Пособие по сведению на Pro Tools и не только...

Если начинать с инструментала, то в погоне за драйвом и энергетикой, а также вследствие подсадки ушей от усталости, в фонограмме начинает преобладать верхняя середина и ВЧ.
В результате когда дело доходит до вокала, голос обычно чрезмерно эквализуется и компрессируется, что явно не способствует его натуральности.
Вместе с этим происходят серьёзные проблемы с созданием планов и пространства. Голос "не садится в фонограмму", которая звучит плоско и резко.
Опытным звукорежиссёрам удаётся решить эту проблему, поскольку они уже интуитивно знают, какие нужно делать поправки при сборке инструментала, но начинающим я бы посоветовал начинать с голоса, добиваясь максимальной натуральности звучания (если оно,конечно, требуется:-)без артефактов, бубнения и цыканья.
ситуация "вокал лежит поверх всех инструментов". Но это чисто психологический фактор.
Это результат неправильной методики создания микса, в результате, которой "вокал лежит поверх всех инструментов" реально...., по крайней мере, на следующий день:-)
 
А что у вас там в столицах - обязательно микс в тот же день сдавать, как только начали сводить? ;) На другой/третий/пятый день послушать не судьба? А если альбом?
 
Да, тогда начинаю понимать тему про "оптимизацию творческих процессов"...
Дык ведь сами ЗР-ы поди и приучили клиента, что "вчера" - норма, а совсем не "послезавтра".
 
это редко... обычно надо сдавать вчера...
Причём мастеринг до сведения !
Дык ведь сами ЗР-ы поди и приучили клиента, что "вчера" - норма, а совсем не "послезавтра".
Нет, просто в Москве страшная суета у "клиентов" и их очень много рвётся к кормушкам, спонсорам, ротациям и пр...
Поэтому, если те им сказали "ну дайте чё-нить послушать" , они бьются в истерике - "к утру", а потом в 90% случаев проходят меесяцы !:-)
 
Фух, отпустило, ну значит всё везде одинаково... :)

Думаю, что в Москкве безумия-то поболе будет !
Только что отмастерил 253 песни за 2 недели , клиент попросил при этом, чтоб "уровень был 90дБ" !!!:-)
Похоже, до Нового года буду профнепригоден на эту тему:-)
 
Леонид Воробьев,
очень понравилось ваше пособие. Спасибо!))) По поводу Сведения несколько позитивных субъективных коментов... В вашем варианте сведения понравилась солирующая гитарка (не то, чтобы я был поклонником такого тембра) но видно, что гитарист накрутил такой тембр и у гитары появилась своя индивидуальность. И в конце гитара играет наравне с вокалом и даже вокал несколько ззади гитары, что мне тоже понравилось. Ваш товарищ стратегически правильно сделал мастер, сделав более пробивной вокал. Но сольная гитара как то зазвучала ярче и потеряла свою индивидуальность. Тембр стал средне статистическим что-ли. В коде так же был вытянут вокал, а гитара переместилась на задний план и тембр гитары потерялся. Не знаю, сумел ли я правильно выразиться...))) Поэтому мне нравятся оба варианта сведения, достоинства которых явно перевешивают недостатки. И ещё (просто любопытно) почему бас гитару (Bass Drive), записанную с кубика вы эквализировали 2-мя эквалайзерами? Ведь на Focusrite есть свободная полоска и можно было добавить 240hz ? Приятно читать такое пособие на русском, побольше бы таких. Всё изложено чётко.
 
Если начинать с инструментала, то в погоне за драйвом и энергетикой, а также вследствие подсадки ушей от усталости, в фонограмме начинает преобладать верхняя середина и ВЧ.
В результате когда дело доходит до вокала, голос обычно чрезмерно эквализуется и компрессируется, что явно не способствует его натуральности.
Вместе с этим происходят серьёзные проблемы с созданием планов и пространства. Голос "не садится в фонограмму", которая звучит плоско и резко.

Уважаемый Rarr, зря вы так категоричны. Вы упускаете из виду по крайней мере два фактора:

1. Вы в данном случае рассуждаете как микс-инженер в чистом виде, тот кому дали все треки на сведение. Но со времени появления многодорожечных миди-секвенсоров очень часто тот, кто делает микс - он же и является аранжировщиком, а нередко и автором произведения. И конечно же, в процессе аранжировки он неизбежно оперирует такими вещами как баланс, АЧХ, даже если и не отдает себе в этом отчета. И естественно, и «драйв и энергетика» в идеале тоже достигаются в процессе аранжировки. И только потом дело доходит до вокала. Зачем же ему перед сведением разбирать весь этот «паззл», чтобы, начиная с вокала, заново его собирать?

