Частоты гармоник сыграной ноты не совпадают с теорией

  • Автор темы Автор темы moi
  • Дата начала Дата начала

moi

Well-Known Member
6 Авг 2004
2.446
97
48
Изучаю спектр сыгранной ноты на рояле. В теории частоты гармоник, как бы, рассчитываются вот так: https://ru.wikipedia.org/wiki/Обертон.
Но измерения на спектре показывают, что с повышением номера гармоники ее частота начинает завышаться все больше и больше. Привожу таблицу для нот 25 и 48. Курсивом мои измерения в iZotope RX, а обычным шрифтом - теория (кратное умножение исходной частоты).

248051


Вопрос - из-за чего возникает сдвиг частоты? И как можно рассчитать цифры совпадающие с реальностью, чтобы не производить измерения каждый раз?
Вавки нот 25 и 48 прилагаю, если кому захочется посмотреть самим: https://disk.yandex.ru/d/ATqOhLUVJufY4A
 
Может по этому?
Нет, там о другом речь.
частоты гармоник, как бы, рассчитываются вот так
Ну так там чуть дальше написано: "при колебаниях массивной и жёсткой струны".
Всё дело в жёсткости струн, она влияет тем сильнее, чем короче волна (а значит легче колеблющийся фрагмент).
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: N0-body
Вопрос - из-за чего возникает сдвиг частоты?


Реальная струна не повторяет целиком поведение мат. модели, причин множество - струна с канителью вообще более сложное физ. тело, струна может быть неравномерно нагрета, иметь неидеальную геометрию, добавляется сопротивление среды, влияние гравитации и т.п.

И на слух, кстати, идеально настроенные по основному тону струны могут фальшивить.

Вот, напр., реальный тюн рояльки XLN:

248054
 
Главы из книги Л.А.Кузнецова "Акустика музыкальных инструментов", рассказывающие о причинах негармоничности обертонов:

>на слух, кстати, идеально настроенные по основному тону струны могут фальшивить.

-- Не могут, а просто фальшивят.
 
Вот, напр., реальный тюн рояльки XLN:

Вот это как раз настройка по кривой Рэйлсбека. Ну, не совсем, так как это не реальный рояль. Но это другое явление, не про гармоники, а про психоакустику.
 
  • Like
Реакции: Antonio
Ну так там чуть дальше написано: "при колебаниях массивной и жёсткой струны".
Всё дело в жёсткости струн, она влияет тем сильнее, чем короче волна (а значит легче колеблющийся фрагмент).

Да, протупил я. Не увидел ответ в той же вики-статье) Но тогда продолжу рассуждения...
Итак, на практике частота обертонов действительно завышается по сравнению с теорией. И из-за этого, как я понимаю, при настройке основных тонов всех клавиш делают поправку, которую описывает кривая Рейлсбека:
248053


Более того, раз "Кривые Рейлсбека не являются универсальными, то есть сдвиги будут варьироваться для инструментов разных производителей", то мне придется измерять частоты гармоник "руками" для каждого инструмента? Я все верно понимаю?
 
Итак, на практике частота обертонов действительно завышается по сравнению с теорией. И из-за этого, как я понимаю, при настройке основных тонов всех клавиш делают поправку, которую описывает кривая Рейлсбека:

Нет, не из-за этого. Кривая Рейлсбека завышает высокие ноты. Если бы была нужна именно компенсация завышения обертонов, она бы наоборот занижала их. Это другое явление, психоакустика, из-за свойств человеческого слуха.

Вообще, надо знать, что равномерно темперированное фортепиано довольно сильно фальшивит относительно натурального звукоряда. Струнникам и вокалистам приходится вносить поправки, когда они выступают вместе с фортепиано. Но это уже происходит инстинктивно.
 
  • Like
Реакции: James Kru и Antonio
Нет, не из-за этого. Кривая Рейлсбека завышает высокие ноты. Если бы была нужна именно компенсация завышения обертонов, она бы наоборот занижала их. Это другое явление, психоакустика, из-за свойств человеческого слуха.
Я сделал этот вывод из вот такой фразы на Вики: "Так, измерения показывают, что вторая гармоника тона ля1 не равна точно 880 Гц, а отклоняется в сторону завышения примерно на 2 цента, что составляет для этой частоты 1 Гц, следовательно, она будет равна 881 Гц. На эту же частоту будет настроена и первая гармоника ля2".

