Статьи о динамиках, усилителях, и пассивных/активных монитора.

medved1961, а в стену захотите встроить 150-е активные, дополнительный вопросик появится охлаждение, что-нибудь в моноблоке накроется, с зап.частями всё в порядке?
 
medved1961, а в стену захотите встроить 150-е активные, дополнительный вопросик появится охлаждение, что-нибудь в моноблоке накроется, с зап.частями всё в порядке?
при встраивании усилительная часть располагается отдельно от АС,решения такие есть и у АТС типа вот http://www.atcloudspeakers.co.uk/professional/electronics/p4-pro/ ,и у Генелеков,да ,наверное у всех серьезных контор...
 
Arkadiyprokopov, к 200-м и 300-м ATC идут их внешние 4-канальные усилители P4, по одному к каждому монитору, входят в стоимость, потому что больших пассивных мониторов в линейке ATC вообще нет: http://www.atcloudspeakers.co.uk/professional/loudspeakers/scm200asl-pro/ Для 150-х, возможно, просто выносят во внешний блок их родные трехканальные.
 
к 200-м и 300-м ATC идут их внешние 4-канальные усилители P4, по одному к каждому монитору, входят в стоимость, потому что больших пассивных мониторов в линейке ATC вообще нет:
а Вам не кажется что это уже пассивные получаются, но с родным оконечником, кроссовер я так понимаю остается активным?
 
Нет, мне кажется - точнее, уверен, что это именно активный вариант. В спецификации усилителя ATC P4 четко указано, что он четырехканальный - по одному из каналов идут на каждый НЧ-динамик, 3-й и 4-й - на середину и твитер. Активный кводампинг получается.
 
Хотелось бы добавить кое-какие занимательные картинки, касательно АЧХ не только мониторов и не только АЧХ, а больше о том, как следует правильно интерпретировать графики, которые Вам показывают.

Данная заметка для тех, кто не склонен к маркетиноговым уловкам, обладает сколь-нибудь значительной долей рационального мышления и кому нужно "ехать", а не "шашечки"

Итак.
Вот АЧХ наших мониторов N200P MK2 в масштабе 60дБ
N200Freq_60dB.jpg

А теперь посмтрим тоже самое, только в масштабе 20дБ
N200Freq_20dB.jpg

Теперь вопрос - если человеку, собирающемуся купить мониторы дать два этих графика, то какой вариант он выберет? Практика показывает - что в подавляющем большинстве случаев - выбор падает на первый вариант, как на "более ровную АЧХ". По факту же, что первый, что второй вариант - абсолютно тоже самое.
Это говорит о том, что подавляющая масса тех, кто хочет купить мониторы и аппелирует к АЧХ, на самом деле не в состоянии правильно интерпретировать графики, элементаро посмотрев на масштаб по шкале дБ.

Далее "усложним" задачу
Посмотрим на график ФЧХ+АЧХ тех же N200P MK2:
N200Freq_Phase.jpg
масштаб по АЧХ: 60дБ
масштаб по ФЧХ: +/-180градусов( т.е. 360градусов)

Теперь график ФЧХ+АЧХ мониторов JBL LSR6332:
JBL6332.jpg
Масштаб по АЧХ: 40дБ
Масштаб по ФЧХ(внимание): +300/-800, т.е. 1100 градусов.

Если посмотреть в лоб на два графика ФЧХ - то с виду кажется, что JBL очень гладкий и "надо брать". Но, если поглядеть на масштаб по шкале градусов, и перестроить его в диапазонах +/-180градусов, - то окажется, что ничего сверхестесственного в этом графике нет.

Мораль такова:
Изучая графики - смотрите не только на саму форму АЧХ и ФЧХ, но и на масштаб в котором они построены.
 
Последнее редактирование:
Надыбал такие картинки, касающиеся диаграммы направленности

Из этой картинки видно что ухо должно располагаться не напротив пищалки а ниже, в зависимости от конструктивных особенностей монитора

image.jpg

А это вид сверху, когда они лежат на боку, из которых видно что при расположении пищалками наружу поворачивать к себе их нужно в гораздо меньшей степени, чем при расположении пищалками вовнутрь

image.jpg

Хочется спросить производителей мониторов, насколько это соответствует реальному положению дел?
 
