Гармония у голливудских кинокомпозиторов.

Bayarkhuu

Well-Known Member
25 Ноя 2009
797
465
63
Монголия Улаанбаатар

Ребята вы наверно видели этот видео, и только видели, даже знаю что активно используете. Вот хотел узнать теоретический где это систематизировано? Может кто то из классических композиторов(к моему стыду) использовал эту технику, и каких то учебниках это систематизировано. Если да то как называется техника? Если есть информация то пожалуйста дайте мне знать, очень хочется прочитать. Спасибо.
 
  • Like
Реакции: belovw
@Bayarkhuu, это же просто остроумная шутка.

"Как научиться играть как голливудские актеры"

1. Растягиваем кончики губ в стороны - радость
2. Раскрываем пошире глаза, поднимаем брови - удивление
3. Сжимаем плотно губы, морщим лоб - недовольство

и т. д.
 
@Bayarkhuu, Как-то это все за уши притянуто. Гармония состоит же не из однотипных аккордов. Так что здесь только частные случаи. По учебникам почитайте тему мажоро-минорная система.
 
Вот хотел узнать теоретический где это систематизировано?

Это систематизировано в онлайн курсе Беркли по киномузыке. Там четко говорится о десяти, по-моему, настроениях и под каждое есть определённые гармонические последовательности. Поэтому вся музыка в кино одинаковая:D Только один Ганс Циммер молодец:)
 
  • Like
Реакции: Bayarkhuu
@Dmitry Stepin, Дима ну ты прям во всём ищешь какой-то скрытый смысл или подоплёку..)) Просто красивый аккорд. :) Вот пусть @Bayarkhuu скажет в какой тональности звучит этот аккорд. Только без "подсказок", на слух.
 
@Bayarkhuu, это же просто остроумная шутка.

"Как научиться играть как голливудские актеры"

1. Растягиваем кончики губ в стороны - радость
2. Раскрываем пошире глаза, поднимаем брови - удивление
3. Сжимаем плотно губы, морщим лоб - недовольство

и т. д.

Тема то называется Гармония у голливудских кинокомпозиторов, в узком смысле. Просто я хочу понять как они штампуют музыку.
[DOUBLEPOST=1547671326][/DOUBLEPOST]
@Bayarkhuu, Как-то это все за уши притянуто. Гармония состоит же не из однотипных аккордов. Так что здесь только частные случаи. По учебникам почитайте тему мажоро-минорная система.

Думаю мажоро-минорная система тут не причём.

[DOUBLEPOST=1547671651][/DOUBLEPOST]
Вообще то, у голливудских кинокомпозиторов гармония своя, голливудская.:)

Мне кажется действительно можно сказать что у них своя гармония.
 
Последнее редактирование:
Это систематизировано в онлайн курсе Беркли по киномузыке. Там четко говорится о десяти, по-моему, настроениях и под каждое есть определённые гармонические последовательности. Поэтому вся музыка в кино одинаковая:D Только один Ганс Циммер молодец:)

Спасибо, надо искать возможности ознакомиться с этим онлайн курсом. Мне кажется кто то из форума учился? Даже кажется была тема по этому поводу? Кажется он как раз рассказывал об этом. Я тут собираю последовательности аккордов слушая киномузыку (пока Денни Эльфмана) и пытаюсь продолжить список последовательности аккордов. По логике 12 мажорных и 12 минорных аккордов. Их комбинация не должно быть много. Учитывая что большинство из них уже привычном для нас мажоро-минорной системой можно объяснить.
И ещё стараюсь отметить ладовую взаимодействия. Ибо от них тоже зависит настроение. Растет число комбинация.
 
Просто я хочу понять как они штампуют музыку.
Пять!

Мне кажется действительно можно сказать что у них своя гармония.
Пять!
По логике 12 мажорных и 12 минорных аккордов. Их комбинация не должно быть много.
12 в 12-й степени.
И ещё стараюсь отметить ладовую взаимодействия. Ибо от них тоже зависит настроение.
Пять +!
В связм с этим вопрос - ты чего так рано встаёшь, Bayarkhuu? :)
 
  • Like
Реакции: Spartak и Bayarkhuu
гармония преследует одну цель - чтобы было красиво. :)

Ну да, так и переводится по моему. :) Но я имел ввиду не много другую трактовку. Трактовку Юрий Николаевича. Мне кажется если бы он был жив то в своем учебнике добавил бы тему 21 ый век - Гармония голливудских кинокомпозиторов.
 
