Как ворваться в профессию (FOH)?

  • Автор темы Автор темы Yorka
  • Дата начала Дата начала

Yorka

Active Member
6 Окт 2012
122
52
28
42
Russia
Здравствуйте уважаемые форумчане. Хотелось бы пообщаться концертными звукорежиссерами и возможно получить некоторые ответы на мучающие меня вопросы. С звуком работаю довольно давно, но в тепличных домашних условиях. Для меня это больше хобби нежели работа и денег особо не приносит. С недавних пор очень заинтересовался концертной работой и живым звуком. Начал максимально изучать вопрос, прочитал все книжки посвященные сабжу, пересмотрел весь ютюб и теперь имею теоретическую базу, пусть и небольшую. Прекрасно понимаю огромную разницу между работой студийной и концертной, поэтому весь мой опыт микширования по большей части бесполезен. Логично возникает вопрос: С чего начать? Куда податься для его (опыта) получения? И что бы без вреда для окружающих и желательно моего кошелька. Идеальным вариантом было бы найти гуру-наставника, который бы показал все изнутри, но обратиться пока не к кому (Если такие есть в Москве - отзовитесь). Есть ли шансы у человека, ни разу не стоявшего за FOH-консолью, за неё все таки встать? Буду рад любым советам и информации.
Если написал не там, прошу модераторов поправить.
 
Yorka, сейчас буду Вас расстраивать. Не знаю ситуацию в Москве, но в Питере я бы не советовал ступать на эту стезю. Объясню почему. Площадок мало, хороших площадок ещё меньше. Все места, где можно хоть как-то зарабатывать заняты очень плотно — люди сидят уже лет по 20, а до пенсии им примерно столько же. У всех есть молодые (20-25 лет) помощники. В маленьких клубах работа есть, но от 700 до 3000 рублей за концерт, причём там где 3000, там в месяц 8, в лучшем случае 10 концертов.
Можно бы было наняться „бобром" в прокат и там понемногу себя проявлять, но Вам уже 31 — слишком поздно и либо очень дёшево первые лет 10, либо ненормированный рабочий день почти без выходных.
Можно войти в тусовку, как... это неизведанный маршрут. Я в своё время так и попал в профессию, но мне повезло немного. Везет, увы не всем.
Самый простой и, пожалуй, реальный путь, найти перспективную концертирующую группу без постоянного звуковика и напраситься к ним работать. Можно первое время бесплатно. (Работа же есть какая-то? Не бросайте её). А там, появятся знакомства, связи, глядишь и повезёт, и сбудется.
Только есть масса гораздо более простых способов зарабатывать куда большие деньги...
 
  • Like
Реакции: Yorka
Дмитрий, большое спасибо за развернутый ответ. И тут же у меня появляется еще больше вопросов:)
мне пока еще 23, при регистрации промазал чуть-чуть.
найти перспективную концертирующую группу без постоянного звуковика и напраситься к ним работать.
Какими расходами это сулит? Хотя бы примерно. Мне представляется это примерно так: приходишь со своим гиром на концерт и отдаешь готовый микс стереопарой на foh. Или все же дают основной пульт в пользование? Где правда?
 
