Минус вокалисту на концерт: что делаем, кроме мутирования основного вокала?

kavaradossi

Active Member
21 Май 2011
665
246
43
55
Господа, лично я редко имею возможность тусить на концертах, где выступают вокалисты под мои минуса, чтобы самостоятельно изучить следующий вопрос:

- какие действия, исходя из вашего опыта, желабельно произвести в малтитреке, чтобы выгнать более годный минус, под который певец будет петь в зале (в отличие от плюса, который он будет слухать в своем айфоне и пепелаце).

Единственное, что я делаю - поднимаю группу бэк-вокала на 3 дб.

Что исчо кто может посоветовать неумозрительно?
 
В дополнение к советам выше - не делать hard stereo. Вообще-то концертный микс - не просто мют основной вокальной партии...
 
  • Like
Реакции: smirniy
еще отрезать ниже 30
штоб вокалист высокие ноты брать мог? ))))))))))))))))))


добавлю еще что на концертном миксе не переборщить таки с беками - будет неесстественно)) плюс не перегружать фонограмму в среднечастотном диапазоне - оставить дырку для вокал НО с одновременным условием чтобы везде хорошо читалась тональность и гармония трека
 
Последнее редактирование:
не делать hard stereo
В принципе сужение панорамы возможно с пульта концертного зр. Но им не редко на все п... Так что по крайней мере проверить на моносовместимость и возможно сузить (лучше сделать неско вариантов), дабы люди, стоящие у одного из порталов не потеряли чтонить важное из партий.
Еще можно радикально убрать рум с барабанов, да и вообще реверов поменьше, в зале этого как правило хватает
 
Вообще-то концертный микс - не просто мют основной вокальной партии...

Вообще-то в этом и есть существо вопроса...

Убирать пожатие мастер секции)))

Но ж, блин, тихо будет, а поди потом объясни, почему в солянке фанэра провалилась.

Из моих недавних наблюдений-ощущений в звучании своих минусов из негатива

- провален snare. Конечно, мастер-лимитер его коцает, и заметно это становится на большом звуке
- другой баланс низа и нижней середины

...не перегружать фонограмму в среднечастотном диапазоне - оставить дырку для вокал...
- моё личное очучение прямо противоположное - как раз середины с инструментами не хватает :(
 
Убирать пожатие мастер секции)))
Вот с этим беда, потом исполнители к тебе же с притензиями, почему у меня фанера тише, чем у других прозвучала.
Многие операторы совсем фейдером не работают, достаточно часто бывает, доходит до того, что вокалист на весь зал кричит, музыку добавь, после несколько неудачных жестов руками, оператору.

еще отрезать ниже 30 Hz, с бэками правильно...
А я ниже 40 Hz обрезаю и горбик 40-50 Hz на +2 дб делаю, низ более читаем.

В принципе сужение панорамы возможно с пульта концертного зр.
Не всегда, бывает стерео канал на одном фейдере.
 
Последнее редактирование:
Сознательно притопить все обработки, процентов на 50(румы, холы).
 
Это для зала спецом?
Ради эксперимента, я подготовил 5-6 фонограмм, где на каждом обрезал ниже 20-30-40-50 Hz, гоняя по очереди, большинство слушателей выбрали именно 40 Hz.
На 40 и 50 Hz, для компенсации, приходилось немного добавлять низы.
А на свой пульт для концерта, я встроил обрезной фильтр на 40 Hz, стоит постоянно и не отключается.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: kavaradossi
Просто убрать вокальный трек — это программа-минимум. А программа-максимум — это сделать новую аранжировку, чтобы плейбэк не был тупым повторением студийного трека. Для использования на концерте аранжировка упрощается, выкидываются несущественные партии, оставшиеся делаются "выпуклыми", "читаемыми".

(imho, а также переложение заветов Helen Hansenn)
 
  • Like
Реакции: kseile
Сознательно притопить все обработки, процентов на 50(румы, холы).

Мысль понятна. А экспериментально много проверял?

Я помню в гастрольную бытность свою работали на Анадыре, в качестве зала кинотеатр, построенный буржуями с соблюдением всех технологий, судя по всему, звукопоглощения и т.д. Это был кошмарилло. Обычно смикшированные минуса звучали, как бы это сказать, ну если б тебя в ящик с ватой посадили. Если б там еще и без реверов было :hang3:

---------- Добавлено в 18:06 ---------- Предыдущее сообщение было размещено в 18:00 ----------

...оставшиеся делаются "выпуклыми", "читаемыми".

(imho, а также переложение заветов Helen Hansenn)

От минусового звука в порталах у меня, действительно, впечатление замылённости и отдалённости.
Но аранжировать и сводить на порталах или дальнем поле - это для меня нереально. Ищу ещё простых решений из практики в сторону улучшения того, что имеем :).
 
Для использования на концерте аранжировка упрощается, выкидываются несущественные партии, оставшиеся делаются "выпуклыми", "читаемыми".

