Dorico – нотный редактор от Steinberg (1 онлайн

  • Автор темы Автор темы dr-music
  • Дата начала Дата начала
@izagleyzer, посмотреть смогу только вечером или ночью. А пока выложите сюда скрины плагина и настроек Кубейса. Ну, чтобы словеса теоретические не разводить.
 

Вложения

  • Cub.jpg
    Cub.jpg
    67,8 KB · Просмотры: 72
  • TXL .jpg
    TXL .jpg
    41,9 KB · Просмотры: 64
чтобы словеса теоретические не разводить.
Вот если вручную поставить темп один и тот же в кубе и дорико, то такты примерно совпадать будут (куб откатывается на полтакта примерно раньше, чем курсор в дорико), но метрономы все равно разъезжаются.)

Спасибо за участие!
 
Может еще здесь что то не так?)
Со своей конфигурацией пока не сравнивал, вроде на ваших картинках всё правильно. Вопрос ещё один: не Нотперформер ли выбран в темплейтах? С ним я не тестировал, а он же берёт секундную задержку, и что там с миди тайм-кодом происходит, одному Арне Волландеру известно. Если сейчас Нотперформер, то я попробовал бы поменять. Если нет, то будем думать.
 
@izagleyzer, я наконец-то выспался и всё сразу понял. Когда я тестировал TXL-плагин, я не заморачивался проверкой, как работает смена темпов, просто убедился, что старт-стоп работает, описал настройку и... дальше пошёл.

А дело вот в чём. MIDI Time Code (MTC) — это тот же SMPTE, только переданный по MIDI. Он состоит из временных меток и НЕ передаёт информацию о темпе. MTC по своему устройству какбэ вообще не имеет отношения к MIDI, хотя и передаётся через MIDI-канал. Соответственно, нет способа в нашем сетапе автоматически синхронизировать темпы, только вручную. DAW (Cubase) здесь работает чиста-тупо как магнитофон, синхронизируясь по физическому времени, а не по долям и MIDI-тикам. (На это обстоятельство сходу мог бы указать любой олдскульный звукореж, если бы заглянул в эту ветку.)

А теперь о главной подлянке. Дорико умеет экспортировать темпо-трек, но только в современном формате MusicXML, и не умеет в формате MIDI-файла. Это само по себе неплохо: в MIDI-файле могут быть только точные и точечные значения темпа, а в MusicXML — что угодно, любые плавные ускорения и замедления, хоть по прямой, хоть по синусоиде, хоть по кривой Безье. А вот Кубейс... Кубейс умеет импортировать темпо-трек только в виде MIDI-файла (не тестировал, но наверняка MIDI-файл он будет открывать новым проектом). Попытка по-хулигански скормить Кубейсу MusicXML приводит к сообщению о серьёзной ошибке (ещё бы!) и необходимости перезагрузить программу.

Что имеем. Если темпо-треки в Дорико и Кубейсе совпадают, то синхронизация работает идеально. Но если темпо-трек в Дорико насыщенный (к примеру, все ферматы и метки взятия дыхания в последней версии Дорико заработали на воспроизведение, они индивидуально редактируются и прописываются в темпо-трек, меняют его), то для копирования темпов из Дорико в Кубейс придётся экспортировать MIDI-файл из Дорико, открывать его в Кубейсе (в отдельном проекте) и уже оттуда вручную копировать темпы в текущий проект. И так столько раз, сколько поменяются темпы в Дорико. В принципе, можно и такое положение дел перетерпеть, хотя и трудно в очередной раз от души не поблагодарить команду Кубейса «за великолепную работу и соответствие духу времени».

Как-то так.
 
Последнее редактирование:
  • Wow
Реакции: V_ad_im и Landre
Будем ждать перемен.))
Наберитесь терпения. Как показывает практика, для такого "серьезного" изменения (вроде кнопки моно-стерео) у Кубендо может уйти лет тридцать))
 
  • Like
Реакции: broomstik и izagleyzer
Как? Как?!! Очень нужно!
Ну, Алексей, базовый же функционал! Клик мышки в стрелочку, третья опция:

244606


Если нажимать цифру «1» на основной части клавиатуры, то эти три режима будут переключаться по кругу.
Другой вопрос, что обсуждалась возможность делать это прямо в пиано-ролле с выделенной фразой, а такой возможности-то и нет. На сегодняшний день то, что требуется растянуть/сжать, нужно выделить в отдельный MIDI-клип, что не есть верх удобства.

На всякслуч: это тема про Дорико, а не про Куб.
 
Последнее редактирование:
Ну, Алексей, базовый же функционал! Клик мышки в стрелочку, третья опция:

Посмотреть вложение 244606

Если нажимать цифру «1» на основной части клавиатуры, то эти три режима будут переключаться по кругу.
Другой вопрос, что обсуждалась возможность делать это прямо в пиано-ролле с выделенной фразой, а такой возможности-то и нет. На сегодняшний день то, что требуется растянуть/сжать, нужно выделить в отдельный MIDI-клип, что не есть верх удобства.

На всякслуч: это тема про Дорико, а не про Куб.
Ой, точно! (Семён Семёныч!..)
 
Хорошая и так себе не-новости. Из (недо-)недокументированного.

Так себе.
Бог с ним с неразвитым пультом Дорико, это дело наживное. Основная проблема при изготовлении звучащих макетов в Дорико, оказывается, вот в чём. Карты экспрессий дорикане придумали шикарные — у каждого штриха-хоткея возможна своя задержка. Например, –5 мс для спиккато и –50 мс для тягучего легато. Пользователи Куба могли бы обзавидоваться. Но не всё так хорошо, как могло бы быть. Все динамические оттенки, если они прописываются в конкретном темплейте с помощью СС, а не велосити, никуда сдвигаться не будут. И возможна ситуация, когда, например, субито-пиано наступит точно в указанной ритмической позиции, а нота, с которой это субито-пиано начинается, прозвучит раньше. Механизм, как привязать сообщения СС к картам экспрессии, пока даже не придуман, придётся следить за этим и подправлять вручную.

Хорошая.
Если в ощутимом по размеру/сложности тексте пропущены знаки (при импорте или при наборе по невнимательности), то текст можно не перенабирать и не исправлять ноты по одной, всё делается проще. Примеры.
В первом такте пропущены фа-диезы, везде. Чтобы получить из него картинку, как во втором такте, выделяем весь такт (клик по нотному стану между нотами), потом Shift-I ► f=f# ► Enter.
В третьем такте пропущены ми и си бемоли. Чтобы получить картинку, как в четвёртом такте, делаем так: а) выделяем такт ► Shift-I ► b=bb ► Enter, б) ещё раз выделяем такт ► Shift-I ► e=eb ► Enter.

246378
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: V_ad_im
Здравствуйте! я новичок в этой программе, такой вопрос, можно ли как-то объединить самим пустые такты? знаю, что в режиме печати они сами объединяются, но можно ли это сделать самому? не смогла найти
 
Здравствуйте, @snapewera.

Если имеются в виду многотактовые паузы, то в Дорико они включаются на каждую раскладку (layout) отдельно.
Свойства раскладки (Ctrl-Shift-L) ► Players ► Bar Rests and Multi-bar Rests ► Consolidate...

На картинке многотактовые паузы выключены.

246901


Если нужно поменять эту опцию сразу для нескольких раскладок, то их сначала нужно выбрать в правой панели (Shift-Click).

знаю, что в режиме печати они сами объединяются
Вот эти слова мне непонятны. Могу только предположить, что Вы пытаетесь объединить паузы в Galley View (что невозможно), а на печать всегда выводится Page View (а как иначе?), при этом опция объединения пауз у Вас и так включена.

Клавиши переключения между Page и Galley View — Ctrl-Alt-1 и Ctrl-Alt-2.
 
Atomic Big Band от Straight Ahead Samples — теперь с темплейтом для Дорико.
При включенном в инстанциях Контакта алгоритме Smart Delay возникает задержка в одну секунду между курсором и звучанием, за эту секунду хитрые алгоритмы умузыкаливают фразу (а ля Note Performer). Смотреть на эту задержку неприятно, но в целом связь нотного текста со всеми штриховыми обозначениями и этой библы работает очень неплохо.

 
  • Like
Реакции: izagleyzer и Landre
Dorico 5.1.40 update

Из удобного — контекстная справка. Нажимаешь в любом режиме и в любом диалоговом окне F1, и на экране появляются рассыпанные тут и там знаки вопроса. Кликаешь по вопросику в интересующей области окна и попадаешь сразу в нужный раздел онлайн-справки.
Увы, работает со всеми языками, кроме русского.

Из правильного — доработан negative offset. Не так давно писал, что в картах экспрессии Дорико на каждый исполнительский приём можно поставить свой offset (это чтобы стаккаты и легаты игрались вовремя). Но эти оффсеты оказывали влияние только на начала нот (Note-On) и не влияло на их концы (Note-Off) и привязанную к ним динамику. Теперь же это доработано: ноты оффсетятся целиком, и вся динамика (СС), попадающая в зону действия переключалки из карты экспрессии, тоже оффсетится.
Народ уже обнаружил библиотеки, с которыми это работает глючно, но всё равно — молодцы. Доведут до ума.
========

2 мая обновился NotePerformer до версии 4.5. Тынц.
 
  • Like
Реакции: Landre
Дорикане выпустили четыре недлинных видео о том, как писать музыку под картинку. На английском, ессна.
Первоначальный сетап, расстановка меток, подгонка темпа, экспорт аудио и/или MIDI. Плейлист на youtube.

P.S.
А мы тут вот такие штучки пока осваиваем...
248575
 

Вложения

  • Like
Реакции: V_ad_im
Два длинных англоязычных подкаста.

1) О том, как перенести точное форматирование страниц с уже когда-то изданных нот в Дорико. По сути это очень подробный разговор про Engrave Mode и Engrave Options. Добрал из него много сравнительно редко используемых горячих клавиш.




2) О горячих клавишах и о совсем до сих пор недокументированном скриптинге. Начало через два дня.

 
  • Like
Реакции: V_ad_im
На vi-control в очередной раз зашёл разговор о возможностях и перспективах нотных редакторов в области современной академической музыки. Я выложил несколько слайсов (картинок) из того, что мне пришлось набирать в Дорико за последние полгода. По ссылке текст на англицком, но если у кого-то из русскоязычных есть вопросы о том, как, какими инструментами это выполнено, то могу поделиться опытом.

тынц
 
  • Like
Реакции: Falcone
Вот у меня вопрос: в Dorico есть такая опция, когда нота со знаком залиговывается с такой же нотой на следующем нотоносце, то при второй залигованной ноте в скобках автоматически выставляется этот знак при ноте в скобках? В Sibelius это автоматически делается. А в Dorico как-то нет.
 
то, наверняка, линии +
Линии, работа с нотными головками и их наборами, использование возможности прятать по отдельности и в любой комбинации нотную головку, штиль, добавочные линейки.
Есть, например, линия, у которой самого тела линии нет, но есть скобки нужного масштаба в начале и в конце. Соответственно, эти скобки, окружающие, например, скрипичный ключ, можно двигать по ритмическим позициям привычными клавишами.[/QUOTE]
Какие-то символы шрифтов, да, в том числе созданные самостоятельно в редакторе шрифтов (не часть Дорико!), когда нужный символ не нашёлся.
SMuFL это не какие-то особые символы, а, скорее, универсальная таблица их расположения, что-то вроде Уникода для обычных шрифтов. SMuFL-шрифт может и не содержать всех музыкальных символов, а только самые распространённые, или только индийские (там своя нотация), или только средневековые-мензуральные. Точно как Уникод-шрифт не обязан содержать все символы мира, но обязан имеющиеся держать на отведённых им местах.
есть такая опция, когда нота со знаком залиговывается с такой же нотой на следующем нотоносце, то при второй залигованной ноте в скобках автоматически выставляется этот знак при ноте в скобках?
Нет такой, насколько я знаю. А зачем она? Если бы была такая опция, я бы её отключил, чтобы не раздражала.
Вообще, в Дорико слигованная нота это один объект, а не несколько. Если ноту двигать по ритмической сетке, то она будет записываться по-разному в соответствии с устройством метра — Дорико следит за этим. (Например, четверть на последней доле такта 4/4, слигованная с половинкой и четвертью в следующем такте, для Дорико — целая нота, как в DAW. Если подвинуть её на сильную долю, она и станет целой, без всяких лиг.) А за тем, оказалась ли слигованная через тактовую черту нота на стыке систем, Дорико не следит. Думаю, что при такой внутренней логике программы реализация алгоритма поиска слигованных нот, переходящих на следующий нотный стан, если не невозможна, то точно была бы очень трудоёмка.
Впрочем, после окончания вёрстки, когда движение тактов по странице уже не предполагается, можно выделить вторую (третью, и т.д.) нотную головку в цепочке залигованных нот и включить ей опцию показа знака, хоть в скобках, хоть без. Это делается в Engrave Mode.
К наличию или отсутствию каких-то вещей, привычных в другом редакторе, стоит перепривыкать. Что у Финале, что у Сиба структура тактовая. А в Дорико можно менять размер прям посреди такта, не дожидаясь его окончания, причём образовавшийся неполный такт можно поправить потом. Ноты при этом никуда не деваются, в каких бы тактах они не оказались. Для композитора невероятно удобная вещь.
Именно при таком подходе, кстати, становится возможной нотация вообще без тактовых черт, в безразмерном такте. А не как в Финале, где, чтобы получить якобы безразмерный такт, нужно сосчитать, сколько у тебя музыки (хорошо, если она уже сочинена, а если нет?), потом нужно поставить размер типа 138/8, а потом скрыть его. Ужас-ужас.

В Дорико довольно много настроек, касающихся поведения и начертания знаков альтерации. В Engraving Options (на весь документ) настраивается их внешний вид, порядок их взаимного расположения и отступы. В Notation Options настраивается (на каждый отдельный Flow или на весь документ) их поведение: когда ставить предупреждающие знаки, когда нет, и т.п..
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Falcone
Да, продвинутые техники нотного набора очень интересны. Мне вот как-то надо было нотную фразу заключить в скобки: скобки открываются, мелким шрифтом музыкальная фраза, скобки закрываются. Пока не нашёл, как это воплотить.
Что касается взятого в скобки при переносе залигованной ноты на другую строчку случайный знак (напоминательный в данном случае), то несколько раз набирал ноты композитора, профессора Московской консерватории, так он просил меня, чтобы такой случайный знак в скобках при залигованной с другой строчкой ноте был. Да, в ручном режиме в Dorico я это делаю. Но не всегда, бывает, за этим уследишь, особенно когда внимание замыливается.
В вообще я в большом энтузиазме от Dorico, обладателем которого стал в первые дни его выхода. Первые версии были немножко сыроватые, ограниченные по продвинутому функционалу. Нынешняя 5-я версия - это мерседес по сравнению с жигулями. То ли ещё будет!
 
  • Like
Реакции: dr-music
скобки открываются, мелким шрифтом музыкальная фраза, скобки закрываются. Пока не нашёл, как это воплотить.
Если это в нотном тексте, то я бы попробовал Ossia. Мало пользовал этот инструмент, плохо его знаю, но он точно может цитировать инструмент, в данную раскладку не входящий, но имеющийся в текущем Flow. Т.е. можно иметь отдельный инструмент для такого цитирования.
Либо, второй вариант, Add Staff Above от любой ритмической позиции, потом Staff Size желаемый (и в опциях Show Preamble по желанию), а скобки привязать как текст или PT к первой и последней ритмической позиции во фразе, подкорректировав их положение в Engrave Mode.
он просил меня, чтобы такой случайный знак в скобках при залигованной с другой строчкой ноте был
Профессора, они такие. Одна моя заказчица просит ставить знаки тотально, перед всеми слигованными нотами. Тоже много пропускаю...
 
Последнее редактирование:
252442
Вот на этой картинке переворот страницы. Я к тому, что если дирижёр попросит начать сразу со следующей, то, возможно, нужно будет перевернуть страницу назад, чтобы напомнить себе, какие знаки были на предыдущей странице, т.к. при ключе знаков нет, а есть при ноте. Для этого случайный знак альтерации в скобках при ноте был бы очень удобен.
 
@slasta, тут другое имеется в виду. Сибелиус, поскольку он тактовой структуры, сам ставит эти знаки, если такт оказывается в начале системы, и не ставит во всех остальных случаях. Ставит как бы поверх набранного пользователем текста, алгоритмом. Отдельным роботом-поисковиком, если угодно. И если поменять расположение таких тактов на странице, знаки сами исчезнут. Такой функции в Дорико нет.

Недостатки вашего способа: 1) лиги-вязки и лиги обычные имеют разную графику, особенно на переходе между нотными станами, и графику придётся подправлять; 2) если поставить знаки альтерации таким способом, то они появятся и в партиях, причём с большой вероятностью в местах, где перехода на новый нотный стан нет.

Если в Engrave Mode выделить нотную головку (не всю ноту), то в нижней панели можно добавить знак и к ноте в середине цепочки слигованных нот, со скобками или без. Графика лиги при этом сохранится «вязочная». А поскольку это нижняя панель, то знак можно прикрепить locally, и он не появится в других раскладках (например, в раскладках оркестровых партий).
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: slasta
@dr-music,
@slasta, тут другое имеется в виду. Сибелиус, поскольку он тактовой структуры, сам ставит эти знаки, если такт оказывается в начале системы, и не ставит во всех остальных случаях. Ставит как бы поверх набранного пользователем текста, алгоритмом. Отдельным роботом-поисковиком, если угодно. И если поменять расположение таких тактов на странице, знаки сами исчезнут. Такой функции в Дорико нет.

Недостатки вашего способа: 1) лиги-вязки и лиги обычные имеют разную графику, особенно на переходе между нотными станами, и графику придётся подправлять; 2) если поставить знаки альтерации таким способом, то они появятся и в партиях, причём с большой вероятностью в местах, где перехода на новый нотный стан нет.

Если в Engrave Mode выделить нотную головку (не всю ноту), то в нижней панели можно добавить знак и к ноте в середине цепочки слигованных нот, со скобками или без. Графика лиги при этом сохранится «вязочная». А поскольку это нижняя панель, то знак можно прикрепить locally, и он не появится в других раскладках (например, в раскладках оркестровых партий).
Да, всё верно. Ручками в Dorico это можно сделать. Вот мечтаю, чтобы такая функция автоматического проставления случайного знака при ноте, когда нота залигована на другую строчку или другую страницу, в скобках проставлялся этот случайный знак.
 

Сейчас просматривают