некоторые мысли о студийном строительстве

> ведро многовато да ещё ток напряжение постоянно.

ну не так и много. осушитель летом в квартире может полведра насосать.

в подвалах есть другая опсаность связанная с водой. и это была первая причина закрытия студии. когда я начал строительство, я сразу выключил и заглушил центральное отопление. так как в подвале с хорошей звуко (тепло) изоляцией отопление нафих не нужно.

НО случилось совершенно непредвиденное. рядом с домом в теплоцентрали прорвало трубу с горячей водой диаметром полметра. и труба по лотку ввода стала поступать в соседнее помещение, а оттуда потихонечьку просачиваться к нам. дело было в воскресение вечером и в студии никого не было. вообщем, когда я приехал (добраые соседи позовнили) в студии было по колено горячей воды...

в результате погиб студийный набор инструментов (Fender Strat '79, Fender Telecaster '75, Gibson Les Paul '78, Fender Jazz Bass '69, Rickenbacker 5001 ' 68, Taylor 740 и еще пара неплохих но не таких дорогих гитар). кое что удалось восстановить, но звук был уже совсем не тот. приборы тут же были вытащены из воды, разобраны, протерты спиртом и просушены, в результате все работало, погибли только 3 системных блока.

долгие разборки с комунальщиками ни к чему не привели. управляющая компания переводила стрелки на водоканал - мол утечка у них была. водоканал переводил стрелки назад - мол почему у вас лоток ввода был не гидроизолирован. + почти все оборудование покупалось на ebay, funkyjunk и других местах. почти все инструменты были привезены из сша и документов подтверждающих их стоимость не сохранилось. поэтому судебных перспектив не было.

вообщем нехорошо получилось ...
 
> Захотелось Quested HQ-210.

на самом деле, тут проблема шире чем покупка HQ-210 (Westlake BBSM12, ATC SCM 100 или даже киношиты). сами по себе мониторы ничего не дают.

само собой, что мониторинг - это сердце студии, НО большие колонки требуют ОБЯЗАТЕЛЬНОГО акустического обрамления. и никакие басовые ловушки не спасут. нужно полноценное капстроительство с десятками кубов минваты и все прочим.

+ правильный звук получается достаточно просто. надо взять нормального гитариста, дать ему в руки правильную гитару, воткнуть ее в правильный комбик, который стоит в правильном тонателье. снять все это правильным микрофоном, воткнутым в правильный пред и оцифровать правильным преобразователем. после этого на правильном контроле вы услышите что "звучит так как будто уже сведено" и ваша основная задача - не испортить то что записано. :)

работа на маленьких "полочных" мониторах и на большом контроле отличается кардинально. если на мелком контроле ты судорожно начинаешь крутить ручки в поисках "кача", "жира" или чего то еще (а в основном борешься с "комнатными призвуками"), то на нормальном контроле ты начинаешь понимать, что вот эти ручки надо крутить очень осторожно, а вот эти - не крутить совсем. а вот эту гору приборов лучше продать побыстрому, так как звучат они мягко говоря очень слабо :).

НО при нехилой стоимости даже midfield мониторинга стоимость правильных инструментов, усилителей, преампов, преобразователей, обработки, сумматоров а также строительства превышает эту стоимость в 10-20 раз! И возникает чисто экономическая проблема в том, что при стоимости студии в 0.5 млн$ стоимость часа ее работы не может быть ниже 100$-150$. иначе все это экономически неоправдано. разве что как нуоченьдорогую игрушку.

НО так как на нашей великой родине шоубизнеса нет как класса, то некому и оплачивать работу таких студий. это была вторая причина по которой я закрыл студию. я знаю как сделать хорошо, но у нас за это не будут платить. жалко конечно. за почти 14 лет работы студии было записано много всего, в том числе и то что попадало на первые места в хитпарадах, но это все было больше хобби, чем бизнесом.

может лет через 5, если кризис отпустит, сделаю полноценную студию с нуля (с постройки здания), где нибудь в пригороде LA или SF. у нас в этом нет смысла ...
 
Об этом Ньюэлл писал - главная проблема не в кризисе, а в общем падения качества записей. Т.е. доморощенные "кирпичи", записанные в бетонном кубике 3х3х3 и пропущенные через софтовый максимазйер сечас становятся "в моде" - считай, эталоном записи.
Потому не только у нас такая проблема, но и за рубежом.
Я вот в стройку ввалил уже цифру с шестью нулями и даже не помышляю отбить это. Именно - нуоченьдорогая игрушка...
 
Andrew_S., а можно вопрос... Я не совсем понял на записях естественная реверберация помещения? т.е. писали специально с микрофоном комнаты?
 
ребеврберация состоит из двух компонентов:

1. ранние отражения (условно до 0,2 с), которые меняют в той или иной степени тембр звучания и определяют его локализацию в пространстве. НО сами по себе они не слушаются именно как реверберация.

2. реверберационный "хвост" (поздние переотражения), который и воспринимается нами как реверберация.

в моей комнате Rt60 было достаточно мало (в районе 0.4-0.5с), поэтому при сьеме кардиоидными миками явная реверберация была не слышна. но ранние отражения были и звук получался достаточно сформированным.

тут дело в том, что в таких маленьких комнатах невозможно получить качественный реверберационный "хвост", для этого нужно помещение в 4-5 раз большей кубатурой. именно поэтому в каменных комнатах этот хвост сознательно убирают потолочным поглотителем, оставляя только ранние отражения.

можно конечно взять дополнительный конденсаторый мик с круговой направленностью и снять отдельно комнату. НО по звучанию получится "баня". она в каменных комнатах звучит намного лучше чем в обычных, но это все равно "баня" :). и где то она в тему, а где то совсем не в тему.
вот пример дополнительного "вытягивания" реверберации комнаты.
 

Вложения

  • a.mp3
    a.mp3
    668,6 KB · Просмотры: 111
  • Like
Реакции: livingsr и olegsound
вообще в современной звукозаписи только естественная акустика помещений применяется достаточно редко. даже при записи симфонических оркестров применяется искуственная реверберация.

вся фишка в том, что тонателье звучат естественно, а нужно чтобы они звучало красиво! у меня были естественно звучащие ревера - Ursa Major 8x32 и EMT 251. звук - убойный, ощущение, что звучит именно комната а не ревер. НО все таки красивее (привычнее) в миксе звучал Lex 480, хотя по натуральности звучания он сильно недотягивал...

ЗЫ: вспоминаю анегдотичный случай. пустил двух студентов с отделения звукорежиссуры местной консерватории на пару ночей в студию сделать курсовые работы (запись оркестра). ребята вовсю использовали Klark DN780. в результате первое и пятое место на конкурсе им. Бабушкина. причем никто из комиссии похоже не понял, что там применялась искуственная реверберация :).
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: olegsound и Kanarskiy
понятно. Забавный случай! )) мне казалось что всегда стараются записать сигнал так чтобы в нем небыли слышны отражения... например когда записываешь вокал в жилой комнате и начинаешь его компрессировать то эти самые ранние отражения вылезают из ниоткуда и очень мешают. Но по вашим словам я так понял что эти самые естественные ранние отражения комнаты можно использовать? т.е. не нужно стараться записать именно "стерильный" сигнал?
 
понятно. Забавный случай! )) мне казалось что всегда стараются записать сигнал так чтобы в нем небыли слышны отражения...
Так не бывает. Ранние отражения слышны всегда. Просто в маленьких комнатах они "впечатываются" в звук намертво и получается мёртвый звук маленькой комнаты (если она переглушенна, и звук туалета - если вообще не заглушенна).
Идеальная ситуация - это тон зал с расстоянием от микрофона 5 метров до любой стены (кроме пола, разумеется). Тогда ранние отражения от стен приходят в районе 30 мсек, что позволяет слуху отделить чистый сигнал от отражений. А в маленькой комнате ранние отражения сильно меняют тембр исходного сигнала.
 
  • Like
Реакции: Dex Haer
>естественные ранние отражения комнаты можно использовать?
> т.е. не нужно стараться записать именно "стерильный" сигнал?

и ранние и поздние отражения нужно использовать, если они хорошие :).
еще раз повторюсь, что ранние отражения они не воспинимаются ухом именно как реверберация. как правильно сказано выше - они определяют характер звучания комнаты. попробуйте сделать вот такой экспиримент. "скажите "а-а-а"" одной комнате, затем сразу же выйдите в коридор и тоже скажите "а-а-а", услышите что звучит по разному. затем зайдите в туалет и тоже скажите "ааа" - звучит совсем по другому. причем реверберации нет, а характер звука разный. это и есть те самые ранние отражения. причем снятые микрофоном они начинают звучать намного более выраженно. а реверберационный "хвост" он нужен только для украшательства и ни для чего больше.

поэтому ранние отражения и будут определять локализацию. вообще поняте пространственная локализация вышла из того, что стерео - не что иное как обман слуха. мы пытаемся при помощи двух источников сигнала обмануть слушателя и заставить его поверить что звучит один моноисточник (допустим басгитара) и она находтся перед ним. это очень сложно обьяснить словами, но очень грубо - если музыка звучит "из колонок", то все плохо и пространственной локализации нет. если музыка звучит не из колонок а находится где то перед вами, то мы успешно справились с задачей этой самй локализации.

а в этом случае инструмент снятый миком в "заглушенной телефонной будке" будет звучать очень близко и как то "линейно" чтоли, а тот же инструмент снятый миком в акустически-правильном помещении будет звучать чуть дальше и будет "более правильно сформирован". с таким звуком работать проще.

но это тема для отдельной долгой дискуссии... :)
 
Последнее редактирование:
в результате погиб студийный набор инструментов (Fender Strat '79, Fender Telecaster '75, Gibson Les Paul '78, Fender Jazz Bass '69, Rickenbacker 5001 ' 68, Taylor 740 и еще пара неплохих но не таких дорогих гитар).
ужасная потеря! соболезную...
у меня студийные вёсла чуть помоложе (конец 80-начало 90), но потерять их в одночасье, по чьей-то тупой халатности... брр...
 
Андрей, а мог бы ты более детально описать строительство контрольной? Т.е., там ничего кроме ваты небыло из поглотителей? Какая толщина ваты была на стенах (на разных стенах была разная?)? Каким образом удерживалась вата на потолке? Как делали пол в контрольной?

Честно говоря, было бы очень интересно услышать мысли о маленьких (~15 квадратов) помещениях для записи. Понятно, что кроме "будки" с тем же "NE" дизайном ничего там не получится. Но как это правильно сделать?
 
Последнее редактирование:
олгие разборки с комунальщиками ни к чему не привели. управляющая компания переводила стрелки на водоканал - мол утечка у них была. водоканал переводил стрелки назад - мол почему у вас лоток ввода был не гидроизолирован. + почти все оборудование покупалось на ebay, funkyjunk и других местах. почти все инструменты были привезены из сша и документов подтверждающих их стоимость не сохранилось. поэтому судебных перспектив не было.

писец просто, не повезло. Страховка в таких случаях наверное только выход.
 
> А что использовали на среднем?

дык Quested HQ-210 и есть средний (middle) мониторинг :).

очень условно мониторы можно разделить на 3 группы:

1. nearfield (близкие, полочные) - колонки с басовым динамиком до 8" включительно.
2. midfield (средний) - колонки с басовым динамиком (-ками) 10" или 12".
3. main (главный) - колонки с басовыми динамиком (-ками) 15".

это связано с такой особенностью НЧ динамика как собственный резонанс.
стандартные значения этого резонанса таковы: 15" - примерно 40Hz, 12" - 70Hz, 10" - 90-100 Hz, 8" - 120-150Hz. соответственно этим резонансом и ограничивается рабочий диапазон колонок в области НЧ (чтобы резонанс лежал ниже рабочих частот). соответственно nearfield-ы "корректны" до примерно 150-200Hz, мидфилды - до 100Hz, мэйны - до 50HZ (весь рабочий диапазон).


> ужасная потеря! соболезную...

эт точно удар ниже пояса. помимо общей стоимости почти в 20k$, студии специализирующейся на живом гитарном звуке остаться без инструментов - это полный финиш. как показывала практика музыканты хоть и приходили со своими инструментами, играли на них крайне редко. сколько мне не приносили современных стратов, в том числе custom shop за несколько k$, после сравнения они убирались в кофры, а народ играл на моем серийном strat '78.

по большому счету с прискорбием надо сказать, что для уважаемой фирмы Fender иже как и уважаемой фирмы Gibson 80-е это был "водораздел", после чего они перестали производить что либо внятное. само собой что это мое ИМХО. но оно основано на многолетных сравнениях разных инстрментов. и усредненно нормально сохранившийсяй Strat '85 года будет звучать хуже Strat '75 и тот в свою очередь хуже Start'65. инструменты 60-х - это вообще сказка. у меня был в наборе JB'75, а потом предложили купить JB'69. дык вроде звук похож очень, но '69 звучит более сбалансировано и правильно. но стоимость инструментов '50-'60 мегазапредельная. все таки гитары '70-х оптимальное соотношение цена-качество.

