"Небеса" - обкатываю идею и ее реализацию

Итак, в печатном виде все понятно КМК. Но, боюсь, звуковыми средствами эти тонкости не передать, причем при ЛЮБОМ исполнении, экспрессии, надрыве...

Если речь идет о данной песне, то да - исходный смысл стихов кардинально изменен музыкой и вернуть его другими элементами (исполнением, звуком и т.д.) невозможно. А если речь о том, что невозможно передать смысл этих стихов музыкой в принципе, то очевидно, что можно. Умение выполнять такие задачи - неотъемлемая обязанность профессионального композитора.

---------

Вообще, музыкальный материал хороший, исполнение хорошее, продакшн хороший, всё здорово, но... не попадание в смысл и настроение текста. Это серьезная проблема - думаю, любой вдумчивый слушатель будет спотыкаться об эту раскоординацию текста и музыки. Есть смысл подумать об изменении текста или даже написании нового...
 
Последнее редактирование:
Bernard, блестящий пост! Очень интересный литературный анализ.

Я написал эту песню на стихотворение, которое точно передает мое личное мироощущение. Я - атеист, сформировавшийся на излете советских времен. Я жил рядом с Григорьевым, ходил по тем же улицам, занимался в том же Дворце Пионеров, имел десяток общих знакомых, варился в питерской литературной тусовке и не встретился с ним лично разве что по досадной случайности. Григорий не был верующим. Так что вопрос какое прочтение верное - "горькая ирония автора (верующего человека), глядящего на суетный безбожный мир" или "будучи в душе лириком, он слушает колокольный звон, который вызывает в нем пронзительные чувства" - остается открытым.

Для меня эта песня не о том, что бога нет. Моя цель - выстроить музыкальную "лесницу в небеса", подняться над "черным воздухом", чтобы осталась внизу "смутная тревога", которой сейчас пропитан "бедный белый свет". Чтобы передать это я перерабатываю финал, который хочу сделать более развернутым и ярким. Эмоционально отталкиваюсь от "Алилуйя любви" Рыбникова, "Who wants to live forever" Queen... Кстати, оба этих произведения не имеют явной религиозного посыла, хотя атрибуты используют очень сильно...

P.S. Я подумал, что может стоит сыграть стихотворную часть песни темным, драматическим роялем и спеть примерно как здесь.
 
Последнее редактирование:
Ребята, имеется очевидный конфликт формы и содержания. С содержанием, если следовать строго букве текста, всё понятно. А форма протестует. Потому что все, как один: мелодия, музыканты оркестра (виртуального, созданного аранжером), ну и солист, конечно же, посылают нам мессидж духовности, и, как минимум, уважения, к Всевышнему. ... Вот, например, если заменить в текст "Бога нет" на "Счастья нет" - это будет 100-процентный госпел. Потому мозг и протестует: правое полушарие слышит аргументы идеалиста, а левое - материалиста. ... Я фантазирую, что если бы данный текст поместить в современную коммерческую форму: электронную, рэперскую... наконец, в традиционную рок-музыкальную аранжировку, на выходе мог бы получиться доольно заметный и амбициозный трек. Другой путь: максимально раскрыть смысл данных стихов, заставив слушателя максимально вникнуть в суть написанного поэтом. В этом случае любой оркестр - симфонический или эстрадный - серьёзная помеха. Раскрывать смысл текста нужно традиционными романсовыми методами: авторитетный, возрастной голос умного барда, гитарные струны + возможно флейта или скрипка, но не более того.
 
Рад, что показал песню здесь на стадии разработки. Разбираться с тем "Кто поет?", "О чем поет?" лучше на стадии сочинения, а не мастеринга.

Надо понять, как подавать ключевые слова о боге. Радостное утверждение "Бога нет!!!"очевидно не проходит. Мне понравилось предложение Смака спеть "Бога нет..." как "Бога нет?". Передать вопростительную интонацию голосом нетрудно.

