Давайте поговорим о громкости треков.

Dmitry Stepin

In trance me trust
12 Янв 2004
16.349
12.028
113
40
Москва
t.me
Я думаю, что каждый сталкивался с проблемой, когда средний RMS трека правильный (ну допустим -10,5 дб), а сам трек звучит тише, чем другой, пусть даже тот с меньшим RMS'ом. И вопрос - я так понимаю это происходит из-за неправильного частотного баланса? Допустим, если в моем треке слишком много низа, а я этого не слышу в свете ущербности контрольной системы, то из-за этого RMS может быть высоким, но при этом трек будет играть тише, так? Для меня сейчас это одна из актуальных проблем, но я пока недопонял, почему это происходит и как этого избежать. Паэтаму нада апсудить сдесь =)) :beer:

[ADDED=Al Junior]1127947315[/ADDED]
Хотя видимо вся проблема именно в том, что чего-то я не слышу либо в силу убогости контроля, либо в силу неопытности. И треки из-за этого кривые иногда получаюцца)

[ADDED=Al Junior]1127947951[/ADDED]
А заодно, научите пользовацца индикатором уровня K-14 из InspectorXL. Я пока не понял, что к чему и как оно должно быть =)
 
Al Junior:
я этого не слышу в свете ущербности контрольной системы
Нет, всё дело в том, что разные частоты ухом слышатся с разной интенсивностью. То есть если рисовать зависимость частоты от интенсивности восприятия нашим ухом, то получится огибающая, которая начинается с нуля в районе 20 Гц, доходит до пика в районе 3000 Гц и спадает к 20 кГц.
А статистика РМС меряет всё линейно. Поэтому может басов быть дофига, измеряющий прибор покажет высокий уровень RMS, а услышишь ты это не так громко, потому что низы воспринимаются менее интенсивно.
 
Кстати, нет ли такого прибора, который мериит субьективную громкость трека, с учетом кривой чувствительности уха?

Хотя, сейчас дошло, она же на разных громкостях разная...
 
tim_ka

в грубом виде для этого и существуют индикаторы dBU :smile:

только вот проблема как раз в том, что соотношение слышимая громкость/уровень сигнала у них тоже неидеальная...
 
2Al Junior
Сталкивался с такой проблемой.
Сейчас поступаю следующим образом. (Nuendo2)
В чистый проект на первый трек загоняю wav, подлежащий мастерингу. В инсерты данного трека вешаю надлежащую обработку, в том числе напоследок максимайзер и анализ.
На второй трек загоняю образец, по которому равняться.
Фейдеры микшера на 0db и их не трогаем.
На мастер-шину вешаю только HR22.
В процессе работы переключаюсь между треками и сравниваю.
Вот в таком разрезе, собсно.
 
tim_ka:
Кстати, нет ли такого прибора, который мериит субьективную громкость трека, с учетом кривой чувствительности уха?
MadVad:
в грубом виде для этого и существуют индикаторы dBU
Если воткнуть в цепь фильтр, чувствительность которого будет расти с увеличением частоты до ~2000 Гц, а за тем постепенно падать, тогда самый простецкий квазипиковый индикатор и покажет приближенную величину воспринимаемой громкости. Метод взвешенного шума.
 
moksha

да ваще как два байта переслать :smile:
только вот почему-то реализовать всю эту теорию "в металле" оказывается не настолько просто... хорошие и относительно честные аналоговые dBU-индикаторы стоят очень хороших денег :smile:
 
igorrr:
С DC трека все в порядке?

Есессно =))

[ADDED=Al Junior]1128009225[/ADDED]
Alex_V

Да я также и работаю. Только непонятно, как поднимать громкость у трека, иногда разница очень уж заметная, и при использовании максимайзеров и компрессоров сильные искажения появяюцца =( Вот если как-нить мона было бы с момента начала создания аранжа смареть на какой-нить индикатор, который бы примерно показывал громкость трека.
 
