Привет, Томас. Начну с традиционного и, пожалуй, главного вопроса для нашего интервью, в каком секвенсоре (DAW) ты работаешь и почему выбрал именно эту программу?
Cubase 5 и Logic 9 на MacBook Pro. Я использовал Cubase много лет на РС и по прежнему продолжаю использовать эту программу, но уже на Mac-платформе, и время от времени я использую Logic. Обе программы отличные и имеют немало схожих функций, разницу между этими программами создают сами продюсеры в работе.
О, это интересно, ты используешь два серьезных секвенсора, это редкий шанс спросить чего не хватает в Logic Pro относительно Cubase и наоборот?
Думаю, что основное отличие – это встроенные синтезаторы: в Logic они очень хороши, чего не скажешь про синтезаторы встроенные в Cubase. Но я использую Cubase больше просто потому, что уже сильно привык к нему и там я работаю ощутимо быстрее, чем в Logic. Но оба секвенсора, на мой взгляд, имеют одинаковое качество и много схожих фишек.
После многих лет использования Windows-платформы в результате ты выбрал Mac OS X, расскажи в двух словах есть ли между ними разница для музыканта? И если Apple сделает Mac OS X кроссплатформенной (конечно, это просто мечта , ты вернешься обратно на PC или все равно будешь использовать MacBook?
Я останусь на Mac OS X, потому что активно пользуюсь Интернетом, а на Mac OS X это гораздо безопаснее в плане вирусов, меньше забот с настройками системы и пр. Еще у меня иногда бывает кое-какая работа по пост-продакшену в ProTools, который работает только на Mac-платформе. Тем не менее, мне нравится использовать обе платформы.
А что было до этого секвенсора, как происходила основная работа по сведению в студии до появления мощных DAW?
Я работал в разных студиях около 20 лет. Сначала использовал “железные” семплеры (такие, как AKAI и Ensoniq), потом уже начал использовать синтезаторы. У меня было более 60 моделей различных классических синтезаторов, таких как Synthi AKS, Memory Moog+, Oberheim 4/8 Voice, Jupiter 6/8, Prophet 5 и практически все модели Roland и Korg. Также я постоянно следил за новинками и у меня нередко появлялись самые новые модели таких компаний как Access и Novation. Но, я продал практически все и полностью перешел на виртуальные синтезаторы.
Ох, ты продал весь свой раритет?! Фантастика! Как я понимаю, ты стараешься идти в ногу со временем, а как на счет Virus Ti, например, ведь это практически софтварный синтезатор?
У меня есть Virus Ti – это отличный синтезатор, но опять же я могу получить практически такое звучание на других VST, например, используя Predator – он очень похож на Virus.
Расскажи о своем студийном оборудовании на данный момент?
Сейчас у меня просто MacBook Pro, внешняя звуковая карта, наушники и все! Я не использую мониторы уже около двух лет. Вся работа, включая мастеринг, просто через мои наушники Sony 7506. Ну и, конечно, у меня много плагинов от разных производителей.
Это нереально! Я думаю, сейчас масса молодых музыкантов без мониторов начали очень сильно любить тебя, мой друг! Конечно, может быть после 20 лет опыта (пока что у меня лишь 12), я тоже буду использовать только наушники, кто знает... Просто мне очень часто задают вопрос, можно ли сводить только в наушниках, на что я всегда отвечаю, что нельзя, и необходимы мониторы, но может быть у тебя какой-то специальный метод сведения?
Ну, я думаю, что я начал работать только в наушниках, потому что живу в квартире, и постоянно беспокоюсь о шуме, который может помешать соседям. Просто когда я использую наушники, я могу слышать лучше многие частоты, особенно низкие. Также это улучшает мою работу с эквалайзерами, ну и коррекцию фазы я выполняю гораздо лучше. Но только помните, что большинство наушников для ди-джеев в низкочастотном диапазоне имеют повышенный уровень. Мне кажется, что Sony 7506 лучшие, большинство серьезных студий использует именно их. Это не значит, что мониторы уже не нужны, они по-прежнему хороши, особенно для проверки объема звучания и уровней громкости разных инструментов.
Ну, забота об окружающем шуме, пожалуй, достаточно серьезная причина для перехода на наушники only... А что насчет акустики помещения твоей студии, это какое-то специальное помещение, или ты, как некоторые, разместил свою студию в одной из домашних комнат?