  • Like
Реакции: Urfin Juice
Надыбал такие картинки, касающиеся диаграммы направленности

Из этой картинки видно что ухо должно располагаться не напротив пищалки а ниже, в зависимости от конструктивных особенностей монитора

Посмотреть вложение 84425

А это вид сверху, когда они лежат на боку, из которых видно что при расположении пищалками наружу поворачивать к себе их нужно в гораздо меньшей степени, чем при расположении пищалками вовнутрь

Посмотреть вложение 84426

Хочется спросить производителей мониторов, насколько это соответствует реальному положению дел?

Эти картинки нужно рассматривать вместе с диаграммами направленности и топологией кроссовера. Просто так в лоб сложно сказать, куда будет смотреть основной лепесток на Дн.

Применительно к n200 это примерно почти-что правилно
 
  • Like
Реакции: Urfin Juice
Судя по этой вертикальной диаграме направленности n200 то как раз лепесток смотрит вниз градусов на 7

image009.png


Только вот где этот луч направленности берет начало? Как на картинке показано, где-то между динамиками на линии соединяющей их центры?
 
Судя по этой вертикальной диаграме направленности n200 то как раз лепесток смотрит вниз градусов на 7

image009.png


Только вот где этот луч направленности берет начало? Как на картинке показано, где-то между динамиками на линии соединяющей их центры?


Изначально центр находится на оси пищалки. Т.е. ось пищалки - это 0градусов. а дальше уже вспоминайте геометрию, градусы, катеты и гипотенузы и считайте рабочую зону в зависимости от Дн(Диграмма направленности).
 
  • Like
Реакции: prosound и Fagos
Судя по всему, диаграммы направленности для подавляющего большинства остаются просто какими-то картинками, и многие думают - что ""справа по центру динамик и из него это дело разлетается"".

Диграмма направленности показывает падение уровня звукового давления при отклонении от центра излучения на заданной частоте.
Цветом - показаны уровни звукового давления. Красный: 0дБ, синий: -30дБ.

Динамиков на данной диаграмме "НЕТ". Они (он) не в углу, не слева и не справи и не снизу. Его просто нет.
Есть акустический центр. Где он - это надо спрашивать у производителя. Как правило, в двухполосных системах - акустический центр на оси ВЧ-излучателя.

Например - нас интересует направленность акустической системы на частоте 1кГц. Находим эту частоту по оси абсцисс(горизонтальная ось) и поднимаемся по оси оридант (вертикальная ось) до 0градусов. и смотрим на цвет диаграммы при отклонении вверх или вниз(вверх или вниз - не значит вверх или вниз от акустического центра, а лишь вверх или вниз по графику). Направленность акустической системы на заданной частоте принимается в пределах 6дБ. т.е. до начала светло-оранжевой зоны.

Из вышесказанно вытекает нижеследующее:
Акустика обладает разной направленностью на разных частотах. Когда мы говорим о направленности своих систем - то принимаем минимальный угол во всем диапазоне частот.

Например, господин Цыхра привел график вертикальной направленности для мониторов N200P MK2.
На нём видно - что наиболее узкий участок - это диапазон от 1500-2000Гц. И направленность на нём составляет +/-15 градусов, т.е. угол в 30градусов.
[DOUBLEPOST=1444817014,1401333698][/DOUBLEPOST]


Про ФИ и ЗЯ

В продолжение обсуждений ФИ против ЗЯ в соседних темах хотелось бы попробовать внести некую ясность.
Тема сия очень обширна, и, в контексте данной статьи, некоторые моменты осознанно опущены и не учтены. Все цифры и значения в статье не претендуют на абсолютную точность, поэтому указаны часто как примерные или "около того". Этого достаточно для оценки происходящего в "нижеописуемом"


Итак, ЗЯ - это Закрытый Ящик. ФИ - ФазоИнвертор.
В оформлении типа ЗЯ - вся звуковое давление, излучаемое диффузором при обратном ходе, остается внутри ящика
В оформлении типа ФИ - "обратное" звуковое давление давление диффузора в некотором диапазоне частот "выводится" наружу через тоннель фазоинвертора.

Фазоинвертор или резонатор Гельмгольца представляет собой корпус с тоннелем фазоинвертора. Настройка резонанса зависит от внутреннего объема ящика и ,в основном, от площади и длины тоннеля. В основном - потому что частота настройки так же зависит от расположения порта: вблизи стенки ящика, или нет. Так же зависит от наличия фланцев (закруглений), которые снижают скорость воздуха в тоннеле.

Изначально ЗЯ использовался в качестве альтернативы акустическому экрану(или открытый ящик), задачей которого было лишь избавление от акустического короткого замыкания. ( длина волны на НЧ значительно больше габаритов динамика, и колебания диффузора на "открытом воздухе" на частотах, длины которых меньше или сопоставимы с его габаритами, не приводит к излучению звуковых волн). Работая в ЗЯ динамик на низких частотах испытывает некоторое постоянное сопротивление воздуха при работе "назад", вплоть до инфразвуковых частот. Это обуславливает две вещи:

Групповое время задержки (ГВЗ), с определенного момента, остается постоянным на низких частотах. Если по научному, то ГВЗ - это производная фазо-частотной характеристике по частоте. Т.е. - степень изменения ФЧХ.
Так как объем воздуха внутри ящика постоянен и ящик герметичен (ну почти :) ), масса подвижной системы динамика постоянна - то, можно принять, что колебательные процессы, начиная с некоторой частоты, затухают одинаково.
Ниже график 12и дюймового динамика с параметрами "под ЗЯ" в ящике 60 литров с итоговой добротностью Qts 0,68
12ЗЯ60.png

Видно,что график представляет собой некий шельф. И максимальное ГВЗ лежит в пределах ~5мсек, что есть некое среднестатистическое значение ГВЗ для ЗЯ.

Впрочем, если тот же самый динамик поставить в ящики 50(Qts 0.71) 80(Qts 0.62) и даже 150 (Qts 0.55) литров, то характер графика ГВЗ в звуковом диапазоне меняется не сильно.
12ЗЯ5080150.png
Изменения, безусловно есть, но уже далеко на самых границах звукового диапазона и инфразвуке.
Добротность акустической системы в каждом объеме указана не случайно. Чем больше объем воздуха за "спиной" динамика, тем меньшими он (воздух) обладает демпфирующими свойствами. Тем самым увеличивается ход динамика. Соответственно (объём больше), понижается и резонансная частота динамика в ящике - и расширяется диапазон по НЧ.
Вот график линейного хода в зависимости от частоты на том же 12 дюймовом динамике в тех же литражах (50 - 80 - 150). Подводимая мощность - 100Вт
12ЗЯ5080150_CD.png

Суть: ЗЯ позволяет получить очень низкое ГВЗ ценой ограничения воспроизводимого диапазона "снизу"
Собственно - ачх всех трех литражей:
12ЗЯ5080150_freq.png
Картина схожа, но, если подумать, что 50 и 150литров дают ~ одинаковый результат, то возникает вопрос - так может делать минималку? Ответ - не надо!)
Опять же - значение Qts были приведены не случайно. В данном конкретном случае - как раз 50-80 литров это оптимальный литраж, т.к. выходить (т.е. зажимать динамик) выше Qts 0,75 не надо - получим неприятный призвук на частоте резонанса в ящике. А если опуститься (т.е. поставить в объем по-больше), то получим увеличение линейного хода без каких-то ощутимых прибавок по отдаче снизу + бОльшие габариты ящика.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Теперь перейдем к ФазоИнвертору т.е. к ФИ.

Помимо конструкции самого корпуса АС, необходимо учитывать еще и параметры самого динамика.
Например, если поставить тот самый 12и дюймовый НЧ в такой же "оптимальный ящик" 60 литров и настроим, например, на 40Гц, что получим?
12ФИ6040.png
Некрасиво) Горб на почти 5дБ в районе 60гц. Хотя, формально бас "по минус три" получается 40Гц, стучать будет, басить - увы, нет. В итоге, чтобы на таком ЗЯшном динамике получить ровную АЧХ, нужно будет взять литраж около 200 литров. Одним словом - динамику для ЗЯ делать в ФИ нечего.