Ух темка-то насущная! :thumbsup: А я вот к чему пришел - максимайзера на мастере, как правило недостаточно. на некоторых треках, группах нужна компрессия. Например, гитара, бас, бочка, малый барабан и хет направленные на мастер с максимайзером звучат тише, чем те же гитара, бас, бочка, малый барабани хет направленные на 2 группы, которые в свою очередь поджаты компрессором, а потом уже на мастер с максимайзером. При этом искажения еще не слышны. Или еще раньше компреснуть, например бочку, потом на группу, где ее жмет компрессор с остальной установкой, а потом уже на мастер с максимайзером - совсем другая картина получается. RMS - те же -10 дб, а звучит на 3 - 6 дб громче. В то же время какие то инструменты не подвергать такой жесткой обработке, например гитары, педы, голос... Вот такое наблюдение.
 
Ну я обычно так делаю: если на нормальном значении рмс ~10dB звук начинает хрипеть или звучать тише, чем запись, на которую ориентируюсь при мастеринге то значит басов много и я их прибираю. А еще перед лимитером обычно вешаю компрессор RComp, пресет optomastering и компрессую на 1-2 dB весь трек.
 
Al Junior:
момента начала создания аранжа смареть на какой-нить индикатор, который бы примерно показывал громкость трека.
А зачем это нужно? По-моему в процессе написания арранжа громкость делаешь какую угодно, и только в конце при мастеринге имеет место проблема громкости и компрессии. На это Alex V дал очень хороший совет:
Alex_V:
В чистый проект на первый трек загоняю wav, подлежащий мастерингу. В инсерты данного трека вешаю надлежащую обработку, в том числе напоследок максимайзер и анализ.  
На второй трек загоняю образец, по которому равняться.
Фейдеры микшера на 0db и их не трогаем.
На мастер-шину вешаю только HR22.
В процессе работы переключаюсь между треками и сравниваю.
Только слишком замудрённо. Можно просто сделать миксдаун и сравнить его с эталоном (только в таком же стиле, как и свой трек). Сразу станет ясно, тише или громче и на сколько.

З. Ы. И вообще на самом деле проблемы как таковой нет (чтобы громкость была одинаковой). Если это формат радио - то нужно РМС -12. Проблема появляется только у компаний, занимающихся компиляцией сборников, или проэктов, выпускающих альбомы. Вот там-то и надо, чтоб субъективно треки звучали на одной громкости
 
tim_ka:
Кстати, нет ли такого прибора, который мериит субьективную громкость трека, с учетом кривой чувствительности уха?
используй анализатор с A(В,С)-взвешиванием (к примеру Waves PAZ такое делать позволяет). Что именно выбрать зависит от громоксти на котороый ты слушаешь, еси оч тихо, то А, еси средне, то В, еси громко, то С (более детально поищи в нете.. кратенько об этом напсано также и в мануале к Инспектору XL)

Al Junior:
научите пользовацца индикатором уровня K-14 из InspectorXL
еси открыть мануал :biggrin: то можно убедиться, что К-14 это текущий RMS-уровень сигнала + 14дБ. Сделано для того, что когда ты на анализторе К-14 видишь 0, то типа ты достиг нужного уровня RMS в -14дБ.
 
Вообще практику сравнения треков с образцами надо применять еще на этапе сведения. то есть сводишь песню(без инсертов на мастер-шине) так, как будто мастеринга не будет, то есть единственное отличие с фирмой должно быть в уровне громкости(так конечно все равно не будет, но максимально приблизится к этому надо). вот тогда на мастеринге трек легко погонится и будет звучать как надо! :smile:
 
При лимитировании микса на мастеринге балланс меняется. Поэтому после сведения необходимо в мастер секцию вставить скажем Л3 и подкорректировать сведение, иначе с другой фонограммой сравнивать бесполезно.

По ходу дела заметил цифру -10 дБ... это вы что в России уже до такой компресси добрались??? В Европе было время дошли до -12, но потом скатились до -14 и сейчас это практически стандарт. А по мне и этого много - никакой динамики. Привезли мне несколько джазовах дисков из США - так там -18, -20...
Я конечно имею в виду музыку а не дискотеку. :biggrin:
 
блин, -12 можно без максимайзера делать, надо завязывать с металлом блин =
 
  • Like
Реакции: bruno_banano
sunet:
По ходу дела заметил цифру -10 дБ... это вы что в России уже до такой компресси добрались???
sunet:
Я конечно имею в виду музыку а не дискотеку.
ну знаешь.. с таким успехом можно сказать, что всё не музыка, потому что кому-то не нравится одно, кому-то другое, а пересечение всех вкусов - пустое множество в итоге.
И уж еси опираться на популярную музыку (не российскую), то -10дБ - далеко не предел. Вот наобум сейчас включаю Black Eyed Peas - Let's get it started - RMS = -8dB. Natalie Imbruglia - Shiver - RMS = -8dB. Ну допустим, американцы. Берём британский поп проект а-ля фабрика Girls Aloud - No Good Advice - RMS = -10dB. Rasmus - In the Shadows - RMS = -8dB.
Так что радийный -12 стандарт это ещё тихо.
 
Народ, странно всё это, зачем эта погоня за РМС?
Вы, блин, губите динамику ради лишних дб.
Если речь идет о публичном исполнении ваших треков, то звукреж (диджей) добавит-убавит где надо.
Шо за дураццкая мода - плющить звук? Неужели вы не понимаете, что вы уродуете свою музыку?
Все хотят ГРОМЧЕ, 5.
В сравнении с чем?
Бред.....
Не лучше ли заняться МУЗЫКОЙ?
 
tarzan
Не так давно тоже пришёл к этому выводу. Пофиг, как там у Имбрулии и Black Eyed Peas. Имхо, равняться можно на David'а Sylvian'а, Bill'а Laswell'а например. Большой РМС - лишь пережиток моды, и нужен в основном для попсы и клубняка (так как срок жизни у треков в этих стилях очень короткий).
 
В общем я чаще всего отдаю -13, если хотят больше (дэнс) могу и до -11 "дожать". Для себя делаю - 14. Но в любом случае сохраняю и немастеризованный микс и весь проект на Dvd - а вдруг завтра народ к "норме" вернется - можно будет новый мастер сделать...
 
Ха, так никто ж не заставляет делать так, как у кого-то. Это ваше творчество и вам решать как оно должно звучать. Однако, думаю, что всё-таки не стоит забывать о радости диджея от того, что ваш один трэк зазвучал вдруг резко тише остальных.
Так что давайте всё-таки выделять в первую очередь стилистику произведения (без деления на музыку/немузыку) и характерные для неё особенности звучания и мировые тенденции.
 
Опять ушли от темы. Прозвучало слово максимизация и опять все про RMS - хорошо это или плохо. :) У меня вот, например, одна из любимых фирменных песен сведена под -6, ну там полный набор удовольствий, нарочито клипированные драмы, частотно избирательный дисторшен на вокале etc. И ничего, мне нравится.

По теме. Автор, пробовал на мастер перед максимайзером многополосник ставить? Ну и жать, то, что ты думаешь "мешает громкости" - бассы или что там у тебя? Помогает? Какие варианты могут быть еще? Как результаты - на цифру и на слух?

[ADDED=Now Easy Jay]1128169104[/ADDED]
или наоборот их экспандировать, чтобы были выше порога лимитера?
 
sunet:
По ходу дела заметил цифру -10 дБ... это вы что в России уже до такой компресси добрались???

Дело вообще не в РСМе, а громкости трека. РМС может быть и -5, а трек будет звучать тише фирменных на 6 дб. Вот о чем тут речь.

[ADDED=Al Junior]1128176664[/ADDED]
глючит скрипт цитирования:
По теме. Автор, пробовал на мастер перед максимайзером многополосник ставить? Ну и жать, то, что ты думаешь \"мешает громкости\" - бассы или что там у тебя? Помогает?

Иногда так делаю. Но я уже понял, что если трек звучит тише, то значит аранж г*вно, и я его переделываю так, чтобы без лишнего гимора все звучало как нада :beer:
 
Оффтоп, это у нас скрипт цитирования чтоль глючит... не мои это слова =)
 

Сейчас просматривают