Разнообразие тембров

  • Автор темы Автор темы Nady
  • Дата начала Дата начала

Nady

Well-Known Member
7 Дек 2011
772
273
63
Беларусь. Ошмяны.
Не получается до конца осознать, что такое тембр с точки зрения нашего восприятия. У любого гармонического звука набор гармоник тот же. Не могут же звуки так сильно отличаться только из-за разных соотношений по уровню между гармониками. Иначе эквализацией можно было бы превращать один инструмент в другой. Попутно возникают вопросы:
1 Какие параметры звука являются темброобразующими?
2 Можно ли все многообразие тембров поделить на конкретное число групп, в которых тембры хоть и отличаютя, но по способу формирования являются родственными?
3 Если касаемо живых тембров можно ориентироваться по способам звукоизвлечения, то как формируются совершенно разные тембры при синтезе, какие параметры синтезатора кардинально меняют ощущение тембра?
 
  • Like
Реакции: arkaine и progulca
@Nady, что значит у любого гармоничского звука набор гармоник тот же? Это как понимать?

Эквалайзером сделать из одного другой проблематично. ) ибо добротность должна быть высочайшая и куча полос, которые должы будут мняться во времени

При синтезе цепочка простая
Осилляторы задают изначальные гармоники, фильтры оставляют от них только нужное. Огибающие задают динамику. Модуляторы тоже. Либо помогают дополнительно гармоник добавить. В общем--то основы синтеза
 
@Цыхра, насчет набора гармоник я чуток маханул. Имел ввиду похожие по звукоизвлечению инструменты- к примеру фоно и гитара. И там и там струна, но тембры совершенно разные.
 
Да они очень часто и одинаковые. Есть же утверждение на эту тему, что если отрезать атаку звука, оставить только среднюю часть, то можно запутаться в определении где что. В верхнем регистре например тембр у всех звуков похож, ибо гармоники уходят за горизонт. Но гармониками-то дело не заканчивается, есть же просто обертона. А есть и форманты. Которые у акустических инструментов почти не меняются, у синтюков их типа нету, а у сэмплеров они меняются вместе с транспозицией.
 
  • Like
Реакции: Oliver_Cray
Имел ввиду похожие по звукоизвлечению инструменты- к примеру фоно и гитара.

Нет ничего общего в смысле звукоизвлечения между гитарой и ф-но: гитара - щипковый принцип, ф-но - ударный, что естественным образом и приводит к несхожести тембров.
 
Скорее атаки, ибо от удара зависит только атака

Уверены? Соотношение гармоник не меняется от способа звукоизвлечения?

Да и к тому же - на каком основании вы исключаете из комплексного понятия "тембр инструмента" способ звукоизвлечения (атаку)? Как раз звукоизвлечение и есть один из краеугольных камней тембра любого инструмента.

PS Если по гитаре ударить моточком, а струну рояля щипнуть медиатором - это уже будут не гитарный и не рояльный тембры, соответственно.
 
То есть если щипнуть струну рояля, то он зазвучит как гитара акустическая по тебмру?
Забыли про параметры самой струны: материал\длина\сечение. От этого зависит кол-во обретонов, их баланс, длина затухания по всем частям спектра и еще огромное кол-во параметров.
А так же забыли про то, что струны-то и не звучат, звучит дека.
То бишь, чтобы получить сферического пианино в вакууме надо взять синус, заглянуть в учебник по акустике струн, проделать определенные манипуляции для достижжения звука именно необходимой струны струны, а потом экстраполировать полученный звук на резонансы и отклик деки (а с ней контакт идет тоже не по всей площади, а только по рулейстику\порожку), хоть и откликается она вся. Получаем звук уонкретного инструмента (имею ввиду сустейн). Дальше вопрос материала и способа извлечения. По-моему, легче собрать в гараже натурально, чем все это проделать с точки зрения вычислений.

Могу только сказать, что сустейны после удара и щипка различаются, т.к. в зависимости от способа контакта в звуке приволируют те или иные частоты. Если оттянуть большим пальцем и нежно отпустить - по большей части услышим основной тон. Если ударить веточкой - услышим ряд частот, которые возникают от соотношения места удара и его продолжительности. Чем тверже "извлекатель" - тем больше мы будем слышать именно то, что происходит со струной, нежели ее основной тон. В этом и заключается интонировка молотков рояля: добиться звука, который не будет беден, и при этом не будет звенеть. И сустейн в этом цикле играет не последнюю роль.

Вообще все немного проще, т.к. продолжительность удара\контакта ответственная непосредственно за сустейн равна дельта-функции помноженной на силу контакта, а вот атака - как раз все что происходит до отрыва извлекателя от струны.
 
  • Like
Реакции: RockMeister, Nady и M Clis
А так же забыли про то, что струны-то и не звучат, звучит дека
Я не забыл, я все понимаю, более того, я об этом написал небольшой пост и о параметрах струн и о резонаторах итд, но потом стер ибо слишком обширная тема. )) Нет времени писать столько было
 
  • Like
Реакции: Nady и PianoIst
Тогда вопрос поставим по-другому: если в распоряжении нет живых тембров, как сориентироваться в настройках синтезатора, чтобы нарулить разные, контрастные тембры ? За что вообще цепляется слух при формировании образа звука? Ведь как-то же мозг понимает, что именно вот этот звучащий обертон принадлежит ,скажем, именно гитаре, а не басу, не фоно. Извлекли на фоно ля с основным тоном 55. У звука есть гармоники 110 , 220, да и всяких других навалом. В то же время звучит гитарная струна с основным тоном 110- у нее тоже навалом гармоник таких же, как у фоно. Звучат одновременно. Но что-то ведь помогает сознанию разделить гармоники с одной и той же частотой на две группы и сформировать из них два разных образа. Что? Взял сэмпл фоно и электрогитары. Сначала смикшировал с атаками в стерео и моно, затем без атак. Все равно ведь слышно, что источника два. Почему мозг не допускает, что может существовать один инструмент с таким тембром?
 

Вложения

это... основные тона разные, да и атаку вы недорезали во втором примере.... Надо чтоб сустейн плавно нарастал, чтоб избавиться в данном случае от дифферинциации атаки.
Помимо обертонов же есть унтер-тона.
Так или иначе, все остальные составляющие тембра тише основного тона, по этому ухо основной тон улавливает безошибочно (как и всяческие тюнеры). А потом, на фно все три струны звучат одновременно, а на гитаре, хоть это и 110Hz, но стартовая точка разная, и период волн в итоге разный.
Потом не забываем о длине струны, на гитаре струны короче, и звучат... скажем так, неполноценно (с точки зрения акустики). Но в гитаре высота зависит от длины независимо от сечения, а на фно зависит и от длины и от сечения.
А чтобы накрутить именно гитару и фно, как уже говорил, надо много-много формул составить....
Цыхра уже во втором посте написал, если вопрос в синтезе звука (отвлечемся сейчас от физического моделирования), то и надо изучать методы синтеза, ибо так быстрее.
А если вопрос в физическом моделировании, то вопрос реально очень солжный
 
Струны на фортепиано щипал. На басовых сходство с бас-гитарой. На высоких - с бандурой.

Неделю назад был на концерте Элтона Джона. Первую вещь он пел/играл(Ямаха ф-но) один и я долго искал взглядом где спрятался бас-гитарист. Не нашёл...
[DOUBLEPOST=1450179339,1450178834][/DOUBLEPOST]
IMG_3875-2.JPG
 
Да просто всё.. слуховой опыт выхватывает маску тембра. Можно попробовать фаб фильтром штайнберговским покрутить-послушать. Только в реальности оно ещё и во времени меняется. По сустейну трудно отличить инструменты, этож вроде как классический эксперимент.
 
А можете посоветовать литературу для изучения методов синтеза?
 

Сейчас просматривают