Yorka,
У меня ситуация такая: (сам хочу работать FON инженером, не имея диплома, подтверждающие мои знания), работаю FON инженером почти 8 лет, ну так сказать "пытаюсь" им работать не получая ничего (денег), работая в церкви. Начинал с самого низа: таскал, крутил провода, много чего не понимал, да и те кто там работали сами мало что умели, умели основное и всё (им хватало). За эти годы я очень далеко продвинулся и многому научился, благодаря самообразованию и желанию учиться этому искусству. Tе с кем я работал, в конце концов, "забили болт" на это и меня не научили практически ничему.
Попасть Работать FON инженером в Эстонии "нереально" трудно (всё схвачено между знакомыми), а работать в церкви 1,5 дня в неделю - это, просто, ничтожно мало для меня и зачастую с одними и теми же музыкантами не профессионалами, на фоне всё растущих знаний и понимания концертного звукоизвлечения, теории и правильность коммутации/инсталляции концертного оборудования. Дабы хоть как-то поддерживать квалификацию, я стал учиться микшированию на компьютере, оказалось очень не просто, но это дало свой плод и знания, так и понимание, как всё взаимосвязано - помещение, расстановка, коммутация, аппаратура, музыканты в конце концов. При этом я очень плотно искал работу FON инженером, но везде где требовались я получал отказы или немой ответ (не отвечали вовсе).
Буквально вчера, я от тарабанил концерт с музыкантом (моя первая денежная работа FON инженером), он остался очень довольным и предложил дальнейшее постоянное сотрудничество, хоть до последнего артист сомневался, что пройдёт всё хорошо. А удалось получить эту халтурку благодаря связям, которые накопились за 8 лет работы на очень уж скромном месте работы. Тут я и начинаю прокладывать "мосты" к музыкантам.
Всё таки я понял, одну маленькую истину "верный в малом, будет поставлен над большим". Если есть знания - то работа FON инженером вас сама найдёт, если их нет - то увы и работы не будет у Вас. Знания и грамотность - это всё, в нашем деле, как я заметил!
Думаю, вам будет полезен мой опыт.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Norwayman
Yorka, ну, в 23 можно попробовать начать, при условии, что Вы готовы ОЧЕНЬ много работать за небольшие деньги ближайшие лет 8.
IGor2D, Вам все правильно написал, подтвердив и мои слова тоже.
Расходов при работе с группой никаких, кроме транспортных. Вы приезжаете с группой на площадку и на местном оборудовании Вам дают спокойно работать. До тех пор, пока Вы откровенно „косячить" не начнёте.
Теперь план действий: приходите в клуб покрупнее и говорите, что Вы хотите за билет поработать на каком-нибудь концерте. Абсолютное большинство крупных площадок это практикуют. На площадке Вы максимально себя проявляете, крутясь как электровеник и предлагая себя везде и всюду. Свободно говорите на английском (концерт должен быть „фирмовый") и знакомитесь с бригадиром „бобров". У него всегда есть тот, кого он готов заменить на хорошего парня. Напрашиваетесь работать в прокат, физическая сила и колоссальная выносливость, надеюсь, ваши сестры родные. Да, и огромная скорость мышления тоже не двоюродная тётка. Никаких опозданий и прогулов, очень мало выходных и работа реально от восхода до восхода (часто с 8 утра на базе, до 4 утра закончившейся разгрузки там же. А сегодня уже новый концерт). Очень будет хотеться прямо на сцене во время концерта лечь и поспать. Но Вы же не собираетесь всю жизнь так работать, ваша цель — FOH, посему... НЕ СПАТЬ!!! Смотреть как работает мониторный инженер. Ловить каждый его взгляд и вздох. Если он парень общительный, можно с ним и поболтать. Английский свободно знаете? Если нет, то срочно подтягивать!!!
Далее, изучать все основные пульты — Avid, A&H, Yamaha, Midas, Soundcraft. Причём знать их надо системно. Благо сейчас все цифровые пульты имеют виртуальные консоли. Скачиваете на компьютер и начинаете конфигурировать свои виртуальные группы. Причём не просто плагины на каналы набрасываете, а меняете системный роутинг, настраиваете кнопку tap, группы mute и VCA. Потом, приезжая на базу, не домой едите, а включаете пульт и начинаете его и себя реально мучить. А ещЁ потом, обязательно предоставится случай, когда надо будет с каким-нибудь из пультов поехать отработать городской праздник, куда мало кто захочет ехать, ибо не платят почти, и настанет ваш Звёздный час. Вы же пульт знаете, со звуком более-менее знакомы, Вам и вперёд.
И параллельно всему этому кошмару Вы ещё и группой занимаетесь, ибо никакая теория не научит Вас бороться с фидбэками на уровне подсознания и отлавливать приемлемый звук на площадке, где это, в принципе, невозможно.
Вот как-то так. Удачи Вам!!!
 
  • Like
Реакции: z0id и Yorka
Затем что если это в кайф то не страшны никакие 20 часов в сутки. Да и вот ещё: личная жизнь рухнет процентов так на 98( к этому тоже надо готовится. Хотя если половинка на виолончели какой нить бахает - то может и поймет. Если в офисе сидит с понедельника по пятницу - разрыв неизбежен. Ну это так...к слову)
 
Путь предстоит очень долгий и трудный, но я и не питал радужных фантазий.
На счет работы в прокате: часто слышал что из мне подобных формируются полки дешевой рабочей силы, упорно ждущие того самого Звездного часа, который в принципе и не предусмотрен(

Только есть масса гораздо более простых способов зарабатывать куда большие деньги...
Связанных со звуком? Можно примеров?
 
А это что за зверь - FON? На очепятку не похоже, вторяется в посте многократно. ТАк что ошибка системная ))))

Фон-барон? Отсюда психологическое замещение...
?

Кстати, по теме, в москве постоянно идут мастер-классы и семинары по освоению разного обуродования. На сайтах дистрибьюторов всегда есть анонсы.
Надысь были Авид и Диджико. Аленький хиточек, в лице миксарта тоже не дремлет.
Не живьё, но практика.
 
С годами может возникнуть другой вопрос - как вырваться из профессии... Поэтому советую для начала высшее образование и знание иностранного/иностранных языков, а дальше можно экспериментировать. ))
 
Yorka,с превеликим удовольствием свалил из этой профессии )
Лично я туда ворвался став прокатчиком,сначала не крупным конечно, а таким который мог обслужить концерты живых коллективов в зале человек на 500, дорогой, но самый быстрый способ. Перед этим правда, в качестве вводной практики, я поруливал периодически знакомые команды на различных фестах.
После нескольких лет напряженной концертной работы совмещенной со студийной, я отказался от концертной деятельности, тяжелая и неблагодарная работа.

ну и подпишусь под каждым словом DmitryYa
 
Yorkaя отказался от концертной деятельности, тяжелая и неблагодарная работа.DmitryYa

Ага, даже если аппарат и помещение говно - виноват будет звукарь. Да пошли бы они на йух.))
Это не постоянное, но частое явление.
 
  • Like
Реакции: DiMiX
Эх, мне советы конечно давать не стоило бы...., так как для меня всё это просто любимейшее хобби....
Вот были бы вы в Киеве, могли бы попробовать скооперироваться - мои возможности, ваше желание овладеть профессией.
Единственное что могу сказать, если вам эта тема очень близка и дОрага, и вы уже в 23 года уверены, что она могла бы стать вашей любимой работой, то не обращайте внимания на советы бросить это не начав и все страхи, что-то по дороге к успеху потерять.
Получается что то реально хорошее сделать у тех, кто просто не знает, что это сделать нельзя.

Но будте готовы к тому, что деньги вы на этом начнёте зарабатывать года через два-три серьёзной работы и самоотдачи.
 
  • Like
Реакции: Yorka
Эх, мне советы конечно давать не стоило бы...., так как для меня всё это просто любимейшее хобби....

И зарабатывать тогда уж будучи звукарем одного муз проекта, как Вы. А не тянуть на своей голове поток идиотов))
 
И зарабатывать тогда уж будучи звукарем одного муз проекта, как Вы. А не тянуть на своей голове поток идиотов))
Согласен!
Это на много более комфортные условия для само реализации.
Но чтоб постичь все особенности профессии, стоит по получать тумаки на сборных концертах...
Но вот если честно, я по таким сборникам немного потусовался со своими ребятами, и почему-то в самом деле звукари местные все какие-то "пришибленные", и даже если делают все что могут и правильно, готовы к тому, что их будут ругать...., хотя в большинстве случаев, хреновый звук был из-за суппер хреновых исполнителей.
Я реально пожал руку только одному звукарю, и сказал - Так Держать,,,,, который на мои просьбы (во время игры именно моих парней) поднять немного гитарку, добавить на голос ревера и т.п., не послал меня, а предложил стать за пульт и поуправлять выступлением самостоятельно. :)
Чувство собственного достоинства конечно должно быть ещё подкрепленно знаниями и опытом.
 
Александр, если не трудно, опишите специфику работы на солянкахи и прочих мероприятиях без саундчека. И вообще как вести себя на концертах, если ты пришлый инженер одной из команд?
 
Александр, если не трудно, опишите специфику работы на солянкахи и прочих мероприятиях без саундчека. И вообще как вести себя на концертах, если ты пришлый инженер одной из команд?
У меня для того чтобы описывать, очень мало своего опыта, а уж профессиональных знаний и того меньше.
Но в двух словах -
если саунд чека не было, а на одном и том-же сэтапе играют разные команды, только перевтыкивая свои гитарки и клавиши, задача звукорежисёра постараться за первую вещь избавить звук от откровенных проблем с фидбэками и бубнёжем и дальше заниматься только вокалом, если он конечно есть. Если вокалиста слышно хорошо, это 50% успеха.

Мы на нескольких таких сборных солянках просто ставили свою аппаратуру и брали ответственность за все прочие выступления на себя.... Если за пульт стать во время выступления своей команды за ранее не договорился - не мешай местному звукорежу Ни Чем!
 
скажу из своего опыта: ни в коем случае не давать музыкантам крутить ручки на комбиках! отстраисвать звук по хэдлайнерам и оставлять так. если лезут гитаристы к ручкам - замотать все скотчем нахрен! потому что они перестроят все нафик, а виноват будешь ты, что хэдлайнеры звучали не так хорошо как на чеке. у меня такое было
 
скажу из своего опыта: ни в коем случае не давать музыкантам крутить ручки на комбиках! отстраисвать звук по хэдлайнерам и оставлять так. если лезут гитаристы к ручкам - замотать все скотчем нахрен! потому что они перестроят все нафик, а виноват будешь ты, что хэдлайнеры звучали не так хорошо как на чеке. у меня такое было
А можно поподробнее и более русским языком? :-) А то не понятно, нафига скотчем ручки заматывать гитаристам, если это их личный мониторинг.
 
не понятно, нафига скотчем ручки заматывать гитаристам, если это их личный мониторинг.
Есть и более радикальные средства:
1) ручки заливаются эпоксидкой;
2) запаиваются ововом;
3) срезаются под корень ножовкой
 
  • Like
Реакции: Maxim Komov
скажу из своего опыта: ни в коем случае не давать музыкантам крутить ручки на комбиках! отстраисвать звук по хэдлайнерам и оставлять так. если лезут гитаристы к ручкам - замотать все скотчем нахрен! потому что они перестроят все нафик, а виноват будешь ты, что хэдлайнеры звучали не так хорошо как на чеке. у меня такое было
не соглашусь ниразу, это проблемы техников хедлайнеров, что не зарисовали положениям ручек. Если в райдере или ещё как не было оговорено, что после их чека беклайн разогревающими музыкантами не троегается, то идут они лесом со своими претензиями, это тупо и непрофессионально выкатывать такие предъявы. А то что звучали не так хорошо как на чеке, так это бухать не надо перед концертом )) и не забываем, что после чека зал заполняется народом и вся звуковая картина вообще в корне может поменяться, если конечно речь не об опенэйре
 
Топик Стартер не попадёт прям сразу в "тусовку" профи имеющих штат сотрудников для проведения сборных концертов.... Всё прийдётся делать самому и помнить самому и записывать и фоткать.
Я бы рассказал как реально проходит сборный концерт из 7-10 групп в каком ни будь, не самом отсталом ПАБЕ. Но это будет не очень весёлое и профессиональное повествование.
И при всём при этом ребята играют и фанаты приходят, так что..... не стоит эти "тусовки" сразу считать баловством, да и "школу жизни" в профессии они дают не плохую.
Ну, скажем - как выкручиваться, если на первой-же вещи, первого из 10-и коллективов сгорел басовый комбик...., или если из 4-х мониторов на сцене работает ОДИН, или ....... да много каких сюрпризов стоит ждать от таких мероприятий :)
А понятие Райдера, весьма условно - это значит, что устроитель ПОСТАРАЕТСЯ, чтобы было два гитарных комбика (какие найдут) - гитарный и басовый, чтоб была барабанная "установка" с максимум двумя томами, чаще с одним и то, что её нужно вызвучит, как бы вы кому не говорили, а микрофонов для этого не будет или места в пульте для этого не будет, ну и чтоб были какие-то порталы и какой-то мониторинг.

Вот когда не смотря на всё это местный звукорежисёр (или тот, кто взял на себя эту обузу) всётаки мероприятие проведёт - вот тогда и можно считать, что учёба для него началась...
 
А можно поподробнее и более русским языком? :-)
наверно у профессионалов на большой сцене действительно все зарисовывают-запоминают, я про свой личный опыт говорил. у меня была просто жесть однажды, когда каждый на концерте под себя настроит (молодые команды все были кроме хедлайнеров), и делают все громче и громче комбы, в итоге звучит из комба громче чем из порталов и просто срет! но наши рокеры этого не слышат ) им главно громко, на остальное плевать. работал с опытными музыкантами - никто ниче не крутил, все понимают для чего был чек. звучали все весьма неплохо. понимаю что все зависит от условий работы, от профессионализма музыкантов, от зала и тд
 
наверно у профессионалов на большой сцене действительно все зарисовывают-запоминают, я про свой личный опыт говорил.
Ды поразному бывает. В том году на одной солянке на 5 групп гитаристам ставили 1стек, 3 халф-стека и 1комбик, в общем получалось, что только у двух групп был один халф-стек на двоих, у остальных групп у каждого гитариста получался свой аппарат с нетронутой канальной ячейкой на пульте+еще ребята из двух групп разогрева пользовали свои личные "бошки"(им просто кабинеты нужны были, что тоже облегчало переподключение и настройку). Хорошо, что хоть басисты в один стек играли.:punk:
:wacko3:
А вообще, в наше время чаще на Понтофон снимают свои настройки. Тотал реколл 5с.

[OFF]С того мероприятия - МС Жирик, почему то еще представляется, что паралельно присутствует бит-бокс:
Посмотреть вложение 76427[/OFF]
 
Последнее редактирование:
По мелкоклубной тусе заметил, что таки лучше взвалить всю ответственность и настрйки на местного зр. Если он зр, разумеется, что не всегда так.
А зр команды с партитурой должён ему подсказать, где, что и когда ввалить или какой киндер-фузз в какой пестнэ прибавить. Но доя этого все должны своевременно или несколько раньше чекнуццо.
 
А вообще, в наше время чаще на Понтофон снимают свои настройки. Тотал реколл 5с.
+100500. Такой тотал реколл практикуется с незапамятных времен - только раньше для этого пользовались аналоговыми Полароидами ))
 

Сейчас просматривают