Запись флейты - что просить у звукооператора?

Pavel Fomitchov

Упертый мелодист
10 Дек 2006
1.354
1.399
113
Нью Йорк
www.pfmusic.com
Привет!

Для оркестровой вещи в стиле барокко, которую делаем с Voskом, будем писать живую флейту под имеющийся минус. Флейтистка живет в Хьюстоне, так что запись удаленная. Я пересмотрел сайты всех студий в Хьюстоне и остановился на этой:

http://www.recordwithbarron.com/musicians/studios

Направленность у студии, естественно, не оркестровая классика, но, судя по некоторым демкам, живые инструменты они записывают прилично. Окончательное сведение будем делать в другом месте.

Я хочу составить список пожеланий, которые передам звукооператору перед записью. Учить специалистов их работе я не собираюсь, но хочу четко оговорить то, что нам нужно. Вот текущий список:

  1. Писать в Vocal Suite
  2. Использовать несколько микрофонов. Хочу просить Neumann, AKG и Royer. На студии есть: Neumann U87 Ai, AKG C414B-XLS, Royer R-121, BLUE Woodpecker, Rode NT2, Rode NT5, Oktava 219, Shure SM7, Shure SM57, Audix i5, Audix D6
  3. Настроить их чувствительность так, чтобы было слышно естественное дыхание флейтистки.
  4. Во время записи флейтистке в уши дать красивый ревербератор, чтобы играя, она кайфовала от своего звука:-)
  5. По окончании попросить звукорежа записать на DVD весь проект вместе со всей его папкой.
  6. Вещь короткая (2.5 минуты) и не очень сложная. Думаю, двух часов студийного времени должно хватить чтобы записать пяток дублей с вариациями исполнения.

Что еще стоит обсудить с инженером до записи, на которой я лично присутствовать не буду? Какая дополнительная информация может помочь инженеру добиться нужного мне звучания?

Павел

P.S. Я нашел три темы о записи флейты, но эта тема о другом - как обьяснить что надо записать, а не как это записать:-)

http://forum.rmmedia.ru/showthread.php?t=54694
http://forum.rmmedia.ru/showthread.php?t=21448
http://forum.rmmedia.ru/showthread.php?t=13240
 
Много вопросов...
Писать в Vocal Suite
Вещь орестровая, а флейту помещают в самое маленькое пространство. Или это желание сделать очень жЫрную флейту?

Neumann U87, AKG C414B-XLS и Royer R-121
С 87-ым и жестким 414 понятно, но Ройер 8-кой то зачем? Да еще и в крошечном пространстве?
Настроить их чувствительность так, чтобы было слышно естественное дыхание флейтистки.
Не от чувствительности зависит, а от местоположения.
Во время записи флейтистке в уши дать красивый ревербератор, чтобы играя, она кайфовала от своего звука:-)
Это лучше бы у флейтистки спросить как ей комфортнее: если она хорошая флейтистка, то лучше ни нада :-), особенно в маленькой акустике.
Я бы просто сказал инженеру: "Запишите мне флейту ужасно красиво" :-))).
 
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov
Писать в Vocal Suite

1. Солидарен с James Kru - зачем??? Барокко в телефонной будке?
Даже Андерсоновскую флейту лучше писать в просторном помещении, а характер звука создавать положением микрофонов.

По остальным пунктам коллега меня опередил... :biggrin:

Во время записи флейтистке в уши дать красивый ревербератор, чтобы играя, она кайфовала от своего звука:-)

НМВ неверный подход. Это от самой флейтистки зависит, будет ли она кайфовать от "красивого ревербератора". Надо учесть ее пожелания при записи, а не твои умозрительные. Если исполнительница академическая (что предполагается), кайфовать она будет не от искусственной реверберации (даже при наличии дорогого железзного прибора :sarcastic:), а от натуральности акустического окружения. Теоретически - может даже выразить протест против наушников в принципе :laugh2: - хотя такие случаи у профи, имеющих опыт записи, не встречаются.

