Ступор в сочинении.

keltkelt

Active Member
16 Июн 2012
185
25
28
37
Москва
Последнее время всерьез взялся за самообучение фортепиано. В плане трат времени. Честно говоря, я еще на уровне гамм, если идти прямо по учебнику.
Но часто надоедает и начинаю пытаться импровизировать. Сначала нравились септаккорды и их обращения. Потом, случайно нашел красивый звук - посмотрел в интернете - нон-аккорд. Посмотрел, как он строится (я случайно взял обращение).
В общем учусь как-то криво, одно через другое. Но хочется же поскорее играть красивую музыку.

Попробовал придумать последовательность, прилагаю. Однако, теперь не хватает знаний, делаю все по слуху.
Если судить по музыке - в какую сторону мне копать, чтобы разнообразить, продвинуться дальше в сочинительстве примерно такой музыки?
Что почитать?
Послушать может кого-то, проанализировать?
Или все дело в незнании каких-то элементарных основ?
Заранее спасибо!

 

Вложения

  • Like
Реакции: mmdv13 и Tenet
Есть мнение, а лично я в этом убеждён, что без муз. образования серьёзной музыки не сочинить. Имеется ввиду именно музыка, минимал-шминимал не музыка))
Спасибо за ответ. У меня были 10 классов скрипки, когда-то. Только я всё сольфеджио прогуливал. Теперь жалею.
Дело в том, что если рассматривать мое самообучение с позиции вашего совета, то я даже не знаю за что именно ухватиться. Ну, знаю какие-то основы типа I-IV-V ступеней, из прошлых моих попыток самообучаться. Но как применить...вот и пытаюсь. Я запутался.
Не могу понять как дальше построить гармонию, достаточно ли нон, ведь однообразность. Как бы, не хватает кусочков паззла (знаний).
 
Не могу понять как дальше построить гармонию
Все верно, потому что нет знаний, просто начните с основ, потом перейдете к более сложной гармонии, ну и, конечно, это не гарантия того, что Вы начнете сочинять на серьезном уровне) многие учатся на композиторов, но не всем быть Моцартом
 
  • Like
Реакции: keltkelt
Да что вы, не так все плохо у человека. Я сам иногда сижу и по нотам собираю созвучия даже не пытаясь там как-то их дифферинцировать. В принципе, если понять что есть голосоведение, то кой-чего можно и без знания гармонии. Хотя никому она, конечно, не вредила. Просто считаю, что вот так сразу говорить, молчи, говорить не умеешь - не стоит)
@keltkelt, хотите играть красивую музыку - поищите и поиграйте, или пробуйте, пишите, пример неплох, но он, кажись уже законченный (этакий джингл, или рингтон медитативного плана). Хотите развития - ищите, какие голоса внутри аккордов складываются в мелодию и попробуйте ее развить. Для начала. А попутно учить матчасть)

P.S. У меня тут давеча сенсей на видео-конкурсе судил. А в следствии его не ахти какого зрения, я там тоже послушал в процессе. Ой ну нах этих мыслителей-композиторов, которые этим сурово и серьезно занимаются в своих музшколах и колледжах. одно название "Ода донору" чего стоит (хотя там еще не так все плоххо, как у остальных)
А тут как-то миленько пока что :)
 
Последнее редактирование:
Все верно, потому что нет знаний, просто начните с основ, потом перейдете к более сложной гармонии, ну и, конечно, это не гарантия того, что Вы начнете сочинять на серьезном уровне) многие учатся на композиторов, но не всем быть Моцартом
Спасибо за ответ. Да честно говоря, гарантий я не ищу, у меня просто нет выбора - я наверное с ума сойду, если не буду что-то сочинять) Надо же как-то лечить душу, выражать. Когда слышу эти созвучия, прямо боль уходит.

Да что вы, не так все плохо у человека. Я сам иногда сижу и по нотам собираю созвучия даже не пытаясь там как-то их дифферинцировать. В принципе, если понять что есть голосоведение, то кой-чего можно и без знания гармонии. Хотя никому она, конечно, не вредила. Просто считаю, что вот так сразу говорить, молчи, говорить не умеешь - не стоит)
@keltkelt, хотите играть красивую музыку - поищите и поиграйте, или пробуйте, пишите, пример неплох, но он, кажись уже законченный (этакий джингл, или рингтон медитативного плана). Хотите развития - ищите, какие голоса внутри аккордов складываются в мелодию и попробуйте ее развить. Для начала. А попутно учить матчасть)
Спасибо. Значит, продолжаю учить матчасть... А пример я думал сопровождать все-таки верхними нотами. Совсем чуть чуть, по щепотке.

-------------

Еще раз спасибо за ответы!
 
я конечно не специалист, но вы говорите нравятся красивые созвучия..
так надо брать красивые песни и разбирать по теории, что там и как) накапливая багаж, а потом применяя.
мне кажется только так это работает, осознанно, неосознанно, но багаж нужен. Как материала так и теории
Вот такой канал понравился в этом отношении
 
@keltkelt, Здравия). Вот вам список рекомендуемой литературы):
Способин И. Элементарная теория музыки
Способин И. Способин И. Учебник гармонии (Бригадный) (1965)
Способин И. Музыкальная форма
Вахромеева Т.А. Справочник по музыкальной грамоте и сальфеджио
Тюлин Ю., Привано Н. Учебник гармонии
Рогачёв. Системный курс гармонии джаза. Теория и практика
Чугунов Ю. Гармония в джазе
Фраёнов В. Учебник полифонии
Григорьев, Мюллер. Учебник полифонии
Месснер. Основы композиции
Шенберг Основы музыкальной композиции
Аранжировка [К. Олеников]
Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки. Том 1

Сам хотел бы всё это изучить) и не только)), но к сожалению не играю на фортепиано) и ещё много чего), так что изучаю как могу по мере сил и возможностей). Эх).. Хорошие книги).
Удачи вам).
 
Сам хотел бы всё это изучить) и не только)), но к сожалению не играю на фортепиано) и ещё много чего), так что изучаю как могу по мере сил и возможностей). Эх).. Хорошие книги).
Удачи вам).
Ой, а я как сегодня отыскал №2 из вашего списка, читаю. Большое спасибо! Сохранил. И вам удачи)

Вот такой канал понравился в этом отношении
Спасибо за совет и наводку на канал :)
 
@keltkelt, лит-ры это хорошо, но анализ сочинений также важен. Я бы ещё посоветовал гармонию анализировать на основании ступеней гаммы и по кварто-квинтовому пройтись на этом основании начиная с трезвучий и хотя бы до нонаккордов. А голосоведение, собственно, как в классике - это основа. И много-премного слушать жанровой музыки которой интересуетесь. Так вот. Навскидку. Лит-ру вам хорошую посоветовали для начала. Но если с инглишом все Ок, то можете себе поискать специализированные учебники с Беркли. Там также отличное и доступное к пониманию изложение с практическими упражнениями по гармонии.
 
  • Like
Реакции: Song_Rihter и keltkelt
Не могу понять как дальше построить гармонию, достаточно ли нон, ведь однообразность. Как бы, не хватает кусочков паззла (знаний).

Подбирай на слух, в чём проблема-то? А если слуха нет, то и образование никакое не поможет.
 
без муз. образования серьёзной музыки не сочинить. Имеется ввиду именно музыка, минимал-шминимал не музыка))
Может быть вы имеете в виду "академической музыки не сочинить"? Иначе Данни Эльфман, Маккартини, Барри Гибб и множество других успешных композиторов - это "минимал-шминимал"?
 
Есть мнение, а лично я в этом убеждён, что без муз. образования серьёзной музыки не сочинить. Имеется ввиду именно музыка, минимал-шминимал не музыка
Если серьезно, то сочинять можно бесконечно, а вот гениальную мелодию невозможно сочинить - здесь нужно нечто большее...
 
Добрый день, хотел спросить еще вот что. Все-таки - что скажете по поводу гамм?
Насколько я понял, если ты абсолютник и гений - ты и без них проживешь. Но я не гений и не абсолютник (наверное, я бы знал)).
Насколько понимаю - гаммы нужны, чтобы при переходе в разные тональности пальцам было знакомо какие ноты играть?
Или нет... Сложный этот мир, вроде уши слышат, а мозги не понимают.
 
