В русской же терминологии этот термин размыт и требует, в отличие от западного, четкого определения.
Я хочу попросить прощения за то, что пару лет назад мог ввести кого-нибудь из читавших в заблуждение насчет фальцета своими рассуждениями о фальцете, фистуле итд. После уточнений у В.В.Емельянова все оказалось проще (ну или хз - читайте ниже), короче несколько иначе
. А вот русское википедийное определение по сей день вводит в тугое заблуждение. В видео по вашей ссылке человек в кепке очень нормально показывает несколько переходов на одной ноте от грудного (более удачно обзываемого натуральным) режима работы гортани к фальцету и обратно, пальчиками их условно обозначая.
В вопросе действительно очень много путаницы, вот например вопрос на одну минуту, а разбираться можно годы
чувак говорит с одной стороны совершенно правильно, с другой стороны полную чушь - исключительно из-за неоднозначного словоупотребления. С которым ввиду ничтожного количества поющих всерьез никто разобраться не хочет.
Набросаю слегка. Вот какая аналогия напрашивается. Буду использовать термины, максимально понятные с точки зрения описываемых явлений.
Тембр голоса определяется несколькими штуками, среди которых заметны режим работы гортани (иногда называемый регистром, что ваще запутывает все безнадёжно), положение гортани, плотность смыкания голосовых складок и еще всякая туева хуча.
Дык вот слово "фальцет" (вслед за Дмитриевым и Емельяновым) четко относим к описанию режима работы гортани, а их всего четыре: грудной (а лучше -
натуральный) чтоб не путаться, объясню почему,
фальцет, режим
штро-баса и
свистковый. Последние два используются гораздо реже первых двух настолько, что последний практически пофиг.
Основная сфера применения фальцета - оперные тётки. Правильно обученная женская естрада и прочий сотонизм тоже валит верх фальцетом, неправильная валит верх натуральным по мужской теноровой модели, происходит естественный отбор - что нигре и таджичке здорово, русской смерть, тетка калечится и долго продолжительно кашляет. Выживают сильнейшие.
Для дядек исполнительская ценность фальцета что в роке, что в джазе, что в ариях чуть больше, чем нулевая, за исключением дядек-конртеноров (опять таки изредка более правильно называемых мужскими сопрано), поющих как тётьки, и йодля. Но тренировать голос фальцетом в верхнем регистре хорошо и правильно. Таким же образом онанизм подготавливает ко взрослой половой жизни. 99 проц. того, что мы слышим в реале - это все натуральный регистр, который однако имеет стопиццот оттенков (см. выше - положение гортани, плотность смыкания и т д) и может звучать похоже на фальцет, но фальцетом не быть (ппц ад...).
(картинко из книги Л.Б.Дмитриева "Основы вокальной методики", сори, сканера нет, поэтому сфотал. Все видно и написано очень четко)
http://piccy.info/view3/8283419/ce700a7a1a9b15e054487ecc3fbc93eb/
Дальше рассуждаем так. Режимы "натуральный" - "фальцет" переключаются в голосе, как тумблером на синтюке, условно сравню фальцет с синусоидой, как звук пустоватый и не очень обремененный гармониками, а натуральный - с пилой, допустим. Эффект щелчка при переключении используется в йодле. Плавной крутёлки, добавляющей гармоники, нету. Есть "щелк" - фальцет, "щелк" - натуральный. Или условный синус "фальцет", или условная пила как режим работы генератора.
А вот дальше идут фильтры с крутелками: положение гортани, плотность смыкания, положение мягкого неба, насколько широко открыт рот, все то, что в трахеобронхиальном древе и т.д. Эта фигня работает плавно и обеспечивает разнообразие тембров на основе условного исходного "синуса" или "пилы". Губами можно делать "вау-вау".
"Грудной" и "головной" - слова, описывающие субъективные ачучения поющего ртом. Как головные, так и грудные ощущения могут возникать и при пении в натуральном режиме работы гортани, и при пении в фальцетном, и при прикладывании вибратора к груди или ко лбу. Строго говоря, снаружи поющего мы не можем описывать голос ни как грудной, ни как головной - только изнутри собственного организма и только сам поющий. Потому как если певцу обрезать нервы, отвечающие за виброрецепцию, для него голос перестанет резко быть как грудным, так и головным, а для нас будет звучать, как звучал. Именно поэтому лучше использовать слово "натуральный" даже вопреки авторитету профессора Дмитриева - меньше путаницы. Потому как "грудные вибрационные ощущения", но "натуральный режим работы гортани".
Если я не запутал вопрос еще больше - пользуйтесь пожалуйста. Можем поуточнять еще что-нибудь вместе.