Концертное выступление - есть публичная демонстрация произведения во всей его красе, как задумано.
Даже в очень простых аранжировках бывает, что не читается гармония в зале по разным причинам.
Звукорежиссер, бывает, навернет низов, провал для вокала сделает, а то, что там по хроматизму, допустим, идет "Am, Am+7, Am7" - не разобрать, тупо минор звучит и все, а иной раз - что минор, что мажор... )))

Когда сам нахожусь за пультом на замене иногда, стараюсь избегать подобного, не увлекаясь низами и "раскачивая" низ за счет добавления громкости. Когда сам на сцене, те, кто за пультом не всегда хотят это делать, т.к. "будет ведро". )))

На моем опыте вокалиста немало было случаев, когда одно и тоже произведение даже в одном и том же зале на разных концертах по-разному звучмт, это, конечно же, зависит от наполненности зала, даже от программы концерта. Например - торжественная часть, кто-то из выступающих не умеет пользоваться микрофоном и говорит куда-то "мимо"и далеко. С пульта делают громче, но на грани "фидбэка". В общем, в зале тихо. И тут сразу первая песня. И не какая-нибудь, а насыщенная и драйвовая. Звукорежиссер включает все корректно и осторожно, чтоб не было резкого перехода. Иначе кто-нибудь из начальства или даже из публики может попросить его "не пугать бабушек" громкостью. Стоишь на сцене, все еле бубнит, не все разборчиво...

В общем, бывает, что специально стараюсь сводить для такого "вялого" и "нераскачанного" варианта. Хотя, конечно, в результате выходит что-то "между", т.к. сделанный минус вокалист будет воспроизводить в разных залах, и лучше в таком случае, чтоб что-то где-то "слишком присутствовало", чем "отсутствовало" вообще.
 
Последнее редактирование:
А может кто экспериментировал с идеей с баса низ убирать, в кике оставлять? Либо с резонансным НЧ шельфом - больше "низкого" низа, меньше "веркнего", который стрёмно резонирует в зале? Короче, я думаю, тема выдыхается, но может из концертных звукачей тут есть кто, поделитесь наблюдениями, плиз :give_rose:
 
А что, реально создать некий универсальный минус, который будет звучать в любом поганом зале? Или чего я не понимаю?
 
Узнал для себя много нового, спасибо ТС и всем кто ответил) к примеру не приходило в голову выбрасывать из концертного минуса несущественные партии, ведь если стоит задача "раскачать" зал, многие украшательств лишь будут мешать ритм-партии (не спектрально, но на уровне ощущений конечно)
Лично я всегда когда готовил концертный минус просто убирал ревер отовсюду и старался приглушить низа, ибо в наших клубах они имеют тенденцию дико гудеь и сотрясать стены) Кстати вот из моего опыта слушателя - вживую иностранные фирмовые группы звучат как-то ярче на концертах, в то время как наши гулки и вёдерны. Иногда заметно что какая-нибудь наша группа тоже просекла эту фишку, и басы у неё прибраны, звучит менее гулко, но тогда нарушается баланс частотный, слышно что низов не хватает. А вот у иностранщиков всё гармонично как-то... вот почему интересно? как этого добиться?
p.s. я сейчас говорю про синти-музыку если что)

А что, реально создать некий универсальный минус, который будет звучать в любом поганом зале? Или чего я не понимаю?
у нас это иногда получалоь, имхо тут главное выстроить правильный баланс низов и остального спектра... ибо это самая проблемная компонента на лайвах
 
менталитет однако (с)
ну, это всё объясняет)

недавно был на концерте итальянских синтипоперов (в пресловутой Арктике), в записи группа так-себе, ничего особенно... но выступление слушал открыв рот, вроде и вокал средненький, да и музыка дивижном/минёрвом не пахнет, но в сумме так гармонично звучало, басы были, но но не доминировали, весь спектр чётко прослушивался, и вокал ложился естественно... звук был как в наушниках затычках что-ли... я думаю там аранж был грамотный - дырка естественная под голос, ну и сам вокал снизу прибран изрядно... вообще "кастрация" вокала на лайвах имхо панацея, если других средств нет под рукой
 
20-30-40-50 Hz, гоняя по очереди, большинство слушателей выбрали именно 40 Hz
Тридцатку отрезаю сразу, сороковка зависит от зала. Считаю её самой мерзкой в низах, но иногда полезной.
Например - торжественная часть, кто-то из выступающих не умеет пользоваться микрофоном и говорит куда-то "мимо"и далеко. С пульта делают громче, но на грани "фидбэка".
Я делаю в точности до наоборот. Просто тише микрофон, пока чел не потянется к нему сам, что бы себя услышать, потому как, до него доходит, что не слышно. Вот тут и добавлять потихоньку надо. Работает 100%
По поводу придушения реверов и прочей украшаловости расфазированной, то же делаю. НО, только в том случае, если сам не чекил зал, а тот кто строил, не сделал это как надо. Всякое бывает, кому то пофигу, кто то не знает как, кому то нечем. Да и вообще, у каждого своя правильность чека, отсюда и индивидуальность с субъективностью вперемешку, не забывая конечно законы акустики, их никто не отменял.
Отсюда и правильная середина, отсюда и низ, отсюда и читаемость микрофонов. Если я уже понял, что порталы никакие, стараюсь максимально вырулить мон. линии.
В общем всё настолько индивидуально, что как правило такие разговоры превращаются в банальный спор.
Сейчас, в связи с отсутствием стабильной работы, (практически), приходится работать на разных по размеру площадках, с разными комплектами.
 
