@smack, а кто говорил, что скрипка — это точечный источник звука? Я такого точно не говорил. У скрипки очень сложная частотно-зависимая диаграмма направленности. Но фишка в том, что максимальный спектр данный инструмент излучает довольно узко, порядка 20-30°. Но мало того, если мы поставим микрофоны XY достаточно близко к инструменту, мы рискуем получить ярковыраженные частотные смещения, ибо разные части скрипки излучают в несколько разных диапазонах. Именно это, скорее всего, ТС и получил на записи — малейший поворот инструмента приводит к частотным и фазовым изменениям. Так чего ради так мучиться??? Где у скрипки стереозвучание? Это что — рояль, у которого действительно слышно изменение локализации звука при перемещии по октавам? Это и не ударная установка, с которой вопросов вообще нет. Это скрипка — небольшой музыкальный инструмент, для записи которого более чем достаточно ОДНОГО микрофона.
Теперь что касается моно — это вовсе не условность. Это до сих пор применяемая техника записи и трансляции звукового материала (отечественное телевидение как пример). Более того, на моносовместимость проверяются до сих пор все выпускаемые звукозаписи (или Вы этого не делаете?). Далее, если Вы звук крэша сместите в крайне правое или левое положение своего микса, то он определённо будет звучать монофонически. Я уже не говорю о звучании человеческого голоса. Или Вы и вокалистов в кабинке пишете в ORTF? Так о какой условности Вы тут говорите?
И последнее, могу Вам привести массу примеров, когда музыканты, вмешиваясь в сведение, на корню портят хороший продукт. Есть и обратные примеры, но их гораздо меньше.
@TonyAlien, если мы говорим о записи поканальной (не ансамблевой) то да, безусловно. Гораздо эффективнее и менее энергозатратно в дальнейшей работе над треком писать отдельно ближнее поле инструмента и отдельно отклик помещения на него (room). Да и при ансамблевой игре это тоже лучше — близкие микрофоны на каждый инструмент и отдельные room микрофоны. Так мы минимизуем массу неизбежно возникающих проблем с фазовой совместимостью, например. + у нас появляются дополнительные возможности для вмешательство в пространственные характеристики записи.
Другое дело — запись концертная. Здесь иные задачи и, соответственно, другой подход к записи, но это отдельная тема.