Мне кажется кто то из форума учился?
Тут смотрите: https://rmmedia.ru/threads/92987/

Это курс детских музшкол. Вот это зайчик прыг-прыг, а это МЕДВЕДЬ ТОП-ТОП
Это курс уроков пения в общеобразовательной школе, разработанный Кабалевским Д.Б.. Все эти зайчики-мишки, «что музыка выражает»/«что музыка изображает».
Вообще, Кабалевский как отец-основатель современного Голливуда – это уже не трава, это что-то посерьёзней :)
 
  • Like
Реакции: Bayarkhuu
По видео получается так:
Берем аккорд (А), и в зависимо от того какой характер (видео диктует) нам нужно подчеркнуть, выбираем интервальное расположение и характер (мажорный и минорный) следующего аккорда (Б). Дальше от последнего аккорда (Б), в зависимо от того какой характер нам нужно подчеркнуть, выбираем интервальное расположение и характер (мажорный и минорный) следующего аккорда (В), или просто повторяем(если характер не меняется). И дальше по цепочке.
То есть забываем о тональности и мажоро-минорную систему, просто странствуем среди разных и тонально не зависимых между собой аккордов.

Насчет мелодических линий то получается при смене каждого аккорда меняется лад и тональность. Что вы ребята думаете по этому поводу?

Если не считать разновидности мажорных и минорных аккордов как септаккорд нон и.т.д. то получается 44 комбинаций. 11 * 4
Ниже картинка:
[HIDE-THANKS]
10.PNG
[/HIDE-THANKS]

Вот теперь думаю как можно все это забить в Chord track в кубейсе. Vosk, как вы думаете все это можно забить?
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Pushkin A. и Alentai
В фильме тоже используется контрапункт. Если действие фильма мажорное, то музыка вполне может быть минорной или напряженной, тревожной и пр. Все от задумки режиссера зависит, правил здесь нет.
 
Я думаю, никто не штампует. Просто их много, вот и поток большой. А вот шаблонность – уже вопрос из другой оперы)
Ключевой слово "я хочу понять". :) Пожалуйста, посмотрите "теоретическую" часть моего вопроса. Что вы думаете?
 
Ключевое слово "я хочу понять".
Эта таблица – что-то вроде интервального гороскопа (ключевое слово «гороскоп»). Чем больше смысла вы находите в гороскопе (любом гороскопе), тем меньше у вас ментального здоровья, и наоборот.
 
Последнее редактирование:
Эта таблица – что-то вроде интервального гороскопа (ключевое слово «гороскоп»). Чем больше смысла вы находите в гороскопе (любом гороскопе), тем меньше у вас ментального здоровья, и наоборот.
Попробуете использовать его. Я попробовал и оказался очень уж полезной таблицой для меня. Мало того, я даже почти уверен что многие используют. Вот например тема Алиса в стране чудес
использовано гармоническая последовательность под номером 27 из таблицы и работает. Ля минор + Ре мажор (Мажорная субдоминанта в миноре) Характер наверно можно сказать что это удивительно и превосходно. :)
Или я заблуждаюсь?
 
Если хотите теории, то это теория ладов, она довольно простая.

Напишите (постройте) от одного и того же звука лады в порядке, указанном ниже. # означает диез (повышенная ступень), b – бемоль (пониженная ступень). В скобках указано, как найти это лад на белых рояльных клавишах, но этот способ намного хуже, так как меняется тоника и сравнения ладов, по сути, не получается.

  1. лидийский – мажор + IV# (проще: белые клавиши от «фа» до «фа»);
  2. ионийский – «обычный» мажор (проще: белые клавиши от «до» до «до»);
  3. миксолидийский – мажор + VII b (проще: белые клавиши от «соль» до «соль»);
  4. дорийский – минор + VI# (проще: белые клавиши от «ре» до «ре»);
  5. эолийский – «обычный» минор (проще: белые клавиши от «ля» до «ля»);
  6. фригийский – минор + II b (проще: белые клавиши от «ми» до «ми»);
  7. локрийский – минор + II b + V b (проще: белые клавиши от «си» до «си»).

Сравните их. Поиграйте, не теряя тоники (это важно: чтобы ля-дорийский случайно не стал ми-«обычным»-минором), послушайте разницу, помедитируйте. И вы заметите, что чем больше в ладу высоких ступеней (максимум больших и увеличенных интервалов, если считать от тоники), тем светлее получается музыка, а чем больше в ладу низких ступеней (малых и уменьшенных интервалов от тоники), тем музыка темнее, мрачнее. То есть, выбирая лад, вы выбираете количество света в вашей музыке. Я расположил лады по убыванию высоких ступеней.