Много лет назад у меня была специально акустически оформленная комната дома, но сейчас мне нравится все сохранять минималистичным и чистым в этом плане. Так что моя студия – это просто стол, дома, без какой либо акустической отделки комнаты.
Какие студийные мониторы ты сейчас используешь и почему на них остановил свой выбор?
Какое-то время назад мне очень нравились мониторы Genelec, но сейчас у меня мониторы фирмы Tannoy. Но опять же, я не использую их, делаю абсолютно все в наушниках.
Никогда не использовал, даже для того, чтобы просто сравнить свое звучание с другими композициями?
Я сравниваю мои работы с другими в наушниках, на динамиках ноутбука и в других студиях. Также, когда я свожу свои работы с другими, как ди-дижей, я слышу, отличаются ли уровни или частоты, и, если требуется, делаю коррекцию.
Есть ли какая-то система достижения качественного звука, может быть ориентиры на какие-то эталоны звучания, расскажи об этом поподробнее?
Просто хорошая работа звукорежиссера. Я использую много лимитеров и параметрических EQ практически на каждом канале. Когда используется много звуков, я опять же добавляю больше лимитеров. Это дает мне больше headroom-а (запас по громкости общего звучания композиции) при сведении, и, как результат, больше финальной громкости. Также, при таком подходе, мне удобнее контролировать пространственность звучания и корректировать фазу звуков. Это делает треки более отделенными друг от друга, что опять же помогает при сведении.
И снова я удивлен! Как я понимаю, ты используешь лимитеры в soft-режиме, то есть чтобы просто избежать ненужных пиков?
Нет, я использую лимитеры в достаточно жестком режиме, и практически на каждом треке. Не просто, чтобы убрать пики, но чтобы увеличить общую громкость композиции и силу звука. Обычно я увеличиваю громкость на входе лимитера до момента, пока звук не начнет клиповать или искажаться (эффект дисторсии). Иногда я также использую компрессор до лимитера, больше всего мне нравятся плагины Sony Oxford Limiter и Inflators.
Ты вообще фанат продукции Sonу, как я погляжу?
Да, пожалуй так
В каких стилях ты работаешь? Менялись ли стили в твоей продюсерской карьере?
Ну, я думаю, что я создаю progressive house, но я люблю много разных стилей. Нередко я пытаюсь примешивать нотки trance и electro в свои композиции, это добавляет моим работам больше энергии.
Сегодня, в эпоху качественных и доступных плагинов для мастеринга, ты пользуешься услугами мастеринг-студий или все делаешь сам, если последнее, то что ты используешь?
Я пробовал и использовал практически все известные плагины для мастеринга, но больше всего мне нравится T-Racks 3. Он работает достаточно чисто даже при сильной финальной компрессии. Использовать аналоговое железо для мастеринга мне не нравится.
Ок, а как ты считаешь, использование аналогового сумматора после сведения в секвенсоре, хорошая затея? Некоторые ребята используют 2-3 х 8 выходов fireware-карты для коммутации каналов проекта из секвенсора в сумматор, и возвращают результат после аналогового сведения на какой-нибудь хороший АЦП, например Apogee, утверждая при этом, что их звучание стало мягче, теплее и т.д. Что думаешь о таком подходе?
Да, это действительно работает, но хорошие конверторы, те же Apogee, стоят весьма недешево, а я стараюсь не вкладывать много в свою студию сейчас. Если бы я делал большой коммерческий проект, тогда я несомненно бы обратился к друзьям, которые содержат мастеринг-студию, и мы бы сделали что-то подобное тому, как ты описал, но чаще всего мне хватает своей аппаратуры.
Как ты относишься к обучению современным технологиями продакшена, нужно ли это? Или в наше время каждый может всему научиться сам, пользуясь бесплатной информацией в сети?
Думаю, что оба варианты одинаково хороши. Некоторые люди понятия не имеют, что они делают, когда пытаются писать музыку – для них любое обучение будет отличным выбором. Но часто люди не хотят тратить время на обучение. Сегодня можно найти очень много подсказок и идей относительно продакшена непосредственно в Интернете. Но самый лучший путь, на мой взгляд, это находится рядом с опытным продюсером и просто, наблюдая, изучать приемы и подходы к работе.
