Проиллюстрированный глоссарий вокалиста

Command.com

Active Member
17 Ноя 2004
228
59
28
Коллеги, а давайте тут в этой теме создадим глоссарий терминов относящихся к вокалу (типа "штробас", "гроул", "несмыкание связок" "высокая\низкая позиция" и т.д.) с текстовым пояснением термина, а что будет уникально - с аудио или видео примером.
Думаю будет шикарная "вокалопедия" :)
 
  • Like
Реакции: kavaradossi
а вот чота пробежался по ютубу - сидит дяденька или тётенька и толкает теорию, а живого примера чот нет...
ушёл смотреть ютуб дальше
 
Если можно в пост несколько десятков аудиопримеров воткнуть и есть неограниченная возможность редактирования - тогда да, имеет смысл. а если это размажется по десяткам сообщений - надо на другом ресурсе создавать, а отсюда ссылки давать.
 
  • Like
Реакции: smirniy
здесь спрошу, я довольно долгое время искал и пробовал всякие разные спреи и таблетки для голоса. Сейчас вроде бы круг определился, и я мог бы изложить конечный результат в отдельной теме, если интересно. Правда все эти дела у нас не продаются, только за кордоном... Нужно это массам?
 
Вопрос можно ставить на голосование. Мне так вроде пока тьфутьфу нет. Если только что-нибудь для экстренной помощи - аврально снять отек или кашель, знать средство, опять таки тьфутьфу
 
У меня просто тонзиллит хронический с детства, так что постоянно горло забито. Плюс недостаток вокального образования сказывается )
 
ой нет, по этому предмету я из противоположного лагеря. )) Ладно, действительно неудобно офтопить...

UPD я имел в виду не лекарства при заболеваниях голоса, а именно помощь при постоянных перегрузках для вокалистов, кто поет часто и помногу. Всё, если созрею, то уже в другой теме.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: kavaradossi
чуваки - завязывайте офтопить )
а насчёт удобства и размазывания по теме - берусь всё познавательное и полезное по теме добавлять в первый пост.
А примеры могут быть самые простые
например "Фальцет" и рядом видео из ютуба как пример фальцета
ну и так далее по всем терминам
 
Раз уж про фальцет :)

В западной терминологии Фальцет - звук, со слышимой долей воздуха, в следствие неплотно сомкнутых связок. В видео показан с 1:02


В русской же терминологии этот термин размыт и требует, в отличие от западного, четкого определения.
Фальцет - верхний регистр мужского голоса. Обычно еще подразумевается некоторая окраска голоса, которая отличит фальцет от другого типа голоса на тех же высоких нотах. Кто может сказать точнее прошу.

Также в русской терминологии есть термин Субтон. По западной терминологии это тот же фальцет, т.к. есть присутствие воздуха. В русской выделен в отдельный термин, т.к. расположен в нижнем регистре в отличие от фальцета.
 
Обычно еще подразумевается некоторая окраска голоса, которая отличит фальцет от другого типа голоса на тех же высоких нотах. Кто может сказать точнее прошу.
ну типа такая пидорская окрасочка;). Шутка.
[DOUBLEPOST=1432900106,1432899892][/DOUBLEPOST]
а насчёт удобства и размазывания по теме - берусь всё познавательное и полезное по теме добавлять в первый пост.
Через некоторое время после публикации поста у обычных юзеров в обычном режиме пропадает возможность редактирования этого своего поста. Вам надо каким-то образом стать куратором данной темы - ну и модератором конечно тоже - с расширенными правами и возможностями. Это надо с админами договариваться.
 
Я бы охарактеризовал фальцет как возбуждение связок не на основном тоне , а на второй гармонике. Что и вносит характерную тембральную окраску как флажолет на струнном инструменте. Это на мой взгляд наиболее подходящая аналогия.
 
