Как озвучить арфу

  • Автор темы Автор темы sunet
  • Дата начала Дата начала

sunet

Victor Buruiana, 1959
18 Июл 2005
12.078
6.379
113
65
Chisinau, Moldova
Пару дней назад озвучивал на открытой сцене большой симфонический концерт. Поставил три микшера, кучу микрофонов, после концерта все хвалили за звук, но я знаю что прокололся на арфе, ибо она утонула в общем звуке, но не имела соло и играла только местами, так что народ этого видимо не заметил, но, самое главное это то что я знаю что с арфой у меня не получилось. Итак, арфа у меня была в первый раз, я погуглил и...ничего не нашел... У арфистки спросил - куда обычно ставят микрофон? Она ткнула пальцем в серелину струн. По мне так это неправильно, но мои помошники туда микрофон и поставили. Думфл поэкспериментировать, но времени не хватило. Присматриваясь к инструменту во время концерта, у видел резонансные отверстия вдоль корпуса. Полагаю что микрофон надо туда, но арфистка часто двигает инструмент, да и отверстий несколько, куда именно?

Кто рабоатает с симфоническим оркестром, подскажите, как правильно озвучить арфу?
 
@sunet, поищите в интернете материалы по звукозаписи за авторством Кондрашина. Там кажется попадалось.
p.s. хотя можно попробовать найти ответы в концертных видео, может даже небольших составов (чтобы разглядеть и расслушать можно было:))
 
  • Like
Реакции: sunet
Ну, давайте я попробую ))) Кратенько.
Арфа - не самый простой инструмент в плане озвучки, поэтому важна конкретная ситуация. Если подразумевается арфа в составе оркестра - надо соблюсти правильный баланс между достоверностью звука и просачиванием. Поставить микрофоны слишком далеко (особенно омни) - значит насосать соседние интсрументы; близкое расположение может подчеркнуть гулкость либо слишком осветлить/обострить звук, выдвинув его вперед из общей картины. В любом случае описанный вариант "микрофон в середине струн" - это, конечно, было не лучшее решение )))

Теперь ближе к телу )) Можно поставить пару кардиоидных конденсеров (хорошо показали себя (DPA4011) у верхушки колонны, направив их на разные участки деки. При таком расположении сгладятся "всплески" от резонирования отдельных струн/отверстий. Если исполнитель не против )), можно поставить спот (DPA4060) на вторую снизу "дырку". При этом соседние крайне желательно заткнуть поролоном. Но спотовые неизбежно выделяют какую-то группу струн, не давая цельного, слитного звучания всего инструмента.

В любом случае, как сказал мой приятель, пробовать надо ))) С наскоку арфу не возьмешь ))))

Если в теме появится коллега @Ifrit, он даст более весомые рекомендации. "Я так думаю"... ))
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: sunet
можно попробовать найти ответы в концертных видео, может даже небольших составов (чтобы разглядеть и расслушать можно было
Небольшие составы - совершенно иная ситуация, никак не совпадающая с запросом ТС.
Если записывать арфу отдельно, да в студии - это ситуация #3, причем с вариациями - и т.д. )))
 
В студии можно долго играться, ставить сколько угодно микрофонов...а на концерте надо быстро и конкретно, желательно одним микрофоном, максимум двумя. Как вариант - может один сверху и второй к резонатору? У меня ведь кроме оркестра еще были два джазовых коллектива, плюс солисты, ведущие...короче входов всегда не хватает... Вот думаю несколько сумматоров сделать в виде коробок на сцене для смычковых...

На джазовых фестивалях встречались арфисты, но у нас были датчики встроенные, тогда легче...
 
Еще как вариант, использовать пъезо датчики, либо отдельно, либо совместно с микрофонами.
 
Как минимум два кардиоидных микрофона снизу у резонаторной деки - так звук будет насыщенней. И обязательно на слух подобрать положение и направление микрофона, который установлен у высоких струн. Но с оговоркой - так я однажды озвучивал небольшую "кельтскую" арфу. С большой классической дела не имел - там, возможно, двух микрофонов для концертной озвучки будет мало.
 
Последнее редактирование:
Микрофон в дэку гитары или напротив розетки пробовали писать? Я бы не спешил ориентироваться на резонаторы в арфе. ;)
 
  • Like
Реакции: sunet
@sunet, вот что есть у Кондрашина по этому поводу:
Арфа Арфа - струнный щипковый инструмент без грифа. Щипок производится пальцами обеих рук безногтевым способом. Арфа - довольно тихий инструмент, ее динамический диапазон не превышает 20 дБ. Частотный диапазон арфы укладывается в пределах 36 Гц…15 кГц а ее единственная форманта находится вблизи 250 Гц. Этот инструмент обладает собственной реверберацией, т.к. струны в нем всегда колеблются свободно, и глушатся только руками музыканта. Звучащей частью у арфы является дека, на которую и направляется микрофон. Если музыкант не очень квалифицированный, при его игре могут появиться мешающие призвуки - стук педалей, дребезжание от прикосновения пальцем к звучащей струне. Существует старый способ ослабить стук педалей - расположить микрофон за головой арфиста, однако тембр в этой точке не очень интересен. Местонахождение арфы в оркестре при америкaнской рассадке очень невыгодно: близко расположены громкие инструменты, вроде труб и ударных. Это вынуждает ставить микрофон гораздо ближе, чем следовало бы. Таким образом, возникает опасность получить арфу ближе других инструментов в общей картине. Нельзя забывать о том, что во время игры арфа кладется на плечо исполнителя, и при этом верхушка инструмента передвигается приблизительно на полметра. Эту особенность необходимо учитывать, устанавливая микрофон очень близко, когда оркестр еще не расселся по местам. Арфисты не любят сидеть на красных коврах, так как выделенные этим цветом ноты "до" с ним сливаются. ( Сини м ц ветом в о в сех ок тава х ар фы вы делены но ты "ф а" - прим. ред. ) При записи двух арф можно использовать двусторонненаправленный микрофон, направив оси на оба инструмента. Но в симфоническом оркестре такая расстановка не всегда удобна, потому что в этот микрофон могут попасть находящиеся рядом более громкие инструменты. В таком случае лучше использовать два кардиоидных микрофона или стереомикрофон.

И собсна ссылка на материал
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: inde, dr-music и sunet
Я сталкивался с подзвучкой арфы на концертах. Эмпирическим путём выяснил, что оптимальное положение положение микрофона находится на высоте примерно чуть ниже колен исполнителя с небольшим наклоном в сторону деки и основным направлением почти вдоль струн. Расстояние до инструмента обычно получалось так. Пока арфа стоит между передней стойкой (или как она там называется, я не помню) и микрофоном около 20 см. Когда инструмент наклоняет исполнитель получается оптимальное расстояние. Всё вышесказанное сугубо мой опыт ни на что не претендующий.
 
  • Like
Реакции: sunet

Сейчас просматривают