Как озвучить арфу

Тема в разделе "Дела концертные", создана пользователем sunet, 15 май 2018.

  1. sunet

    sunet Victor Buruiana, 1959

    Регистрация:
    18 июл 2005
    Сообщения:
    9.912
    Симпатии:
    4.310
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    music, recording, acoustic, radio
    Адрес:
    Chisinau, Moldova
    Пару дней назад озвучивал на открытой сцене большой симфонический концерт. Поставил три микшера, кучу микрофонов, после концерта все хвалили за звук, но я знаю что прокололся на арфе, ибо она утонула в общем звуке, но не имела соло и играла только местами, так что народ этого видимо не заметил, но, самое главное это то что я знаю что с арфой у меня не получилось. Итак, арфа у меня была в первый раз, я погуглил и...ничего не нашел... У арфистки спросил - куда обычно ставят микрофон? Она ткнула пальцем в серелину струн. По мне так это неправильно, но мои помошники туда микрофон и поставили. Думфл поэкспериментировать, но времени не хватило. Присматриваясь к инструменту во время концерта, у видел резонансные отверстия вдоль корпуса. Полагаю что микрофон надо туда, но арфистка часто двигает инструмент, да и отверстий несколько, куда именно?

    Кто рабоатает с симфоническим оркестром, подскажите, как правильно озвучить арфу?
     
  2. user811

    user811 Active Member

    Регистрация:
    30 апр 2012
    Сообщения:
    334
    Симпатии:
    237
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
    sunet нравится это.
  3. sunet

    sunet Victor Buruiana, 1959

    Регистрация:
    18 июл 2005
    Сообщения:
    9.912
    Симпатии:
    4.310
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    music, recording, acoustic, radio
    Адрес:
    Chisinau, Moldova
    Описание усилило мои предположения, но не дало прямых ответов.
     
  4. SoundExplosion

    SoundExplosion Well-Known Member

    Регистрация:
    22 янв 2009
    Сообщения:
    975
    Симпатии:
    717
    Пол:
    Мужской
    @sunet, поищите в интернете материалы по звукозаписи за авторством Кондрашина. Там кажется попадалось.
    p.s. хотя можно попробовать найти ответы в концертных видео, может даже небольших составов (чтобы разглядеть и расслушать можно было:))
     
    sunet нравится это.
  5. smack

    smack Well-Known Member

    Регистрация:
    3 май 2008
    Сообщения:
    17.898
    Симпатии:
    18.453
    Род занятий:
    Making music making pleasure
    Ну, давайте я попробую ))) Кратенько.
    Арфа - не самый простой инструмент в плане озвучки, поэтому важна конкретная ситуация. Если подразумевается арфа в составе оркестра - надо соблюсти правильный баланс между достоверностью звука и просачиванием. Поставить микрофоны слишком далеко (особенно омни) - значит насосать соседние интсрументы; близкое расположение может подчеркнуть гулкость либо слишком осветлить/обострить звук, выдвинув его вперед из общей картины. В любом случае описанный вариант "микрофон в середине струн" - это, конечно, было не лучшее решение )))

    Теперь ближе к телу )) Можно поставить пару кардиоидных конденсеров (хорошо показали себя (DPA4011) у верхушки колонны, направив их на разные участки деки. При таком расположении сгладятся "всплески" от резонирования отдельных струн/отверстий. Если исполнитель не против )), можно поставить спот (DPA4060) на вторую снизу "дырку". При этом соседние крайне желательно заткнуть поролоном. Но спотовые неизбежно выделяют какую-то группу струн, не давая цельного, слитного звучания всего инструмента.

    В любом случае, как сказал мой приятель, пробовать надо ))) С наскоку арфу не возьмешь ))))

    Если в теме появится коллега @Ifrit, он даст более весомые рекомендации. "Я так думаю"... ))
     
    Последнее редактирование: 15 май 2018
    sunet нравится это.
  6. smack

    smack Well-Known Member

    Регистрация:
    3 май 2008
    Сообщения:
    17.898
    Симпатии:
    18.453
    Род занятий:
    Making music making pleasure
    Небольшие составы - совершенно иная ситуация, никак не совпадающая с запросом ТС.
    Если записывать арфу отдельно, да в студии - это ситуация #3, причем с вариациями - и т.д. )))
     
  7. sunet

    sunet Victor Buruiana, 1959

    Регистрация:
    18 июл 2005
    Сообщения:
    9.912
    Симпатии:
    4.310
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    music, recording, acoustic, radio
    Адрес:
    Chisinau, Moldova
    В студии можно долго играться, ставить сколько угодно микрофонов...а на концерте надо быстро и конкретно, желательно одним микрофоном, максимум двумя. Как вариант - может один сверху и второй к резонатору? У меня ведь кроме оркестра еще были два джазовых коллектива, плюс солисты, ведущие...короче входов всегда не хватает... Вот думаю несколько сумматоров сделать в виде коробок на сцене для смычковых...

    На джазовых фестивалях встречались арфисты, но у нас были датчики встроенные, тогда легче...
     
  8. NRami

    NRami Well-Known Member

    Регистрация:
    17 янв 2011
    Сообщения:
    2.532
    Симпатии:
    4.313
    Пол:
    Мужской
    Еще как вариант, использовать пъезо датчики, либо отдельно, либо совместно с микрофонами.
     
  9. OZet

    OZet Active Member

    Регистрация:
    9 апр 2008
    Сообщения:
    212
    Симпатии:
    116
    Как минимум два кардиоидных микрофона снизу у резонаторной деки - так звук будет насыщенней. И обязательно на слух подобрать положение и направление микрофона, который установлен у высоких струн. Но с оговоркой - так я однажды озвучивал небольшую "кельтскую" арфу. С большой классической дела не имел - там, возможно, двух микрофонов для концертной озвучки будет мало.
     
    Последнее редактирование: 15 май 2018
  10. Stephan Vasylyshyn

    Stephan Vasylyshyn ex Stephan

    Регистрация:
    25 июл 2008
    Сообщения:
    4.382
    Симпатии:
    3.212
    Род занятий:
    Музыка-Звук
    Адрес:
    Киев
    Микрофон в дэку гитары или напротив розетки пробовали писать? Я бы не спешил ориентироваться на резонаторы в арфе. ;)
     
    sunet нравится это.
  11. SoundExplosion

    SoundExplosion Well-Known Member

    Регистрация:
    22 янв 2009
    Сообщения:
    975
    Симпатии:
    717
    Пол:
    Мужской
    @sunet, вот что есть у Кондрашина по этому поводу:
    Арфа Арфа - струнный щипковый инструмент без грифа. Щипок производится пальцами обеих рук безногтевым способом. Арфа - довольно тихий инструмент, ее динамический диапазон не превышает 20 дБ. Частотный диапазон арфы укладывается в пределах 36 Гц…15 кГц а ее единственная форманта находится вблизи 250 Гц. Этот инструмент обладает собственной реверберацией, т.к. струны в нем всегда колеблются свободно, и глушатся только руками музыканта. Звучащей частью у арфы является дека, на которую и направляется микрофон. Если музыкант не очень квалифицированный, при его игре могут появиться мешающие призвуки - стук педалей, дребезжание от прикосновения пальцем к звучащей струне. Существует старый способ ослабить стук педалей - расположить микрофон за головой арфиста, однако тембр в этой точке не очень интересен. Местонахождение арфы в оркестре при америкaнской рассадке очень невыгодно: близко расположены громкие инструменты, вроде труб и ударных. Это вынуждает ставить микрофон гораздо ближе, чем следовало бы. Таким образом, возникает опасность получить арфу ближе других инструментов в общей картине. Нельзя забывать о том, что во время игры арфа кладется на плечо исполнителя, и при этом верхушка инструмента передвигается приблизительно на полметра. Эту особенность необходимо учитывать, устанавливая микрофон очень близко, когда оркестр еще не расселся по местам. Арфисты не любят сидеть на красных коврах, так как выделенные этим цветом ноты "до" с ним сливаются. ( Сини м ц ветом в о в сех ок тава х ар фы вы делены но ты "ф а" - прим. ред. ) При записи двух арф можно использовать двусторонненаправленный микрофон, направив оси на оба инструмента. Но в симфоническом оркестре такая расстановка не всегда удобна, потому что в этот микрофон могут попасть находящиеся рядом более громкие инструменты. В таком случае лучше использовать два кардиоидных микрофона или стереомикрофон.

    И собсна ссылка на материал
     
    Последнее редактирование: 15 май 2018
    inde, dr-music и sunet нравится это.
  12. DmitryYa

    DmitryYa Real Member

    Регистрация:
    17 фев 2005
    Сообщения:
    1.413
    Симпатии:
    440
    Адрес:
    Saint Petersburg, Russia
    Я сталкивался с подзвучкой арфы на концертах. Эмпирическим путём выяснил, что оптимальное положение положение микрофона находится на высоте примерно чуть ниже колен исполнителя с небольшим наклоном в сторону деки и основным направлением почти вдоль струн. Расстояние до инструмента обычно получалось так. Пока арфа стоит между передней стойкой (или как она там называется, я не помню) и микрофоном около 20 см. Когда инструмент наклоняет исполнитель получается оптимальное расстояние. Всё вышесказанное сугубо мой опыт ни на что не претендующий.
     
    sunet нравится это.
  13. sunet

    sunet Victor Buruiana, 1959

    Регистрация:
    18 июл 2005
    Сообщения:
    9.912
    Симпатии:
    4.310
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    music, recording, acoustic, radio
    Адрес:
    Chisinau, Moldova
    Вот у меня примерно так и было, но нужной громкости я не получил...
     
    Kuskov нравится это.
  14. Gennnk

    Gennnk артист оркестра

    Регистрация:
    13 авг 2006
    Сообщения:
    171
    Симпатии:
    198
    Адрес:
    Кишинев
    а на мой взгляд нормально все было,
    только это не был большой симфонический концерт...
     
    Последнее редактирование: 16 май 2018
  15. sunet

    sunet Victor Buruiana, 1959

    Регистрация:
    18 июл 2005
    Сообщения:
    9.912
    Симпатии:
    4.310
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    music, recording, acoustic, radio
    Адрес:
    Chisinau, Moldova
    Не полный конечно, 52 человека, плюс солисты.
     
  16. Gennnk

    Gennnk артист оркестра

    Регистрация:
    13 авг 2006
    Сообщения:
    171
    Симпатии:
    198
    Адрес:
    Кишинев
    понял, Вы имели в виду "оркестр",
    потому что большой симфонический концерт - это другое
     

Поделиться этой страницей