2. И даже если все треки мне принесли, и я впервые их слышу, то, собрав фактуру и приступая к вокалу, я по ходу дела частенько возвращаюсь к инструментальным партиям и доруливаю их уже с учетом звучащего вокала. А иногда какие-то контрапункты и подголоски (к примеру, обыгрыши ак.гитары вокруг сольного вокала) открываю уже после того, как вокал уложен.
То есть, не может быть просто линейного подхода в последовательности действий. Это же как скульптура – там отщипнул, здесь прилепил…☺

Опытным звукорежиссёрам удаётся решить эту проблему, поскольку они уже интуитивно знают, какие нужно делать поправки при сборке инструментала, но начинающим я бы посоветовал начинать с голоса, добиваясь максимальной натуральности звучания (если оно,конечно, требуется:-)без артефактов, бубнения и цыканья.
Это результат неправильной методики создания микса, в результате, которой "вокал лежит поверх всех инструментов" реально...., по крайней мере, на следующий день:-)

Все, что вы перечисляете – очень важные вещи, но здесь нужна не интуиция, а знания и навыки.
И это не “результат неправильной методики”, а отсутствие тех самых знаний и навыков.
 
Nik_i,
Спасибо за высокую оценку, приятно читать!

почему бас гитару (Bass Drive), записанную с кубика вы эквализировали 2-мя эквалайзерами? Ведь на Focusrite есть свободная полоска и можно было добавить 240hz ?

Пришлось самому посмотреть картинку и освежить в памяти:) В основном это погоня за экономией ресурсов (болезнь, которая преследует меня с давних пор, когда треков, памяти, места на харде и всего остального катастрофически не хватало). Никогда не знаешь, начиная сведение - сколько чего тебе понадобится. Здесь я сначала хотел обойтись штатным экв.(старый скряга), но потом решил еще немного "подпортить" эвук и открыл Focusrite, по ходу дела оценив, что ресурсы у меня еще есть:) и, конечно же, упустил из виду, что можно было одним Фокусом обойтись. А это уже - склероз:). Короче, скупой платит дважды.

А что касается мастеринга - неск. лет назад я был на мастер-классе Мазена Мурада (Метрополис), он говорил, что мастеринг-инженер должен оперировать тремя категориями - низ, середина и верх, а не заниматься вытягиванием малого барабана и прочей ерундой. Иначе увлечешься реанимацией и упустишь главное - воздействие песни на слушателя. В чем-то я с ним согласен.

Еще раз спасибо за лестный отзыв:)
 
  • Like
Реакции: Nik_i и Alf_Zetas
А что касается мастеринга - неск. лет назад я был на мастер-классе Мазена Мурада (Метрополис), он говорил, что мастеринг-инженер должен оперировать тремя категориями - низ, середина и верх, а не заниматься вытягиванием малого барабана и прочей ерундой. Иначе увлечешься реанимацией и упустишь главное - воздействие песни на слушателя. В чем-то я с ним согласен.
И всё же мастеринг-инженер (поскольку, как вы пишите, он имел доступ ко всем трекам микса) вытянул голос в конце песни и гитарёха просто растворилась,(вокал накрыл её) - была конкретной, а стала другой, размазанной что ли. Но это моя " вкусовщина" наверное. Спасибо за общение. Улыбаемся! Всё хорошо!)))
 
Последнее редактирование:
Почему-то не скачивается Application.zip
Может кто-нибудь перезальет? Буду очень благодарен!
 
И всё же мастеринг-инженер ... вытянул голос в конце песни и гитарёха просто растворилась,(вокал накрыл её) - была конкретной, а стала другой, размазанной что ли.
Блин, поймали на слове. :) Да там не было в чистом виде мастеринга, Стас навешал и накрутил железки, а я по чуть-чуть доруливал микс по просьбе автора и исполнителя Сережи Каширина. Вот в результате и голос вытянулся, и "гитарёха растворилась". Творческий працес, панимаешь.

Улыбаемся! Всё хорошо!)))
Мне чё-то напомнило "дышите глубже - вы взволнованы". Конечно улыбаемся, и не скромненько, а широко - во весь рот.
 

Сейчас просматривают