Упражнения для освоения всех тональностей?

  • Автор темы Автор темы Nemox
  • Дата начала Дата начала

Nemox

New Member
18 Июл 2014
73
1
0
32
Россия
Всем привет.Какие упражнения посоветуете играть пианисту для того чтобы овладеть всеми тональностями на подсознательном уровне и не тормозить во время импровизации при построении аккордов и их обращений той или иной функции в разных тональностях?Если можно поподробнее например с каких тональностей начинать и так далее.?
 
Начинайте с простейших-C dur,A moll.Гаммы(разных ладов),арпеджио разные.Важно научиться чувствовать главные ступени в той или иной тональности...
 
Начинайте с простейших-C dur,A moll.Гаммы(разных ладов),арпеджио разные.Важно научиться чувствовать главные ступени в той или иной тональности...

Добавлю что у меня 12 летнее образование музыкальное классического фортепиано.Я надеялся на более толковый совет.
 
Добавлю что у меня 12 летнее образование музыкальное классического фортепиано.Я надеялся на более толковый совет.
Но Вы не добавили и получили то,что получили))).А вообще,пройдите какой-либо курс по джазовой импровизации.Как вариант
"Искусство джазовой импровизации" Даниил Крамер
 
Последнее редактирование:
ТС написал,что ,,классическая школа,,.Проблемы с импровизацией при модуляциях,видимо,волнуют.Хотя согласен,12 лет ведь...
 
И при этом вы не ориентируетесь в тональностях? Более, чем странно.

Ориентируюсь но не так быстро как хотелось бы.В джазе бывают очень частые отклонения.В классической школе импровизировать не учат на практике.Разве что задачи по гармонии и то там всего трезвучия а ведь септаккорды подбирать сложнее я уж не говорю про 9/11/13.Я довольно долго в последнее время импровизировал в тональностях до мажор и до минор и сейчас в этих тональностях нет проблем я не думаю о составе аккордов а подсознательно уже знаю их место.В других же тональностях приходится тормозить при игре и строить нужный аккорд, а с обращениями посложнее будет.Мне советовали взять сразу сложную по знакам тональность и играть в ней.Не знаю насколько это правильно, но я щас пытаюсь играть в Соль бемоль мажоре и собственно там и у меня те проблемы что я описал.
 
во время импровизации при построении аккордов и их обращений той или иной функции в разных тональностях?Если можно поподробнее например с каких тональностей начинать и так далее.?

Мыслить ступенями.....
 
Так как я джазовую гармонию не особо изучал мне сложно трактовать некоторые аккорды и запомнить.Из за этого в других тональностях эти аккорды сложно нахожу. Например в До мажоре после Fmaj я слухом взял Bb13+11, это звучит очень красиво но я так и не смог понять что это.Классические теоретики трактуют слишком сложно я не думаю что в джазе так сложно мыслят.Кто то знает как это трактуется в джазе с точки зрения гармонии?
 
Например в До мажоре после Fmaj я слухом взял Bb13+11, это звучит очень красиво но я так и не смог понять что это

Трактуйте это как мажоро-минор. При мажорной тонике можете использовать аккорды одноименного минора.

В вашем случае Bb - это просто VII натурального до-минора.
 
  • Like
Реакции: Nemox
Например в До мажоре после Fmaj я слухом взял Bb13+11, это звучит очень красиво но я так и не смог понять что это.Классические теоретики трактуют слишком сложно я не думаю что в джазе так сложно мыслят.Кто то знает как это трактуется в джазе с точки зрения гармонии?
Аккорд доминантовый и его относительно до-мажора можно трактовать как тритоновая замена доминаты к 6-ой ступени, т.е. к A-7. А относительно аккорда получается что одновременно присутствуют 2 замены 5-ой ступени, т.е. 13 и #11, что обычно делается при 5 партиях, потому что при 4-х придется пропустить тонику или ее замены (9, b9, #9).
 
Аккорд доминантовый и его относительно до-мажора можно трактовать как тритоновая замена доминаты к 6-ой ступени, т.е. к A-7. А относительно аккорда получается что одновременно присутствуют 2 замены 5-ой ступени, т.е. 13 и #11, что обычно делается при 5 партиях, потому что при 4-х придется пропустить тонику или ее замены (9, b9, #9).

Думаю такая трактовка будет уместна если после этого аккорда будет идти 6 ступень, но после Bb7 идет 3 септ который хроматический переходит ко второму септу.Не пойму по какой логике все это происходит)
 
если до этого будет F-7, чтобы получился характерный оборот II-7 V7, то было бы однозначно уместно, даже без разрешения доминанты) А так, имхо, если звучит хорошо то возможно и не требуется глубокий анализ с точки зрения теории))
 
если до этого будет F-7, чтобы получился характерный оборот II-7 V7, то было бы однозначно уместно, даже без разрешения доминанты) А так, имхо, если звучит хорошо то возможно и не требуется глубокий анализ с точки зрения теории))

Я не совсем понял какой оборот имеете ввиду.Напишу последовательность подробнее в C dur. С maj, Fmaj, Bb7, Em7, Ebm7, Dm7, G7, Сmaj.
Bb7 звучит так же хорошо и после II7 то есть Dm7.Мне кажется Bernard правильно отметил что это просто натуральный седьмой септ одноименного минора.Только как то странно после субдоминанты брать седьмую .Ну а как связать Bb7 c Em7 без понятия.
 
Только как то странно после субдоминанты брать седьмую

Это как раз довольно логично субдоминантовая функция IV идет в доминантновую VII. Да и ход по кварто-квинтовому кругу: C > F > Bb - все хрестоматийно :)
 
Это как раз довольно логично субдоминантовая функция IV идет в доминантновую VII. Да и ход по кварто-квинтовому кругу: C > F > Bb - все хрестоматийно :)

А насчет Em7 ?Если не сложно объясните как пришли к этому аккорду, и еще хроматический ход Em7 Ebm7 Dm7 на каком основании тоже не понятно.
 
А насчет Em7 ?Если не сложно объясните как пришли к этому аккорду, и еще хроматический ход Em7 Ebm7 Dm7 на каком основании тоже не понятно.

Ну, это не я пришел, а вы :)

С Em7, как ни странно также все просто - это продолжение все того же движения по кварто-квинтовому кругу: I - IV - VII - III.

Ebm7 проходной аккорд в Dm7.
 
  • Like
Реакции: Nemox
С Em7, как ни странно также все просто - это продолжение все того же движения по кварто-квинтовому кругу: I - IV - VII - III.

Ebm7 проходной аккорд в Dm7.

Я думал по кварто квинтовой после Bb должно быть Eb ведь Bb доминанта для Eb а не E.Как я понял кварто-квинтовый круг бывает тональный то есть по ступеням лада и не тональный?
 
Как я понял кварто-квинтовый круг бывает тональный то есть по ступеням лада и не тональный?

Ну, да. "Тональный": диатонический (в натур. мажоре/миноре) и условно-диатонический (в гарм. мажоре/миноре и в совмещенной мажоро-минорной системе (наш случай). И "нетональный" - по чистым квинтам.

Я думал по кварто квинтовой после Bb должно быть Eb ведь Bb доминанта для Eb а не E.

В мажоро-миноре у нас есть возможность выбора - между высокими и низкими II, III, VI и VII ступенями. Вы выбрали низкую VII и высокую III - имели полное право :)
 
Последнее редактирование:
В мажоро-миноре у нас есть возможность выбора - между высокими и низкими II, III, VI и VII ступенями. Вы выбрали низкую VII и высокую III - имели полное право :)

Можно сказать что ключевое слово низкая указывает на то что ступень взята из одноименного минора а высокая из мажора?
 

У меня созрел еще один вопрос по этой теме.Bb7 о котором мы говорим очень не плохо звучит не только после F maj в С dur, но и после Dm7 то есть после II.В этом случае уже кварто квинтовый круг не объясняет логику движения.Тут если я правильно мыслю все происходит по логике седьмой после субдоминанты, но седьмой минорной.В случае Fmaj Bb7 тоже можно так сказать помимо кварто квинтого движения.Так как же все таки правильно объяснить эти два перехода Dm7-Bb7 и Fmaj-Bb7 они оба просто переходы в седьмую минорную после субдоминантовой функции или кварто квинтовая все таки замешана?
 
