Иллюстрирую звуковыми примерами и собственными комментариями методику тренировки фальцетного (головного) регистра, приведенную и обоснованную В.Емельяновым в своей книге "Развитие голоса. Координация и тренинг". Данная методика направлена на развитие верхней части диапазона певца.
* Первое, что нужно - издать единственный правильный тренировочный звук (лабиовибрант, "вибрацию" губ). Он похож на звук, который издают маленькие дети, когда играют в машинки, брызгая при этом слюнями во все стороны. Положите одну руку на пупок, другую сбоку под рёбра. Сделайте усилие, как будто вы пробиваете тяжкий пищевой запор Именно так будут работать в упражнении мышцы, но усилие будет меняться в диапазоне, условно говоря, 20-50 % от максимального, в зависимости от высоты нот (иначе вылезут глаза . Тем не менее, пение с энергетикой разговорной речи - это миф, любой, даже самый тихий КАЧЕСТВЕННЫЙ певческий звук требует заметно больших мышечных училий, чем речь.
* Положите пальцы на кадык и глотните. Гортань сдвинется вверх. При пении фальцетом у 99.9 % людей гортань сдвинется вверх. Если не уверены, что поёте именно фальцетом - проверяйте положение гортани перед зеркалом, делая упражнения. Но лучший контроль - слуховой, когда вы можете чётко различить звуки.
Прим.1. Нота до первой октавы, спетая 1) фальцетом; 2) грудью; 3) свистком; 4) снова фальцетом (правильно).
* Не смущайтесь термином "фальцет" - в авторитетной отечественной певческой школе фальцет=головной регистр. Начинайте достаточно высоко, чтобы не возникло путаницы грудного и фальцетного регистров. Например, с "до" первой октавы. В примере 1 - одна и та же нота, первая - правильная (фальцет), вторая и третья - неправильные (грудной регистр и свисток), четвёртая - снова правильная. Ессна, польза будет тока от правильного варианта. Все попевки закатайте себе в виде простых минусов, подобрав нужные диапазоны. С развитием диапазона переписывайте минуса. Гораздо менее удобно, но вполне допустимо - аккомпанировать самому себе.
Прим.2. Попевка 1 лабиовибрантом.
* Начинайте петь попевку 2, смещаясь по полутонам вверх, пока можете делать это без ЧРЕЗМЕРНОГО напряжения, и обратно. Пение фальцетом для большинства - тяжёлая физическая работа. Можете петь тока три ноты - пойте только их с МИНИМАЛЬНЫМИ перерывами, главное - набрать 10 минут непрерывного времени пения фальцетом за репетицию. Глаза держите широко открытыми, не морщите лоб, смотрите прямо перед собой, плечи опустите, дышите незаметно. Не старайтесь петь красиво, тем более не украшайте голос вибрацией. Просто чётко выполняйте физическую задачу.
* Изучите и используйте также попевки 2,3,4, (прим. 3-5), эти мелодии ещё пригодятся.
* Самое сложное - переход к реальным гласным. Оно требует предварительной подготовки лицевых мышц, чем можно заниматься параллельно с лабиовибрантом, а потом соединить. Вначале нужно научиться перед зеркалом одним быстрым движением делать следующее:
- поднимать брови
- широко раскрывать глаза
- морщить нос
- улыбаться (причем верхней частью лица, очучение такое, что щеки и все, что выше, едут на затылок)
- открывать рот ПОЧТИ ДО ПРЕДЕЛА движением челюсти вперед-вниз (челюсть остаётся выдвинутой, при этом мы можем слегка подвигать челюстью - гарантия того, что мышцы не пережаты)
- разворачивать и вытягивать губы, чтобы открыть зубы и дёсны, рот принимает форму спичечной коробки, стоящей вертикально
(проверим пальцами - уголки губ (губная комиссура) не должны быть напряжены, а только натянуты).
* Все эти элементы лучше попробовать делать по отдельности, а потом соединить.
Получается Совершенно Жуткая Гримаса:crazy::crazy::crazy:, но она нужна чисто для тренировки, чтобы необходимые мышцы приучились включаться в работу и, в дальнейшем, поддерживали некоторый тонус.
