Народ, тема компьютерного стола и общей эргономики актуальная, постоянно всплывает в разных топиках, но я предлагаю вернуться к теме контроллеров. Вот чем я занялся в последние две недели. Можно и нужно было этим заняться пять лет назад, но финансовая катастрофа («черные риэлторы») сожрала пять лет моей жизни целиком, увы.
В свое время я приобрел все контроллеры из серии Steinberg CMC. Контроллеры просто прекрасны, но мне, как не звукорежу, практически не пригодились CMC-FD (фейдер-контроллеры), а я их три штуки приобрел. Ямаха всю CMC-серию контроллеров произвела таким образом, чтобы они были несовместимы ни с чем, кроме Cubase/Nuendo, драйвер написала так, чтобы его нельзя было перехватить, протокол использовала несовместимый ни с HUI, ни с Mackie, не опубликовала карту SysEx, допустила ошибку (уверен, умышленно) в MIDI implementation chart. А на многотысячные просьбы дать возможность посылать с CMC-FD сообщения ControlChange (ну очевидная же опция!) ответила непечатным русским словом из трех букв. И народ занялся хакингом... Многие даже обещали выложить результат хака в открытый доступ, но, видимо, осознав реальный объем работы, так никто ничего и не выложил. Всех жаба задушила.
Ища в сети инфу по теме, я набрел, испытал, а потом и приобрел программу
Bome MIDI Translator Pro ($60 за ее возможности – это даром), и начал самостоятельно хакать этот FD контроллер. Я пока в середине пути, и точно не собираюсь хакать все остальные контроллеры серии (работаю в Кубе, меня все устраивает). Ниже напишу о промежуточных результатах, но для начала все же о том, что делает FD-контроллер, как это задумали в Ямахе.
У контроллера 4 фейдера и пять кнопок. Он может управлять громкостью четырех смежных каналов в микшере Cubase/Nuendo. С нажатым Shift включается режим высокой точности (1:8). Несколько (до четырех) FD-контроллеров объединяются, и тогда одновременно доступны 8, 12 или 16 каналов. Главное же неудобство заключается в том, что каналы не подписаны, дисплейчиков нет, и всё это не очень-то юзабельно.
Четыре кнопки (пятая в роли Shift) – навигация по микшеру. На любом из фейдеров можно Shift-тапнуть (коротко ударить) в верхней части, и тогда канал замутируется, если shift-тапнуть в нижней части, канал перейдет в solo-mode.
При нажатом Shift кнопками можно: 1) переключать режим Catch (значения фейдеров не меняются, пока палец не пройдет через предыдущее значение) и Jump (моментальное переключение значения при касании), 2) переключаться в режим level meter – тогда на контроллере прыгают световые столбики, 3) вызвать одну из функций Cubase (если FD контроллеров несколько, настраивается индивидуально для каждого).
Все эти команды я перехватил и переназначил. И вот что пока у меня получается. Во-первых, этот контроллер больше не привязан к Cubase! И работающим в Кубе даже хуже, чем остальным – Куб при каждом запуске пытается забрать контроллеры себе, и приходится – при каждом, сцука, запуске Куба! – лезть в меню Studio и отключать их в remote. Это, по мнению интернета, нерешаемо. Можно, конечно, удалить cmc-extension из Куба, но тогда перестанут видеться все остальные cmc-контроллеры, что меня категорически не устраивает. Пользователям же остальных DAW достаточно установить Bome MT Pro с проектом в трей (программа жрёт мало) и ямаховский драйвер – и они получат практически generic контроллер.
Далее. 2) На второй и третий слайдеры я назначил самое нужное – СС1 и СС11. Две кнопки под этими фейдерами при нажатии посылают у меня синхронный сигнал СС1=СС11=32 и СС1=СС11=80 соответственно – очень удобно, когда свежезагруженный пресет требует команды expression, или после того, как ранее в проекте СС1 и СС11 уведены в ноль, и ничего не звучит. Причем, я сделал так, что по нажатию кнопки сначала срабатывает СС11, а по отпусканию СС1 – можно легко понять, что именно в ноль ушло. Shift-тап сверху и снизу делает у меня то же самое, но со значениями СС=127, 96, 0 и 64. Эти значения легко перенастроить, для них у меня созданы отдельные переменные в Bome MT. Индикация на этих двух фейдерах работает в режиме столбиков, а не одинокого светодиода.
3) На первом фейдере я организовал расширенный питч-бенд (одинокий светодиод, столбик тут не годится). Во-первых, возврат на ноль (середину) у меня отключаемый, и можно буквально рисовать в кубе любые скачки (отрывая палец) или сыграть тремоло на питч-бенде. Эта идея пришла ко мне после временного пользования клавиатурой KompleteKontrol первой генерации, там питч-бенд был тоже на тач-слайдере. Кстати, «рисует» питчбенд в Кубейсе идеально, точно и без пропусков. Реально красотища!
Во-вторых, шифт-тап сверху и снизу на этом фейдере у меня посылает команду «полпути» – т.е. полутон, если PitchRange равен двум полутонам. Этот шифт-тап работает в режиме toggle, если не включен возврат в центральную позицию: при первом нажатии посылается полутоновый питчбенд, при втором центр (ноль).
Теоретически, ничто не мешает организовать в Bome MT модуляцию сигнала PitchBend (или любого другого контроллера) любым другим миди-источником, но это уже фокусы, и займусь я этим сильно позже (если вообще).
4) Режимы Catch и Jump мною сохранены, их можно переключать, но режим един для всех фейдеров одного контроллера. Возможно, Pitch Bend придется перенести на второй FD-контроллер, время и практика покажут.
5) Понятно, что на оставшийся четвертый фейдер я легко могу назначить любой СС, мой «программистский» уровень за две недели уже достаточно прокачан для этого. Но простых путей мы не ищем! Дело в том, что Bome MT работает не только с миди, но и с нажатиями клавиш на обычной компьютерной клавиатуре или с кодами этих клавиш (что не одно и то же). Можно, например, создать горячую клавишу, которая запустит некий миди-процесс в Bome MT, а можно результатом миди-процессинга сделать нажатие компьютерной клавиши – да хоть текст печатать на миди-клаве. И я попытался назначить на четвертый слайдер управление системной громкостью. Для общей громкости Кубейса у меня есть физический регулятор, а вот подрегулировать общую громкость или аварийно прибрать громкий ютьюб после тихого кубейса в ночи – нечем, а пульт далеко.
Эта моя попытка пока неудачна. Нажатия спецклавиш (Volume+ и Volume-) слишком медленны по сравнению с MIDI, и процесс захлебывается. Не у всех в интернете получается управлять системной громкостью даже с относительно медленного rotary encoder, а с питчбенда (все фейдеры вырабатывают изначально сообщения формата питчбенд, каждый по своему каналу) получается ваще полная лажа. Я уже придумал, что можно попытаться сделать, но пока еще не реализовал. Мне теперь алгоритмы даже по ночам снятся вместо музыки
Зато кнопка под четвертым фейдером уже эмулирует нажатие физической клавиши «mute» на компьютерной клаве (забавно, что физически как раз этой кнопки у меня и нет) – вполне сносный аварийный вариант отключения всего звука.
Я еще не научился программировать дабл-клик по кнопкам CMC-FD (знаю, что люди из интернета и такое программировали), но при использовании двух или трех контроллеров это, скорее всего, и не понадобится. Перенапичканный контроллер перестанет быть интуитивным.
Такие дела. И у меня теперь два вопроса к уважаемому сообществу.
1) Наверно, я бы мог написать для РММ введение в программу Bome MT на русском языке и разобрать на примере своих кодов, как оно вообще работает (меня пока жаба не душит). Переназначать ведь можно любой миди-контроллер, не только CMC-FD. Но, господа, это реально дофигища писанины даже по моим меркам. Это кому-нибудь здесь нужно? (Тэгаю
@Musicman3 ,
@papaZooZoo ,
@Scarlatino – видел вас
в соответствующей теме.)
2) Вопрос к «оркестровым» камрадам. Какие бы СС еще бы запрограммировать? Я давно ничего не делал в midi и всё забыл
Представьте, что у вас появилось 8 или 12 переназначаемых фейдеров и кнопок – вот что тогда? Можете и фокусы придумать, ну как я придумал с питчбендом. Вдруг их можно реализовать? А один из трех контроллеров я подумываю горизонтально расположить...
А ты бы фотку прилепил своего раб. места
В теме про 4k-мониторы я довольно много толковых букв написал, ибо давно с такими работаю, но разговор в очередной раз свалился в обсуждение эргономики сетапа (как и здесь). Фото есть в
этом посте.