Посмотрел я, как слушает ризеншнауцер Аврора фортепьянную игру нашей дочери (она реально любит слушать пианино) и пришел мне в голову вопрос...
Вот у нас два уха. Чисто математически двух источников звука должно хватать для воссоздания полной пространственной картинки. И в некоторых практических случаях (бинауральное воспроизведение, компьютерно промоделированная коррекция для конкретного "свит-пойнта") это так и получается.
Но по большей части двух источников недостаточно, т. к. слух - хитрая система. Анализируя спектральные искажения в слуховых каналах и реверберацию помещения, он ломает пространственную иллюзию, поставляя нам правдивую информацию об азимуте реальных источников. Поэтому для для более-менее достоверной трехмерности человеку нужно хотя бы четыре источника.
И вот пришло мне на ум любопытное соображение.
При всей тонкости человеческого слуха, у нас есть один существенный недостаток перед большинством млекопитающих: неподвижные ушные раковины. Если задуматься о том, насколько это облегчает жизнь звукорежиссерам, поневоле проникаешься благодарностью к Создателю! Ибо пара вращающихся в трех измерениях "локаторов" наверняка делает пространсвенное восприятие КАЧЕСТВЕННО другим - "динамическим", "адаптивным" и на порядки более точным.
Предполагаю, что никаких "кажущихся источников" для собаки не будет вообще. Она выкупит, что звучат четыре АС по угам комнаты))
Вот интересно, проводились ли подобные эксперименты? Кто что слыхал (или просто думает) по теме?
Вот у нас два уха. Чисто математически двух источников звука должно хватать для воссоздания полной пространственной картинки. И в некоторых практических случаях (бинауральное воспроизведение, компьютерно промоделированная коррекция для конкретного "свит-пойнта") это так и получается.
Но по большей части двух источников недостаточно, т. к. слух - хитрая система. Анализируя спектральные искажения в слуховых каналах и реверберацию помещения, он ломает пространственную иллюзию, поставляя нам правдивую информацию об азимуте реальных источников. Поэтому для для более-менее достоверной трехмерности человеку нужно хотя бы четыре источника.
И вот пришло мне на ум любопытное соображение.
При всей тонкости человеческого слуха, у нас есть один существенный недостаток перед большинством млекопитающих: неподвижные ушные раковины. Если задуматься о том, насколько это облегчает жизнь звукорежиссерам, поневоле проникаешься благодарностью к Создателю! Ибо пара вращающихся в трех измерениях "локаторов" наверняка делает пространсвенное восприятие КАЧЕСТВЕННО другим - "динамическим", "адаптивным" и на порядки более точным.
Предполагаю, что никаких "кажущихся источников" для собаки не будет вообще. Она выкупит, что звучат четыре АС по угам комнаты))
Вот интересно, проводились ли подобные эксперименты? Кто что слыхал (или просто думает) по теме?
Последнее редактирование: