Большинство занимающихся сегодня звукорежиссурой никогда не работали с аналоговыми магнитофонами. А большинство из этого, не работавшего с аналогом большинства, магнитофона никогда не слышало, а видело разве что на картинках. Отсюда в околозвуковой среде возникает множество домыслов, которые постепенно становятся общими заблуждениями. Причем, отчего-то упор в этих легендах делается на какие-то технические нюансы, которые достоинством магнитофонов никогда не были.
Чтобы понять, какие-же собственно процессы пытаемся имитировать, давайте коротко рассмотрим процессы, происходящие в магнитофоне.
Первым элементом тракта является входной усилитель — со своими искажениями, обычно очень небольшими. Схемотехника этих усилителей была разной у разных фирм производителей в разные годы их существования. Существовали как ламповые, так и транзисторные модели, трансформаторные и бестрансформаторные. Двух одинаково звучащих не было. Важным фактором здесь является перегрузочная способность входного усилителя — в большинстве случаев даже у профессиональных магнитофонов искажения становились заметными ещё до того, как собственно лента входила в насыщение, и начинал проявляться эффект ленточной компрессии, о котором так любят поговорить. Достаточным запасом по перегрузке обладали только топовые модели Studer или Ampex, и не было его у тоже вполне профессиональных Tascam или Otari. Дело в том, что магнитофон обычно использовался в штатном режиме, а не в режиме комбика с овердрайвом, перегрузка входных каскадов была просто браком в работе звукорежиссёра. Но, даже в штатных режимах, разные модели дают очень разный звук.
Следующий этап — это предкоррекция АЧХ, но, в силу того, что при воспроизведении использовалась обратная кривая коррекции, в теории при эмуляции этого можно и не учитывать. Хотя, разная схемотехника и здесь, безусловно, давала разный эффект.
А теперь самый важный, и самый мало понимаемый сообществом момент — это взаимодействие лента - ток подмагничивания. Существует несколько методик настройки величины тока высокочастотного подмагничивания bias — по максимум отдачи, по минимуму искажений, и т.д. Кроме того, каждый из типов ленты имел свою, оптимальную именно для него настройку. И даже при штатной настройке разные магнитофоны с тем же типом ленты звучали по-разному. Регулировка величины тока подмагничивания не была оперативной регулировкой, доступной звукорежиссеру! Если какие-то экспериментаторы и баловались с этим параметром, то это не было правилом — штатно подмагничивание выставлялось по стандартной для студии процедуре, и в процессе работы меняли его только при профилактических работах. Наличие непонятно что эмулирующих регуляторов подмагничивания в плагинах выглядит нонсенсом — ни одна из попадавшихся мне имитаций не давала ничего похожего, да и настоящий эффект от неправильно выбранного уровня подмагничивания звучит достаточно противно. То же касается и уровня записи — он устанавливался при калибровке, звукорежиссеру был доступен только регулятор величины уровня входного сигнала, а увеличение его уровня, как мы уже знаем, приводило не только к повышению намагниченности ленты, но и изменению режимов работы входных цепей магнитофона. Практическая величина записываемого сигнала определялась уровнем на пульте, входная чувствительность у многоканальных магнитофонов была стандартной. Ну и конечно многострадальный «эффект компрессии» от превышения уровня на ленте... Из-за чего, якобы, весь процесс эмуляции и затеян. В большинстве эмуляторов процесс учитывает только изменение огибающей, которое сходно по характеру со всем знакомым soft clip. У настоящего магнитофона линейность АЧХ нормировалась по уровню -20 дБ RMS от номинального уровня записи, и при превышении его система, в большинстве случаев, становилась нелинейной — обычно происходил спад по ВЧ, величина которого зависела от многих параметров, но больше всего — от самой ленты. Говоря проще — чем больше уровень сигнала, тем меньше высоких частот. Так что простой softclip имитирует только часть процесса, без учета изменений АЧХ с ростом уровня.
АЧХ реальных магнитофонов нормировалась в области от 30 — 50 Гц до 18 — 20 кГц, но это вовсе не значит, что она была ограничена этими цифрами. Хорошая лента при правильной настройке позволяла получить линейную АЧХ до 25 — 30 кГц, так что любая эмуляция, работающая со стандартной частотой дискретизации в этом смысле уже ущербна. Даже на моделях магнитофонов среднего класса при превышении паспортной верхней границы диапазона спад АЧХ был плавным, а не резким, как в цифровом домене.
Отношение сигнал-шум у реального настроенного магнитофона без применения компандерных шумоподавителей не превышало 60 дБ, но, так как спектр шума был близок к белому, субъективная его заметность на музыкальном сигнале мала, так что встроенная во многие плагины эмуляция шума ленты особого смысла не имеет.
Имитация детонации ленты, имеющаяся у некоторых плагинов, также лишена смысла — исправный магнитофон, конечно, имел какую-то детонацию, но на слух она заметна не была.
Вечная проблема — уровни. Плагины настроены по аналоговому стандарту — номинальный уровень 0 дБ плагина соответствует -18 dBfs. Для пущей похожести у всех почему-то вместо нормальных ИУ сделаны волюметры. На практике уровень записи в большинстве случаев определялся квазипиковыми ИУ пульта, а волюметры магнитофона, в основном, использовались при его настройке. Работа с волюметром в качестве определяющего ИУ требовала от звукорежиссера определенных навыков — он же не показывает пики сигнала, и для сигналов импульсного типа, с быстрыми короткими атаками, 0 волюметра это уже перемодуляция на 12-18 дБ в пиках. Поэтому если, например, бас писали «под ноль» без особых артефактов, то малый барабан или кастаньеты, записанные с теми же показаниями волюметра, записывались уже с искажениями, так что если вы хотите получить от программы какой-то похожести, изучайте, как она реагирует на разные уровни.
И главный вопрос - дак похожи или не похожи плагины на настоящий магнитофон? Тут нет однозначного ответа, магнитофоны — они разные, но, скорее, не похожи ни объективно, ни субъективно, потому что эмулируют только некоторые процессы из всего множества происходящих в настоящем магнитофоне. По сути, все эти плагины есть комбинация клиппера, эквалайзера и генератора гармоник, в реальной жизни все намного сложнее. Вопрос использования плагинов-эмуляторов ленты — не технический, если вам нравится результат — то почему нет, важно понимание происходящих процессов и правильное их использование.
Чтобы понять, какие-же собственно процессы пытаемся имитировать, давайте коротко рассмотрим процессы, происходящие в магнитофоне.
Первым элементом тракта является входной усилитель — со своими искажениями, обычно очень небольшими. Схемотехника этих усилителей была разной у разных фирм производителей в разные годы их существования. Существовали как ламповые, так и транзисторные модели, трансформаторные и бестрансформаторные. Двух одинаково звучащих не было. Важным фактором здесь является перегрузочная способность входного усилителя — в большинстве случаев даже у профессиональных магнитофонов искажения становились заметными ещё до того, как собственно лента входила в насыщение, и начинал проявляться эффект ленточной компрессии, о котором так любят поговорить. Достаточным запасом по перегрузке обладали только топовые модели Studer или Ampex, и не было его у тоже вполне профессиональных Tascam или Otari. Дело в том, что магнитофон обычно использовался в штатном режиме, а не в режиме комбика с овердрайвом, перегрузка входных каскадов была просто браком в работе звукорежиссёра. Но, даже в штатных режимах, разные модели дают очень разный звук.
Следующий этап — это предкоррекция АЧХ, но, в силу того, что при воспроизведении использовалась обратная кривая коррекции, в теории при эмуляции этого можно и не учитывать. Хотя, разная схемотехника и здесь, безусловно, давала разный эффект.
А теперь самый важный, и самый мало понимаемый сообществом момент — это взаимодействие лента - ток подмагничивания. Существует несколько методик настройки величины тока высокочастотного подмагничивания bias — по максимум отдачи, по минимуму искажений, и т.д. Кроме того, каждый из типов ленты имел свою, оптимальную именно для него настройку. И даже при штатной настройке разные магнитофоны с тем же типом ленты звучали по-разному. Регулировка величины тока подмагничивания не была оперативной регулировкой, доступной звукорежиссеру! Если какие-то экспериментаторы и баловались с этим параметром, то это не было правилом — штатно подмагничивание выставлялось по стандартной для студии процедуре, и в процессе работы меняли его только при профилактических работах. Наличие непонятно что эмулирующих регуляторов подмагничивания в плагинах выглядит нонсенсом — ни одна из попадавшихся мне имитаций не давала ничего похожего, да и настоящий эффект от неправильно выбранного уровня подмагничивания звучит достаточно противно. То же касается и уровня записи — он устанавливался при калибровке, звукорежиссеру был доступен только регулятор величины уровня входного сигнала, а увеличение его уровня, как мы уже знаем, приводило не только к повышению намагниченности ленты, но и изменению режимов работы входных цепей магнитофона. Практическая величина записываемого сигнала определялась уровнем на пульте, входная чувствительность у многоканальных магнитофонов была стандартной. Ну и конечно многострадальный «эффект компрессии» от превышения уровня на ленте... Из-за чего, якобы, весь процесс эмуляции и затеян. В большинстве эмуляторов процесс учитывает только изменение огибающей, которое сходно по характеру со всем знакомым soft clip. У настоящего магнитофона линейность АЧХ нормировалась по уровню -20 дБ RMS от номинального уровня записи, и при превышении его система, в большинстве случаев, становилась нелинейной — обычно происходил спад по ВЧ, величина которого зависела от многих параметров, но больше всего — от самой ленты. Говоря проще — чем больше уровень сигнала, тем меньше высоких частот. Так что простой softclip имитирует только часть процесса, без учета изменений АЧХ с ростом уровня.
АЧХ реальных магнитофонов нормировалась в области от 30 — 50 Гц до 18 — 20 кГц, но это вовсе не значит, что она была ограничена этими цифрами. Хорошая лента при правильной настройке позволяла получить линейную АЧХ до 25 — 30 кГц, так что любая эмуляция, работающая со стандартной частотой дискретизации в этом смысле уже ущербна. Даже на моделях магнитофонов среднего класса при превышении паспортной верхней границы диапазона спад АЧХ был плавным, а не резким, как в цифровом домене.
Отношение сигнал-шум у реального настроенного магнитофона без применения компандерных шумоподавителей не превышало 60 дБ, но, так как спектр шума был близок к белому, субъективная его заметность на музыкальном сигнале мала, так что встроенная во многие плагины эмуляция шума ленты особого смысла не имеет.
Имитация детонации ленты, имеющаяся у некоторых плагинов, также лишена смысла — исправный магнитофон, конечно, имел какую-то детонацию, но на слух она заметна не была.
Вечная проблема — уровни. Плагины настроены по аналоговому стандарту — номинальный уровень 0 дБ плагина соответствует -18 dBfs. Для пущей похожести у всех почему-то вместо нормальных ИУ сделаны волюметры. На практике уровень записи в большинстве случаев определялся квазипиковыми ИУ пульта, а волюметры магнитофона, в основном, использовались при его настройке. Работа с волюметром в качестве определяющего ИУ требовала от звукорежиссера определенных навыков — он же не показывает пики сигнала, и для сигналов импульсного типа, с быстрыми короткими атаками, 0 волюметра это уже перемодуляция на 12-18 дБ в пиках. Поэтому если, например, бас писали «под ноль» без особых артефактов, то малый барабан или кастаньеты, записанные с теми же показаниями волюметра, записывались уже с искажениями, так что если вы хотите получить от программы какой-то похожести, изучайте, как она реагирует на разные уровни.
И главный вопрос - дак похожи или не похожи плагины на настоящий магнитофон? Тут нет однозначного ответа, магнитофоны — они разные, но, скорее, не похожи ни объективно, ни субъективно, потому что эмулируют только некоторые процессы из всего множества происходящих в настоящем магнитофоне. По сути, все эти плагины есть комбинация клиппера, эквалайзера и генератора гармоник, в реальной жизни все намного сложнее. Вопрос использования плагинов-эмуляторов ленты — не технический, если вам нравится результат — то почему нет, важно понимание происходящих процессов и правильное их использование.