ОТЛИЧИЯ ИЗМЕНЕНИЯ СИГНАЛА ПРИ КЛИППИНГЕ (хард/софт) И "ЛАМПОВОМ" ПЕРЕГРУЗЕ
Хм...
Провел серию эксперьментов с банальным клиппингом сигнала (хард, софт) и с ламповым перегрузом.
Правда, на данный момент у меня реального лампового див-айса нет под рукой (но и ждать не хотелось), но есть эмуль
Tomato Preamp, использующий моделирование "физических процессов которые происходят в электрических схемах"
(цитата автора эмуля)... который, на мой взгляд, вполне достаточен для проведенного мной несложного эксперимента, да и по многочисленным отзывам в сети - эмулирует оченно дажу ..достаточно адекватно.
Схема преампа с сайта автора эмуля, чтобы далеко не ходить:
Эксперьмент провел на трех сигналах:
- розовый шум
- сигнал 220 герц + 2 и 4 гармоника (с амплитудами в границах розового шума), т.е. с ЧЕТНЫМИ гармониками
- сигнал 200 герц + 3 и 5, т.е. с НЕЧЕТНЫМИ гармониками
Результат вышел для меня лично очень любопытный:
Pink Noise
Hard/Soft Clipping = остался розовый шум
Tomato preamp = превратился в белый шум
220 + 3, 5 гармоники
Hard Clipping = появились 7, 9, 11, 13 и т.д. гармоники, стремящиеся к равной амплитуде (по мере "ужесточения" клиппинга)
Tomato preamp = появились четные гармоники, при чем... четные с наростанием по амплитуде (от 2, 4, к 6, 8, 10, 12 и т.д.)
... а вот нечетные, наоборот, идут на спад, начиная с 11, 13 и т.д..
220 + 2, 4 гармоники
Hard Clipping = нечетные гармоники как-то неравномерно наростают до опр. уровня, а потом как-то совсем неравономерно.
четные гармоники также без четкой прогрессии или регресии
Tomato preamp = четные гармоники наростают (!), а нечетные, наоборот, неуклонно идут на спад. Т.е., наоборот, прослеживается закономерность.
______________
То-бишь, конечно-же любая деформация сигнала что-то да генерит (в обоих случаях появились новые гармоники, которых в исходном сигнале не было), будь то ламповый подгруз или элементарный клиппинг...
Отличие деформации сигнала лампой, которое наиболее явно - подчеркнутая генерация-усиление четных гармоник.
Дальше будем - думать..
Вот еще пока кряхтел своими гуманитарными мозгами, нарыл одну статейку об усилительных свойствах акустических резонаторов и влияния их на формирование формант звука.
Там есть интересная параллель с ламповым перегрузом:
Если резонатор основан на 1-й гармонике, то он будет усиливать ВСЕ гармоники колебания, это близко к банальному клиппингу...
... а если он основан на 2-й гармонике, то будет усиливать ЧЕТНЫЕ гармоники, аналогично ламповому перегрузу
Подробнее тут:
http://www.constudio.ru/2010/02/what-are-formants.html
P/S Проверил характер перегруза также на эмуляторе
SGA1566 и общий характер в случае генерации/усиления гармоник получился аналогичный предыдущему эмулю.
(Собственно и ежу уже понятно, что на реальной лампе можно и не проверять - общий характер будет тот-же.. ибо эмуляторы его воспроизводят достаточно аналогично, но самое для меня интересное - по той-же закономерности, что и акустические резонаторы, основанные на 2-й гармонике (см. статью по ссылке чуть выше))))