Попробую поделиться свои опытом. Плагинам полностью доверять такое нельзя. Очень редко они обрабатывают все корректно. Часто оставляют нежелательные последствия, хотя, если наловчится и отстроить, иногда очень даже неплохо получается. Я работаю в основном на Кубейсе (5-й и 8-й), напишу, как там все это делаю. Но сначала скажу, что в настройках хоста по умолчанию делаю несколько важных изменений, вот их перечень:
- Возврат на точку старта после остановки ("Menu -> File -> Preferences... -> Transport -> /*/ Return to Start Position on Stop") некоторые не любят так работать, зависит от привычек;
- Перенос точки старта на любое место при клике по свободному пространству редактора ("Menu -> File -> Preferences... -> Transport -> /*/ Locate when Clicked in Empty Space") - тоже дело привычки;
- Управление уровнем громкости и фейдами событий с помощью колеса мыши ("Menu -> File -> Preferences... -> Editing -> Audio -> /*/ Use mouse Wheel for Event Volume ahd Fades") - очень удобная штука;
- Вывод по правому щелчку мыши по событию расширенного меню ("Menu -> File -> Preferences... -> Editing -> Tools -> / / Popup Toolbox on right Click") - удобно и быстро;
- Активация функции прилипания событий на границах по переходу волновой формы через ноль ("Menu -> File -> Preferences... -> Editing -> Audio -> /*/ Snap to Zero Crossing"), это поможет избавится от возможных щелчков на стыке клипов.
Теперь расскажу, какие обработки включаю на разрывы каналов:
1. Обычно я включаю в тракт (канал голоса) эквалайзер-фильтр для вырезания инфранизких частот, и для ослабления всего, что лежит ниже базовой частоты голоса, также для частичного убирания верхних частот (выше 12-16 кГц). В человеческом голосе ниже 80 и выше 12 кГц почти нет информации, но зато в микрофонный тракт попадает много помех, которые не слышны, но на них могут реагировать детекторные цепи динамических обработок. Я как правило использую DMGAudio EQuick, или любой аналогичный, вы можете использовать то, что вам ближе по параметрам и звучанию.
2. Опционально, если звук был записан в среде, где было много отражений (реверберации), после входного фильтра использую Zynaptiq Univeil (очень требователен к ресурсам), либо Acon Digital Deverberate. Реверберацию сильно уменьшать не нужно, поскольку экспандер и ручные манипуляции еще больше ее задавят, зато чем мягче работают эти плагины, тем меньше они меняют фактуру голоса.
3. После этого, если канал слишком зашумлен, ставлю какой нибудь адаптивный шумоподавитель, предварительно "вскормив" ему кусок чистого шума, чтобы он знал что нужно вычитывать. Настраиваю его очень нежно, достаточно, если шумодав убирает помехи хотя бы на 3-6 дБ, очень редко до 12 дБ. Больше не рекомендую, появляются явные артефакты, булькания и пр. Чаще всего использую Waves DeNoser.
4. Далее я ставлю какой нибудь экспандер, желательно, что-то имеющий несколько ступенек настройки порога, первая самая низкая ступень почти полностью подавляет шумы в тракте, но пропускает малейшие звуки и шорохи, вторая ступень экспандирует все что ниже 45-48 дБ на 2/1-3/1, поскольку они после компрессирования могут стать неестественно громкими. Хорошо себя показывает Waves C1 comp-gate в адаптированном под конкретные задачи пресете HF Noise Reduction.
5. Ставлю основной деессер (Waves DeEsser), который немного прибирает свистящие звуки перед компрессией. Настройки по контенту.
6. Далее стоит основной компрессор, который как правило настраиваю так: порог -18-24 дБ, ослабление 3/1-4/1, атака 0,5-5мс, удержание (если есть) 1-10мс, релиз 10-100 мс, или авто. Можно использовать любой виртуальный прибор, который вам по душе, я сам предпочитаю DMGAudio Compassion.
7. После этого ставлю корректирующий эквалайзер и при необходимости сатуратор. Настройки согласно материалу и художественно-техническим требованиям. Я использую DMGAudio EQuick и Noveltech Vocal Enhancer
8. Опционально, по необходимости ставлю еще один деессер, который еще больше сглаживают высокочастотные всплески.
9. Если нужно, для удаления щелчков ставлю какой либо декликер и/или декраклер (чаще Waves-овские плагины). Настраиваю на слух, но очень деликатно, чтобы не съедались транзиенты некоторых цокающих букв.
10. Если материала много, для ускорения ручной обработки ставлю дебриф (Waves DeBreath), который настроен также деликатно, и понижает (не убирает!) только часть тихих вздохов. Остальное потом убираю вручную.
11. Очень редко, после всего этого устанавливаю какой либо мягкий лимитер (если материал имеет резкие всплески по динамике), настройки деликатные, урезание пиков на 3-6 дб. Хорошо подходит для этого Thomas Mundt LoudMax, который достаточно быстрый и прозрачный.
Все, цепочка готова. Теперь для удобства, делаю баунсинг всех смонтированных клипов трека (без эффектов и обработки, разумеется). Далее разворачиваю трек на максимальную ширину (2 экрана) и высоту, увеличиваю чувствительность вьювера волновых форм по динамике, чтобы лучше были видны мелкие детали, при этом громкие места могут показаться как "перегруз", что не критично, поскольку никак не влияют на громкость и качество звука. Разворачиваю вьювер по временной сетке так, чтобы хорошо были различимы паузы между словами и предложениями. После этого запускаю воспроизведение и по ходу, визуально определяя громкие вздохи и прочие артефакты делаю упреждающее уменьшение этих участков (ниже подробнее опишу), а когда локатор доходит до редактированного места и оно воспроизводится, убеждаюсь, что все сделано корректно, в противном случае останавливая локатор на том месте и произвожу более тщательную настройку. При определенном опыте это делается в один проход, без дополнительных телодвижений и коррекций. Более того, имея достаточный опыт, можно вообще быстро перепрыгивать на те места, где есть вздохи (очень скоро вы научитесь определять их места визуально, с точностью 90-100%). Поскольку многие тихие вздохи и артефакты достаточно хорошо уменьшаются включенными в цепочку плагинам, свое внимание заостряю на тех, которые даже визуально явно видны, что слишком громкие и заметные - они часто пробиваются через дебриф. В итоге не нужно манипулировать со всеми паузами и вздохами, а только теми, которые явно заметные. Это в разы ускоряет процесс ручного редактирования.
Непосредственно сам процесс редактирования (уменьшения) состоит вот в чем. В начале и в конце всех пауз, и особенно тех участков фонограммы, где есть вздохи и посторонний шум, делаю вырезания, кликнув по клипу в этих местах при нажатой кнопке клавиатуры "Alt". Как только шумный, проблемный участок, пауза, вздох и пр. артефакт локализован (разрезан), тут же подвожу мышку на этот участок и несколькими прокрутками мыши уменьшаю громкость этого участка на нужную величину, обычно от 6-9 дб. В некоторых случаях целесообразнее полностью удалить паузы нажав на клавишу "Delete". Так же можно удалять не разрезая, проблемные участки удобно выделять мышкой в режиме выделения ("Range Selection" - вызывается нажатием клавиши "2" на клавиатуре) и удалить клавишей "Delete". Возврат в стандартный режим курсора происходит однократным нажатием кнопки 1.
Вот в принципе и все. При такой технике, на часовой материал обычно у меня уходит не более 15-20 минут времени. А иногда и вовсе 5-10 минут. Но такая скорость работы приходит со временем и с опытом.
Надеюсь мой опыт кому-то пригодится. Всем желаю успехов!