В первом приближении, динамики для ФИ должны обладать бОлее низким значением электрической (а значит и полной добротности): ниже 0.45
Если взять аналогичный 12и дюймовый динамик, предназначенный для ФИ оформления, и засунуть в тот же ящик 60 литров и настроить ящик на 40гц, то получим следующее (в сравнении с предыдущим вариантом):
12ФИ6040ЗЯ.png

Это уже будет басить :) АЧХ ровная. Круто? не очень..
Взглянем на ГВЗ в сравнении с ЗЯ 60 литров:
12ФИ6040ЗЯ_GD.png
Вот так. 15мсек на 42Гц и что-то около 12мсек на 50Гц. Что, вобщем для ФИ весьма неплохо, но можно лучше будет загнать этот пик ГВЗ ниже по частоте, то потребуется ящик 80литров и настройка ~на 30Гц. В результате получим на информативном басе меньшее ГВЗ, близкое к ЗЯ:
12ФИ6040ЗЯ_GD_2.png
Где что, думаю, понятно. В результате получаем на 50Гц ЗЯ-шное ГВЗ в 5мсек. - прекрасно!
Но ящик 80 литров и настройка порта на 30Гц.

--------------------------------------------------------------------------------------
Теперь перейдем к геометрии порта и "пердежу" ФИ-систем
Итак у нас 12и дюймовый ФИ 80 литров , с настройкой на 30Гц.
Допустим у нас трех-полосный монитор среднего поля. Поэтому тихо слушать мы не будем На трех метрах надо ~ 100дБ получить, т.е. на 1 метре должно быть что-то около 105дБ. Что соответствует примерно 100Вт подводимой мощности на данном динамике (чувствительность 90дБ).
Ок. Берем трубу (без скругленных фланцев), 50мм. Одни концом труба заподлицо с корпусом и достаточно далеко от стен. Длина получается 27мм. - по сути толщина лицевой для динамика такого калибра. Выпилил дырку - и вперед)
Посмотрим на график скорости воздуха в тоннеле:
12ФИ_VV.png
Затемненным оттенком обозначена очень такая...мягкая что ли. граница, выше которой уходить не стоит. Поскольку выше 32м/секунду по шкале Бофорта - это ураган.
Допустимым максимум, на мой взгляд, является цифра 12-15м/сек, что соответствует "сильному ветру" по Бофорту.
Суть такова, что выше 10-12 уже совсем сильно дует - и начинается тот самый срыв ламинарного потока в турбулентный и начинается тот самый "пердеж".

Т.е. на нашем графике - почти всегда будет ураган из порта.
Поехали дальше - чтобы снизить скорость потока - надо увеличить сечение порта. увеличиваем трубу до 100мм . Получаем длину тоннеля ~220мм и скорость ветра не выше 12м/сек.
Отлично.
Здесь стоит отметить следующий момент: чем больше ящик - тем бОльшего порта по длине он требует.

Но вернемся к причинам пердежа и адских ветродуев из тоннеля.
Как правило, такие явления возникают у активных мониторов с раздутым басом.
Опять же, как правило - внутренний объем ящика, в котором приходится играть динамику, например 6-7дюймов - в активных мониторах крутится около 11литров.
Допустим, монитор должен выдувать что-то около 98дБ давления на расстоянии 1 метр. Т.е. при чувствительности в 85-86дБ, это получается ~20Вт мощности.
Ну хотя бы динамик Seas CA18RNX, который когда-то использовался в модели RM-6.
CA18_norm.png
Тут модель в другом софте - он умеет моделировать поведение динамика при подключении эквалайзера.
Далее - в следующем посте, закончился лимит картинок
 
Последнее редактирование:
Продолжаем разговор
Имеем динамик Seas CA18RNX, ящик 11литров, настройку 50Гц
Посмотрим на скорость ветра в тонеле на 50мм трубе (длина получается 160мм)
CA18_VV50.png
57Гц по -3дБ. Маловато. Надо дуть хотя бы до 50Гц. Как правило просто добавляют эквалайзер. Сделаем легкую коррекцию по низу и доведем до желаемых 50гц по -3дБ
CA18_boost.png
Красиво. Буст относительно легкий около 3,5дБ на частоте ~53Гц.
Посмотрим ГВЗ:
CA18_boost_GD.png
Тоже нормально. 12мсек.
Смещение дифузора тоже в пределах нормы и до 35Гц не выходит за 6мм

А теперь посмотрим на скорость ветра в тоннеле:
CA18_boost_VV.png
21метр в секунду. Много! надо не больше 12м/сек. Увеличиваем диаметр порта. получаем 7см диаметр и длину ~ 38 см. Это с учетом "вирутального" удлиннения, т.е. один конец порта вровень с внешней стенкой корпуса.
Такой тоннель засунуть в 11 литровый ящик физически не получится никак "уашпэ".