гроулинг

Учитель конечно обладает не самым лучшим образцом данного типа вокала, но в его методике есть пара интересных моментов
[DOUBLEPOST=1432901025,1432900526][/DOUBLEPOST]
Я бы охарактеризовал фальцет как возбуждение связок не на основном тоне , а на второй гармонике. Что и вносит характерную тембральную окраску как флажолет на струнном инструменте. Это на мой взгляд наиболее подходящая аналогия.
Я бы не согласился. В фальцете практически отсутствует тот самый основной тон, от которого можно отсчитывать гармоники. Думаю, то, что мы слышим при фальцете - и есть его основной тон, просто извлекается он в специфической позиции, которая позволяет повысить этот тон, но ценой обеднения звучания, несмыкания и т.д. А может я не про тот фальцет говорю про который говорите вы - путаница с терминологией всё же имеется. А есть ещё микст который часто путают с фальцетом.
 
фальцет это вроде бы ложное смыкание связок, насколько я слышал. А что под этим имеется в виду, надо выяснять...
 
Я бы охарактеризовал фальцет как возбуждение связок не на основном тоне

Совершенно верно! То же самое происходит в духовых инструментах - если передуть, получаем вторую гармонику, а иногда если дуть сильнее и третью.
 
да, действительно, не могу редактировать первый пост
а что касается приведённых примеров с ютуба - на английском языке да и говорильню разводят . полчаса трындежа и 2 секунды реального примера
 
В русской же терминологии этот термин размыт и требует, в отличие от западного, четкого определения.
Я хочу попросить прощения за то, что пару лет назад мог ввести кого-нибудь из читавших в заблуждение насчет фальцета своими рассуждениями о фальцете, фистуле итд. После уточнений у В.В.Емельянова все оказалось проще (ну или хз - читайте ниже), короче несколько иначе :). А вот русское википедийное определение по сей день вводит в тугое заблуждение. В видео по вашей ссылке человек в кепке очень нормально показывает несколько переходов на одной ноте от грудного (более удачно обзываемого натуральным) режима работы гортани к фальцету и обратно, пальчиками их условно обозначая.

В вопросе действительно очень много путаницы, вот например вопрос на одну минуту, а разбираться можно годы



чувак говорит с одной стороны совершенно правильно, с другой стороны полную чушь - исключительно из-за неоднозначного словоупотребления. С которым ввиду ничтожного количества поющих всерьез никто разобраться не хочет.

Набросаю слегка. Вот какая аналогия напрашивается. Буду использовать термины, максимально понятные с точки зрения описываемых явлений.

Тембр голоса определяется несколькими штуками, среди которых заметны режим работы гортани (иногда называемый регистром, что ваще запутывает все безнадёжно), положение гортани, плотность смыкания голосовых складок и еще всякая туева хуча.

Дык вот слово "фальцет" (вслед за Дмитриевым и Емельяновым) четко относим к описанию режима работы гортани, а их всего четыре: грудной (а лучше - натуральный) чтоб не путаться, объясню почему, фальцет, режим штро-баса и свистковый. Последние два используются гораздо реже первых двух настолько, что последний практически пофиг.

Основная сфера применения фальцета - оперные тётки. Правильно обученная женская естрада и прочий сотонизм тоже валит верх фальцетом, неправильная валит верх натуральным по мужской теноровой модели, происходит естественный отбор - что нигре и таджичке здорово, русской смерть, тетка калечится и долго продолжительно кашляет. Выживают сильнейшие.
Для дядек исполнительская ценность фальцета что в роке, что в джазе, что в ариях чуть больше, чем нулевая, за исключением дядек-конртеноров (опять таки изредка более правильно называемых мужскими сопрано), поющих как тётьки, и йодля. Но тренировать голос фальцетом в верхнем регистре хорошо и правильно. Таким же образом онанизм подготавливает ко взрослой половой жизни. 99 проц. того, что мы слышим в реале - это все натуральный регистр, который однако имеет стопиццот оттенков (см. выше - положение гортани, плотность смыкания и т д) и может звучать похоже на фальцет, но фальцетом не быть (ппц ад...).