То есть, если я правильно понял, раз гармоники завышаются, то ноты, которые лежат ниже, надо занизить. Тогда их гармоники будут совпадать с осн.тонами нот, которые лежат выше, и это будет "приятно" на слух. Поправьте, если ошибаюсь.
 
Настройка фортепиано это сложный и кровопролитный процесс. ) По сути это бесконечные поиски компромисса. Если настраивать квинту строго по соотношению 3:2 без биений, то квинтовый круг не сойдется, инструмент будет строить только в одной тональности, а в остальных фальшивить. Поэтому при настройке нужно вносить поправку, верхняя нота в квинте занижается, так чтобы круг сошелся. Но и того хуже, что эту поправку можно "размазать" по всему строю неравномерно кучей способов. И все это будет звучать по разному. И то что вы пишете, тоже имеет место быть. Плюс психоакустика, субъективное восприятие высоких нот, их хочется еще завысить. В общем, там такие дебри, что на каком-то этапе я просто плюнул и пользуюсь тем что есть. )
 
  • Like
Реакции: lamamama и Long
Математическая модель струны предполагает, что в уравнениях колебаний участвует только масса и сила натяжения струны. У реальной струны есть еще и упругость на изгиб, как у стержня. И чем короче (или чем толще) струна, тем сильнее влияние этой дополнительной упругой силы. Чем выше обертон, тем тем более короткие участки совершают эти колебания, тем сильнее влияние упругости на изгиб, и тем выше получается частота этого обертона.

Когда мы настраиваем ф-но, основной критерий настройки - отсутствие явно слышимых биений в основных интервалах. А биения возникают не между кратными частотами, а между почти равными. Поэтому критерий настройки, например, октавы A1-A2 - совпадение частот основного тона A2 и второй гармоники A1. Т.е. нам приходится подстраивать ноту A2 под второй обертон ноты А1. А эта частота по вышесказанным причинам оказывается немного выше удвоенного основного тона A1.

Обычно ф-но настраивают с середины, постепенно продвигаясь влево и вправо. И отклонение с каждой октавой набегает, образуя ту самую кривую Рейлсбека.

Чем длиннее струны, тем меньше этот эффект проявляется. Поэтому большие рояли в среднем строят лучше, чем домашнее пианино. Ну и не зря басовые струны делают с навивкой. Задача - получить бОльшую массу, но добавть при этом как можно меньше дополнительной упругости на изгиб.
 
мне придется измерять частоты гармоник "руками" для каждого инструмента? Я все верно понимаю?
Точная настройка делается на слух, ничего измерять не надо. А для грубой вполне подходит "рояльный пресет" тюнера. Либо даже стандартный тюнер, в котором центов на 20 завышаешь каждую следующую октаву после третьей.
 
Более того, раз "Кривые Рейлсбека не являются универсальными, то есть сдвиги будут варьироваться для инструментов разных производителей", то мне придется измерять частоты гармоник "руками" для каждого инструмента? Я все верно понимаю?
Существует софт специализированный, у настройщиков поинтересуйтесь, вы проигрываете каждую ноту в микрофон, программа анализирует, и корректирует кривую конкретно под этот инструмент. Дальше как по тюнеру.
 
а если проанализировать звуки колоколов, то там ваще мало что соответствует натуральному звукоряду


Существует софт специализированный, у настройщиков
Надо сказать, что это оочень недешёвое удовольствие - самая популярная подобная программа verituner стоит порядка 50т руб
из более-менее недорогих, которые слушают не только основной тон, но и гармоники, есть pianoscope
 
Последнее редактирование:
Я в свое время очень удачно настраивал пианино с помощью какой-то бесплатной программы. Программа была весьмы содержательная. Показывала все гармоники, их уровень, частоты, отклонения в центах от кратных. Не могу сейчас ее нагуглить. Название запомнилось типа "Piano lab", но что-то не ищется сейчас.
 
а если проанализировать звуки колоколов

Колокол это вообще очень интересная штука. Недавно до меня дошло, коло это колесо или круг в переводе со старорусского, коло-кол это колесо из колес. Ведь колокол по сути представляет из себя набор элементарных кольцевых резонаторов разного диаметра, каждое из которых настроено на определенную частоту, плюс они являются единым целым и взаимодействуют. В итоге получается очень мощный и многоспектральный звук.
 

Сейчас просматривают