Ух ты какая тема... Посмею влезть со своей любительской точкой зрения. Пардон за простыню, чукча не писатель, он читатель, но так вышло)))
Итак, отталкиваясь от направления, заданного темой, можно сказать для начала следующие вполне очевидные вещи. Человеческое сознание опирается на некую сумму информации, накопленную за жизнь. Эта информация вполне себе структурирована, причем если мы разберем некий квант информации, то окажется, что он практически целиком основан на некой другой информации, как правило более простой. Этакая перевернутая пирамида. Это собственно то, как работает наше познание объективного мира. Что из этого следует. Любые два человека обладают различной суммой информации. Это вызвано разным днк (стартовые условия) плюс разные условия дальнейшего развития. Отсюда вполне очевидно, что чем ближе стартовые и внешние условия, тем более похожа информация, которой они обладают. Это то, как образуются различные цивилизации, культуры, народы, социальные , профессиональные категории. При том чем ближе к фундаменту мы будем смотреть, тем больше будет похожих в этой плане людей, вплоть до практически полной идентичности, что вполне логично, так как в конце-концов некие потребности, инстинкты и прочая у нас у всех одинаковы или по крайней мере крайне близки. Второй важный момент - эта пирамида крайне устойчива к перестроению. Более того, поскольку каждый ее новый уровень базируется на предыдущем, она имеет тенденцию расти в определенном направлении. Как результат, личность формируется в раннем детстве, далее в основном небольшие корректировки, хотя бывают конечно различные ситуации, которые могут повлиять значительно сильнее, различные психологические травмы и т.д. Глобальные события могут влиять сразу на огромное количество людей, например война.
Что в итоге. Мне нравится следующий пример: вы легко сможете договориться даже с каннибалом насчет того, что время от времени нужно кушать, и кушать - это в целом хорошо. Но объяснить почему кушать людей - плохо, не сможете. Просто потому что у него другая информационная пирамида. И что бы его переубедить, придется ее перестроить чуть ли не с нуля, что по сути нереально. Эту устойчивость, я уверен, каждый из вас успел неоднократно ощутить в жестоких спорах, когда кажется что ты абсолютно логичен и последователен, но тебя все равно не понимают. Другой пример - чем старше человек, тем более неохотно он меняет привычки, воспринимает инновации, какие-то социальные перестроения. Третий - радикальные инновации предлагают как правило молодые, которые еще не знают слишком многого. Причина все та же - жесткость пирамиды информации.
Теперь как это все относится к музыке. Первое что нужно отметить - музыка есть один из видов искусства, которое в свою очередь является одним из способов познания мира, так называемое художественное познание. А раз так, то мы можем применить к ней рассуждения выше. Что самое важное - все что касается музыки, встроено в нашу пирамиду познания, которая в достаточной степени индивидуальна. Отсюда вывод - для восприятия музыкального произведения нужен определенный информационный фундамент, совпадающий на неком уровне с фундаментом автора. В противном случае музыка понята не будет. Притом чем ближе совпадение по всем фронтам, тем более эмоциональным вам покажется творение. Второй важный момент - качественный уровень музыкального произведения напрямую зависит от того, насколько высока пирамида художественного познания у автора на момент написания. Блоками тут могут служить и эмоциональная развитость, и музыкальное образование, и общий уровень интеллекта и прочая, в различных пропорциях.
Смотрим. Первобытное общество обладало довольно малым количеством накопленных знаний. Музыка (судя по тому, что нам о ней известно) - примитивна, напрямую связана с образом жизни, носит видимо ритуальный характер. Думаю не ошибусь, что в любой точке Земли она была похожа, ну небольшая корреляция на условия существования. По мере развития человечества растет уровень знаний, развивается и музыка. Формируется отличные между собой культуры, музыка реагирует соответствующим образом. Уже на этом этапе восприятие музыки другой культуры отличается от восприятия ее оригинального представителя. По мере развития новых классов общества внутри одной культуры начинают выделяться различные жанры. Музыка становиться достаточно развитой (а значит и сложной), чтобы уделять основную часть жизни только ей (то есть речь о возникновении профессий). Понятно, что существуют музыканты с разным уровнем информационной пирамиды, а значит сочиняется и исполняется музыка разная по качеству, плюс у молодых есть запас на инновации, плюс происходит дальнейшее развитие жанров, которые во многом отражают разбиение внутри общества (знать и придворные - упор на классику, простой люд - народная музыка, клерки - духовная).
Дальше начинают происходить интересные вещи, которые набрали максимальный ход в XX веке. Первое - началось мощное смешение культур (глобализация, миграция, развитие коммуникаций). Второе - началось смешение классов внутри культур (социальный лифт и все дела). Третье - каждый человек получил за счет повышения общего уровня жизни гораздо больше времени и возможностей на различные хобби и развлечения. Таким образом, началось усреднение человека. Теперь вспомним о том, что музыка - часть пирамиды информации. Значит для того, чтобы оставаться актуальным в новых условиях, авторам нужно искать некий общий знаменатель, средства выражения, понятные для всех. Значит ползем вниз, на более простые уровни нашей пирамиды. Классика автоматически выпадает, только в простых развлекательных формах, так чтобы не напрягать людей. Она становиться уделом людей, которые имеют развитую художественную пирамиду познания. Рок-н-рол, пришедший из более примитивной культуры черного населения Америки - уже гораздо лучше. Ниже в пирамиде, значит понятен более широким массам. Все, что потом развилось в более высокие формы, типа арт-рока - ушло в свои узкие ниши. Современная массовая электроника - совсем хорошо. Жесткий ритм, простая мелодическая линия. Поп-музыка - идеал. Замечу, что это не значит, что например поп-музыка - отстой. Нет, я говорю о том, что она просто ограничена тем самым общим знаменателем. Например тематически - секс, любовь. Это универсально и понятно всем.
Яркий пример вышесказанного - США. Там все процессы шли наиболее интенсивно, соответственно общество должно было вырабатывать общий фундамент. Оно и выработало - от идеологии (свобода, равенство и т.д.) до масскульта. Наши родители считают их культуру похабной и низкопробной, на самом деле они просто взяли вещи, понятные всем (хорошо кушать, одеваться, комфортно жить и передвигаться, пардон, тр...ся и т.д.). Музыка - прямое продолжение. Она зеркалит общество.
Теперь пару мыслей, что дальше. Первое: вся эта человеческая смесь устаканится и будет и дальше наращивать свои знания. Несмотря на то, что мое поколение выглядит часто как сборище дебилов, которых мало что интересует, это не так. Просто такие сложились условия. Но мы ищем)) А значит растем. А значит и общий знаменатель будет расти вслед за нами. А значит уровень массовой музыки рано или поздно снова пойдет вверх. Пока есть куча ниш. Денег не заработаешь, но своего слушателя найти можно почти всем. Второе: доступность современных средств звукозаписи позволяет донести свое творчество не только бесталанным, но и людям, работающим в непопулярных жанрах. И просто молодым талантам. Иначе говоря, время, которое нельзя тратить на развитие себя как музыканта, ввиду невозможности жить только за счет музыки, компенсируют новые технологии. Плюс новые уникальные средства доставки контента - люди могут это услышать. Так что возможности для разработки новых направлений сейчас шире, чем когда-либо.
Короче сейчас просто происходит реорганизация. А вообще все будет хорошо.