(картинко из книги Л.Б.Дмитриева "Основы вокальной методики", сори, сканера нет, поэтому сфотал. Все видно и написано очень четко)
i.gif

http://piccy.info/view3/8283419/ce700a7a1a9b15e054487ecc3fbc93eb/

Дальше рассуждаем так. Режимы "натуральный" - "фальцет" переключаются в голосе, как тумблером на синтюке, условно сравню фальцет с синусоидой, как звук пустоватый и не очень обремененный гармониками, а натуральный - с пилой, допустим. Эффект щелчка при переключении используется в йодле. Плавной крутёлки, добавляющей гармоники, нету. Есть "щелк" - фальцет, "щелк" - натуральный. Или условный синус "фальцет", или условная пила как режим работы генератора.
А вот дальше идут фильтры с крутелками: положение гортани, плотность смыкания, положение мягкого неба, насколько широко открыт рот, все то, что в трахеобронхиальном древе и т.д. Эта фигня работает плавно и обеспечивает разнообразие тембров на основе условного исходного "синуса" или "пилы". Губами можно делать "вау-вау".

"Грудной" и "головной" - слова, описывающие субъективные ачучения поющего ртом. Как головные, так и грудные ощущения могут возникать и при пении в натуральном режиме работы гортани, и при пении в фальцетном, и при прикладывании вибратора к груди или ко лбу. Строго говоря, снаружи поющего мы не можем описывать голос ни как грудной, ни как головной - только изнутри собственного организма и только сам поющий. Потому как если певцу обрезать нервы, отвечающие за виброрецепцию, для него голос перестанет резко быть как грудным, так и головным, а для нас будет звучать, как звучал. Именно поэтому лучше использовать слово "натуральный" даже вопреки авторитету профессора Дмитриева - меньше путаницы. Потому как "грудные вибрационные ощущения", но "натуральный режим работы гортани".

Если я не запутал вопрос еще больше - пользуйтесь пожалуйста. Можем поуточнять еще что-нибудь вместе.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: smirniy
Понятно, что с определением фальцета не все понятно)). Полагаю, что в академе четко разделено, но если брать эстраду, то тут уже не будет так очевидно. Почему бы не использовать западный термин, всем было бы проще жить))

А что такое высокая/низкая позиция?
 
но если брать эстраду
А что с эстрадой не так? Разрез рта другой, поперек? :)

"Высокая" и "низкая" позиция скорее всего в туманной педагогической терминологии описывает целый комплекс ощущений, причем непонятно кого - то ли поющего, то ли слущающего. есть высокое и низкое положение гортани, причем не четко вверху или четко внизу, а по всему отрезку между крайними возможными положениями.

С определением фальцета тоже все станет понятнее. если на картинку внимательно посмотрите - возникновение веретенообразного просвета между голосовыми складками, сжатие черпаловидных хрящей.
 
по поводу пения на грудь и в голову не совсем так. это конечно ощущения поющего - где он чувствует основной резонанс и откуда субъективно выходит голос. Но ведь действительно разные органы включаются в резонанс при этих разных "положениях" и это меняет характер звукоизвлечения, следовательно - может быть слышно со стороны и определено сторонним наблюдателем. Я имел небольшой опыт обучения вокалу с преподом, так вот этот препод чётко вычислял на грудь я пою или в голову, и он заставлял меня петь в голову ибо это соответствует эстрадной постановке в отличие от груди, которая больше для академического пения. Если певец усиленно поёт грудью - это может услышать и понять даже неискушённый слушатель, там эта грудь просто прёт.
 
Скажите, я могу просто издать звук фальцетом и издать звук в натуральном регистре. Могу вам объяснить разницу и научить вас издавать два этих звука в течение 5 минут. Врач в фониатрическом кабинете заглянет в гортань при фонации и увидит, что мои и ваши движения голосового аппарата практически идентичны. но я не могу издать ни грудного, ни головного звука. Я не понимаю. о чем идет речь. Что со мной не так?

ps Все полости резонируют и мясо фильтрует постоянно, только в разных пропорциях. Гортань же работает четко "фальцета есть" - "фальцета нет", "натуральне есть" - "натуральне нет", поэтому однозначность описания явления делает его крайне удобным в качестве отправной точки. и, да, я :) конечно :) понимаю, о чем вы говорите. Но это терминология веками всех запутывает.
 
