Ну тут все просто.
1. Одна шарашка написала: все просто клево, музыка нравится вообще просто опупеть. Просто заплатите вступительный взнос 500 баксов и мы вас включим в каталог. Контора была якобы американская. Когда я объяснил им, что все это сплошной лохотрон, злились они нещадно. Один из признаков плохой конторы - мертвый сайт. У этой компании последнее какое-то значимое событие было по данным на сайте три года назад. Т.е. это уже трупы в шоубизнесе. Мораль - если люди берут с вас деньги за участие - они не собираются реально заработать для вас и для себя деньги. Солидные компании имеют стратовый капитал для раскрутки альбомов.
2. Другая шарашка, под которую чуть не попал мой один знакомый. Написали ему - все клево, круто, хотим двигать вашу музыку. Прислали контракт даже. Так вот, тот его подписал на радостях. А я попросил экземплярчик посмотреть. и увидел там очень интересные вещи. К примеру, я обязан был по этому контракту оплачивать ВСЕ расходы, связанные с продвижением моего диска. А если бы к примеру, этот товарисч из этого лейбла решил для продвижения моего диска пожить месячишко в Лас-Вегасе в президентском номере отеля? Контракт обязывал оплачивать ВСЕ расходы. Причем при личном разгорое манагер лейбла писал - да нет, не это имеется в виду. Мораль - не надо прыгать от радости, когда вам предложили контракт. Читайте текст. Вас могут жестоко кинуть. И таких случаев было много и причем даже с очень солидными лейблами из Большой пятерки и очень солидными исполнителями. Лучше всего найти юриста в области музыкального права и консультироваться по каждому контракту.
3. Нужно разбираться с терминами в шоу бизнесе. К примеру, эксклюзивно или не эксклюзивное владение треком, паблишинг, Synch-лицензии и т.д. К примеру, если компания приобретает у вас трек эксклюзивно, это значит, что вы не сможете больше двигать ваш трек самостоятельно или какой либо другой компании в течении срока оговоренного контрактом и на территории указанной в нем. Т.е. по сути дела вы отдаете ваш трек в руки этих людей на ЭН лет. Причем еще не факт, что они вообще могут что-либо заработать. Один мой именитый знакомый из Америки (Lazybatusu, у него свой лейбл Emunity Records) попал в интересную ситуацию как раз с таким типом контракта. Компания которая подписала его альбом издала этот альбом БЕЗ его согласия, не заплатив при этом ему ни цента. За эксклюзив нужно требовать хорошей оплаты, потому что это могут быть единственные деньги, которые вы вообще увидите.
4. Еще одно кидалово - когда вам не платят аванс, а обещают лишь процент с продаж. Трудно контролировать компании на добросовестность их отчета о количестве распроданных дисков. Если вам допустим скажут, что мы вам будем платить 20 процентов с цены каждого проданного диска (что не плохо), до догадайтесь, сколько будет двадцать процентов от нуля? А50 процентов от нуля?
5. Вот еще один смешной тип издания музыки. К примеру, вы связываетесь с лейблом который издает супер-пупер компиляцию. Они пишут вам - клево, музон вообще отпад, издаем без вопросов. Участие вас в этом сборнике будет стоить 250 долларов. При этом не оговаривается ни тираж, ни чего. Итог - они собирают к примеру 15 таких наивных людей, загребают на каждом по 250 баксов. Итого 3750 баксов. Выпускают 15 дисков по себестоимости 2 доллара за диск, и того - 30 долларов расходов, высылают их вам по одной штуке и остаются с наваром 3720. Оценки грубые, но порядок цен где-то такой.
Практические выводы:
1. Тщателньо изучайте контракты.
2. Знайте что означает каждый термин в шоубизнесе и контракте.
3. Соберите максимум информации о лейбле с которым вы контактируете.
4. Задавайте много вопросов.
5. Найдите консультанта с опытом.