Хорошо б, чтоб кто-то знающий и в этой теме уже поставил обе точки над "Е".
Давно я сюда не заходил. Я же эту тему когда-то и поднял. В итоге я уже для себя всё решил. Тут много написали за прошлое время, сейчас просто всё читать некогда (лучше я напишу сюда ещё кое-что).
В итоге, кабели, по сути, можно разделить на две группы (названия чисто моё, только что придумал):
1. Силовые - для соединения усилителя с мониторами
2. Слаботочные - для передачи не усиленного сигнала
1. Так вот для силовых при соединении усилителя и мониторов важно активное сопротивление, так как реактивное незначительно. Чем сопротивление кабеля меньше - тем лучше. В идеале нужно брать кабель бесконечно малой длины и/или бесконечно большой толщины.
Но если спуститься к реалиям, то обычно всё наоборот: прокладывать надо далеко, и кабель хочется взять потоньше, чтобы был дешевле и прокладывать легче было.
В данном случае (и вообще для всех кабелей) активное сопротивление влияет на уровень сигнала. То есть оно снижает сигнал, но снижает линейно, поэтому проблемы в этом нет - можно просто сделать громкость побольше.
При соединении усилителя и мониторов важно другое - увеличение коэффициента демпфирования. А это такая хрень, которая буквально "размазывает" звук, особенно на низких частотах (т.е. увеличивает время затухания). Причём нихерово так. Об оптимальном коэффициенте демпфирования можете почитать в интернетах. Но, так как для людей, работающих именно над звуком, нужна идеальная точность, то лучше не брать эти оптимальные коэффициенты, а попробовать максимизировать этот коэффициент. Как это сделать?
Приведу пример.
Вообще, коэффициент демпфирования - это отношение сопротивления громкоговорителя (или акустической системы) к сопротивлению внешней цепи (коей является связка [сопротивление проводов]+[сопротивление выхода усилителя].
У меня усилок ADCOM GFA-555, у которого заявлен коэффициент демпфирования не менее 800 - это крутой коэффициент.
Значит отношение Rs/(Ra+Rc)=800, при Rc=0 (Rs - пусть будет сопротивление акустики, Ra - сопротивление усилителя, Rc - сопротивление кабеля). Сопротивление акустики 8 Ом, значит внутреннее сопротивление усилка не более 0.01 Ом.
Теперь добавляем сюда кабели. У меня раньше были кабели 2х1.5 длиной 5 м. Сопротивление таких кабелей было: 0.018*5*2/1.5=0.12. (0.018 - удельное сопротивление меди, 5 - длина кабеля, 2 - потому что 2 жилы "туда-обратно", 1.5 - сечение).
При таком кабеле коэффициент демпфирования становился сразу 8/(0.01+0.12)=61.5 !!! После того, как я заменил кабель 2х1.5 кабелем 2х4, коэффициент демпфирования стал уже 145.5 - и я реально ощутил (в своей комнате с хреновой акустикой) улучшение звука! Причём с таким коэффициентом демпфирования усилка (и выше), тонкие кабели реально засирают. Т.е. если у вас такой тонкий кабель, то брать усилки с такими коэффициентами демпфировани вообще смысла не имеет - сопротивление проводов значительно больше сопротивления усилка.
В итоге, я взял максимально возможную толщину (чтобы этот кабель можно было обжать в наконечники, которые влезли бы в клеммы усилка и мониторов). Это были кабели 2х8 - 5 м и 2х20 - 10 м (точнее 4х4 и 4х10, но об этом дальше). А коэффициент демпфирования стал уже равен приличным 246. Разницу в звуке не помню заметил или нет (по сравнению со 145.5), но по крайней мере, я уже был за это спокоен. Можно было бы взять ещё толще кабель и обжать через какую-нибудь муфту с переходом на меньшее сечение (это было бы нормально с электрической точки зрения), но я заморачиваться не стал. 246 - меня устроило))
Вторая вещь - скин-эффект. Фигня такая, которая по сути увеличивает сопротивление кабеля. И он реально существует. Чем толще кабель, тем он больше выражен. Лучше брать многожильный кабель. Но это будет приводить к увеличению ёмкости - и это тоже плохо. Я для себя нашёл оптимальный вариант (и дешёвый, кстати, по сравнению со "специализированными кабелями") - купил кабель "КГ 4х10" - 10 метров (до дальнего монитора) и "КГ 4х4" - 4 метра (до ближнего монитора) - выбрал сечение пропорционально длине, чтобы коэффициент демпфирования был одинаковым для обоих мониторов. Данный кабель имеет 4 многопроволочных жилы и неплохо гнётся, так как жилы многопроволочные, что тоже снижает скин-эффект, хотя и не сильно, так как проволоки соприкасаются друг с другом.
4 жилы - чтобы уменьшить взаимоиндуктивность жил (она тоже присутствует и влияет на верхи). Для каждого полюса нужно взять жилы, которые располагаются по диагонали.
Помехам эти кабели почти не подвержены, так как по ним течёт приличный ток, поэтому экран им не нужен. Тем более, что экран будет увеличивать ёмкость (хоть она большой роли не играет, тем не менее злоупотреблять не стоит).
2. По слаботочным.
Активное сопротивление вообще роли не играет. Т.к. сопротивление приёмника высокое и активное сопротивление кабеля снижает уровень сигнала ОЧЕНЬ незначительно.
Экран - важен. Тут уже писали. Так как кабели подвержены помехам (из-за того, что по ним течёт маленький ток), то чем "мощнее" экран, тем лучше. Реальных каких-то цифр и расчётов тут не существует. Всё субъективно - зависит ещё от того, насколько экранировано помещение, насколько грамотно проложены кабели в студии. Можно обойтись и без него, если кабели проложены грамотно и в экранированном помещении, но лучше, чтобы он был - ибо от всяких приборов, да и от самих кабелей всё равно идёт какой-то фон.
Ёмкость - вот основной параметр, на который нужно обратить внимание. По расчётам я ничего не подскажу. Лучше брать, где меньше.
Я для себя накупил Klotz AC110SW - меньше ёмкость только у Ван Дамма. Но и разница у них. Если Клотз стоил 100 р./м при ёмкости 65 пФ/м, то Ван Дамм около 400 за 55 пФ/м. Впрочем, решать вам.
Может кто-то нашёл что-то лучше Клотза (за вменяемые деньги)? Поделитесь ссылкой, если есть такой)
Да, кстати. Балансное подключение я как-то не использую, потому что у меня дома только синты, а у них почти у всех небалансные выходы. Поэтому за хороший балансный кабель не знаю. Но там надо смотреть на ёмкость между жилами и на ёмкость между жилами и экраном.