Твое отношение к online-обучению посредством обсуждения готовых видео или screencasting-а (транслирование экрана преподавателя)? Эффективно ли это, на твой взгляд?
Иногда да, но опять же очное обучение намного эффективнее.
Когда ты работаешь с вокалом, какое оборудование или софт ты предпочитаешь? Твои любимые эффекты и трюки в работе с вокалом?
Использую только софтварные процессоры. Обычно, начинаю работу с Melodyne, потом эквализация и, как у меня принято, лимитеры. Иногда использою энхайсер для придания объема от IZotope, и еще записываю несколько дублей для последующего наложения (так называемый, естесственный хорус).
А что на счет Logic Pro 9 Flex Time? Или тебе больше нравятся инструменты для редакции тона и скорости в Cubase?
Flex Time – потраясающая тулза! Но я обычно использую time stretch в Cubase для подгонки вокала к темпу композиции. Оба эти инструмента звучат превосходно.
Какие микрофоны и АЦП ты предпочитаешь для записи вокала?
У меня есть микрофон Rode NTK, и несмотря на то, что он достаточно старый, он по-прежнему звучит очень тепло и мягко. Или иногда я использую микрофон Neumann в студии моих друзей.
Перечисли свои любимые синтезаторы (железо и софт), какие используешь чаще и важно ли иметь несколько синтезаторов или, при определенной сноровке, достаточно одного?
Для глубокого и плотного баса, я использую Trilogy, для большинства лидов - Predator и Gladiator. При правильном подходе пост-продакшена для этих синтезаторов, при помощи дополнительных плагинов, они будут звучать очень достойно. Также мне нравится сэмплер Kontakt, в библиотеках которого я нахожу очень много отличных звуков, которые звучат непохоже на большинство VA (virtual analog) синтезаторов.
Да, это отличные сторонние плагины, а что ты скажешь про встроенные в сенквенсоры синтезаторы?
Мне не нравятся синтезаторы встроенные в Cubase, чего не скажешь про Logic Pro – там встроенные инструменты просто отличные.
Часто ли у тебя «подвисают» проекты, и ты не знаешь как к ним подступиться или что с ними дальше делать?
Никогда... если я начал какой-то проект, он должен быть закончен. Даже если это растянется на длительный срок. Обычно я работаю над тремя проектами одновременно, это делает работу не такой скучной, чем если бы я все время проводил только над одним треком.
Приветствуешь ли ты софт на сцене, например Ableton Live или NI Traktor? Что сам используешь для выступлений на данный момент?
Нет, я пока еще играю на обычных CD в клубах. Но каждую композицию, которую я играю, я предварительно редактирую и даже иногда делаю ре-мастеринг. И мне не нравятся люди, которые используют Ableton, потому что в таком случае любой может стать ди-джеем. Traktor или Serato обе хороши, но я по прежнему предпочитаю играть на CD.
Но когда ты используешь Ableton Live, у тебя появляется больше времени на эффекты, добавление эксклюзивных партий, акапелл или лупов. Или же можно создавать мэшапы в реальном времени и пр. Особенно с использованием таких контроллеров как AKAI APC-40. Или это слишком сложно для большинства ди-джеев, или может быть они просто ленятся репетировать такие выступления?
Ты знаешь, каждый раз когда я вижу, что кто-то использует Ableton – это постоянно заранее сведенные миксы. То есть это не сведение. Каждый может сделать это. Вот если попытаться добавлять лупы и акапеллы как это делаю я – это настоящее сведение. Но если говорить именно о live-выступлении, то конечно Ableton прекрасный выбор, особенно при живой игре, когда нужно больше автоматизированных процессов, нежели при сведении ди-джейского микса.
А когда CD полностью умрут, какую платформу ты выберешь?
Traktor или Serato, или даже просто флешки для игры на деках Pioneer 2000.
Сегодня музыкальная индустрия терпит жестокий упадок, каким ты видишь будущее для музыкантов и лейблов?
Грустно, но я не вижу как все это дело может улучшиться. Это все очень сложно теперь для всех. И если у тебя есть ежедневная работа... береги ее! (If you have a day job...keep it!)
Твои пожелания молодым музыкантам...
Не следуйте трендам. Просто делайте то, что вам нравится. Но не забывайте все время учиться продакшену – это самый лучший способ добиться более качественного звучания. Изучайте современную музыкальную бизнес-структуру, вы должны знать как продавать и раскручивать свой материал.
