Выравнивание громкости треков

  • Автор темы Автор темы Sharu
  • Дата начала Дата начала

Sharu

Домашний музыкант )
1 Июн 2006
3.617
5.034
113
45
Санкт-Петербург
vk.com
Вопрос не совсем по мастерингу, как его обычно понимают, но этот раздел - ближе всего к теме.
Записал под акустику 8 песен в формате голос+гитара. Сделал это более-менее "в одну сессию", в одном проекте. В результате обработок максимальный уровень громкости оказался выровнен по "громким" песням. При этом "тихие" песни звучат значительно тише (что логично!).
Если бы я эти песни писал как обычно отдельно, то наверное этим вопросом и не задавался бы, выровнял пики по громкости в каждой песне отдельно и всё. А тут увидел общую форму волны и понял, что если я "тихие" песни выровняю по громкости под уровень "громких", то получу:
1. Неестественность относительной громкости
2. Парадокс когда "тихая" песня будет звучать громче, чем "тихое место" в громкой песне.

Как лучше подойти к этому вопросу?
Я вижу 3 варианта:
1. Выравнивать громкости у каждого трека отдельно.
2. Оставить относительные громкости всего проекта как есть.
3. Уплющить компрессором до более-менее золотой середины. (и скорее всего - окончательно уговнить этим звук и там и там).
 
ПисАть надо не в одну сессию, а для каждой песни своя. В одной пррдется с автоматизацией играться. Если уже все сделано, то тогда каждый готовый трек надо отдельно может больше или меньше зажимать. Но это не лучший вариант.
 
Простите, но похоже, Вы не поняли сути вопроса. Экспортировать каждый трек отдельно без обработки на мастере и потом привести к одной громкости - это как раз не проблема. Мой вопрос - совсем о другом.
О том, что если песни будут слушаться и восприниматься как "альбом", одна за другой, то требования к громкости треков будут одни. А если песни будут слушаться в "шаффл-плейлисте" - то требования к громкости будут уже другими.
И решение здесь - оно не "технического" плана, а творческого.
 
В результате обработок максимальный уровень громкости оказался выровнен по "громким" песням.
Что такое громкость песни в вашем понимание и чем она измеряется?

Я вообще в таком случае обычно выравниваю автоматом не по пикам, а по RMS. Но потом всё равно нужно подравнять ручками, ибо тихие песни действительно начинают вываливаться из стакана альбома. Такие вещи можно делать в WaveLab. Создаешь новый аудиомонтаж, импортируешь нужные треки и делаешь метанормалайз в режиме глобал. Если WaveLab дорог, то можно использовать Reaper, благо демо режим для ознакомления составляет 2 месяца, за это время можно накопить денег на его приобретение.
У рипера есть классная функция (нужно установить расширение SWS) как нормалайз RMS. Выделяешь все файлы, делаешь оное действие и вуаля. Все треки становятся выравненными по RMS. В настройках можно задать требуемое значение RMS, и размер окна в котором оно будет подсчитываться. Также есть функция, которая поможет расставить треки с требуемым интервалом. Можно повесить на мастер лимитер и в оконцовке записать мастер на диск в формате CDaudio.


если песни будут слушаться и восприниматься как "альбом", одна за другой, то требования к громкости треков будут одни.
Это только ручками подкручивать, так сказать создавать драматургию альбома.
А если песни будут слушаться в "шаффл-плейлисте" - то требования к громкости будут уже другими.
На это думаю нужно просто забить.

ЗЫ: между собою песни по пикам выравнивать нельзя.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Andruha
belovw, как раз ровнять по рмс смысла тут нет - так как если тихая акустическая баллада шепотом будет по рмс такая же, как и громкая песня с мощной подачей - это будет неправильно.
Технический вопрос тут не стоит - я понимаю, в какой DAW и какими методами я могу достигнуть результата.
Под громкостью я здесь понимаю субьективную громкость, т.е. как уровень рмс, так и уровень пиков на треке.
Драматургию тут как раз создавать и не надо - песни по сути и по подаче очень разные и "драматургия альбома" выстраивается именно порядком песен.
 
Под громкостью я здесь понимаю субьективную громкость, т.е. как уровень рмс, так и уровень пиков на треке.
Если я Вас правильно понял, то Вы не правильно понимаете.

Вопрос субъективной громкости достаточно сильно муссировался на форуме. Пики к ней вообще никакого отношения не имеют. RMS по скольку по стольку может примерно да около показать субъективную громкость.
 
Sharu, самое разумное - найти референс-альбом записанный в подобном ключе и равняться на него.

Я не вижу ничего странного, в том чтобы спокойная композиция звучала тихо, а агрессивная - громко. В конце концов - это ваша музыка, и вам решать, как её предоставить слушателю.
 
  • Like
Реакции: Occvltboy
Sharu, самое разумное - найти референс-альбом записанный в подобном ключе и равняться на него.

Я не вижу ничего странного, в том чтобы спокойная композиция звучала тихо, а агрессивная - громко. В конце концов - это ваша музыка, и вам решать, как её предоставить слушателю.
Современные коммерческие записи обычно звучат с "ровным" уровнем гроскости, но там и материал чаще всего однородный подобран. А эта запись - по сути "для дома, для семьи". Надо будет сделать погромче - всегда можно сделать это ручками при прослушивании.
Наверное сделаю проще. Закину то, что получится, в плеер, и недельку поиграю в разных режимах - и подряд, и с шаффлом. Там и будет понятно, стоит ли отдельно треки корёжить.
 
Предвзятость оценки неминуема. В прочем не послушав материал, дать какие-либо рекомендации к действию очень сложно.
 
Предвзятость оценки неминуема. В прочем не послушав материал, дать какие-либо рекомендации к действию очень сложно.
Материал самый простой. Голос+гитара, записываю каждую песню одним дублем, без монтажа. Есть тихие с перебором, есть громкие, с гитарным боем и громким вокалом.
Для записи я вот здесь "шаблон" готовил, последний вариант, который я выложил - ближе всего к тому, что в результате получается:
http://forum.rmmedia.ru/showthread.php?t=108171&p=1697147&viewfull=1#post1697147
 
Вопрос понятен и правомерен, вне зависимости от того как это было записано - в одном проекте или в десяти... Не надо ровнять по RMS, это неверно. Ровнять надо по субьективному восприятию. Я тоже много раз сталкивался с тем что если в одном альбоме выровнять громкости чисто технически, то голос в песнях с малым числом инструментов начинает орать... Для себя я вывел такую технику - что главное в песне? Конечно голос, ведь остальное аккомпанемент! Вот почему важно для начала правильно подобрать балланс между голосом и инструментами, так чтоб он не выпирал, но тем не менее был бы главным и чтоб хорошо были слышны все слова. А вот при мастеринге надо не по RMS выравнивать, а по громкости восприятия голоса. Если при этом скажем гитара (и другие инструменты если они есть) в одной песне будет тише, а в другой громче, то значит так и должно быть, либо надо подправить микс. Другими словами певец вам должен петь с одной и той же громкостью и тональным баллансом, в все остальное вторично.
 
Вопрос не совсем по мастерингу, как его обычно понимают, но этот раздел - ближе всего к теме.
совсем по мастерингу, так что все верно... процедура даже имеет свое название - level adjustment. Здесь есть два подхода, условно назовем их "для альбома" и "для компиляции". Если рассматривать альбом, как большую музыкальную форму, то вовсе необязательно, чтобы все треки были равной громкости - в альбоме тоже может быть свой максимум и минимум, своя кульминация, это ваше видение, креатив в чистом виде, здесь приборы не помогут. Если рассматривать плейлист просто как компиляцию, то минимальное требование - чтобы слушатель не крутил громкость при переходе от трека к треку, вам нужно уровнять не электрические значения уровня, а субъективное всприятие, они не очень коррелируют между собой. Отдельную сложность представляет выравнивание принципиально разножанровых треков, в безумных сборниках типа "союза".

Как это сделать? Соберите правильную последовательность треков. Настройте их по субъективной громкости, просто на слух, ориентируясь на несколько разных систем мониторинга (дальнее поле, ближнее, шит-контроль, наушники), быстро перескакивая при настройке с трека на трек на участках максимальной громкости - слушая при этом по 3-5 сек, не больше. После этого проверьте, как звучат переходы между треками, иногда нужно изменить макродинамику внутри трека (например - поднять тихое интро), чтобы он хорошо сочетался с соседями. Общий уровень после такой настройки обычно будет меньше желаемого, и дальше у вас есть два пути - напялить на весь плейлист общий лимитер, и разогнать до нужного уровня, при этом процедуру с "быстрым" сравнением нужно повторить с включенным лимитером, либо, более кропотливый, но дающий лучший результат метод - отдельной динамической обработки "выпадающих" треков. Можно еще для ориентировки создать плейлист в iTunes, включить функцию soundcheck, и посмотреть в свойствах треков насколько это изменит уровни воспроизведения - тунец при выравнивании учитывает КРГ в диапазоне ниже 10 кГц, и субъективно дает хороший результат.
 
быстро перескакивая при настройке с трека на трек на участках максимальной громкости

Я это делаю вначале на основных куплетах песен, потом и на припевах, необязательно в местах максимальной громкости. В песне может быть место "взрывного" характера, выходящее за пределы средней нормы.
 
Andrey Subbotin, sunet, спасибо большое за советы. По "прыганью по трекам" и последующей динамической обработке треков - да, когда я пробовал делать "мастеринг" своих песен - это был единственный способ который меня устроил по результату.
По установке уровня "по вокалу" - идея интересная, надо будет попробовать (правда на другом материале).
А по вопросу из старта темы - думаю, после поста Andrey Subbotin что-то ещё писать на данную тему - будет излишним. )
 
Я принципиально не занимаюсь мастерингом, не ставлю в аранжировки на мастер-канале никаких компрессоров. Если это нужно, это делают другие звукорежиссеры. Но один мой заказчик порой выступает на концертах без звукорежиссера (по его мнению - настроил и гуляй, нечего крутить тут ))) ), в общем, иногда ко мне бывают вопросы о разнице громкостей минусовок (кроме него, никого это не волнует). Я же объясняю, что я не занимаюсь мастерингом (он и слова такого не знает, наверное), да и трудно подобрать баланс между тихими романсами, например, и громкими песнями. В общем, где получается, правлю пики в самом проекте.

И вообще, применительно не к альбому, а к концертным минусовкам тут картина отличается?

Ну например, звучала "Я люблю тебя до слёз", а после нее "Утро туманное", и переход от одной песни к другой на концерте должен быть естественным без звукорежиссера. Я же пытаюсь объяснить, что на разной аппаратуре, в залах с разной акустикой, при разной громкости воспроизведения эти переходы могут отличаться. По себе знаю, даже сам себе иногда регулирую. )) У каждой песни свой тембр, все своё.

У меня есть знакомые звукорежиссеры, которые по причине неизвестности фонограмм заранее прибирают громкость на концертах и делают короткий Fade-in, который, впрочем, не всегда уместен по характеру песни.
 
Последнее редактирование:
У меня есть знакомые звукорежиссеры, которые по причине неизвестности фонограмм заранее прибирают громкость и делают короткий Fade-in, который, впрочем, не всегда уместен по характеру песни.[/QUOTE]

Вы тут не совсем правы. Причина убираемости громкости кроется не совсем в этом. Например Вам присылается некий сборник. Отслушав его Вы впадаете в некую панику. Ну не в дугу-не в дую (например 120 треков к ряду!!!). Всё разношорстно, и вообще бред сивой кобылы. Что и повседневно случается. Андрей Субботин тут сегодня приводил примеры (сборники СОЮЗ). Действительно всё субъективно. Какие там приборы??? Всё должно слушаться на слух. Как в ушках, как на больших, так и на щитах (полный отстой). Мы тут писали-опписались про это. Сколько раз про это нужно писать???
Например я выбираю из предпологаемого альбома РЕФЕРЕНС. Ну и под него подтягиваю всё остальное. Тут Вам и копресс, тут Вам и эквалайзер (вырезание-вытягивание-ЖУТЬ), и т.д и т.д. Самая жуткая работа. Но. Они и сами просят-Приведите хоть как-то в божеский вид. Бывает и месяцами бьёшься. Чаще всего уже на фиг послать надо. Но тут приходит сообщение - ВСЁ СУПЕР, ВСЁ УСТРАИВАЕТ!!! А я уже потерялся, что я ему там заслал. Мол-Срочно высылайте, издаём. А я уже и забыл, что я там наделал.
А как Вам редактирование слюнек? Повеситься можно.
Я было встрепенулся-А где моё имя???
Ответ был простой-А нафиг тебе это надо? Бабло есть? Ну и фигли?
 
Материал самый простой. Голос+гитара, записываю каждую песню одним дублем, без монтажа. Есть тихие с перебором, есть громкие, с гитарным боем и громким вокалом.
Самый главный вопрос ИМХО вот в чем: Для чего и для кого пишется альбом? Какие условия прослушивания? Если в авто - одно дело - все должно быть слышно и разборчиво. Ежели для кайфу - в отдельной комнате и выгнав всех нахвик (под коньячок) - совсем другое. Думаю, Автор должен сформировать по своим чувствам, а там - время покажет.. Не попса ж ведь..
 
думаю, после поста Andrey Subbotin что-то ещё писать на данную тему - будет излишним
И все-же рискну вставить свои 5 копеек, да простит меня Андрей.
Вот вы наверно задумывались, а за что мастеринг-инженеры берут деньги? Я же могу поставить на мастер-шину и компрессор, и лимитер, и хошь чего, и - порядок! Можно крупно сэкономить!
А вот за то и берут, чтобы альбом слушался как цельное произведение, чтобы слушатель в процессе прослушивания с кресла не вскакивал ручки крутить. Ни пики, ни РМС здесь не помогут. Все очень субъективно, на основе опыта, причем плагинов для автоматизации этого процесса не придумали. Вот это и стоит денег.
 
Ну например, звучала "Я люблю тебя до слёз", а после нее "Утро туманное", и переход от одной песни к другой на концерте должен быть естественным без звукорежиссера.
Если это концертная программа; то она тоже должна быть построена как альбом, с какой-то концепцией.

Я же пытаюсь объяснить, что на разной аппаратуре, в залах с разной акустикой, при разной громкости воспроизведения эти переходы могут отличаться.
Для того и существует сведение на мониторах, чтобы на разной аппаратуре музыка звучала одинаково :)
 
присылается некий сборник


Я написал в предыдущем сообщении о вариантах, когда никто ничего не отслушивает, а артисты приносят фонограммы непосредственно перед выступлением звукорежиссерам, которые могут и не знать, что там, и заранее делают этот "Fade in", чтоб впечатление о концерте не было грубым.


Для того и существует сведение на мониторах, чтобы на разной аппаратуре музыка звучала одинаково :)

Скорее, наверное - компромиссно, чем одинаково. Т.к. разный концертный аппарат, разного качества, не одинаково передает динамику фонограмм. Ну и как правило, проигрыши "родных" минусовок из интернета в живых выступлениях звучат тихо по отношению к вокалу.

Если это концертная программа; то она тоже должна быть построена как альбом

Я бы не сказал, что у этого артиста - романсы и "попса" в разных программах. Много разных жанров, и он их по разному компонует в разных концертах. При этом просит все песни "выставить на одном уровне".
 
Всем спасибо за интересное обсуждение!
В конкретном случае, с которого оно началось, - отслушал, громкости я равнять не буду, т.к. всё гармонично и правильно звучит в том варианте, как есть сейчас. И при работе с "альбомами" буду обращать внимание на "тихие" песни, не обязательно вытягивая их на уровень "громких", а буду оставлять какой-то здравый баланс громкости.
 
Раз подняли тему. Выравнять громкости треков между собой разве трудно просто на слух?? Я выравниваю один трек на референс по громкости и в целом, а потом уже на него все остальные треки по громкости на слух, руками. RMS получается разным у них, естес. Ибо Ухо правит бал.
 

Сейчас просматривают