На днях в силу обстоятельств обязан был внимать на улице солянке, в коей и мои минусы и плюсы наличествовали в немалом кол-ве. Ветр дул неслабо прямо на сцену (в какой-то момент даже сорвал надувною "ракушку-крышу" - нескока чел ея пытались удержать, но ветр победил и их, и ракушку)...
Так вот, обратил внимание, что минусы и мои, и не мои реально провалены "по серёдке". Причём, большинство не моих (из тех, типа студийных, но скачанных с Инета в битрейте в лучшем случае 192, а в основном - 128) - просто напрочь! И как тут уже отметили:
идет "Am, Am+7, Am7" - не разобрать, тупо минор звучит и все, а иной раз - что минор, что мажор.
А то вообще не слыхать гармонии - барабаны одни фигачат, да где-то раз-два прорежется нечто сильно серединно-верхнее. Впрочем, порталы были дерьмовые.
Звукари при этом находились позади порталов и певцов - что уж они там слышали, одному Богу известно. Певцы же (из разбирающихся) сказали, что на сцене бубнёж голимый. В улицу же не проникали и верха с миков.
А вот плюсы (были только мои - моих певцов) звучали полновесно: разборчиво, слышимо и упруго.
Когда крышу вконец убрали, звук вообще практически пропал, ибо, как я уже говорил, ветр дул прямо на сцену.
К чему это я... Да к тому, что готовить минус "на вынос" нужно. Да вот только всего не предусмотришь, слишком много факторов побочных: сцена крытая/не крытая, сцена зальная (большой/маленький залы), аппарат на сцене и, в конце-концов, самое главное - звукари. А им иным - ваще на.рать, особенно если не умеют. Мне один так и сказал: а зачем я буду корректировать ваши фанеры.., вы ж там у ся в студиях всё записали должным образом.., мне вмешиваться не след.
Так что, корректировка минуса "на вынос" - дело "шчекатливое", а самое главное - хрен угадаешь, куда минус поедет и как там себя поведёт.
А что, реально создать некий универсальный минус, который будет звучать в любом поганом зале?
Мне кажется (учитывая перечисленные факторы) - нет.
Или чего-то я не понимаю...

Минусы же готовлю, пляша от конкретного певца. Т.е., записываю какой-никакой с ним плюс, свожу и потом рендерю минус уже за... минусом певца - и да, без финального пожатия, в РМС-аверейдж ~17dB. Это срабатывает чаще всего лучше. А вот если минус не сводился под конкретного исполнителя - тогда, не редкость, дело труба... Но тоже не всегда - случаются и уневерсальные.
 
Последнее редактирование:
Играем не совсем под полный минус.
Живой драмер (с тригерами), гитара, синт голос.
Но в подкладах, есть и басы, и синты, иногда лупы.
Готовлю так: 30 Гц срезаю жестко, на всем вообще, ревера поменьше в бэк партиях, ну и, учитывая что у нас не совсем минус, отдаю в зал 3 стерео пары.
1 - Басы (все что с низами);
2 - Синты, перкуссионные лупы (средний диапазон и высокие), ревера, дилеи вокалистки;
3 - Бочка + снейр (соотв. левый и правый каналы).
Что удобно - практически любая площадка у звукаря все под контроллем, в любом зале.
Что неудобно - хотелось бы отдельно обработку голоса на стерео пару, но и так много стерео пар, поэтому на чеке проверяем, и подстраиваем. Почему спросите, голос в пульте у звукаря не обрабатывать? Просто на каждой площадке разное оборудование, и т.д. а тут получается все эффекты свои, уже проработанные и продуманные. Звукорежиссеру рулить только уровень общий.
И, самое главное, - СВОЙ звукорежиссер нужен однозначно. НУ у нас только так. Это полноценный участник коллектива. Если его нет, ну, не знаю, это все равно что поехать играть без барабанщика к примеру.

P/S/ И спасибо выше за совет разрядить аранжировку под лайв. Очень дельный совет. Лучше меньше да лучше. Я как раз вчера на репетиции выключил один падовый звук. Стало лучше. ) Хотя на записи с ним вкуснее.
 
а я не понял) это получается 30 и ниже не полностью убираются? а типа с углом среза 45 градусов или как?
Аналоговыми приборами ниже 30 Hz под 90 градусов как топором отрубить никак не получится.
Только не знаю, под КАКИМ ГРАДУСОМ будет ОН, ну, этот угол среза. А ослабление выходного сигнала после фильтра идёт на 12,18,24 дб на октаву в зависимости от прибора, ну если сделать фильтр многоступенчатым, и за 40 дб можно перевалить.
 
Последнее редактирование:
ну я то про софт имел ввиду. Я так понимаю вот как сейчас на картинке то это по ответу Гора на 12 крутизна?

 

Сейчас просматривают