Наверное всем знаком плагин Proximity (вроде как японский энтузиаст его делал)
Приборчик интересный и не плохо работает. Его задача - удаление сигнала от - слушателя/микрофона. И в общем что-то такое он делает с сигналом да. Но он чистый "математик"..
Есть ещё приборы такого типа, даже более продвинутые, например dearVR
В нём уже есть встроенные импульсы реверов и их можно рулить. Но он тоже "математик"..
virtual sound stage так же относится к этим алгоритмикам. Они, м.б. и хороши, но только когда у вас в проекте вокал, гитара, бас и барабасы.. А когда у вас в проекте полный состав оркестра, плюс барабасы с басом, плюс стерео-гитара, плюс рояль, плюс тяжёлая перкуссия и дед мороз с бубенчиками, то вам нужен МИР. Потому что он все эти разнообразно-разношёрстные сигналы "примиряет" в своей
не алгоритмической среде. Натуральной. В ней цыфры не путаются. Так как их там попросту нет.)
Огромное значение имеет отдаление сигнала от "слушателя-микрофона", и в этом отдалении важную роль играет не только "эквализация", а именно работа отражений, улавливаемых ухом-микрофоном от удалённых же от них отражений. Если вы удалите сухой моно кларнет с помощью Proximity, напр., вы этого удаления не почувствуете, кларнет станет ещё суше, тоньше и тише, просто-напросто. Если же его удалить в МИРе, он попадёт в то место (напр. на своё место в оркестре), на котором был источник излучения при записи импульсов, и микрофон воспроизведёт этот источник с того места, но уже не с синусоидой, а с кларнетом. Таким образом, поместив разнохарактерные источники в однородное пространство (на сцене в МИРе), все они приобретут однородные же отражения, соответствующие
реальному отдалению от уха-микрофона. То есть, фактически с теми же математическими параметрами, что и в вышеуказанных приборах, но с реально-существующими отражениями.
Возьмём, напр., хс в их жырной декка три позиции и рассмотрим их с точки зрения микрофонов, их записавших (зафиксировавших). По-ощущениям эти микрофоны стояли к группам чуть ли не впритык. То есть расстояние до групп - ну мах метр-два. Сможем ли мы их удалить? Вы спросите а зачем удалять они так красиво звучат.. Да, но у нас кроме струнников ещё куча народу на сцене, напр. рояль, который стоит ближе всех (особенно в раскладке "от пианиста" )). Или вокалист. Относительно расстояния до "скрипок" он вообще будет перед носом слушателя звиздеть в таком случае. Помимо чисто этического представления о собеседнике (это когда подвипивший мужичок хватает тебя за шею и прямо в нос тебе перегаром "ты меня уважаешь")) , существует понятие панорамы. Оно предполагает определённое расстояние до "рассматриваемого" объекта чисто по причине захвата его в наиболее полном инормативном виде. Иногда хочется отойти чуть подальше, чтобы ухватить весь объект взглядом целиком, короче.. А ведь оркестр это огромный объект и его невозможно слушать стоя на сцене (спросите у дирижёров)), его слушают на отдалении. От 3-х до 300-т метров. И так было веками.. Мы привыкли слышать оркестр на удалении. А Феникс подсунул нам всю струнную группу прямо под нос в этой поз. декка три.
Он, конечно, имел ввиду выдать нам каг бы саму струнную жырную группу как на тарелочке, типа вот смотрите какая красота когда рядом с ними стоишь. Прям такая ширина.. А нам теперь с этим что делать, как это удалять в реальном проекте со всеми другими инструментами и не только оркестровыми?
Кстати о ширине. Мики декка три захватывают всю панораму всей струнной группы, а первые скрипки при этом находятся где? Правильно - слева. Но если мы прослушаем их правый канал отдельно, то его вполне можно использовать как отдельную библиотеку первых скриипок ) - их там дохрена и больше.. Но ведь в реале их там категорически нет - справа-то. Справа челлы вапчета. То же с челлами - они просто прут в левый канал со всеми своими обертонами, наседая на первые скрипки.. В результате мы имеем партию челл в партии скрипок и наоборот. Возможно Феникс считает, что чем больше грязи, тем лучше, но это справедливо для живого оркестра, у живого оркестра грязь прозрачная общая и одномоментная, у нас же просто грязь, наслаивающаяся на собственные же застывшие какашки...
Что ещё присутствует в сигнале декка три? Ну конечно же помещение. А как кондёры, настроенные на улавливание дальних рядов струнников будут реагировать на захват помещения - разумеется гулом. Мики захватывают все низкочастотные бумбуки и они присутствуют у нас в сигнале первых скрипок даже если те пилят тремоло в третьей октаве.. Посмотрите на эту "диаграмму" это первые хс в поз. декка три в третьей октаве глисс вниз:
а это то же, по divisi (сухой моно сигнал):
По картинкам видно что разница между декка три и дивизи в нижнем диапазоне фактически около 6 дб. И причина в захвате миками помещения. Более того, Феникс записал так же релизные сэмплы отдельно, это типа сэмплы снятия смычков, и вот в момент снятия этот "паразитический" низ "взрывается" аж до нуля, ибо в нём больше гула помещения чем снятия смычков.. И так будет происходить у вас в фонограмме во время этих снятий всегда. Оно вам надо?
Более того. Так как в этом широченном декка сигнале прописана вся панорама сцены, фик вы её сузите. Поэтому даже если усадить эту позицию в МИР (для попыток её отдалить) , вам придётся все группы растягивать от "уха до уха", чтобы не искажать их изначальное панорамное положение, и даже если вам это как-то удастся, всё-равно в их сигнале будут присутствовать и паразитные низы и наезды на каналы им не принадлежащие. Другими словами, не смотря на всю красоту и "жыр", с этой позицией лучше никаких манипуляций не производить..
И это касается не только хс или серии диамонд, вообще в принципе библ, записанных в декка три. Их можно использовать только в их состоянии, одиночно, для приготовления "оливье" из библ они не годятся.
Что же мы имеем с моно? Да любые манипуляции с ними абсолютно безопасны (в рамках разумного конечно)), они лишены "достоинств" по красоте, но гибки и послушны для последующей обработки. Более того, они более читаемы в миксе, ибо когда наше внимание выхватывает что-то определённое, оно может нами контроллироваться. Размытая же по стереобазе каша представляет из себя только пэд неопределённаго гармонического происхождения.
Вообще, как ни странно, до сих пор нет никакого не то что теоретического, но и просто какого-либо "учения", которое бы рассматривало создание
сэмплерно-оркестрового саунда с точки зрения. Какой-нибудь хотя бы.) Пока у нас в этом смысле полный бардак и ориентироваться мы можем только на так наз. "вкусовщину". Это когда каждый делает так как ему больше нравится. Илья, напр., задолбавшись с читабельностью партий в своих орк. аранжах, просто безбожно сужает панораму у струнных групп, распределяя их по непересекающимся панорамным "лучам", в результате партия вторых и альтов в миксе читается лучше партии вокалиста ), ибо они ну почти моно, как при записи Биттлз на раннем этапе короче.) И он не задаётся вопросом, что при таком сужении поз. декка сужается и помещение, в кот. эти группы сидят. Просто получается 4 одинаково суженных одинаковых помещений.) Ну да и фик с ним, факт в том, что между информативностью и "красотой" Илья интуитивно выбрал первое.. И я его понимаю.) Тима "видит" свой оркестр по-другому, на мой взгляд он слишком его удаляет, это не плохо, просто взгляд), но при этом теряется ещё одно очень важное качество - осязаемость.
Однажды один мой знакомый звукореж, бузотёр и пианица (мы с ним неск. раз ругались до белого каления)), сказал мне фразу, которую я запомнил на всю жизнь и которая стала моей "путеводной звездой" по нескончаемым дебрям дикой звукорежиссуры. Он долго работал на радио и в основном с моно-сигналом. И он сказал : "представь, что ты входишь в абсоолютно тёмную комнату, и в ней играет джазовое трио - барабасики, гитарка и басс. Тихонько так играют. И ты боишься протянуть руку, потому что она кого-нибудь из них может коснуться.. Просто кайфуешь от причастности.. И в этот момент включается свет и ты обнаруживаешь что ты в этой комнате один и перед тобой просто пара колонок. "
Вот это ощущение осязаемости ни в коем случае нельзя терять из виду. Именно из-за него мы прописываем к общей куче струнной группы первые соло-скрипочки-челлочки,которые обрисовывают группу ореолом осязаемости (конкретики и читаемости), как лики святых отрисовывает светлый круг вокруг их лица. Задача баланса между "осязаемостью" и объёмом и есть главная задача звукорежиссёра виртуального оркестра.
ща если ещё чего-нить написать точно никто читать не будет.. Ну да ладно.)