П.С. Из стартового поста не сделал вывода, как ТС -
эта тема о другом - как обьяснить что надо записать, а не как это записать

НМВ, о том - "что" - как раз ни слова...
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov
Вещь орестровая, а флейту помещают в самое маленькое пространство.

Я подумал, что в большом помещении микрофоны подхватят акустику зала и потом будет труднее уложить флейту в имеющийся микс. Если записывать в вокальной комнате, то будет проще подобрать ревер при сведении. Разве не так?

С 87-ым и жестким 414 понятно, но Ройер 8-кой то зачем?

Роейр - ленточный, это может добавить интересный окрас звуку, да и по отзывам он хорош для акустических инструментов. Впрочем, я с ним не работал.

Из имеющегося списка, что бы вы посоветовали?

Это лучше бы у флейтистки спросить как ей комфортнее...

Точно!!! Слона то я и не заметил:-) Обязательно с ней поговорю.

о том - "что" - как раз ни слова...

Если бы я точно знал, что есть "что" - я бы не создал эту тему:-)

В аналогичной ситуации - как звукорежиссер - что бы лично ты уточнил у заказчика? Я сомневаюсь в достаточности требования "сделайте мне красиво".
 
Я подумал, что если писать ее в большом помещении, то микрофоны подхватят акустику зала и потом будет трудно уложить флейту в имеющийся микс

Если писать одним близким микрофоном, то проблем не будет, скорее всего. Всяко лучше глухой вокальной кабины. Тем более, что их большое помещение совсем не такое большое...

Роер может быть интересным, это верно.

Я бы вообще писал парой микрофонов. Либо к стереопаре добавил ближний тот же Роер или 87. Или 414-й, флейтисты довольно часто предпочитают его.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov
Pavel Fomitchov, если не секрет, сколько будет вам стоить эта сессия?
 
если не секрет, сколько будет вам стоить эта сессия?

Не секрет.

Флейтистка - дочка моих близких друзей. Закончила с отличием Curtis Institute of Music. У нее хороший инструмент. Я слышал ее игру на концерте в Карнеги Холле и мне понравилось. Сыграет бесплатно.

Студия - $100-$140 за два часа. Вот ссылка на их цены: http://www.recordwithbarron.com/musicians/rates
 
  • Like
Реакции: Ifrit
Я подумал, что в большом помещении микрофоны подхватят акустику зала

Вовсе не обязательно. Коллега Ifrit уже ответил, добавлю - при использовании омни микрофон можно расположить довольно близко. чтобы нивелировать отраженный звук, при это proximity effect отсутствует.

Одним микрофоном лучше не ограничиваться, хотя стереопара необязательна. Можно поставить один микрофон близко, направив на устье или клапаны (если требуется снять призвуки звукоизвлечения - впрочем, это не совсем для барокко - подразумевается воздушная прослойка), а другой - в отдалении. В зависимости от высоты и громкости ноты каждый из микрофон будет "хватать" звук по разному, придавая живость записи.

потом будет труднее уложить флейту в имеющийся микс. Если записывать в вокальной комнате, то будет проще подобрать ревер при сведении.

Если записать в хорошем помещении, можно обойтись без искусственной реверберации, а согласовать пространство путем баланса между треками различных микрофонов, в которых разная пропорция записанного объема.

Недавно писал струнные для поп-песни (в хорошем помещении). Использовал параллельно несколько стереотехник, при сведении понадобилось всего лишь сбалансировать несколько стемов струнной секции - и никаких ревербераторов.

П.С. Был печальный опыт записи камерной музыки в тесном заглушенном помещении - увы, "задушенный" мертвой комнатой звук акустического инструмента, подразумевающий объем, не оживишь никакими ревербераторами...
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: o3misha
В аналогичной ситуации - как звукорежиссер - что бы лично ты уточнил у заказчика?

Прежде всего - характер записываемой музыки.

Барокко, более поздняя академическая музыка, Ian Anderson, Hubert Laws и Dave Valentin - все они требуют разных подходов...
 
Я подумал, что в большом помещении микрофоны подхватят акустику зала и потом будет труднее уложить флейту в имеющийся микс. Если записывать в вокальной комнате, то будет проще подобрать ревер при сведении. Разве не так?