В этом случае уже кварто квинтовый круг не объясняет логику движения.

Во-первых, движение по квартам не единственный вид. Может быть три вида движения гармонии: по квартам, по терциям и по секундам. Вверх и вниз, соответственно.

Во-вторых, движение всегда имеет функциональный смысл, направление - условно говоря "вперед" - от тоники к субдоминанте и от доминанты к тонике, или "назад" - от субдоминанты к тонике, от тоники к доминанте. Имеются ввиду не только I, IV и V ступени, а группы аккордов - тоническая (I, VI, III) субдоминантовая (IV, II, VI) и доминантовая (V, VII, III).

В вашем случае, C F Bb это I-IV-VII, то есть T-S-D. Замена F на Dm функционально ничего не меняет I-II-VII те же T-S-D, так как оба эти аккорда из субдоминантовой группы.
 
Во-вторых, движение всегда имеет функциональный смысл, направление - условно говоря "вперед" - от тоники к субдоминанте и от доминанты к тонике, или "назад" - от субдоминанты к тонике, от тоники к доминанте. Имеются ввиду не только I, IV и V ступени, а группы аккордов - тоническая (I, VI, III) субдоминантовая (IV, II, VI) и доминантовая (V, VII, III).

Функциональную систему я представляю просто в случае С F Bb помимо того что это T-S-D это движение так же совпадает с кварто-квинтовым движением.Вот это и смущает не много.Это можно считать просто совпадением?В итоге этот ход следует запомнить просто как минорная доминанта после субдоминанты или как условно диатонический кварто-квинтовый ход?
 
В итоге этот ход следует запомнить просто как минорная доминанта после субдоминанты или как условно диатонический кварто-квинтовый ход?

Это все существует в одновременности. C F Bb - это и движение по квартам с выходом из чистой диатоники, это и доминантовый аккорд VII ступени одноименного минора после субдоминанты, это и последовательность в миксолидийском ладу, это, если хотите, и двойная субдоминанта SS после субдоминанты :)

Если пока сложно все охватить - воспринимайте это как VII низкая. То есть имейте ввиду, что у вас такая система - мажорная тоника управляет двумя рядами аккордов:

--=> II---III---IV----V----VI----VII
I
--=>bII--bIII--IVm--Vm--bVI--bVII

Двигаться можно по любому из рядов в любом направлении поступенно, по терциям, по квартам, перескакивать из верхнего ряда в нижний и наоборот.

Или представьте это как один ряд, но с вариациями ступеней: I, II(bII), III(bIII), IV(m), V(m), VI(bVI), VII(bVII)

Привыкните, что у вас в руках и мажор и минор одновременно. Это уже давно обычная вещь даже для поп-музыки.
 
Привыкните, что у вас в руках и мажор и минор одновременно. Это уже давно обычная вещь даже для поп-музыки.

Ясно спасибо.А в миноре мажорные аккорды с таким же успехом не используются насколько знаю?разве что на основании гармонического и мелодического минора могут быть IV и VI с повышенной шестой ступенью.Первый случай совпадает с мажорной IV но думаю это не более чем совпадение) ну а так же гармоническая доминанта.
 
А в миноре мажорные аккорды с таким же успехом не используются насколько знаю

Да, миноро-мажор не так распространен. К перечисленным аккордам из одноименного мажора применяемым в миноре (мажорных S и D, минорной высокой VI) добавлю еще минорный аккорд на II (вместо "родного" уменьшенного).

Вот, вспомнился пример на эту тему. Правда, не джаз :) Песенка в до-диез миноре "вперемешку" с аккордами из до-диез мажора. Для наглядности аккорды приведу в до миноре - Cm9 Am9 Fm9 Dm7 Dbmaj9 (выделенные аккорды - из одноименного мажора)

[video=youtube;HS_mmz1W8RY]https://www.youtube.com/watch?v=HS_mmz1W8RY[/video]
 
  • Like
Реакции: Nemox

Сейчас просматривают