Часть 1
Уважаемые форумчане! В нескольких темах упоминались проблемы с интонацией, и часто люди жаловались на слух. Только в теме «Наушники – зло» около сотни сообщений за год, так что проблема достаточно НАБОЛЕВШАЯ.
Я решился поставить обсуждение отдельной темой, причем важной.
Для участников этого форума уши – рабочий инструмент. Если Бетховен мог писать музыку, руководствуясь внутренним слухом, то для глухих музработников современности проблема выльется в езду на такси по приборам – «через сорок копеек сверните направо».
Для затравки выложу небольшую статейку по мотивам старых конспектов. Сразу попрошу прощения у экспертов в области электроники, акустики и прочих точных наук, а также у одного из обитателей форума – врача-сурдолога по профессии, за возможные неточности в терминологии. Я изначально - просто музыкант, волей судьбы забравшийся на сопредельные территории, но тема эта, ИМХО, актуальна не только для меня.
К сожалению, одна из тенденций в музыке и смежных технологиях – возрастающий риск ослабления и необратимой потери слуха из-за длительного воздействия звука экстремальной громкости. Как сказал один мудрый дядька, сегодня глухие продюсеры делают музыку для глухих слушателей.
Слух – бесценный дар для любого человека, а для работника музыкальной сферы слух – еще и рабочий инструмент, позволяющий зарабатывать на жизнь. Единственный способ избежать потери слуха – знать об опасности продолжительного воздействия звука высокой интенсивности и принимать меры предосторожности.
Слуховая система человека состоит из трех областей: наружного, среднего и внутреннего уха. По мере прохождения звуковой волны через каждую зону, сигнал обрабатывается, изменяется по интенсивности и спектру и анализируется.
Наружное ухо состоит из ушной раковины, впадины, в которую обычно вставляются наушники-капельки от плеера, и слухового канала, который заканчивается барабанной перепонкой. Наружное ухо помогает локализовать источник звука и служит резонатором, поднимая входящий сигнал (порой на 25 дБ).
Эластичная барабанная перепонка полностью перекрывает конец слухового канала. За ней находится среднее ухо, состоящее из трех косточек: молоточка, наковаленки и стремечка.
Молоточек прикреплен к барабанной перепонке и вибрирует вместе с нею. При этом вибрация через наковаленку передается стремечку, прикрепленному к еще одной гибкой мембране – овальному окошку на входе во внутреннее ухо.
Среднее ухо служит для согласования сопротивления между барабанной перепонкой, вибрирующем в воздухе, и овальным окошком, которое приводит в движение жидкость. Инфекции, отложение солей и другие факторы, воздействующие на среднее ухо могут ослабить чувствительность слуха на 50дБ. Такие временное нарушение слуха называются потерей проводимости и часто исправляются при своевременном обращении к врачу.
Внутреннее ухо заполнено жидкостью, несущей электрический заряд. Оно состоит из улитки и полукруглых вестибулярных каналов, поддерживающих равновесие организма.
При движении стремечка по овальному окошку на одном конце улики, ее вибрация передается жидкости, заполняющей улитку.
По всей длине улитке пролегает полужесткая базилярная мембрана, снимающая форму волны, вызывающей вибрацию, с окружающей жидкости. Звук различной частоты вызывает вибрацию разных участков мембраны; если в звуке имеется одновременное наличие нескольких частот, разные участки базилярной мембраны вибрируют одновременно.
Далее следует очень нежный орган Корти, состоящий из миллионов микроскопических волосков, соединенных с восприимчивыми кончиками слухового нерва. При возникновении вибрации базилярной мембраны, происходит стимуляция волосков, что вызывает электрохимические изменения в соответствующих нервных окончаниях.
Затем слуховой нерв передает эти сигналы в мозг.
Конец базилярной мембраны, ближний к среднему уху, возле основания улитки, отвечает на самые высокие частоты, тогда как дальний конец, или конек, чувствителен к низким частотам. Таким образом, волоски у основания, середины и конька улитки передают в мозг соответственно высоко-, средне и низкочастотные компоненты звукового сигнала.