Это стихотворение можно подать в самой разной форме. Родион только что написал:
Раскрывать смысл текста нужно традиционными романсовыми методами: голос умного барда, гитарные струны + возможно флейта или скрипка, но не более того.


Показываю версию песни в виде классического романса: только голос и гитара. Это только набросок, но идея и потенциал более чем понятны. Интересно, что в этой версии стихотворение воспринимается совершенно по-другому! Теплее?
 

Вложения

Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: smack и Bernard
Всё от конечной задачи зависит. Конечно же, романс лучше раскрывает смысл данного стиха. А как тогда быть с "современной русской музыкой"?
 
Интересно, что в этой версии стихотворение воспринимается совершенно по-другому! Теплее?
Может попробовать начало "Бога нет?.." спеть от терции, а не от тоники в мелодии? Должно бы прозвучать более в сторону "вопроса" если слово "нет" остановится на квинте. Не уверен, но для теста я бы попробовал.
 
В проигрыш флейточка напрашивается...
[DOUBLEPOST=1453049547,1453049359][/DOUBLEPOST]"Бога" - тоника, а "нет" - как минимум квинта, а может и октава, чтобы воссоздать вопросительную интонацию.
 
"Бога" - тоника, а "нет" - как минимум квинта, а может и октава, чтобы воссоздать вопросительную интонацию.
Возможно и так. Если найдутся правильные эти три ноты для фразы и споется правильно, тогда есть шанс что смысл будет правильно передан. Движение мелодии вверх - здесь понятно (для "вопроса"). Я бы даже попробовал в гармонии с Тоники "съехать" на уменьшенный для "напряжения". Чтоб подальше "от тонального фундамента". Но это так,.. мысли вслух. Нужно пробовать в общем контексте мелодии и гармонии.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov
Возможно буду переписывать мелодию отдельных частей или отдельные партии. Но идея должна быть ясна уже сейчас.
Одним словом, автор прежде всего сам для себя должен чётко сформулировать сверхзадачу: кто я такой, откуда пришёл, куда и с кем иду, кого и куда хочу повести за собой, убеждённый я материалист или колеблющийся атеист (пока имеет место последнее). Во что веруете, Павел? Поделитесь с нами... :)
 
С моей точки зрения, произведение самодостаточно. Исполнение тоже. Аранжировка ясная и лаконичная. Если будет более изысканной, то вообще замечательно.
Мне кажется, критиковать здесь особо нечего. Произведение состоялось. И патетики в меру. Без ложного пафоса и плакатности.
Другое дело, что русскости я здесь не распознаю в той мере, о которой Павел упомянул - "современная русская музыка".
И по мелодии, и по гармонии вполне себе international. Для меня русская музыка несет в себе аромат от Березовского (Не отвержи мене, к примеру) до Свиридова (к примеру, Курские песни).
А ваше произведение, мне представляется, более светлое, более жизнеутверждающее, с западноевропейским духом. Мне это как раз по вкусу.
Конечно, "бога нет" провоцирует, но зато цепляет и удерживает внимание. К тому же, "из песни слова не выкинешь".
Я бы не стал мудрить и что-то менять, в расчете на "коллективное творчество".
 
Я бы не стал мудрить и что-то менять, в расчете на "коллективное творчество".
+1. Как гласит британская пословица, у семи гувернанток вырастает будущий адмирал Нельсон ))))
Только не колхоз. Тем более, что опыт уже вроде имеется...

Короче, Павел, выслушай советчиков - и поступай, как знаешь. :)
Ты ведь завел тему, чтобы подтвердились твои собственные предположения? :)

P.S. А напоследок я скажу )) - может, больше камерности? Но не вокал+гитара, а плюс камерно струнные - до октета, не более.
Тогда не будет искушения дать пафоса, а вот intimacy может оказаться более уместной...

И еще: современность - это не обязательно модные технологии, стили и звучки КМК.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Ilya Prokhorov

Сейчас просматривают