> Андрей, а мог бы ты более детально описать строительство контрольной?

в понедельник. картинки надо рисовать.
 
Последнее редактирование:
очень условно мониторы можно разделить на 3 группы:
Ооочень условно...
А я немножко иначе думал:
Ближнее - 2 полосы (2 динамика) до 8"
Среднее - 3 полосы (3 динамика) от 8"
Дальнее - от 3ех полос (от 4ех динамиков и установлены в стене) от 8"
Например у Володина дальние мониторы с 8" http://pitonelab.ru/monitors/?p=main
Вот с оф сайта цитата по ним
The HQ210 can be either soffit mounted as a main monitor or used mid-field on a stand.

Значит у Вас они мэйнмониторы!
есть средний (middle) мониторинг
Какой? Я про средний изначально и спрашивал...
 
Последнее редактирование:
Андрей, а пара тюков ваты в углу действительно даёт сколь-нибудь заметный эффект на нч?
 
> Ооочень условно...

само собой. никаких стандартов по названиям нет. просто у буржуев частенько читал про такое деление до 8", 10-12" и 15". а так main-ом можно назвать любые самые большие колонки в студии :).

> какой? Я про средний изначально и спрашивал...

чего то промежуточного между HQ-210 и эн-эс-ками не было. да и зачем? квестеды - как главные, а NS-ки - щитконтроль.

> пара тюков ваты в углу действительно даёт сколь-нибудь заметный эффект на нч?

ну бУхает в углах меньше, это точно. :)
а если по уму - надо по уму все и делать...
 
подготовил материал по акустике контрольных комнат, но с новым дезигном сайта не могу вставить иллюстрации, виснет и все тут. можно как то вставлять картинки размещенные на других сайтах?
 
можно как то вставлять картинки размещенные на других сайтах?

more_is_less_fig1.jpg

У меня получилось.


Нужно нажать на иконку "вставить изображение" -> появляется окно в котором нужно нажать закладку "по сцылке", вставить сцылку и нажать ОК -> картинка вкладывается в сообщение как
 
начал строить кабинку, вот вспомнил, что на некоторых студиях в аквариумы ставят окна. а напротив окна прям микрофон. и смотря в окно читают. задался вопросом. не отражается ли звук от окна в микрофон???
 
K1rg93, если направленность у мик-фона "жопа" ( кардиоида ), то все норм при условии, что исполнитель стоит лицом к окну.
А если еще и окно под углом поставить, что бы звук в другую плоскость отражался, то вообще чудненько )))
 
мик кариода, значит и так и так будет не плохо? попробуемс и так и так) просто волновался на счет этого окна)_спасибо)_

---------- Добавлено в 17:08 ---------- Предыдущее сообщение было размещено в 17:00 ----------

мик кариода, значит и так и так будет не плохо? попробуемс и так и так) просто волновался на счет этого окна)_спасибо)_
 
K1rg93, :secret: все дело в направленности - с тыльной стороны мик-н почти не воспринимает сигнал. Т.е. теоритически, не важно есть у вас там окно или нет.
 
+ правильный звук получается достаточно просто. надо взять нормального гитариста, дать ему в руки правильную гитару, воткнуть ее в правильный комбик, который стоит в правильном тонателье. снять все это правильным микрофоном, воткнутым в правильный пред и оцифровать правильным преобразователем. после этого на правильном контроле вы услышите что "звучит так как будто уже сведено" и ваша основная задача - не испортить то что записано. :)
Гениально!
 
Вы, по видимому, не читали книги Филипа Ньюэлла, а просматривали картинки. Иначе невозможно объяснить безконечное количество "ляпов" в конструкции акустического оформления.
В описенном Вами помещении совершенно реально было построить нормальную студию, не мешающую соседям, и с прекрасной контрольной комнатой (без провала по НЧ).
 
Вы, по видимому, не читали книги Филипа Ньюэлла,
не надо считать Ньюэлла последней инстанцией в архитектурной акустике... У него один единственный метод, который он везде и пихает, со словами "я не акустик"... Кроме развешивания трепсов есть и другие методы, и другие фирмы. И хорошие аппаратные, построенные вовсе не на четырехметровых потолках, на той же ВВС. Книжки у него полезные, но очень однобокие.
 
Ньюэлл для России, Испании и Португалии - известный мастер. В США, Англии, Австрии, Швейцарии, Франции и Германии - не этично приглашать нужных людей на обед в Макдональдс.
 

Сейчас просматривают