Сравним, к примеру, миксолидийский и фригийский лады, выпишем все интервалы от тоники.
б2б3 – ч4 – ч5 – б6 – м7 – ч8 (миксолидийский)
м2м3 – ч4 – ч5 – м6 – м7 – ч8 (фригийский)
Вот эта интервальная разница войдет во все аккорды и во все мотивы мелодии, которые вы сочините. И окрасит их соответственно.
Если сочинить простенькую мелодию и коверкать её в угоду выбранному ладу (ничего в мелодии не менять, кроме отдельных ступеней), разница между ладами будет хорошо слышна. И пусть ваша мелодия при коверканьи будет звучать дурацковато – не стесняйтесь, это всего лишь упражнение.

Пойдем дальше. В европейской музыке основные два лада – мажор и минор. По звуковому составу, т.е. по интервалам от I ступени (но не более того) они совпадают с «народными» ионийским и эолийским ладами. В западноевропейской традиции это, соответственно, «весело» и «грустно», в восточноевропейской чуть по-другому. Мажор и минор воспринимаются нами относительно нейтрально, они привычны. Они как бы две середины нашего европейского ладового мира. А вот подчеркивание измененных ступеней воспринимается нами как добавление свежей краски.
Берем ля-минор («просто грустный») и хотим добавить света. Для этого нам лучше всего подойдет ближайший дорийский лад с высокой VI ступенью. Какие аккорды содержат эту повышенную ступень? В ля-дорийском-миноре это трезвучия II (си-минор), IV (ре-мажор), VI (фа# уменьшенный). Самый выгодный для нас аккорд – IV. Во-первых, повышенная ступень будет терцией аккорда – а это очень важный тон в трезвучии, ибо единственный, принципиально отличающий мажор от минора. Во вторых, чередуя мажорную IV ступень с тоникой, мы получим еще и мерцание мажор-минор. Вот оно и есть – нечто, что можно (но не обязательно!) описать словом «удивительно».

А еще можно выбирать тип аккорда. Если нужно что-то более напряженное, диссонантное, то выбираем аккорды, интервально содержащие в себе диссонанс (септ-, нон-аккорды, аккорды с задержанием, и т.п.). Трезвучий, содержащих эту самую «дорийскую сексту», три штуки, а септаккордов будет уже четыре – уверен, что это не требует объяснения.

Остальное в приведенном примере делает фактура, регистровка, оркестровка – но об этом в таблице нет ничего, ведь так?
================
Вот такие еще приемы ладового строительства покажу. Они расширяют ладовую систему, а та основа, описанная выше, становится только понятнее.

1) Шостакович, чтобы нагнать еще больше темноты, страха и ужаса, понижал вообще все, что только можно, и вошел в историю как автор... автор «ладов Шостаковича», ага. У него могла понижаться даже верхняя I ступень (но не нижняя), и она тогда уже вовсе не первая (тоника), а VIIIb, которая разрешается длинным ходом вниз VIIIb – VIIb – VIb – V. Лад становится восьмиступенным. Количество уменьшенных интервалов от тоники при этом максимально. Чего стоит, например, уменьшенная октава до-бекар – до-бемоль (если мы, условно, в «до-миноре»; и нельзя путать ее с большой септимой, которая разрешается в другую сторону). Но это уже не совсем школьный уровень.

2) Симметричные лады. Никогда не существовали в народной музыке, все до единого придуманы композиторами. Хороши для всякой фантастики. Отличаются тем, что внутренне симметричны, состоят из одинаковых звеньев, а потому в них невозможно выделить, собственно, центр-Тонику. (Если вы распишите классические лады по схеме тон-полутон, там этой симметрии нет, и спутать, где тоника, невозможно). Симметричные лады дают ощущение невесомости или неразрешимой неустойчивости. Целотонная гамма, гамма тон-полутон – названия сами говорят, как эти лады строить (к их созданию приложили руку и мозг такие мастера сказочной музыки, как Глинка и Римский-Корсаков).
А построив такой симметричный лад, можно посмотреть, какие аккорды, интервалы и мелодии получаются, если использовать только звуки выбранного лада.
Сюда же – лады Мессиана (симметричные и квазисимметричные), но это, опять же, уже не школьный уровень.

3) Пентатоника. Для нас, европейцев, она звучит пустовато-глуповато, да? Но это только потому, что у нас в основе мажор и минор. А вот китайцам она такой не кажется, потому что китайцы не от мажора-минора считают. (Фиксируем в скобках: восприятие ладов культурно обусловлено, в разных культурах лады воспринимаются по-разному. Какие-нибудь индийские лады для европейца просто проходят все скопом, без различения, по статье «экзотика», поскольку у нас таких ладов просто нет – и это уже не другое восприятие, а, по сути, не-восприятие.)
Вот поставлю вопрос так: а как из мажора или минора получить пентатонику? А очень просто: находим самый напряженный интервал – тритон – и выкидываем его. То, что осталось – мажор без IV и VII и минор без II и VI – и есть пентатоника. Ненапряжная. Глуповатая.

Как-то так.
 
Последнее редактирование:
это теория ладов
больше в ладу высоких ступеней (максимум больших и увеличенных интервалов, если считать от тоники), тем светлее получается музыка, а чем больше в ладу низких ступеней (малых и уменьшенных интервалов от тоники), тем музыка темнее, мрачнее.
Да я согласен и я к счастью знаком с теорией ладов. Брал уроки у одного английского джазового теоретика. Как раз он мне тогда открыл мир ладов и взаимосвязанных с ним аккордов. И характер разных ладов. Как раз то о чем вы говорите. Как раз имел ввиду это когда писал:
И ещё стараюсь отметить ладовую взаимодействия.


А построив такой симметричный лад, можно посмотреть, какие аккорды, интервалы и мелодии получаются, если использовать только звуки выбранного лада

Это если мыслить тонально. А если представит что каждый аккорд это отдельный тональность, то из аккорда можно получить лады, оставляя только аккордовые звуки, а не аккордовые звуки альтерируя как угодно(применяя не только полутона, но и целые тона или терцию). То есть опять же математика(таблица для ладов), количество ладов или комбинация звукоряда (не важно натуральные или симметричные) могут быть множество. Я как раз хотел дополнить столбики с ладами.

В связи с этим опять же возникает вопрос:
Чем больше смысла вы находите в гороскопе (любом гороскопе), тем меньше у вас ментального здоровья, и наоборот.
Мне кажется это больше похоже на математику, я раньше думал что математика в музыке это зло, но мне больше и больше кажется что математика это музыка. Только этот математика выражает эмоцию. Если у человека есть о чем говорить то мысля математический или игнорируя его, все равно сделает ту эмоцию кот хотел показать. Только с математикой он сделает это более организовано.

Но, я не много о другом. О фактуре. О музыке кот строится только из фактуры. Покажу аудио пример когда найду.

ПС:
Насчет пентатоники:
А вот китайцам она такой не кажется, потому что китайцы не от мажора-минора считают.
Я не много не согласен. Но, это чисто мое мнение. Все конечно считают что у китайцев пентатоника. Но если вы возьмете музыку и проанализируете то вам станет ясно там не пента (5 звуков) а 6 звуков. Пентатоника + какой нибудь 6 звук кот добавляет полутоновый ход. Допустим, до ре ми соль ля СИ.
У нас народная музыка строится только на чистой пентатонике.

Ненапряжная. Глуповатая.
Наши композиторы в этом много интересных находок сделали. Даже серийное технике можно вписать пентатонику. Допустим 12 не повторяющих звуков кот внутри содержит несколько пентатоничных тетрахордов или трихордов или пентахордов кот в совокупности составить пентатонический характер. На мой взгляд пентатоника вписывается больше 20 веке чем гомофонной музыке.
Допустим вот примеры:

 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: dr-music
Все конечно считают что у китайцев пентатоника
Конечно, не пентатоника. Но если европеец хочет особо подчеркнуть китайскость музыки, он будет баловаться пентатоникой. Поскольку в европейской музыке пентатоники нет (вымерла, а вообще-то 5-ступенные лады древнее 7-ступенных), то она скорее как маркер «чужой». Никто не будет разбираться, что там на самом деле у китайцев.
Ну да, это не лучше, чем матрешка, балалайка, «баня, водка, гармонь и лосось» про русских :)

Вообще, я сильно упрощал свой текст, вплоть до неправильной терминологии (в ладах ступени высокие и низкие, а повышенные и пониженные – это про хроматические изменения ступеней). Иначе совсем неудобочитаемо для РММ получалось.

Это если мыслить тонально. А если представит что каждый аккорд это отдельный тональность...
Так нельзя говорить. Тональность это система тяготений. Если только один аккорд – это что угодно: центр, устой, вертикальный лад, но только не тональность. От гитаристов (и прочих клавишников) эта терминологическая гадость пошла. В любом ролике на тему как обыграть аккорд можно услышать столько неправильно употребленных терминов, что рука сама тянется к пистолету :) Но с гитаристов какой спрос... Говорят как умеют.

-----
Спасибо за музыку, слушаю уже.
 
  • Like
Реакции: SergM/S, akaabd и sunsell

Сейчас просматривают