсудить предпочтения и нюансы полезно. Особо настойчивым предложить самому порулить, обычно желание пропадает.
Стоп.
Может быть тут у меня есть ошибка.
Работая с кавер группой, на гитаре постоянно (которая звучит через процессор, из которого идут два канала в линию, как объяснил гитарист там разные кабинеты на каналах) развожу оба сигнала до упора (на 90%) в стороны. Пробовал разводить уже, показалось что начинает давить вокал (хотя может просто вокалистка пропела тише) и руководствуясь старым правилом "работает - не трогай руками" развел обратно на 90 %.
А времени проэкспереминтировать у нас нет, эти ребята серьезно подготавливаются, но долго не чекаются.
 
@rezen, она неблагодарная в формате "звукач в клюбе". Она интересна и приносит удовольствие, если у Вас есть свои подопечные ребята, с которыми Вы работаете в качестве концертного звукорежиссера. Рекомендую, очень вдохновляет.
Я бы с удовольствием, но по работе (не связанной с музыкой) я жестко привязан к одному месту, а единственная группа которая бы с радостью (наверное) взяла бы меня штатным звукарем - в другом городе.
Может когда нибудь я все таки ливну с работы которая порядком устала меня.
 
Кстати.
Вспомнил еще один вопрос - как заставить (и можно ли это делать ) играть барабанщика тише?
Помещения не большие и очень гулкие, и когда там от души вжарят по тарелкам, то что ни делай, но вокал не читается.
И вот на одной из веток форума я прочел что возможно играть на барабанах тихо и аккуратно, и при грамотной игре это ни чуть не не испортит звучание даже тяжелого рока, а даже наоборот - добавит читаемости остальным инструментам в малых залах.
Но большиноство местных музыкантов не особо сильные профи в игре на барабанах, а те которые играют хорошо (по крайней мере в сравнеии) лупят по барабанам так будто хотят их уничтожить.
 
из которого идут два канала в линию, как объяснил гитарист там разные кабинеты на каналах

В общем просто двух разных кабинетов недостаточно - все равно оба сигнала сильно коррелированы между собой, и мид-составляющая достаточно сильна. Гитара начинает звучать более-менее широко, но дырки для вокала в центре практически не появляется. Я бы сделал сайдчейн на компрессор гитары от вокала, все равно у каверщиков главное - красиво волающая девка, она должна быть на переднем плане во всех смыслах.
 
  • Like
Реакции: rezen
Вспомнил еще один вопрос - как заставить (и можно ли это делать ) играть барабанщика тише?

Заставить его - никак. Вопрос требует комплексного подхода, опять же выходящего за рамки ситуации "звукача в клюбе":

1) Грамотные аранжировки.
2) Негромкий сет железа, не надо тащить какие-нибудь Paiste Rude в зал на 50 человек, лучше взять какой-нибудь учебно-тренировочный негромкий, да, в ущерб качеству звука отдельно взятых барабанов, но с куда более хорошим результатом в общем и целом. Всякое моднейшее железо лучше оставить для студийной записи.
3) Задемпфировать тарелки, бумага и скотч снизу. Да, смешно в случае отдельно взятых барабанов, но в целом будет лучше.
4) Drum Shield. Немного, но может улучшить ситуацию.

П.1 нерешаем в произвольном случае. П. 2 может быть прямо в хозяйстве клуба. П.3 тоже можно решить в процессе. П. 4 - может быть в хозяйстве клуба. По 2 и 3 главное - уговорить барабанщика. Ну и если железо свое, то, конечно, могут и развалить дровосеки всякие.
 
  • Like
Реакции: rezen
Если вы постоянно работаете в одном помещении на одном аппарате, то выберите время для замера и корректировки АЧХ.
 
  • Like
Реакции: rezen
Как грамотно настроить мониторинг
Забыл ещё один момент. Не стесняйтесь отрезать низ на мониторах, как правило его с избытком на сцене из порталов. Это даст более читаемый звук на сцене и позволит сделать чуть громче мониторы без перегруза.
 
  • Like
Реакции: Rst7
@Rst7, драм шилд на маленькой сцене погасит звук ударных, но начнутся большие проблемы с мониторингом, весь звук мониторный от него отражается и летит в микрофоны, борьба с обратной связью потом очень тяжелая. А вот как раз пеист руд пусть несут а не шляпный а8 или еще дешевые серии, вот это кастрюли так кастрюли, лезут во все, звук противный.
 
  • Like
Реакции: rezen
драм шилд на маленькой сцене погасит звук ударных, но начнутся большие проблемы с мониторингом, весь звук мониторный от него отражается и летит в микрофоны, борьба с обратной связью потом очень тяжелая.

А никто не говорил, что будет легко. Есть, правда, нюанс упрощающий - если на маленькой сцене закрывать барабаны шилдом, то обычно их приходится убирать в угол, потому что и так места много занимают, а шилд еще отбирает свободное пространство. А в углу проблема с отражением от мониторов довольно сильно ослабляется. Ну и да, вокалисту, конечно, in ear очень показан.

А вот как раз пеист руд пусть несут а не шляпный а8 или еще дешевые серии, вот это кастрюли так кастрюли, лезут во все, звук противный.

Та пусть лучше кастрюли, но тише. Руды - это же немыслимо, валят так, что ушам больно. Более тихое железо ну никак не может сильнее лезть в микрофоны. А то, что кастрюли - так то неизбежное зло. Уж лучше более-менее нормальный микс с так себе звуком железа, чем одно железо везде.
 
  • Like
Реакции: rezen
@Rst7, странно несколько раз работал с пейст руд было все очень круто, звучало очень здорово и не лезло, и в миксе отлично сидит. А вот дешевка и есть дешевка и лупят когда по ней то там ничего не помогает
 
  • Like
Реакции: rezen
1. Чем больше гейна, тем выше вероятность обратной связи?
Не важно, фейдер это или гейн, важно понимать другое, а именно: с/ш, хэд рум, thd у приборов и опорные уровни. Гонево чисто предом, может вызвать большую вероятность срыва в заводку, но это в очень исключительных случаях, и с исключительным аппаратом. Просто делайте адекватный гейн стейджинг и всё будет нормально. По остальным вопросам думаю сами уже разберётесь.
 
  • Like
Реакции: rezen
странно несколько раз работал с пейст руд было все очень круто

Та я с этим делом постоянно работаю. У меня все подопечные понакупали рудов. Теперь пришлось даже на студии для репетиций развернуть шилд, потому что больно ушам. Причем, после установки шилда как было 100+ дБА от барабанов по шумомеру, так и осталось, но зато после репетиции в ушах не звенит.
173195
 
  • Like
Реакции: rezen
Мысль пришла в голову во время репы, по поводу громкого барабанщика, дать ему в уши больше себя самого, чисто с овера, "чтоб он сам ох*ел)". Реально потише и с контролем начал извлекать.
На концерте поэтому и могут валить, что не слышат себя со стороны.
Опытные камрады, прокомментируйте пожалуйста теорию)
 
  • Like
Реакции: Oliver_Cray и rezen
@Rst7, странно конечно, я говорю с точки зрения тяжелой музыки, в роке руд мне пока не попадался, а в тяжеляке он лежит очень здорово
 

Сейчас просматривают