Cubase 5 и Logic 9 на MacBook Pro. Я использовал Cubase много лет на РС и по прежнему продолжаю использовать эту программу, но уже на Mac-платформе, и время от времени я использую Logic. Обе программы отличные и имеют немало схожих функций, разницу между этими программами создают сами продюсеры в работе.
О, это интересно, ты используешь два серьезных секвенсора, это редкий шанс спросить чего не хватает в Logic Pro относительно Cubase и наоборот?
Думаю, что основное отличие – это встроенные синтезаторы: в Logic они очень хороши, чего не скажешь про синтезаторы встроенные в Cubase. Но я использую Cubase больше просто потому, что уже сильно привык к нему и там я работаю ощутимо быстрее, чем в Logic. Но оба секвенсора, на мой взгляд, имеют одинаковое качество и много схожих фишек.
После многих лет использования Windows-платформы в результате ты выбрал Mac OS X, расскажи в двух словах есть ли между ними разница для музыканта? И если Apple сделает Mac OS X кроссплатформенной (конечно, это просто мечта , ты вернешься обратно на PC или все равно будешь использовать MacBook?
Я останусь на Mac OS X, потому что активно пользуюсь Интернетом, а на Mac OS X это гораздо безопаснее в плане вирусов, меньше забот с настройками системы и пр. Еще у меня иногда бывает кое-какая работа по пост-продакшену в ProTools, который работает только на Mac-платформе. Тем не менее, мне нравится использовать обе платформы.
А что было до этого секвенсора, как происходила основная работа по сведению в студии до появления мощных DAW?
Я работал в разных студиях около 20 лет. Сначала использовал “железные” семплеры (такие, как AKAI и Ensoniq), потом уже начал использовать синтезаторы. У меня было более 60 моделей различных классических синтезаторов, таких как Synthi AKS, Memory Moog+, Oberheim 4/8 Voice, Jupiter 6/8, Prophet 5 и практически все модели Roland и Korg. Также я постоянно следил за новинками и у меня нередко появлялись самые новые модели таких компаний как Access и Novation. Но, я продал практически все и полностью перешел на виртуальные синтезаторы.
Ох, ты продал весь свой раритет?! Фантастика! Как я понимаю, ты стараешься идти в ногу со временем, а как на счет Virus Ti, например, ведь это практически софтварный синтезатор?
У меня есть Virus Ti – это отличный синтезатор, но опять же я могу получить практически такое звучание на других VST, например, используя Predator – он очень похож на Virus.
Расскажи о своем студийном оборудовании на данный момент?
Сейчас у меня просто MacBook Pro, внешняя звуковая карта, наушники и все! Я не использую мониторы уже около двух лет. Вся работа, включая мастеринг, просто через мои наушники Sony 7506. Ну и, конечно, у меня много плагинов от разных производителей.
Это нереально! Я думаю, сейчас масса молодых музыкантов без мониторов начали очень сильно любить тебя, мой друг! Конечно, может быть после 20 лет опыта (пока что у меня лишь 12), я тоже буду использовать только наушники, кто знает... Просто мне очень часто задают вопрос, можно ли сводить только в наушниках, на что я всегда отвечаю, что нельзя, и необходимы мониторы, но может быть у тебя какой-то специальный метод сведения?
Ну, я думаю, что я начал работать только в наушниках, потому что живу в квартире, и постоянно беспокоюсь о шуме, который может помешать соседям. Просто когда я использую наушники, я могу слышать лучше многие частоты, особенно низкие. Также это улучшает мою работу с эквалайзерами, ну и коррекцию фазы я выполняю гораздо лучше. Но только помните, что большинство наушников для ди-джеев в низкочастотном диапазоне имеют повышенный уровень. Мне кажется, что Sony 7506 лучшие, большинство серьезных студий использует именно их. Это не значит, что мониторы уже не нужны, они по-прежнему хороши, особенно для проверки объема звучания и уровней громкости разных инструментов.
Ну, забота об окружающем шуме, пожалуй, достаточно серьезная причина для перехода на наушники only... А что насчет акустики помещения твоей студии, это какое-то специальное помещение, или ты, как некоторые, разместил свою студию в одной из домашних комнат?
Много лет назад у меня была специально акустически оформленная комната дома, но сейчас мне нравится все сохранять минималистичным и чистым в этом плане. Так что моя студия – это просто стол, дома, без какой либо акустической отделки комнаты.
Какие студийные мониторы ты сейчас используешь и почему на них остановил свой выбор?
Какое-то время назад мне очень нравились мониторы Genelec, но сейчас у меня мониторы фирмы Tannoy. Но опять же, я не использую их, делаю абсолютно все в наушниках.
Никогда не использовал, даже для того, чтобы просто сравнить свое звучание с другими композициями?
Я сравниваю мои работы с другими в наушниках, на динамиках ноутбука и в других студиях. Также, когда я свожу свои работы с другими, как ди-дижей, я слышу, отличаются ли уровни или частоты, и, если требуется, делаю коррекцию.
Есть ли какая-то система достижения качественного звука, может быть ориентиры на какие-то эталоны звучания, расскажи об этом поподробнее?
Просто хорошая работа звукорежиссера. Я использую много лимитеров и параметрических EQ практически на каждом канале. Когда используется много звуков, я опять же добавляю больше лимитеров. Это дает мне больше headroom-а (запас по громкости общего звучания композиции) при сведении, и, как результат, больше финальной громкости. Также, при таком подходе, мне удобнее контролировать пространственность звучания и корректировать фазу звуков. Это делает треки более отделенными друг от друга, что опять же помогает при сведении.
И снова я удивлен! Как я понимаю, ты используешь лимитеры в soft-режиме, то есть чтобы просто избежать ненужных пиков?
Нет, я использую лимитеры в достаточно жестком режиме, и практически на каждом треке. Не просто, чтобы убрать пики, но чтобы увеличить общую громкость композиции и силу звука. Обычно я увеличиваю громкость на входе лимитера до момента, пока звук не начнет клиповать или искажаться (эффект дисторсии). Иногда я также использую компрессор до лимитера, больше всего мне нравятся плагины Sony Oxford Limiter и Inflators.
Ты вообще фанат продукции Sonу, как я погляжу?
Да, пожалуй так
В каких стилях ты работаешь? Менялись ли стили в твоей продюсерской карьере?
Ну, я думаю, что я создаю progressive house, но я люблю много разных стилей. Нередко я пытаюсь примешивать нотки trance и electro в свои композиции, это добавляет моим работам больше энергии.
Сегодня, в эпоху качественных и доступных плагинов для мастеринга, ты пользуешься услугами мастеринг-студий или все делаешь сам, если последнее, то что ты используешь?
Я пробовал и использовал практически все известные плагины для мастеринга, но больше всего мне нравится T-Racks 3. Он работает достаточно чисто даже при сильной финальной компрессии. Использовать аналоговое железо для мастеринга мне не нравится.
Ок, а как ты считаешь, использование аналогового сумматора после сведения в секвенсоре, хорошая затея? Некоторые ребята используют 2-3 х 8 выходов fireware-карты для коммутации каналов проекта из секвенсора в сумматор, и возвращают результат после аналогового сведения на какой-нибудь хороший АЦП, например Apogee, утверждая при этом, что их звучание стало мягче, теплее и т.д. Что думаешь о таком подходе?
Да, это действительно работает, но хорошие конверторы, те же Apogee, стоят весьма недешево, а я стараюсь не вкладывать много в свою студию сейчас. Если бы я делал большой коммерческий проект, тогда я несомненно бы обратился к друзьям, которые содержат мастеринг-студию, и мы бы сделали что-то подобное тому, как ты описал, но чаще всего мне хватает своей аппаратуры.
Как ты относишься к обучению современным технологиями продакшена, нужно ли это? Или в наше время каждый может всему научиться сам, пользуясь бесплатной информацией в сети?
Думаю, что оба варианты одинаково хороши. Некоторые люди понятия не имеют, что они делают, когда пытаются писать музыку – для них любое обучение будет отличным выбором. Но часто люди не хотят тратить время на обучение. Сегодня можно найти очень много подсказок и идей относительно продакшена непосредственно в Интернете. Но самый лучший путь, на мой взгляд, это находится рядом с опытным продюсером и просто, наблюдая, изучать приемы и подходы к работе.
Твое отношение к online-обучению посредством обсуждения готовых видео или screencasting-а (транслирование экрана преподавателя)? Эффективно ли это, на твой взгляд?
Иногда да, но опять же очное обучение намного эффективнее.
Когда ты работаешь с вокалом, какое оборудование или софт ты предпочитаешь? Твои любимые эффекты и трюки в работе с вокалом?
Использую только софтварные процессоры. Обычно, начинаю работу с Melodyne, потом эквализация и, как у меня принято, лимитеры. Иногда использою энхайсер для придания объема от IZotope, и еще записываю несколько дублей для последующего наложения (так называемый, естесственный хорус).
А что на счет Logic Pro 9 Flex Time? Или тебе больше нравятся инструменты для редакции тона и скорости в Cubase?
Flex Time – потраясающая тулза! Но я обычно использую time stretch в Cubase для подгонки вокала к темпу композиции. Оба эти инструмента звучат превосходно.
Какие микрофоны и АЦП ты предпочитаешь для записи вокала?
У меня есть микрофон Rode NTK, и несмотря на то, что он достаточно старый, он по-прежнему звучит очень тепло и мягко. Или иногда я использую микрофон Neumann в студии моих друзей.
Перечисли свои любимые синтезаторы (железо и софт), какие используешь чаще и важно ли иметь несколько синтезаторов или, при определенной сноровке, достаточно одного?
Для глубокого и плотного баса, я использую Trilogy, для большинства лидов - Predator и Gladiator. При правильном подходе пост-продакшена для этих синтезаторов, при помощи дополнительных плагинов, они будут звучать очень достойно. Также мне нравится сэмплер Kontakt, в библиотеках которого я нахожу очень много отличных звуков, которые звучат непохоже на большинство VA (virtual analog) синтезаторов.
Да, это отличные сторонние плагины, а что ты скажешь про встроенные в сенквенсоры синтезаторы?
Мне не нравятся синтезаторы встроенные в Cubase, чего не скажешь про Logic Pro – там встроенные инструменты просто отличные.
Часто ли у тебя «подвисают» проекты, и ты не знаешь как к ним подступиться или что с ними дальше делать?
Никогда... если я начал какой-то проект, он должен быть закончен. Даже если это растянется на длительный срок. Обычно я работаю над тремя проектами одновременно, это делает работу не такой скучной, чем если бы я все время проводил только над одним треком.
Приветствуешь ли ты софт на сцене, например Ableton Live или NI Traktor? Что сам используешь для выступлений на данный момент?
Нет, я пока еще играю на обычных CD в клубах. Но каждую композицию, которую я играю, я предварительно редактирую и даже иногда делаю ре-мастеринг. И мне не нравятся люди, которые используют Ableton, потому что в таком случае любой может стать ди-джеем. Traktor или Serato обе хороши, но я по прежнему предпочитаю играть на CD.
Но когда ты используешь Ableton Live, у тебя появляется больше времени на эффекты, добавление эксклюзивных партий, акапелл или лупов. Или же можно создавать мэшапы в реальном времени и пр. Особенно с использованием таких контроллеров как AKAI APC-40. Или это слишком сложно для большинства ди-джеев, или может быть они просто ленятся репетировать такие выступления?
Ты знаешь, каждый раз когда я вижу, что кто-то использует Ableton – это постоянно заранее сведенные миксы. То есть это не сведение. Каждый может сделать это. Вот если попытаться добавлять лупы и акапеллы как это делаю я – это настоящее сведение. Но если говорить именно о live-выступлении, то конечно Ableton прекрасный выбор, особенно при живой игре, когда нужно больше автоматизированных процессов, нежели при сведении ди-джейского микса.
А когда CD полностью умрут, какую платформу ты выберешь?
Traktor или Serato, или даже просто флешки для игры на деках Pioneer 2000.
Сегодня музыкальная индустрия терпит жестокий упадок, каким ты видишь будущее для музыкантов и лейблов?
Грустно, но я не вижу как все это дело может улучшиться. Это все очень сложно теперь для всех. И если у тебя есть ежедневная работа... береги ее! (If you have a day job...keep it!)
Твои пожелания молодым музыкантам...
Не следуйте трендам. Просто делайте то, что вам нравится. Но не забывайте все время учиться продакшену – это самый лучший способ добиться более качественного звучания. Изучайте современную музыкальную бизнес-структуру, вы должны знать как продавать и раскручивать свой материал.
Последнее редактирование: