Развитие певческого диапазона вверх (практика, упражнения)

Хочу выразить огромную благодарность kavaradossi за наглядное объяснение этой великолепной методики развития диапазона!!!
Обращаю внимание на то что многие западные школы преподносят эти распевки немного не правильно. Дело в том, что их нужно петь действительно фальцетом. Георгий наглядно показал что такое "полный голос - фальцет - фистула". Я долго пытался въехать во все это, но со временем сам понял как правильно петь фальцетом. Уже после первых занятий голос показывает изменения в лучшую сторону. Появляется звонкость и гибкость голоса, даже я думаю можно этой распевкой восстановить подсевший голос. Далее мне стало легче петь верхние ноты, которые уже были в диапазоне. Выше "соль 1 октавы" я никогда не прыгал. Через две недели занятий начал брать "соль-диез" и появилась "ля". И это все без форсирования ) Голос не устает и не срывается только при правильном пении распевки. Конечно небольшая усталость есть, потому как поем край диапазона, но в сравнении например с усталостью после бэлтинга это пустяки.
Объясню как работает распевка:
Поставленный голос на всем участке диапазона использует и верхний и нижний регистры (и голову и грудь). В самом низу и в самом верху больше работает головной регистр, в районе середины в основном грудной, но на всем участке они смешаны. Если петь верхний участок диапазона полным голосом, то расширить диапазон конечно можно, но быстрее можно его сорвать таким методом. Потому как очень сильно устают связки от большой нагрузки и большого подскладочного давления. Так вот если за верхнюю часть диапазона отвечает головной регистр, почему бы не отделить головной от грудного, тем самым разгрузить связки и интенсивно развивать именно головной регистр? Так вот именно когда вы поете эти распевки фальцетом у вас работает исключительно головной регистр. Это не дает усталости голосу и обеспечивает максимально интенсивное развитие вверху.
Поначалу лучше петь не высоко, что бы привыкнуть. Потом можно подниматься вверх. С сжатыми губами я достаю до "си-бемоль первой" сейчас, хотя пару недель назад не мог даже "фа-диез" нормально спеть.
Что именно развивается я пока не могу сказать. Связки, мышцы или координация голоса. Но могу сказать точно что это работает!
Круто что в нашей стране есть такой человек как Виктор Вадимович Емельянов, придумавший ФМРГ. Огромное спасибо ему за это!
 
  • Like
Реакции: smirniy и kavaradossi
Да, огромное спасибо В.В. Емельянову и LightStarSirianoff за добрые слова в мой тоже адрес.

Мне необходимо будет перепеть демонстрационные примеры, маэстро меня поправил, в частности, что начинать петь фальцетом в первой октаве - это слишком высоко, лучше начинать в верхней половине малой. Главное - когда появляется уверенное различение "фальцет" - "нефальцет", очень чотенько отрабатывать упражнения фальцетом и набирать время тренировочной нагрузки, интенсивное развитие диапазона вверх - это, в сущности, побочный продукт правильного звукоизвлечения :):):).

Что касается моих ощущений при тренировке фальцетом, то нагрузка ощущается очень сильная за эти 10 рекомендуемых минут, как я понимаю, это работают мышцы, которые удерживают нужную форму голосового аппарата. Звук, несмотря на это, по громкости около mp- mf, и сама воздушная струя не выламывает голосовые складки. После тренировки фальцетом натуральный (грудной) регистр начинает звучать по другому, легче, воздушнее, что ли. Также в ФМРГ предусмотрена группа упражнений на регистровый переход.
 
kavaradossi, ну про не сильную нагрузку на связки я наверно преувеличил ) Нагрузка на самом деле большая, но за счет того что воздушная струя тоньше, связки не так сильно подвергаются давлению и соответственно разгружаются, но колебания их достаточны для того чтобы взять ноту. Я так понимаю колебания происходят не полной площадью складок, и чем выше звук, тем меньшая часть складок колеблется. Да, голос становится воздушным. У меня вообще после распевки ноты первой октавы с таким же напряжением как и ноты малой берутся.
На счет усталости, наверное мои связки просто быстро привыкли к нагрузке. Потому как по работе петь почти каждый день приходится, соответственно голосовой аппарат привык к нагрузкам.
Вот по поводу пения в верхней половине мало, это интересно. Хочется все таки понять что влияет больше на развитие верха, пение высоко или пение долго в позиции фальцета? Продолжительность или интенсивность нагрузки?
 
можно ли выложить заново аудиопримеры выполнения упражнений, потому как представленные вначале темы примеры не проигрываются
 
Я сделаю. Сори, не сохранились аудиопримеры, но возможно и к лучшему, т.к. апгрейд метода все же происходит, поэтому рассчитываю в течение недели и текст подредактировать, и примеры положить.
 
Спасибо за интерес к моим скромным знаниям. Я займусь этим сегодня вечером и уже что-то продолжу. У меня переезд, я сижу в комнате практически с голыми стенами, делаю что-то в наушниках, но надеюсь, для наших задач это некритично.
[DOUBLEPOST=1460405761,1460362036][/DOUBLEPOST]Ну, начал. Текст из шапки отредактировал, убрав излишне цветистые обороты.

Иллюстрирую звуковыми примерами и собственными комментариями методику тренировки фальцетного (головного) регистра, приведенную и обоснованную В.Емельяновым в своей книге "Развитие голоса. Координация и тренинг". Данная методика направлена на развитие верхней части диапазона поющего и формирование приятного певческого тембра внизу и в середине диапазона. Чтобы от упражнений была максимальная польза, будьте уверены, что поете их фальцетом (фальцетном режиме работы гортани).

Первое, что необходимо - издать тренировочный звук (лабиовибрант, "вибрацию" губ). Он похож на звук, который издают маленькие дети, когда играют в машинки, брызгая при этом слюнями во все стороны. Он должен быть достаточно звонким (не ТПрррррр, а ДБррррррр). Это требует достаточных мышечных усилий. Положите правую руку на пупок, левую сбоку под рёбра. Сымитируйте попытку задуть свечу с метрового расстояния, плотно смыкая губы и вытягивая их трубочкой, ощутите пальцами работу мышц спины и живота - именно так они будут работать в упражнениях, усилие будет меняться в зависимости от высоты нот. Пение с энергетикой разговорной речи - это миф, любой, даже самый тихий певческий звук требует заметно больших мышечных усилий, чем речь.

Пойте простую трехнотную попевку (пример), изучите, закрепите, в дальнеишем повторите 4 раза.

Следующий шаг - это перевод лабиовибранта в гласный [ы]. Это достаточно сложная задача. Она требует предварительной подготовки лицевых мышц, чем можно заниматься параллельно с лабиовибрантом, а потом соединить. Вначале нужно научиться перед зеркалом одним быстрым движением делать следующее:

- поднимать брови
- широко раскрывать глаза
- морщить нос
- улыбаться (причем верхней частью лица, очучение такое, что щеки и все, что выше, едут на затылок)
- открывать рот ПОЧТИ ДО ПРЕДЕЛА движением челюсти вперед-вниз (челюсть остаётся выдвинутой, при этом мы можем слегка подвигать челюстью - гарантия того, что мышцы не пережаты)
- разворачивать и вытягивать губы, чтобы открыть зубы и дёсны, рот принимает форму спичечной коробки, стоящей вертикально
(проверим пальцами - уголки губ (губная комиссура) не должны быть напряжены, а только натянуты).

Все эти элементы лучше попробовать делать по отдельности, а потом соединить.
Получается Совершенно Жуткая Гримаса (в ФМРГ называемая активной паузой), она нужна для тренировки, чтобы необходимые мышцы приучились включаться в работу и, в дальнейшем, поддерживали некоторый тонус.
Дальнейшие 4 попевки в звуковом примере тренируют переход от лабиовибранта к гласному [ы], спетому вот в этой жуткой позе рта. Важно:

1) рот открывается быстро,
2) положение тела, напряжение мышц тела - совершенно не меняются. Изменения происходят только с лицом и во рту.

Если привыкли петь с вибрато - эти упражнения допустимо петь с вибрато.

После изучения каждая попевка в дальнейших тренировках повторяется по 4 раза.

Аудио тут
Мидюха тут
 
  • Like
Реакции: livandos, DimiDim и convex

Сейчас просматривают