DIY. N-Monitors RM-6

N-Acoustic

Well-Known Member
14 Дек 2010
1.205
2.726
113
Оренбург
www.n-acoustic.ru
Доброго времени суток!

В связи с тем, что модель N-Monitors RM6 более не производится(заменена моделью RM-6MKII), представляем Вашему вниманию кит-набор для этой модели.
RM6 была спроектирована, как недорогое решение для студийного контроля с использованием довольно известных динамиков Seas H1215(CA18RNX), и Seas H1149 (27TDC).
Их используют многие компании, в частности ProAc, а так же многие известные проектировщики акустики: Г.Крылов, С. Бать, Джон Крутке, Троэлс Грейвсен и др.

Seas H1215 имеет весьма хорошие показатели за свои деньги:

Собран на литой, хорошо задемпфированной корзине, обладает хорошим, для 6" динамика, фактором ускорения(Fa) BL/Mms: 0.485
К слову, у динамика Eton 7-360, на котором собирались Adam S2A, Fa=0.482.
Так же, H1215 обладает очень "удобной" собственной АЧХ.
Единственный недостаток этого динамика - повышенная индуктивность: 1,2mH. Это сказывается на детальности в СЧ диапазоне, но частично компенсируется скорострельностью. (см. Фактор ускорения) А так же приводит к усложнению фильтра для получения хороших кривых спада.

Твитер Seas H1149 (27TDC).
Один из самых "играющих" твитеров в своем ценовом диапазоне.
Так же имеет "удобную" АЧХ, и реально воспроизводимый диапазон до 30кГц.

Подход к проектированию был следующий:
Секция НЧ: кабинет с аппроксимацией КвазиБаттерворта 3го порядка (QB3),что является оптимумом между отдачей на НЧ и импульсным откликом. В результате получился кабинет с объёмом 15литров и настройкой ФИ на 51Гц.
В итоге групповое время задержки в рабочем диапазоне не превышает 9мс.

Кроссовер:
N_Monitors_RM_6_Filter.jpg

кроссовер собран по схеме I+II.
Секция НЧ: фильтр I порядка. Дополнительно добавлена цепочка компенсации резонансного пика на импедансе, а так же цепь Цобеля для компенсации влияния индуктивности.

Секция ВЧ: фильтр II порядка. с задающим резиcтором и делителем напряжения. Если кому-то покажется мало ВЧ - то можно экспериментировать с резистором 2.7Ом: поставить вместо него 0,82Ом или 1,5Ом.
В этом случае допуск +/-3dB по АЧХ останется прежним, но уровень твитера повысится на 2dB(R=0.82Ом) или 1dB (R=1.5Ом).


Чертеж кабинета:
N_Monitors_RM_6_PLAN.jpg

Внутри кабинет необходимо выстлать распушенным синтепоном. Так же можно оклеить стены вибропластом.

Описание комплектующих:

Катушки индуктивности:
обязательно БЕЗ СЕРДЕЧНИКА. Например Jantzen или Mundorf, но можно и самому намотать.
Сечение, не менее 1мм (маркировка L100). Но на ВЧ можно катушку по-тоньше. с проводом 0,71мм (L71).
Если поставить на НЧ 0,71 катушку, то фильтр будет работать не правильно: в два раза увеличится сопротивление катушки.
Но это не так страшно, по сравнению с тем, что подводимая мощность на монитор снизится до 20-30Вт из-за перегрева катушки.
Вобщем смотрите сами.

Резисторы
Резисторы используйте металоксидные (MOX) минимум - 10-и ватные, лучше 20-и. Если не найдете MOX - то ставьте керамические (белые прямоугольные).

Конденсаторы
Не используйте электролиты. Только полипропиленовые (MKP). Из недорогих MKP - можно Jatzen CrossCap(дешевле) или Mundorf M-Cap(дороже). Если повезет - то можно попробовать найти российский К63-17. Если есть лишние деньги - не пожалейте хороший конденсатор на твитер (5.6мкФ): например Jantzen Superior Z-Cap или Mundorf M-Cap Supreme
Некоторых номиналов, например 16мкФ, вы не найдете. Составляйте его из 15мкФ и 1мкФ в параллель.
С другими нестандартными номиналами компонентов схемы поступайте так же.

Вот как-то так.
Пользуйтесь, господа.


P.S. - АЧХ:
RM-6_FrqResponse.jpg

P.S.S При распиле отверстий под динамики, лучше добавьте по 1мм в каждый диаметр. Это на случай окраски и на случай не очень качественной фанеры, которая может со временем сесть.

P.S.S.S. Вид сзади приведен лишь в ознакомительных целях. Вам нужно будет откорректировать "задник" под свои вводные терминалы/клеммы и тд.
 
Последнее редактирование:
Хотелось бы добавить, что в данной разработке акустический центр находится между твитером и мидбасом.
Рабочее расстояние - 1 метр.
 