И что же делать? Понижать степень буста не айс - баса мала не хорошо. Можно попробовать повысить настройку порта, но тогда надо будет переделывать буст для желаемых 50гц.
Допустим взять 57Гц, уменьшить диаметр порта до ~65мм, получим длину 200мм - это уже можно засунуть в ящик 11литров. Повысили настройку - уехала граничная частота, подкрутили буст - ГВЗ примерно тоже самое, а вот линейный ход увеличился, и на 43Гц динамик уже на пределе (6мм для CA18RNX). Почему так произошло?
Потому что порт фазоинвертора есть некая пружина в первом приближении - и на частоте настройки динамик квази-неподвижен. Соответственно, если буст ниже настройки порта - риск порвать динамик повышается кратно!

Вот сидит производитель и думает - что ему делать:
1. Повысить граничную частоту, при этом оставить в живых динамик, уместить тоннель в ящик и удержать скорость воздуха в тоннеле в приемлемых значениях.
2. Оставить граничную частоту, при этом удержать скорость воздуха в тоннеле и уместить тоннель, но, рано или поздно, отправить на верную гибель динамик, и погрязнуть в издержках по гарантийным ремонтам.
3. Забить на скорость воздуха в тоннеле, уменьшить его(тоннеля) диаметр, уместить его (тоннель) в ящике, удержать линейный ход динамика в пределах его (динамика) возможностей, и получить нужную граничную частоту.

Как вы думаете - что выберет производитель в большинстве случаев?)))
[DOUBLEPOST=1444822688,1444820638][/DOUBLEPOST]Кто-нибудь что-нибудь понял? :)
 
@N-Acoustic, Скажите пожалуйста,здесь как то читал не помню название мониторов если заткнуть ФИ это большой криминал,вроде в комплекте затычки даже были,понятно что динамик должен быть под ФИ или ЗЯ,но всё же есть хоть какие то плюсы.
 
Грубо имхо так - более слабый легче входит в перегруз и перегруз и жжёт динамик.
Понятно, что смещение по постоянному току опасно для динамика. Но что синус в нормальном усилителе превращается в меандр на 100% громкости? А если взять во внимание инструментальные усилители где перегруз оконечника может быть частью художественного замысла?
[DOUBLEPOST=1444845221,1444844808][/DOUBLEPOST]
"JBL определяет три следующие категории применений громкоговорителей, каждая из которых требует уточнений присвоения номиналов по системе IEC.

А. Для контрольных мониторов, где нужно обеспечить непогрешимость воспроизведения пиковых уровней, необходимо подобрать усилитель с мощностью IEC в два раза большей, чем их номинальная. Например, студийный монитор с номиналом 300 Вт можно безопасно подключить к усилителю на 600 Вт. Здесь ключевым моментом является аккуратность мониторинга. Высококачественное музыкальное продюсирование требует сегодня высоких пиковых факторов в записанном сигнале. Такие пиковые сигналы как правило настолько коротки, что вряд ли причинят вред компонентам системы. Таким образом дополнительный запас на 3 дб (в два раза) по мощности скажется на более чистой работе всей системы, при этом так же снизится уставание слушателя.

B. Для обычных РА систем, где нужно добиваться довольно мощного, но не искаженного звучания, громкоговорители нужно нагружать на усилитель с номинальной мощностью, равной IEC номиналу акустических систем. Это случай самой общей и распространенной звукоусилительной системы. Такие системы зачастую могут перегружаться от не совсем правильного использования или вступать в обратную связь. Когда выбирается усилитель равной мощности, пользователю гарантируется безопасная эксплуатация.

C. Инструментальные звукоусилительные системы, в которых перегруженный звук требуется как художественная составляющая, выбирается усилитель с мощностью, равной половине IEC номинала громкоговорителя. Большая часть рок-музыки записывается на инструментальных усилителях, разогнанных на полную мощность и находящихся в режиме «жёсткого клиппинга» и это вопрос традиций и музыкальных вкусов. Когда усилитель, способный воспроизводить неискаженный синусоидальный сигнал на мощности 300 Вт вводится в режим клиппинга, его выходная мощность может достигать 600 Вт. Таким образом, уменьшая мощность усилителя вполовину, мы обеспечиваем безопасную работу динамика."

http://install.soundmaster.ua/статьи/jbl-пиковая-мгновенная-и-программная-мощность.html
 
Последнее редактирование:
@Oliver_Cray, так вроде же нет особого противоречия - для студийных мониторов двукратное превышение даже рекомендуется, а "художественная составляющая" в инструментальном звукоусилении - явно уже из другой оперы.
 