Последнее редактирование:
конечно, ощущения чисто субъективные, но все обычно понимают о чём речь - термины эти уже устоялись. но согласен - объяснить, в чём состоит чисто техническая разница на уровне что там больше закрыто открыто в гортани, напряжено расслаблено и т.д. - трудно. Однако разница между грудным и головным вокалом на слух - есть).
 
Поверьте, это ОЧЕНЬ неудобная терминология. Я не далее чем вчера имел в очередной раз наблюдать разговор про брито или стрижено между педагогом-выпускницей вокального отделения консерватории и педагогом-выпускником вокального отделения консерватории-кандидатом педагогических наук. Это было как марсианин разговаривает с венерологом. Они оба одинаковые представления пытаются описать, понятийная платформа разная. и выходит очень забавно
 
А что с эстрадой не так? Разрез рта другой, поперек?
В эстраде гораздо меньше четких определений. Я говорил, что если в академе и есть четкое определение фальцета, то имеется вполне конкретный звук. В эстраде же, стоит двинуть гортань, больше открыть рот и всё - звук чуть другой. Останется ли это фальцетом - вопрос. Заметьте, под фальцетом здесь я понимаю русский термин.


С определением фальцета тоже все станет понятнее. если на картинку внимательно посмотрите - возникновение веретенообразного просвета между голосовыми складками, сжатие черпаловидных хрящей
Просвет между голосовыми связками это и есть неплотное смыкание, воздух проходит. Это точное определение фальцета в западной терминологии. Это понятно. А какую роль играет сжатие черпаловидных хрящей? как они влияют на звук. Эти хрящи ведь и отвечают за сжатие, натяжение связок. Если их позиция всегда такая при разомкнутых связках, то чем это определение отличается от западного


Однако разница между грудным и головным вокалом на слух - есть
А если поют "Микстом" то какой это вокал, грудной или головной?
 
В эстраде гораздо меньше четких определений
В академе сколько преподавателей, столько и нюансов определений (утрирую, конечно, но смысл вы поняли). Голосообразование как наука весьма медленно развивается. И для голоса нет ни эстрады, ни классики. Голос - как хороший гибридный синтезатор. Отстроишь рояль - будет рояль. Отстроишь трэнс лид - будет трэнс лид. В этом смысле фальцет тоже совершенно универсален, нет никаких разновидностей, если исходить из научного факта, что существует резкий пороговый переход между натуральным и фальцетным режимами работы гортани.

Просвет между голосовыми связками это и есть неплотное смыкание
Вы, возможно, ошибаетесь. насколько мне известно, под глубиной и плотностью смыкания подразумевается характер движения голосовых складок - т.е. они смыкаются по всей поверхности в натуральном режиме, но вот насколько плотно "сжимаются" друг с другом в фазе смыкания и как соотносятся фазы смыкания и размыкания - все это очень будет влиять на характер звука. Если фаза размыкания больше - звук будет легким, воздушным, продутым, сипатым, очень похожим на фальцет. Однако черпаловидные хрящи не будут сведены, веретенообразного просвета наблюдаться не будет.

Если их позиция всегда такая при разомкнутых связках, то чем это определение отличается от западного
Я не знаю западного определения, поэтому ничего не могу ответить. Вообще этот разговор нужен исключительно для того, чтобы мы решали какие-то конкретные жизненные задачи, связанные с "надо так - не получается" - "узнал" - "сделал" - "получилось" - "удовольствие получил" - "денег заработал". Можно уже в практическую плоскость как то все попытаться повернуть.

А если поют "Микстом" то какой это вокал, грудной или головной?
Я придерживаюсь достаточно устаканившейся на сегодняшний день системы взглядов и терминологии (не буквально, но в основных чертах), которая названа своим основателем В.В.Емельяновым "ФМРГ", найдете с легкостью. Я ету систему ненавязчиво пропагандирую, в чем то, как всякий живой человек, могу ошибаться. В ней нет ни микста, ни грудного с головным вокала. Почему нет - объяснено исчерпывающе, научно, предложен более удобный и универсальный подход к описанию явлений, результаты применения впечатляют. Заинтересованные информацию найдут быстро, я готов что-то посильно пояснять при желании.
 
Последнее редактирование:
Вообще этот разговор нужен исключительно для того, чтобы мы решали какие-то конкретные жизненные задачи
Абсолютно согласен. Поэтому голосую за термин фальцет в следующем виде. Фальцет - звук, со слышимой долей воздуха, в следствие неплотно сомкнутых связок. Т.к. это позволяет легко определить наличие фальцета в воздухе и понять что нужно делать, чтобы его получить или убрать - сомкнуть или разомкнуть связки. По-моему, абсолютно практичный термин.

Вот грудной и головной голос - это как раз то что вы написали разница в глубине смыкания связок и длительности фазы смыкания. Грудной голос - связки смыкаются всей поверхностью, фаза смыкания увеличена. Это дает много обертонов. А поскольку связки в таком режиме могут работать обычно в нижнем регистре, то возникают ощущение резонанса (Только ощущение, это не настоящий резонанс) в грудной клетке.
Головной голос - связки смыкаются верхними краями, фаза смыкания уменьшена. Обертонов меньше, звук намного менее яркий. Поскольку это происходит обычно на высоких нотах, то кажется, что "резонирует" голова. Отсюда и название.

Микст - головной голос с твангом, или как его еще называют Высокая Певческая Форманта. Тванг добавляет обертонов в голос, что слушателю кажется что это грудной голос, хотя характер смыкания связок не изменился.
 
Ход ваших рассуждений мне в целом понятен. В основном я их оцениваю как приемлемые, хотя есть некоторые неточности. Например, ваше определение фальцета некорректно, потому что "слышимую долю воздуха" я готов продемонстрировать вам в натуральном "грудном" режиме хоть в большой октаве, просто сильно сузив вход в гортань (как при шепоте). Воздуха будет слышен шквал, а складки будут сомкнуты плотно по всей поверхности. Далее, разница в глубине смыкания и фазе может быть огромной в обоих основных регистрах (кстати, если вам удобно называть их "грудной" и "головной" - бога ради, я пойму). Я сторонник другой терминологии и буду ей пользоваться не только потому, что основываюсь на другой традиции, но и просто потому, что она удобнее, так как точнее описывает суть явлений.

"Головной голос с твангом", насколько я понимаю, может быть как высокой назальной нотой в "грудном" (натуральном) режиме, так и в "фальцетном" (головном) режиме при сильно суженном входе в гортань. Понять, что вы имеете в виду, мне можно только хорошенько вслушавшись в примеры, а лучше несколько. Термин же "высокая певческая форманта" даже в близкой мне традиции не определен точно, т.к. относительно физиологии ее происхождения, насколько мне известно, до сих пор нет единого мнения среди очень серьезных дядек, вооруженных серьезной исследовательской техникой.

Что, впрочем, не мешает появляться новым певцам с прекрасными голосами и художественными возможностями в разных жанрах.
 
Последнее редактирование:
Вот по той же самой причине я избегаю переведенных на русский язык мануалов и технических текстов. Когда отсутствует единая школа с утвержденными терминами и концепциями, начинаются разговоры про Фому и Ерему. А на западе эта школа присутствует, поэтому практически все говорят на одном языке.

То же самое и в вокальном деле. У нас с этим темный лес, не пойми кто про что говорит. Такое ощущение что иные нарочно запутывают терминологию, чтобы не допускать непосвященных к секретам мастерства (это я не про здесь присутствующих, конечно же).

Вот описание фальцета из англоязычной Вики, все просто и понятно

http://en.wikipedia.org/wiki/Falsetto#Physiological_process
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: smack
Интересно будет подробно почитать, но беглое заглядывание в обсуждение навевает, что у них (в западной школе) тоже нет единого понимания.

И, на мой взгляд, тему можно закрывать в результате невозможности совместить разные школы на базе единой терминологии. Поэтому пусть каждый преподаватель сам формирует общую понятийную базу со своими учениками, а в чистом поле в общем то и нефига. Кто в Минске - милости прошу, а остальные разбирайтеся по месту прописки в паспорте :)
 
Последнее редактирование:

Сейчас просматривают