Насколько я понял, если ты абсолютник и гений - ты и без них проживешь. Но я не гений и не абсолютник (наверное, я бы знал)).
Насколько понимаю - гаммы нужны, чтобы при переходе в разные тональности пальцам было знакомо какие ноты играть?
Или нет... Сложный этот мир, вроде уши слышат, а мозги не понимают.

Гаммы (или точнее лады) - это "дорожки", по которым могут бегать пальцы "безопасно" для соответствующей тональности :) И конечно же знание ладов необходимо всем - и талантам и гениям и середнякам. Разница между ними лишь в способности осваивать эти "дорожки". Таланты могут их находить быстро - интуитивно понимая логику и принцип устройства системы. Менее одаренным (т. е. подавляющему большинству) приходится заниматься этим через специальное изучение этого вопроса.
 
  • Like
Реакции: keltkelt и smack
keltkelt - вся музыка построена на гаммах и как вариант гаммы еще и способ развить технику игры,без гамм не вижу смысла игры на фортепиано,(все творения и песни будут в ля миноре так как там почти нет проблем с черными клавишами)для начала изучите одно произведение играть в разных тональностях,это даст вам толчок для импровизации.
 
  • Like
Реакции: keltkelt
Добрый день, хотел спросить еще вот что. Все-таки - что скажете по поводу гамм?
Насколько я понял, если ты абсолютник и гений - ты и без них проживешь.
Ну, вы здесь немножко спутали тёплое с зелёным. Каким бы абсолютником ни был человек, а наработка моторики нужна.
Лично я ещё с музыкальной школы предпочитаю для разработки "пальчиков" ганоны, а не гаммы.
http://keshet-tzlilim.org/wp-content/uploads/2017/01/Ganon-SH.-Pianist-virtuoz-60-uprazhnenij.pdf
 
  • Like
Реакции: keltkelt, smack и PianoIst
@Stapleton, @PianoIst, надеюсь верно понял, что гаммы имеют 2 функции - наработка техники и сказанное господами выше, т.е. осваивание ладов? Насколько понимаю, мне второе сейчас важнее.

изучите одно произведение играть в разных тональностях,это даст вам толчок для импровизации.
Спасибо, интересный совет, обязательно применю!

И конечно же знание ладов необходимо всем - и талантам и гениям и середнякам. Разница между ними лишь в способности осваивать эти "дорожки". Таланты могут их находить быстро - интуитивно понимая логику и принцип устройства системы.
Интересно, как это работает. Например, сейчас я беру какой-нибудь Am9, и могу под него сразу кучу мелодий наиграть, но лишь на слух. Естественно, буду промахиваться, поэтому обычно это происходит примерно так "А вот кину сюда мизинец. Ой, теперь надо сделать вид что так и надо было.". А при знании ладов, вероятно правая рука помнит ля-минор и на неудобные ноты будет идти неохотно?
 
Честно говоря, я еще на уровне гамм, если идти прямо по учебнику.
Параллельно с гаммами разучивайте этюды, и несложные произведения с нот. То же, что Вы делали, когда обучались на скрипке. Тренируйте слух, снимайте на слух то, что играбельно и интересно. Если пока неиграбельно - всё равно снимайте, узнавайте новые гармонические хода, риффы, фишки.
 
Интересно, как это работает. Например, сейчас я беру какой-нибудь Am9, и могу под него сразу кучу мелодий наиграть, но лишь на слух.

Работает так: например, если Am9 в тональности ля-минор, то все белые клавиши (т.е. ноты натурального ля-минора) в вашем распоряжении.

Черные впрочем также можно использовать - как проходные на слабых долях. А можно и на сильных, если наглости хватит :)
 
1. Бриль И.М. "Практический курс джазовой импровизации."
2. Ю. Чугунов. "Гармония в джазе."

Какую бы посоветовали сначала? Сейчас ковыряю гармонию.
 
1. Бриль И.М. "Практический курс джазовой импровизации."
2. Ю. Чугунов. "Гармония в джазе."