* Когда гримаса натренирована, можно прекращать использовать зеркало и переходить к следующей группе упражнений.
Примеры 6-9. Переход с лабиовибранта на гласный "Ы".
* Ноты те же, что и в предыдущих попевках. Главное - слегка контролировать руками напряжение мышц живота и спины и НЕ ДОПУСКАТЬ возрастания или уменьшения напряжения мышц при переходе с лабиовибранта на гласный "Ы". Образно говоря, тело не должно замечать изменений, происходящих во рту и с лицом. Звук "Ы" должен звучать НЕ ГРОМЧЕ или даже чуть тише лабиовибранта.
* Освоив первое упражнение перехода на гласный (пример 6) и погоняв его по диапазону, не спеша переходим к последующим. Старые попевки лабиовибрантом постепенно вытесняются новыми с переходом на "Ы" по мере их освоения, правило 10 минут непрерывного пения сохраняется.
* Освоив пение Ы, переходим к сочетаниям ЫЭАЭЫ и ЫЭАОУ, НЕ МЕНЯЯ ФОРМЫ РТА И ГРИМАСЫ. Когда становится понятен принцип и сформирован двигательный стереотип, можно выдумывать свои попевки и варианты. Пример 10. Пение гласных фальцетом.
Те, кому совсем не даётся звук лабиовибранта, могут использовать вместо него другой вспомогательный заук - "У"-с-выдуванием" (пример 11). Фальцетом поется гласный "У", губы при этом вытягиваются трубочкой, и к звуку примешивается шум протекающего воздуха (поем и одновременно дуем). Щёки СЛЕГКА надуваются, челюсти РАЗОМКНУТЫ (это важно). Во всех упражнениях тупо заменяем лабиовибрант на "У"-с-выдуванием и - вуаля.
* Первое, что нужно - издать единственный правильный тренировочный звук (лабиовибрант, "вибрацию" губ). Он похож на звук, который издают маленькие дети, когда играют в машинки, брызгая при этом слюнями во все стороны. Положите одну руку на пупок, другую сбоку под рёбра. Сделайте усилие, как будто вы пробиваете тяжкий пищевой запор Именно так будут работать в упражнении мышцы, но усилие будет меняться в диапазоне, условно говоря, 20-50 % от максимального, в зависимости от высоты нот (иначе вылезут глаза . Тем не менее, пение с энергетикой разговорной речи - это миф, любой, даже самый тихий КАЧЕСТВЕННЫЙ певческий звук требует заметно больших мышечных училий, чем речь.
* Положите пальцы на кадык и глотните. Гортань сдвинется вверх. При пении фальцетом у 99.9 % людей гортань сдвинется вверх. Если не уверены, что поёте именно фальцетом - проверяйте положение гортани перед зеркалом, делая упражнения. Но лучший контроль - слуховой, когда вы можете чётко различить звуки.
Прим.1. Нота до первой октавы, спетая 1) фальцетом; 2) грудью; 3) свистком; 4) снова фальцетом (правильно).
* Не смущайтесь термином "фальцет" - в авторитетной отечественной певческой школе фальцет=головной регистр. Начинайте достаточно высоко, чтобы не возникло путаницы грудного и фальцетного регистров. Например, с "до" первой октавы. В примере 1 - одна и та же нота, первая - правильная (фальцет), вторая и третья - неправильные (грудной регистр и свисток), четвёртая - снова правильная. Ессна, польза будет тока от правильного варианта. Все попевки закатайте себе в виде простых минусов, подобрав нужные диапазоны. С развитием диапазона переписывайте минуса. Гораздо менее удобно, но вполне допустимо - аккомпанировать самому себе.
Прим.2. Попевка 1 лабиовибрантом.
* Начинайте петь попевку 2, смещаясь по полутонам вверх, пока можете делать это без ЧРЕЗМЕРНОГО напряжения, и обратно. Пение фальцетом для большинства - тяжёлая физическая работа. Можете петь тока три ноты - пойте только их с МИНИМАЛЬНЫМИ перерывами, главное - набрать 10 минут непрерывного времени пения фальцетом за репетицию. Глаза держите широко открытыми, не морщите лоб, смотрите прямо перед собой, плечи опустите, дышите незаметно. Не старайтесь петь красиво, тем более не украшайте голос вибрацией. Просто чётко выполняйте физическую задачу.