а попросите отдельными треками комнату, а на миксе решите, сколько ее надо, и нужна ли она вообще. Если академический звук нужен - то для близкого плана традиционное расположение мика сзади, за плечом - таким образом у вас задувание и механика будут меньше слышны. Если при этом поставить еще один спереди - можно варьировать количество дыхания в миксе. Но это больше для "эстрадной" флейты.
 
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov
Факт в том, что микс будет сводиться под флейту, и м.б. действительно можно попробовать записать её в большом помещении, тем более что по задумке это камерный состав и в большой зал его лучше не садить..(сажать, усаживать)
 
микс будет сводиться под флейту

Ну тогда тем более стоит записать флейту как главный элемент микса в правильном окружении. А если остальные инструменты - не живье, а эмуляция, их подогнать под живую флейту - это пойдет на пользу всей звуковой картине.

Первоначальный подход, описанный Павлом, ставит все с ног на голову - подгонять живую флейту под пластик... Зачем?
 
По первому пункту есть консенсунс - записывать соло в большой студии и подгонять семплированный оркестр под нее. Спасибо всем!

Теперь хочу обсудить два следующих вопроса.

1. Как описать требуемый характер звука?

Вещь - нежная барочная мелодия в духе мелодии из Орфея Глюка. Т.е. флейта должна прозвучать легко, воздушно, нежно, влюбленно... Как перевести всю эту "поэзию" в технические требования? Должен ли я оговаривать запись дыхания флейтистки, звуков клапанов и прочие детали (если да, то какие?)

2. Какое пространство просить записать?

Вещь написана для камерного состава. Т.е зал по определению небольшой. Итоговый микс должен прозвучать с позиции слушателя, сидящего не очень далеко от сцены. Достаточно этой вводной, чтобы звукореж понял, что от него требуется?

P.S. Окончательный вариант оркестровки показать не могу - Vosk над ним продолжает колдовать. Но предыдущую версию можно послушать здесь.
 
Теперь хочу обсудить два следующих вопроса.

1. Как описать требуемый характер звука?

Вещь - нежная барочная мелодия в духе мелодии из Орфея Глюка. Т.е. флейта должна прозвучать легко, воздушно, нежно, влюбленно... Как перевести всю эту "поэзию" в технические требования? Должен ли я оговаривать запись дыхания флейтистки, звуков клапанов и прочие детали (если да, то какие?)].

Весь характер звука формирует исполнитель, включая и дыхание. А стук клапанов, только в редких случаях, не артекфакт - чем меньше стука, тем лучше.
Если Вы доверяете исполнителю, то главная задача студии - сделать достоверную запись. Качество студии позволяет сделать такую запись. Тем более, что, как уже сказал Ifrit, помещение вполне подходящее для данного характера звучания.



2. Какое пространство просить записать?

Вещь написана для камерного состава. Т.е зал по определению небольшой. Итоговый микс должен прозвучать с позиции слушателя, сидящего не очень далеко от сцены. Достаточно этой вводной, чтобы звукореж понял, что от него требуется?

P.S. Окончательный вариант оркестровки показать не могу - Vosk над ним продолжает колдовать. Но предыдущую версию можно послушать здесь.

При таком обьеме и характере звука, как в примере, забейте на студийную акустику - все уложится.

P.S. Если есть возможность, то может быть лучше заказать две смены по часу. После первой смены послушать демо записи сек 40, сделать замечания, и во второй смене уже сделают три четыре дубля......
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov
Ставьте близко (0.5-1.0м) AKG C414B-XLS,
Выше, ближе и чуть правее - Royer R-121,
дальше (3-6м) - Neumann U87 A.
Ревер в уши лучше не надо, от него будет зависеть фразировка, можно потом попасть с фонограммой. Или не более 0,6-0.8сек.
И больше доверия к саундинженеру.
Смена 2часа нормально. не забудьте, что инструмент разогревается в процессе записи:-) Замечания можно сделать сразу после первого дубля, если вы там будете присутствовать. по прошествии времени они теряют актуальность.
Да, и пишите в основной студии, в вокальной совсем воздуха мало....
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov
думаю стоит учесть громкость/силу игры ) точно не знаю как в музыкально-правильном тоне сказать, от силы игры зависит резкость звука, есле слабее дуть - звук будет мягче (хотть и тон чуть ниже), будет слышен больше поток воздуха, меньше режущих высоких. думаю тут надо пару записей с разной силой накатать. даже три, третий - с движениями, больше жизни, движения, экспрессии, подметить где важно повысить тон(форте), где понизить (пиано), где вовсе крещендо с деминуэндо выразить, протянуть, предыхание где как исполнить. эх и тут астапа понесло )
 
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov
Итоговый микс должен прозвучать с позиции слушателя, сидящего не очень далеко от сцены. Достаточно этой вводной, чтобы звукореж понял, что от него требуется?

С помощью маневрирования несколькими треками микрофонов, стоящих в разных позициях, при сведении добьетесь необходимого объема. Главное - получить россыпью все флейтовые треки, а не просить слить их в один stem.

По Ройеру: поскольку он - восьмерка, использовать его можно двояко. Если в качестве ambient микрофона - направить "слепой" зоной на инструмент, получите больше призвука помещения. В обратном случае - помещение будет выражено неярко, а доминировать будет прямой звук.

На других микрофонах для правдивости я бы применял диаграмму омни - leakage ведь вам не грозит, а кардиоида дает внеосевое окрашивание и proximity FX.

Еще - если запись будет происходить в наушниках, то желательно использовать закрытые, чтобы при высокой громкости мониторинга микрофоны не подсосали фонограмму...
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov
не забудьте, что инструмент разогревается в процессе записи:-)
Да! Блин. Чрезвычайно важное замечание!! Забыл уже про это.. :) Тем более сейчас зима.
На других микрофонах для правдивости я бы применял диаграмму омни - leakage ведь вам не грозит, а кардиоида дает внеосевое окрашивание и proximity FX
Павел, ты что-нибудь понял? :scare::biggrin: Я нет.. :)
 
Я сторонник подхода, что яйца курицу не учат.

Попросить использовать несколько микрофонов и предложить желаемый список вполне оправданно. Обьяснять по телефону как лучше ставить эти микрофоны для меня странно. За решение этой задачи отвечает специалист, которому за это умение я плачу деньги.

Суть темы: как лучше сформулировать творческую задачу для звукорежа - какой звук он должен получить. А уж он пусть думает, как именно этого звука добиться.

Повторяю вопрос - какой звук просить:-)
 
а кто ж кроме тебя знает :) Проси несколько треков - ближний мик, дальний, комнату - дальше сам разрулишь.

Андрей,

Поверь, я хорошо представляю, что именно я хочу. Я создал тему, чтобы понять какую информацию вы - студийные работники - хотите получить от заказчика. Если требование записать "ближний мик, дальний, комнату" достаточно, чтобы получить желаемый результат - мне же легче! Хотя, признаюсь, я ожидал большего:-)
 
Вещь - нежная барочная мелодия в духе мелодии из Орфея Глюка. Т.е. флейта должна прозвучать легко, воздушно, нежно, влюбленно... Как перевести всю эту "поэзию" в технические требования?
Вот это объяснение не для инженера, а для флейтистки. Это от нее будет зависеть вышеописанный характер интерпретации, а не от положения микрофонов.
 
Скоро сказка сказывается... Наконец-то записали флейту. Сообщаю детали:

- Девочка пришла на студию неплохо подготовленной и за час записала семь дублей.
- Писали Нойманом и Ройером в большой студии.
- Все удовольствие обошлось мне в $50:-)

Кстати, радикальной разницы между звучанием Роейра и Ноймана я не заметил. Звук, естественно, немного разный, но сказать что один микрофон выдал результат намного лучше другого я не могу. Если интересно, сравните сами - приаттачиваю отрывок одного из дублей, где первым идет Нойман, а вторым Ройер. Естественно без какой либо обработки. Пожалуй, мне чуть больше нравится Ройер.

Когда сведем вещь, выложу послушать.
 

Вложения

Сейчас просматривают