Фактически, слуховой нерв, выходящий из улитки, является пучком отдельных волокон, в которых информация о частотах уже рассортирована и организована.
Улитка служит как тщательно отстроенный спектроанализатор, отвечающий гармоническим компонентам входящего звукового сигнала.
Здоровый слух
Многим известно, что человек воспринимает звук в частотном диапазоне от 20гЦ до 20кГц. На практике это справедливо только для младенцев; по мере взросления мы становимся меньше чувствительными к высоким частотам. Средний взрослый человек со здоровым слухом слышит до 16кГц. Способность к восприятию низких частот сохраняется у человека до глубокой старости.
Порог слухового восприятия и болевой порог выражаются графически кривыми Флетчера-Мансона, в честь ученых, исследовавших особенности восприятия человеком различных частот в зависимости от их интенсивности. Эти графики также известны как кривые равной громкости, поскольку отображают уровни, при которых различные частоты воспринимаются как одинаково громкие.
Эти кривые отражают нормальный слух и калиброваны в единицах, которые называются децибелы уровня звукового давления (dB SPL) и позволяют объективно измерить интенсивность звука. Согласно этим кривым, АЧХ человеческого слуха не является линейной.
Звуки под нижней из кривых не воспринимаются слухом. Как показывают кривые Флетчера-Мансона, нормальный человеческий слух более чувствителен в диапазоне от 1 до 4кГц, и требует большей амплитуды для достижения порога различимости в верхнем и нижнем концах частотного спектра. Кривые выпрямляются при высокой интенсивности звука; воспринимаемые уровни громкости высоких, средних и низких частот более похожи при звуковом давлении 90дБ, чем при 10дБ.
Если оборудование калибровано в дБ звукового давления, математически линейная АЧХ не будет звучать линейно. Поэтому чаще звуковое оборудование калибруется в dbA, что соотносит уровни в децибелах с одной из усредненных кривых равной громкости. В звуковой технике это называется взвешенной шкалой (A-weighted scale). При средней интенсивности уровни dbA, показывающие равную громкость на индикаторах, будут звучать сбалансировано по всему спектру.
Уважаемые форумчане! В нескольких темах упоминались проблемы с интонацией, и часто люди жаловались на слух. Только в теме «Наушники – зло» около сотни сообщений за год, так что проблема достаточно НАБОЛЕВШАЯ.
Я решился поставить обсуждение отдельной темой, причем важной.
Для участников этого форума уши – рабочий инструмент. Если Бетховен мог писать музыку, руководствуясь внутренним слухом, то для глухих музработников современности проблема выльется в езду на такси по приборам – «через сорок копеек сверните направо».
Для затравки выложу небольшую статейку по мотивам старых конспектов. Сразу попрошу прощения у экспертов в области электроники, акустики и прочих точных наук, а также у одного из обитателей форума – врача-сурдолога по профессии, за возможные неточности в терминологии. Я изначально - просто музыкант, волей судьбы забравшийся на сопредельные территории, но тема эта, ИМХО, актуальна не только для меня.
К сожалению, одна из тенденций в музыке и смежных технологиях – возрастающий риск ослабления и необратимой потери слуха из-за длительного воздействия звука экстремальной громкости. Как сказал один мудрый дядька, сегодня глухие продюсеры делают музыку для глухих слушателей.
Слух – бесценный дар для любого человека, а для работника музыкальной сферы слух – еще и рабочий инструмент, позволяющий зарабатывать на жизнь. Единственный способ избежать потери слуха – знать об опасности продолжительного воздействия звука высокой интенсивности и принимать меры предосторожности.
Слуховая система человека состоит из трех областей: наружного, среднего и внутреннего уха. По мере прохождения звуковой волны через каждую зону, сигнал обрабатывается, изменяется по интенсивности и спектру и анализируется.
Наружное ухо состоит из ушной раковины, впадины, в которую обычно вставляются наушники-капельки от плеера, и слухового канала, который заканчивается барабанной перепонкой. Наружное ухо помогает локализовать источник звука и служит резонатором, поднимая входящий сигнал (порой на 25 дБ).