А если взять во внимание инструментальные усилители где перегруз оконечника может быть частью художественного замысла?
Вы много видели пищалок в гитарных кабинетах? ;)
[DOUBLEPOST=1444851554,1444850660][/DOUBLEPOST]
View hidden content is available for registered users!
 
  • Like
Реакции: Uanatarou и N-Acoustic
Скажите пожалуйста,здесь как то читал не помню название мониторов если заткнуть ФИ это большой криминал,вроде в комплекте затычки даже были,понятно что динамик должен быть под ФИ или ЗЯ,но всё же есть хоть какие то плюсы.
Dynaudio 15/15A у них затычки шли в комплекте.
 
Господа Alexander Yakuba и Michael Krivicky совершенно точно отметили - что в гитарных комбиках не бывает ВЧ, и нс-10 часто горели от слабых усилителей.

В машинах всякий слышал, как пердят лопухи в задней полки при работе от магнитолы

Фразы "сжечь слабым усилителем можно гораздо быстрее" следует понимать следующим образом.
Условимся некоторыми вводными:
  1. Пик-фактор звукового материала в студии при записи лежит в диапазоне ~20дБ (иногда больше, иногда меньше). Если пишутся барабаны - то, часто пик-фактор достигает и 30 дБ.
  2. Рабочее давление в ближней (впрочем и в любой другой) зоне лежит в районе 85-90 (редко 95) дБ.
  3. Чувствительность монитора ближней зоны = 85-87дБ на 1 ватте на 1 метре.
Из вышеперечисленного вытекает нижеследующее:
Средняя рабочая мощность на синусе ~ 1-2Вт. Пусть будет 1 для простоты расчета.
(Но лично мне например, на н300 было достаточно 0,5Вт на синусе для нормальной работы - не люблю громко)
Пик-фактор - 20дБ. По мощности, это в 100Вт разницы. Иными словами - при средней мощности в 1Вт пики могут лететь с мощностью 100Вт.

Все же знают,что происходит с синусоидальным сигналом при ограничении! - постепенно превращается в квадрат (меандр - называйте как угодно).
Чем сильнее усилитель в клипе - тем больше почти постояного тока летит на головку. Постоянный ток - это не штатный режим работы динамика. Т.е. если не было бы подвеса у динамика, то получился бы рейл-ган (Квейк-3, ага)
Дальше объяснять?

Если вы сводите электронщину - то проблем нет (хотя не всегда). Там ужимают сейчас до одури все, и даже при сведении уже на всех каналах и мастерах висит по лимитеру (своди, мастеря или мастери, сводя). И пик-фактор 8-10дБ. Это всего 10 раз по мощности. Не страшно.

Многие жалуются на то - что в активных мониторах установлены лимитеры и они "красят звук" и тд. А как же их не ставить-то? Если какая-нибудь тощая 3886 с питанием 10-15Вольт работает на ВЧ (что довольно часто и сама по себе ЛМ-ка неплохая микруха). Без лимитера гореть ВЧ в таком мониторе будет со скоростью звука.


Вернёмся к фразе "сжечь слабым усилителем можно гораздо быстрее" . Если пользователь с руками и головой - и он знает, что у него за мониторы, что у него за усилитель, и как это все работает...ну или хотя бы понимает - что не надо усилитель в клип гнать, то работать все будет долго и счастливо.
Если же медицина без сильна - то даже лампочки от камаза (12В лампы ставят в тракт ВЧ, и при нагреве у них возрастает сопротивление, и пищалка живет дольше - но звук они гадят со страшной силой) не помогут.

Еще раз - страшна не мощность. Страшен спектральный состав этой мощности.


P.S. Вот в этой статье из журнала Автозвук 2005 года несколько в другом ракурсе (но тоже очень полезно для понимания сути) расписано с приведением графиков и АЧХ сигналов при перегрузке - рекомендую
 
Последнее редактирование:

Сейчас просматривают