Какую бы посоветовали сначала? Сейчас ковыряю гармонию.
Я бы посоветовал обычный классический съём партий, если у вас есть слух.
Да того же Жилина с его Фонографом - он взял много фишек из джазовых классиков, поэтому можно с него начинать, как только у вас пальчики нормально начнут бегать по клавишам.
Бриль, кстати, очень интересен тоже:
 
Я бы посоветовал обычный классический съём партий, если у вас есть слух.
Да того же Жилина с его Фонографом - он взял много фишек из джазовых классиков, поэтому можно с него начинать, как только у вас пальчики нормально начнут бегать по клавишам.
Пытался снимать. Если мне сыграть аккорд - я могу его разложить на ноты. Но это если нормально сыграть :) И то, несложный. А в музыке, тем более в джазе - часто все отрывисто, быстро меняется. Максимум что получается услышать - основной тон аккорда.

Спасибо, послушаю, попробую!

p.s. Вообще с этими аккордами у меня такие отношения... Вроде слышу и мелодию и спеть хочется, как дальше там. Слышу "настроение" аккорда, ну которое ему дают интервалы, созвучие. Но само, как бы, наполнение разложить часто не могу, сложно. Если только мне его не сыграть, как уже говорил, на ф-но прям аккуратно)
 
Последнее редактирование:
Максимум что получается услышать - основной тон аккорда.
Прекрасно вас понимаю. Но это только на первых порах сложно. Даже мне с консерваторским образованием и абсолютным слухом.
Вначале не получается, да. Но, как говорил Лао-Цзы, «дорога в тысячу ли начинается с первого шага»
 
Прекрасно вас понимаю. Но это только на первых порах сложно. Даже мне с консерваторским образованием и абсолютным слухом.
Вначале не получается, да. Но, как говорил Лао-Цзы, «дорога в тысячу ли начинается с первого шага»
Да, терпение и труд) Спасибо что дали добрый совет.
 
  • Like
Реакции: Stapleton
Да, терпение и труд) Спасибо что дали добрый совет.
Рекомендую на первых порах снимать не на память, а тупо расписывать нотки на нотном стане. Очень помогает, правда!
Некоторым удобно ручкой в нотной тетрадке, а я со временем освоил отличную бесплатную нотную программу Mise Score. В ней поначалу куча непонятных вещей, но в интернет-руководстве все непонятки, как правило, описаны. Большая часть переведена на русский, но в гугле рекомендую искать всё-таки по-английски.

Даю три ссылки: 1) pdf с нотным станом для распечатки, чтоб ручкой писать. 2) MuseScore актуальной версии. 3) русское руководство к (2)
http://www.timvandevall.com/templates/blank-music-staff-paper-pdf/
https://musescore.org
https://musescore.org/ru/руководство-пользователя
 
  • Like
Реакции: keltkelt
Гаммы, этюды, гармония... - это всё обязательно нужно изучать. Но!
Если Вы хотите сочинять, то в первую очередь сочиняйте. От начала до конца. Не так, чтобы были сплошь отрывки, а цельные произведения. Сначала будет плохо, но Вы же учитесь, совершенствуетесь, значит будет всё лучше и лучше получаться. А потом и свой стиль найдётся. Никогда не бойтесь, что у Вас (цитирую) "минимал-шминимал".
А если удариться только в гаммы, этюды, да теорию гармонии... будете не сочинять, а знать и уметь играть гаммы, этюды и т.п.
Сочиняйте, сочиняйте и ещё раз сочиняйте. Живите этим каждую минуту в любой момент событий: за обедом, в транспорте, в туалете, в душе, когда идёте в магазин, когда читаете, когда работаете, во время секса, даже когда спите. Вот тогда и будет Вам сочинение.
 
Последнее редактирование:
@ecosoft, Очень правильно!
Мне, кстати, очень понравилась последовательность в шапке темы. По-моему, достойно. Если человек без образования может выдавать такое, то у него есть талант, на мой скромный взгляд.
Топикстартер, просто продолжайте. Мы тут советов надавали, но не заменяйте гаммами творчество - это самое главное Ок?
 

Сейчас просматривают