Это я понимаю, но он же имеет немаленький объем, и в итоге конструкция порта займет объем внутри корпуса. Или это мелочи?

Все расчитано!
В принципе можно щель заменить трубой(разумеется надо расчитать). Но выводиь надо будет ее назад - из нее "попрут" СЧ и придется делать дополнительную распорку корпуса. Щелевой порт этим и хорош - что убиваются два зайца: добавляется жетскость конструкции и уменьшается количество СЧ из порта
 
а имеет ли смысл например сделать корпус не из дсп а из массива?повлияет это как-нибудь на звук или эта мысль будет носить чисто естетический характер?
 
Катушки индуктивности:
обязательно БЕЗ СЕРДЕЧНИКА.

Хотел бы уточнить этот момент, на многочисленных ресурсах рунета(и думаю не только рунета) с жаром обсуждается эта тема - и довольно распространено альтернативное мнение, что для "нч" звена катушки с незамкнутым сердечником являют собой скорее добро, чем зло, ибо позволяет взять более толстый провод и сделать меньше витков, что снизит паразитное сопротивление катушки - а в насыщение разомкнутый магнитопровод непросто ввести. Вы прослушивали варианты с разными катушками? Сам никак не соберусь для себя сделать сравнительный тест "воздух"-"железо", катушки уже есть - но надо думать как их переключать.

зы: Повторюсь - это всё касаемо только "нч" звена. На "вч" конечно только воздух - но там и нет надобности в больших номиналах и паразитное сопротивление не так важно.

зыы: а вот по конденсаторам: http://www.electroclub.info/article/capacitors1.htm

и по физическому исполнению фильтров: http://www.electroclub.info/article/inductance.htm
 
Ещё как вариант можно рассматривать двухполосный усилитель, на НЧ и на ВЧ динамики отдельно, и сделать разделение полос через схему активный кроссовер.
 
и Володин с таким выражением лица "Зачем я сюда пришёл?"

и что уж там такого страшного то понаписали?

Ещё как вариант можно рассматривать двухполосный усилитель, на НЧ и на ВЧ динамики отдельно, и сделать разделение полос через схему активный кроссовер.

и получить типа бесчисленного серийного "Г", риск накосячить весьма велик - или же цена будет неподъёмной..
 
mexap,говорят вроде мдф самый бюджетный норм вариант,не?
 
KUKSA, чем толще, тем лучше, но тут исходят из того, чтобы мониторы были подьемными кто-то делает 10мм, кто-то 20, в питонах R1 передняя стенка 60мм http://pitonelab.ru/monitors/
Вообще есть проблемы поважнее чем толщина и выбор материала, например стыковка полос, компоненты фильтра, усилительная часть
 
Хотел бы уточнить этот момент, на многочисленных ресурсах рунета(и думаю не только рунета) с жаром обсуждается эта тема - и довольно распространено альтернативное мнение, что для "нч" звена катушки с незамкнутым сердечником являют собой скорее добро, чем зло, ибо позволяет взять более толстый провод и сделать меньше витков, что снизит паразитное сопротивление катушки - а в насыщение разомкнутый магнитопровод непросто ввести. Вы прослушивали варианты с разными катушками? Сам никак не соберусь для себя сделать сравнительный тест "воздух"-"железо", катушки уже есть - но надо думать как их переключать.

зы: Повторюсь - это всё касаемо только "нч" звена. На "вч" конечно только воздух - но там и нет надобности в больших номиналах и паразитное сопротивление не так важно.

Катушки с сердечником на первый взгляд очень даже неплохи: индукция намного выше, активное сопротивление меньше, геометрические размеры меньше.
но есть одно НО - никто не отменял гистерезис и вихревые токи в металлическом или ферромагнитном сердечнике.

Но если требуются номиналы выше 5mH, то стоимость такой катушки без сердечника будет стремится к 1000рэ и выше, что совсем не интересно. да и вес и габариты будут сопоставимы с 6-и дюймовым НЧ драйвером "средней руки".

Поэтому, например, в трех полосных системах, на НЧ устанавливают катушку с сердечником. НО не из листового железа, а из цельного куска феррита. Например Mundorf H-Core, или аналогичные Jantzen.


Касательно - из чего делать:
Вообще, фанера. Чем выше сорт - тем лучше.
Можно и МДФ и ДСП, но в эти материалы саморез по-настоящему хорошо заходит только один раз, особенно в MDF, потом прочность соединения "саморез-материал", падает пропорционально числу "ввода-вывода")

По поводу толщины стенок в 60мм в Pitone R1. Это сделано лишь для придания необходимой формы "морде лица".
 
По поводу толщины стенок в 60мм в Pitone R1. Это сделано лишь для придания необходимой формы "морде лица".
Студийные двухполосные мониторы R1 SE выполнены в кабинете формы усеченной пирамиды с толщиной передней стенки 60 мм, что позволило минимизировать дифракционные искажения прямоугольного кабинета в среднечастотной области и придать изделию внушительный внешний вид.
скорее больше для "минимизировать дифракционные искажения прямоугольного кабинета в среднечастотной области"
 
N-Acoustic, а эти самые дифракционные искажения возникают только внутри передней стенки корпуса или достаточно усечь одну из стенок кабинета (не важно какую) или эти искажения имеют внешнее свойство (возникают снаружи кабинета)?
 
N-Acoustic, а эти самые дифракционные искажения возникают только внутри передней стенки корпуса или достаточно усечь одну из стенок кабинета (не важно какую) или эти искажения имеют внешнее свойство (возникают снаружи кабинета)?

Разумеется снаружи.
 
есть ли реальный толк от таких усечений? мне что-то подсказывает навряд ли :mellow: и ещё хотел спросить, Вы делаете тайм-алайн в аудиофилийском направлении например?

Есть толк или нет - все зависит от того, от чего отталкивается проектировщик при разработке.

Вообще толк есть.
Как правило "обработанная морда лица" позволяет упростить фильтр и время, потраченное на проектирование. Проще фильтр = лучше звук.Но можно и с "плоской мордой" свести все хорошо при правильном подходе и прямых руках.

По поводу Тайм-Элайна. - электрически не делали никогда, ибо внедрив фазокомпенсирующий мост ( две катушки и два конденсатора) вы тайм-элайн, вероятно, получите, но потеряете в чувствительности и наловите дополнительных искажений от увеличения числа элементов. Искажений можно избежать, используя дорогие компоненты, но тут уже совсем "про деньги".

Физически тайм Элайн позволяет сидеть прямо перед акустикой, находясь при этом на оси излучения и слушая главный лепесток вертикальной направленности.
Во всех остальных случаях, ось излучения направлена под углом к полу. И именно по этому очень часто акустику устанавливают смотрящей вверх (под углом примерно 10-15градусов) Но опять же - все зависит от того, где проектировщик "сделал талию", т.е. акустический центр.


Еще раз - тайм-элайн, доработки формы кабинета и прочее - позволяют только УПРОСТИТЬ фильтр.
Но если проектировщик с правильной головой, и ему лень пилить корпус и нет лишних катушек - то он и так все сведет "правильно", примеров акустики с плоской фронтальной стенкой и правильным звуком - достаточно, ну хотя бы N-Monitors)
 
  • Like
Реакции: Schmidt
я вот допустим совсем не разбираюсь в кроссоверах и комплектующих к нему.объясните,пожалуйста,сможет ли человек,который в этом разбирается собрать кроссовер по схеме и примерно какова сумма будет затрачена на детальки?:blush:
и что имелось в виду: Секция НЧ: кабинет с аппроксимацией КвазиБаттерворта 3го порядка (QB3)?
 
Последнее редактирование:
объясните,пожалуйста,сможет ли человек,который в этом разбирается собрать кроссовер по схеме и примерно какова сумма будет затрачена на детальки?

катушки сам мотать будешь? если нет - примерные цены на готовые можно в "самоделкару" посмотреть. или из-за бугра тянуть - но доставка... воздушные катушки не из лёгких изделий.
 
  • Like
Реакции: KUKSA
я вот допустим совсем не разбираюсь в кроссоверах и комплектующих к нему.объясните,пожалуйста,сможет ли человек,который в этом разбирается собрать кроссовер по схеме и примерно какова сумма будет затрачена на детальки?:blush:
и что имелось в виду: Секция НЧ: кабинет с аппроксимацией КвазиБаттерворта 3го порядка (QB3)?

Отдаете чертеж плотнику с прямыми руками - он вам его распилит за пару дней.
Фильтр можете спаять прям на коленке. На куске ДВП навесным монтажом.

На СамоделкаРу набор комплектуюших вместе с динамиками получится вам от ~14тыс. рублей. Это со стандартными катушками и конденсаторами
 
  • Like
Реакции: KUKSA
намотка катушки для меня темный лес,ни разу с этим не сталкивался...насчет кабинетов проблем нет,с деревом работать умею и есть все необходимые инструменты для распилки и сборки.С кондерами и резисторами вроде разобрался,вот только с катушками не разобрался.Может ткнет кто носом на самоделкару какие необходимы для НЧ/ВЧ...
*кстати общая стоимость 4 динамиков с доставкой(экспресс) на мэдисаунд составляет 375$...
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: KUKSA
Для НЧ хватает 2мм а для ВЧ И 1мм толщины хватит я правильно понимаю?
и кстати какая должна быть индуктивность и сопротивление на нч/вч?
 
Последнее редактирование:

Сейчас просматривают