Чем это можно реалистично объяснить?
Думаю, что тут не мэйджик, а всё-таки есть определённое объяснение.
Лента красит, добавляет гармоник (и многие знают об этом) - это особенности физики магнитной магнитной записи, а также особенности формулы конкретной марки. Ещё рандомность намагничивания доменов у краёв дорожек.
Плюс важный момент - резонанс головки воспроизведения на НЧ. Бас-бочка, записанная на ленту мультитрека, как правило, будет панчовей - форма её волны будет несколько отличаться от оригинальной - будет более насыщенной, где-то больше, где-то меньше - зависит от марки магнитофона и от скорости. Даже если взять несколько магнитофонов от разных производителей, откалиброванных и настроенных, они всегда будут звучать по-разному в области НЧ. Эти вещи вряд ли закладываются в эмуляторы, кроме шумов и флаттера ))
И конечно - ленточная компрессия-лимитирование. Ударные имеют очень резкую и агрессивную атаку (при размашистой игре особенно), и если записывать вблизи насыщения ленты, то атаку с большей амплитудой (первые 1-2 полупериода) лента компрессирует и добавляет немного искажений, тем самым атака на ухо не страдает, но приседает по уровню, и последующее "тело" выпячивается. Эффект интересный и может быть довольно разным при разных настройках уровня записи в сочетании с различными марками лент.
По сему предполагаю, что барабанщик из рассказа Михаила
@Long, на своё ухо при слепом сравнении разницу звука барабанов в "соло" мог и не услышать - всяко бывает... Но когда они легли в микс и стали работать, взаимодействовать с остальными инструментами - вот эту разницу по панчовости, компресии и гармоникам он как раз и услышал, как мне видится. Так что никакого колдовства.