* Изучите и используйте также попевки 2,3,4, (прим. 3-5), эти мелодии ещё пригодятся.
* Самое сложное - переход к реальным гласным. Оно требует предварительной подготовки лицевых мышц, чем можно заниматься параллельно с лабиовибрантом, а потом соединить. Вначале нужно научиться перед зеркалом одним быстрым движением делать следующее:
- поднимать брови
- широко раскрывать глаза
- морщить нос
- улыбаться (причем верхней частью лица, очучение такое, что щеки и все, что выше, едут на затылок)
- открывать рот ПОЧТИ ДО ПРЕДЕЛА движением челюсти вперед-вниз (челюсть остаётся выдвинутой, при этом мы можем слегка подвигать челюстью - гарантия того, что мышцы не пережаты)
- разворачивать и вытягивать губы, чтобы открыть зубы и дёсны, рот принимает форму спичечной коробки, стоящей вертикально
(проверим пальцами - уголки губ (губная комиссура) не должны быть напряжены, а только натянуты).
* Все эти элементы лучше попробовать делать по отдельности, а потом соединить.
Получается Совершенно Жуткая Гримаса:crazy::crazy::crazy:, но она нужна чисто для тренировки, чтобы необходимые мышцы приучились включаться в работу и, в дальнейшем, поддерживали некоторый тонус.
* Когда гримаса натренирована, можно прекращать использовать зеркало и переходить к следующей группе упражнений.
Примеры 6-9. Переход с лабиовибранта на гласный "Ы".
* Ноты те же, что и в предыдущих попевках. Главное - слегка контролировать руками напряжение мышц живота и спины и НЕ ДОПУСКАТЬ возрастания или уменьшения напряжения мышц при переходе с лабиовибранта на гласный "Ы". Образно говоря, тело не должно замечать изменений, происходящих во рту и с лицом. Звук "Ы" должен звучать НЕ ГРОМЧЕ или даже чуть тише лабиовибранта.
* Освоив первое упражнение перехода на гласный (пример 6) и погоняв его по диапазону, не спеша переходим к последующим. Старые попевки лабиовибрантом постепенно вытесняются новыми с переходом на "Ы" по мере их освоения, правило 10 минут непрерывного пения сохраняется.
* Освоив пение Ы, переходим к сочетаниям ЫЭАЭЫ и ЫЭАОУ, НЕ МЕНЯЯ ФОРМЫ РТА И ГРИМАСЫ. Когда становится понятен принцип и сформирован двигательный стереотип, можно выдумывать свои попевки и варианты. Пример 10. Пение гласных фальцетом.
Те, кому совсем не даётся звук лабиовибранта, могут использовать вместо него другой вспомогательный заук - "У"-с-выдуванием" (пример 11). Фальцетом поется гласный "У", губы при этом вытягиваются трубочкой, и к звуку примешивается шум протекающего воздуха (поем и одновременно дуем). Щёки СЛЕГКА надуваются, челюсти РАЗОМКНУТЫ (это важно). Во всех упражнениях тупо заменяем лабиовибрант на "У"-с-выдуванием и - вуаля.
Вложения
-
Прим.01.mp3221,3 KB · Просмотры: 220
-
Прим.02.Лв попевка.mp3115,6 KB · Просмотры: 181
-
Прим.03.Лв попевка.mp3134,4 KB · Просмотры: 152
-
Прим.04.Лв попевка.mp3165 KB · Просмотры: 125
-
Прим.05.Лв попевка.mp3211,6 KB · Просмотры: 123
-
Прим.06. Лв-Ы 1.mp3120,1 KB · Просмотры: 123
-
Прим.07. Лв-Ы 2.mp3136 KB · Просмотры: 116
-
Прим.08. Лв-Ы 3.mp3163,4 KB · Просмотры: 111
-
Прим.09. Лв-Ы 4.mp3211,6 KB · Просмотры: 116
-
Прим.10.Гласн.фаль.mp3125,8 KB · Просмотры: 136
Последнее редактирование: