Мой отзыв и разбор. А то в теме совсем не густо инфы
Очевидные плюсы
Пресеты, авторматизация кучи параметров по МИДИ, можно использовать и как контроллер, записывая движение ручек в daw, лёгкая рулёжка при саунддизайне, интуитивный секвенсер, неплохие эффекты и все органы управления перед глазами, отличный звук и универсальность за приемлемый ценник.
Приятный бонус: можно заливать кастомные волноформы и эффекты. Или вообще, превратить синт в виртуальный аналог с новыми фильтрами и волноформами, при этом, управляя всем ручками с передней панели!
Минусы
Главные для меня, наверное, всего два: отсутствие 24дб/окт фильтра и Release у Envelope фильтра. Компромиссные решения: для первого - использование синта как виртуал аналог, для второго - внешний adsr подсоединённый по midi+CV, например, из бехра нейтрона. Правда, он не будет многоголосым.
Пресеты переключаются с задержкой, не мгновенно. Это касается, скорее, третьего осциллятора: аналоговые включаются быстро, а multi engine "догоняет" их после короткой паузы. Думаю, это важно знать тем, кто планирует использовать для лайвов.
По мелочам:
Полифония всего 4 голоса, некоторые важные параметры всё же засунуты в меню. Ручка драйва без компенсации уровня, поэтому, в максимальном положении она буквально "орёт" на +6дб.
Родные волноформы FM синтеза не генерируется, а будто сэмплированы (wavetable, скорее всего) - каждый первый звук одинаков и начинается строго с одной и той же фазы.
Далее, чуть детальнее
Я искал недорогой аналоговый синт, чтобы иметь универсальный инструмент для имитации классических синтовых звуков и прочего, без боли.
Основными требованиями были: пресеты, мидированность, простота в управлении и широкий спектр звуков, чтобы делать что-то своё, уникальное.
Поэтому, оценка ниже будет исключительно с этой позиции: брал с конкретными целями и ожидал соответствующей отдачи.
На момент написания обзора синт у меня в работе уже месяц, забил кучу своих пресетов и использовал в нескольких проектах.
Говоря про потенциал в имитации классических звуков, по аналоговой части синт ближе к мугам/профетам, чем к джуно. Сравнивая с мугом: вы так же можете выбрать нужные осцилляторы и волноформы. Чуть по другому работает EG фильтра и, наверное, только это.
Имитировать звуки джуны сложнее: хоть синт и позволяет выбирать нужные осцилляторы и волноформы, имеет pwm и возможность залить кастомный джуновский хорус, из-за отсутствия характерной для DCO синхронизации между голосами и 24дб/окт фильтра, не получится повторить джуну 1в1. Так же, отсутствие Release у EG фильтра не даст эффекта закрывания фильтра при отпускании нот, как на джуновских пресетах брасса.
Тем ни менее, часто можно получить довольно близкий результат.
Итого
Minilogue XD - хороший вариант для бюджетного приобщения к аналоговому (и не только) синтезу. Благодаря гибкости в настройках, имеет огромную палитру звуков. А с глубокой мидированностью и пресетами с ним можно работать почти как с vsti.
Достаточно универсален, но всё же имеет некоторые индивидуальные особенности, "собственное звучание". Можно имитировать звуки классических синтов, от грязного до модернового, если можете закрыть глаза на выше описанные нюансы. Если нет - то, например, связка Roland JU-04A и Model D будет гораздо ближе к классике.
Чёкак в работе, хиты попёрли?
Думаю, многим будет интересно, что происходит в голове у человека, покупающего железный синтезатор. Началось с того, что
просто захотел купить игрушку застрял в творчестве: Serum мой основной синт, в котором прямо сейчас могу нарулить что угодно. Но ощущение отсутствия аналогового вайба не покидало меня, да и хотелось прикоснуться к нормальным pwm и fm (у Serum они сломаны - первый дико альясит, второй - генерирует какие-то жёсткие воблы, а не классический донк). Дополнительный софт не так интересен, мне нужно было сменить что-то кардинально.
Первые два дня были самые тяжёлыми эмоционально. Это двоякое ощущение приятной в работе штуковины, которая не умеет ничего лучше, чем софт. И при этом, звучит не так привычно, как Serum, да ещё и имеет кучу функциональных ограничений. С третьего дня, когда уже нарулил несколько десятков своих пресетов и начал использовать в работе, начало приходить озарение. Хотя, я больше всего боялся заниматься самообманом, притягивая за уши оправдания бесполезной вещи.
Вот, что я отметил для себя.
Автоматизация во время записи
Это весело. У меня никогда не было удобного контроллера, и, как оказалось, даже приоткрывать фильтр баса на припевах во время принтинга партий - это быстрее, чем рисовать автоматизацию. Плюс, тактильное вовлечение в процесс.
Джойстик раскрыл себя для FX. Шум с контролем высоты + добавление статтера при смещение джойстика вверх позволяют создавать интересные свипы с контролем в реальном времени.
Уникальные звуки
Самое тяжёлое, что для меня было - принятие того, что синт не похож на другие. На третий день использования я изменил подход к созданию пресетов: вместо того, чтобы пытаться повторить 1 в 1 звук других синтов, я начал брать референсы из головы и он наконец то зазвучал как мне хотелось. Как те самые синты, с аналоговым вайбом. Самое забавное, что я его и брал для того, чтобы получить что-то уникальное.
Ограничения
В то время, как Serum имеет сотню редактируемых элементов и позволяет роутить что угодно куда угодно, Минилог имеет кучу фиксированных и зашитых внутри параметров. С одной стороны, эта ограниченность напрягает, но с другой - легче получить звук не отвлекаясь на кучу второстепенных параметров.
Ограничение в 4 голоса ВНЕЗАПНО оказалось комфортным в некоторых условиях. Работая в софте, никогда об этом не задумывался. Оказывается, арпеджио звуками с длинным релизом не смешиваются в кашу и звучат очень чисто при таком ограничении. В то же время, из-за этого ограничения пришлось забыть про пэды: следующий аккорд просто резко обрывает звуки предыдущего. Это можно обойти использованием ревера, но тогда хвосты становятся мутными и неконтролируемыми.
Полезные советы осваивающим
1. Чтобы синт автоматически подстраивался под темп и не крутить ручку tempo в каждом новом проекте, в меню глобальных настроек нужно включить Clock Source Auto вместо Internal. Правда для bpm дилея всё равно ручку крутить придётся - он по миди не синхронизируется в любом случае, к сожалению.
2. Некоторые почему то думают, что синт не имеет vel track, в то время, как в прошлой версии синта это есть. И в XD есть, просто спрятаны в меню и отключены по умолчанию. В меню Program Edit -> Modulation (5 кнопка слева) есть настройка чувствительности и для фильтра, и для громкости.
3. Я не сразу обнаружил режим mono в настройках полифонии. Оказывается, это первый пункт в опции Chord. Не интуитивно.
4. Если вам не хватает lfo, можно получить дополнительно несколько штук: используя Motion Mode секвенсора, можно покрутить ручку нужного параметра, записав движение, а потом нажать кнопку Play, чтобы это сработало. Ручка Tempo будет работать как lfo rate. При этом, конечно же, нужно, чтобы все ячейки секвенсора были пустыми без нот.
5. Если используется квадратная волноформа, желательно сразу ставить её на vco 2: если потребуется модуляция pwm, всё сразу будет на своём месте. Ибо в настройках lfo нет возможности шатать только первый аналоговый vco. Только или второй, или оба одновременно.
6. Ручки Multi Engine Shape, LFO Int и Effects Depth имеют дополнительные свойства, если их крутить, ударживая кнопку Shift - рекомендую читать мануал и описания к кастомным волноформам. Так же, ударжание Shift ускоряет листание пресетов при вращении Program/Value. А Shift+Play позволяет транспонировать арпеджио по нажатию клавиш как в самоиграйке.
7. Фильтр по разному работает с громким и тихим сигналом, даже если Drive выключен. Ручками в секции Mixer вы можете контролировать это: при тихом сигнале резонанс фильтра более выражен и это делает звук резким. При большом уровне осцилляторов, наоборот - звук мягкий и резонанс фильтра не так заметен. Как использовать на практике? Например, при имитации acid 303 баса, уровень vco на 10 часов будет ближе "к тому самому" звуку резонанса, чем максимальный уровень.
Полезные ссылки
minilogue xd Sound Librarian стоит скачать с офф сайта в первую очередь. Пригодится для организации и переименования пресетов, а так же, заливки пресетов, волноформ и эффектов в синт.
Весь бесплатный и платный контент для заливки в синт:
https://korginc.github.io/logue-sdk/unit-index/
Крутые бесплатные плагины и волноформы:
https://hammondeggsmusic.ca/logueplugins.html (от себя отмечу Роландовский хорус Hera и волноформы для чиптюна Chips)
Fusion - превращает синт в виртуал-аналог с управлением ручками с передней панели, превращает фильтр в 24дб/окт. Есть бесплатная и платная версии:
https://tsoniq.com/software/korg/fusion/
Эдитор, позволяющий управлять синтом с компа (есть standalone и vst)
https://www.sunnysynths.com/korg-minilogue-xd
Ниже должны быть звуковые примеры, я начинал что-то подготавливать, но уже понимаю, что не справляюсь. Извиняйте. Вместо меня, вброшу лучших пресетов с ютуба от тянитолкая:
----
----
----
----
----
----