Если хотите теории, то это теория ладов, она довольно простая.
Напишите (постройте) от одного и того же звука лады в порядке, указанном ниже. # означает диез (повышенная ступень), b – бемоль (пониженная ступень). В скобках указано, как найти это лад на белых рояльных клавишах, но этот способ намного хуже, так как меняется тоника и сравнения ладов, по сути, не получается.
- лидийский – мажор + IV# (проще: белые клавиши от «фа» до «фа»);
- ионийский – «обычный» мажор (проще: белые клавиши от «до» до «до»);
- миксолидийский – мажор + VII b (проще: белые клавиши от «соль» до «соль»);
- дорийский – минор + VI# (проще: белые клавиши от «ре» до «ре»);
- эолийский – «обычный» минор (проще: белые клавиши от «ля» до «ля»);
- фригийский – минор + II b (проще: белые клавиши от «ми» до «ми»);
- локрийский – минор + II b + V b (проще: белые клавиши от «си» до «си»).
Сравните их. Поиграйте, не теряя тоники (это важно: чтобы ля-дорийский случайно не стал ми-«обычным»-минором), послушайте разницу, помедитируйте. И вы заметите, что чем больше в ладу высоких ступеней (максимум больших и увеличенных интервалов, если считать от тоники), тем светлее получается музыка, а чем больше в ладу низких ступеней (малых и уменьшенных интервалов от тоники), тем музыка темнее, мрачнее. То есть,
выбирая лад, вы выбираете количество света в вашей музыке. Я расположил лады по убыванию высоких ступеней.
Сравним, к примеру, миксолидийский и фригийский лады, выпишем все интервалы от тоники.
б2 – б3 – ч4 – ч5 – б6 – м7 – ч8 (миксолидийский)
м2 – м3 – ч4 – ч5 – м6 – м7 – ч8 (фригийский)
Вот эта интервальная разница войдет во все аккорды и во все мотивы мелодии, которые вы сочините. И окрасит их соответственно.
Если сочинить простенькую мелодию и коверкать её в угоду выбранному ладу (ничего в мелодии не менять, кроме отдельных ступеней), разница между ладами будет хорошо слышна. И пусть ваша мелодия при коверканьи будет звучать дурацковато – не стесняйтесь, это всего лишь упражнение.
Пойдем дальше. В европейской музыке основные два лада – мажор и минор. По звуковому составу, т.е. по интервалам от I ступени (но не более того) они совпадают с «народными» ионийским и эолийским ладами. В западноевропейской традиции это, соответственно, «весело» и «грустно», в восточноевропейской чуть по-другому. Мажор и минор воспринимаются нами относительно нейтрально, они привычны. Они как бы две середины нашего европейского ладового мира. А вот подчеркивание измененных ступеней воспринимается нами как добавление свежей краски.
Берем ля-минор («просто грустный») и хотим добавить света. Для этого нам лучше всего подойдет ближайший дорийский лад с высокой VI ступенью. Какие аккорды содержат эту повышенную ступень? В ля-дорийском-миноре это трезвучия II (си-минор), IV (ре-мажор), VI (фа# уменьшенный). Самый выгодный для нас аккорд – IV. Во-первых, повышенная ступень будет терцией аккорда – а это очень важный тон в трезвучии, ибо единственный, принципиально отличающий мажор от минора. Во вторых, чередуя мажорную IV ступень с тоникой, мы получим еще и мерцание мажор-минор. Вот оно и есть – нечто, что можно (но не обязательно!) описать словом «удивительно».
А еще можно выбирать тип аккорда. Если нужно что-то более напряженное, диссонантное, то выбираем аккорды, интервально содержащие в себе диссонанс (септ-, нон-аккорды, аккорды с задержанием, и т.п.). Трезвучий, содержащих эту самую «дорийскую сексту», три штуки, а септаккордов будет уже четыре – уверен, что это не требует объяснения.
Остальное в приведенном примере делает фактура, регистровка, оркестровка – но об этом в таблице нет ничего, ведь так?
================
Вот такие еще приемы ладового строительства покажу. Они расширяют ладовую систему, а та основа, описанная выше, становится только понятнее.
1) Шостакович, чтобы нагнать еще больше темноты, страха и ужаса, понижал вообще все, что только можно, и вошел в историю как автор... автор «ладов Шостаковича», ага. У него могла понижаться даже верхняя I ступень (но не нижняя), и она тогда уже вовсе не первая (тоника), а VIIIb, которая разрешается длинным ходом вниз VIIIb – VIIb – VIb – V. Лад становится восьмиступенным. Количество уменьшенных интервалов от тоники при этом максимально. Чего стоит, например, уменьшенная октава до-бекар – до-бемоль (если мы, условно, в «до-миноре»; и нельзя путать ее с большой септимой, которая разрешается в другую сторону). Но это уже не совсем школьный уровень.
2) Симметричные лады. Никогда не существовали в народной музыке, все до единого придуманы композиторами. Хороши для всякой фантастики. Отличаются тем, что внутренне симметричны, состоят из одинаковых звеньев, а потому в них невозможно выделить, собственно, центр-Тонику. (Если вы распишите классические лады по схеме тон-полутон, там этой симметрии нет, и спутать, где тоника, невозможно). Симметричные лады дают ощущение невесомости или неразрешимой неустойчивости. Целотонная гамма, гамма тон-полутон – названия сами говорят, как эти лады строить (к их созданию приложили руку и мозг такие мастера сказочной музыки, как Глинка и Римский-Корсаков).
А построив такой симметричный лад, можно посмотреть, какие аккорды, интервалы и мелодии получаются, если использовать только звуки выбранного лада.
Сюда же – лады Мессиана (симметричные и квазисимметричные), но это, опять же, уже не школьный уровень.
3) Пентатоника. Для нас, европейцев, она звучит пустовато-глуповато, да? Но это только потому, что у нас в основе мажор и минор. А вот китайцам она такой не кажется, потому что китайцы не от мажора-минора считают. (Фиксируем в скобках: восприятие ладов культурно обусловлено, в разных культурах лады воспринимаются по-разному. Какие-нибудь индийские лады для европейца просто проходят все скопом, без различения, по статье «экзотика», поскольку у нас таких ладов просто нет – и это уже не другое восприятие, а, по сути, не-восприятие.)
Вот поставлю вопрос так: а как из мажора или минора получить пентатонику? А очень просто: находим самый напряженный интервал – тритон – и выкидываем его. То, что осталось – мажор без IV и VII и минор без II и VI – и есть пентатоника. Ненапряжная. Глуповатая.
Как-то так.