Эластичная барабанная перепонка полностью перекрывает конец слухового канала. За ней находится среднее ухо, состоящее из трех косточек: молоточка, наковаленки и стремечка.
Молоточек прикреплен к барабанной перепонке и вибрирует вместе с нею. При этом вибрация через наковаленку передается стремечку, прикрепленному к еще одной гибкой мембране – овальному окошку на входе во внутреннее ухо.
Среднее ухо служит для согласования сопротивления между барабанной перепонкой, вибрирующем в воздухе, и овальным окошком, которое приводит в движение жидкость. Инфекции, отложение солей и другие факторы, воздействующие на среднее ухо могут ослабить чувствительность слуха на 50дБ. Такие временное нарушение слуха называются потерей проводимости и часто исправляются при своевременном обращении к врачу.
Внутреннее ухо заполнено жидкостью, несущей электрический заряд. Оно состоит из улитки и полукруглых вестибулярных каналов, поддерживающих равновесие организма.
При движении стремечка по овальному окошку на одном конце улики, ее вибрация передается жидкости, заполняющей улитку.
По всей длине улитке пролегает полужесткая базилярная мембрана, снимающая форму волны, вызывающей вибрацию, с окружающей жидкости. Звук различной частоты вызывает вибрацию разных участков мембраны; если в звуке имеется одновременное наличие нескольких частот, разные участки базилярной мембраны вибрируют одновременно.
Далее следует очень нежный орган Корти, состоящий из миллионов микроскопических волосков, соединенных с восприимчивыми кончиками слухового нерва. При возникновении вибрации базилярной мембраны, происходит стимуляция волосков, что вызывает электрохимические изменения в соответствующих нервных окончаниях.
Затем слуховой нерв передает эти сигналы в мозг.
Конец базилярной мембраны, ближний к среднему уху, возле основания улитки, отвечает на самые высокие частоты, тогда как дальний конец, или конек, чувствителен к низким частотам. Таким образом, волоски у основания, середины и конька улитки передают в мозг соответственно высоко-, средне и низкочастотные компоненты звукового сигнала.
Фактически, слуховой нерв, выходящий из улитки, является пучком отдельных волокон, в которых информация о частотах уже рассортирована и организована.
Улитка служит как тщательно отстроенный спектроанализатор, отвечающий гармоническим компонентам входящего звукового сигнала.
Здоровый слух
Многим известно, что человек воспринимает звук в частотном диапазоне от 20гЦ до 20кГц. На практике это справедливо только для младенцев; по мере взросления мы становимся меньше чувствительными к высоким частотам. Средний взрослый человек со здоровым слухом слышит до 16кГц. Способность к восприятию низких частот сохраняется у человека до глубокой старости.
Порог слухового восприятия и болевой порог выражаются графически кривыми Флетчера-Мансона, в честь ученых, исследовавших особенности восприятия человеком различных частот в зависимости от их интенсивности. Эти графики также известны как кривые равной громкости, поскольку отображают уровни, при которых различные частоты воспринимаются как одинаково громкие.
Эти кривые отражают нормальный слух и калиброваны в единицах, которые называются децибелы уровня звукового давления (dB SPL) и позволяют объективно измерить интенсивность звука. Согласно этим кривым, АЧХ человеческого слуха не является линейной.
Звуки под нижней из кривых не воспринимаются слухом. Как показывают кривые Флетчера-Мансона, нормальный человеческий слух более чувствителен в диапазоне от 1 до 4кГц, и требует большей амплитуды для достижения порога различимости в верхнем и нижнем концах частотного спектра. Кривые выпрямляются при высокой интенсивности звука; воспринимаемые уровни громкости высоких, средних и низких частот более похожи при звуковом давлении 90дБ, чем при 10дБ.
Если оборудование калибровано в дБ звукового давления, математически линейная АЧХ не будет звучать линейно. Поэтому чаще звуковое оборудование калибруется в dbA, что соотносит уровни в децибелах с одной из усредненных кривых равной громкости. В звуковой технике это называется взвешенной шкалой (A-weighted scale). При средней интенсивности уровни dbA, показывающие равную громкость на индикаторах, будут звучать сбалансировано по всему спектру.
Последнее редактирование: