Словарь современных терминов в киномузыке

Товарищи! Предлагаю в этом топике собирать с мира по нитке некий словарик актуальных кино-музыкальных терминов, которыми в основном пользуются в далёкой Калифорнии, ну и не только там, естественно.
Вот для начала:

ADDITIONAL MUSIC - добавленная музыка. Обычно, это значит, что на картине был помимо заявленного композитора, еще один (или несколько), в силу того, что основной композитор либо не справился, либо был занят первостепенными задачами. (Ned Howard)

CLICK TRACK - да не простой, а подвижный. По всей оркестровой музыке (с rit. и accel. piu mosso и т.д.) чётко по утверждённым композиторским мокапам. "У них" это работа музыкального редактора.

CUE - реплика, фрагмент. Музыкальная фраза, iluxa: музыка для конкретной сцены в фильме. Это может быть как короткая музыкальная реплика, так и вполне законченное музыкальное произведение для продолжительной сцены.

CROSS CUT (montage) - обычно, сцена, где повествование ведется методом чередования: события одного героя, события другого и т.д... Очень неприятная история для написания музыки. (Ned Howard)

DRAFT (он же RUFF) - эскиз / черновой / формулировать / проект. В монтаже есть термин "Draft cut" (черновой монтаж). Он же "Ruff cut". У нас есть "Draft mix" / "Ruff mix" (предсведЕние).

HIT CUT - акцентная склейка. Т.е. на некой склейке предполагается музыкальный акцент (такие вещи очень важно обсуждать с режиссёром). iluxa: Hit cut также называют sync point (точка синхронизации).

MOCKUP (реже SKETCH) - демка / эскиз (дословно - макет). Собственно то, что мы обычно говорим, когда показываем кому-то материал. "Ну это пока мокап. Не обращайте внимания". Предполагается, что впоследствии этот материал будет переписан живаго.

MUSIC EDITOR - музыкальный редактор - одна из самых конкурентных профессий в западном кинобизе, у нас же муз.ред-ы выполняют совершенно иные функции (попроще, скажем так). У них М.Е. подбирает и расствляет (с режиссёром монтажа) temp score; осуществляет контроль в связке режиссёр-композитор; пишет все брифы для композитора; генерирует click track и отвечает за него на оркестровых сессиях; совместно с music mixer'ом создают несколько разных миксов каждого музыкального эпизода, для того чтобы на перезаписи избегать громкостных и тембральных конфликтов с остальными звуковыми фактурами (таки да, это отдельный процесс, благодаря которому у них в фильмах музыку слышно, а у нас "не очень"); он укладывает (синхронизирует) всю музыку с картинкой; помогает на перезаписи; ну и естественно он (а не композитор, как у нас), пишет музыкальную справку по фильму.

MUSIC MIXER - Звукорежиссёр сведения музыки.

MUSIC SUPERVISOR - муз. супервайзер. Надзиратель от производящей компании (а иногда прямо от студии мэйджора). Основное связующее звено между основным продакшном и музыкальным. Начиная со spotting sessions сопровождает муз. производство подготавливая и утверждая все бюджеты, нанимая музыкантов, арендуя студии, следя за соблюдением всех "копирайтов", оговаривая все контракты по муз. продакшну, следя и докладывая что всё пишется в срок и как заказывали. В итоге имено супервайзер отвечает за музыкальные справки (cue sheet), которые составляет муз.ред.

REJECTED SCORE - отклонённая музыка. Пренеприятнейшее событие в творческой биографии. Как правило, если Вы работаете с крупным проектом и Вас "реджектят" (особенно, если это происходит на завершающей стадии, когда уже и оркестр записан и вот-вот перезапись начнётся), то дальше в вашей карьере будет спад. А если Вы будете бороться за свою работу (а Вы наверняка БУДЕТЕ), то автоматом окажетесь траблмейкером (см.) - тогда Вам вообще крышка. Самые яркие примеры реджектов недавнего времени: Габриель Яред "ТРОЯ". Заменён на Джеймса Хорнера, который за 4 недели написал replacement score. Карьера Яреда после этой истории резко пошла вниз. Лишь в 2010-м снова получает в работу "большой проект" "Турист". Музыку опять реджектят и отдают проект Джеймсу Ньютон Ховарду. Можно смело сказать, что на карьере талантливого Яреда окончательно поставлен крест в большом Голливуде. Ещё один громкий случай - реджект музыки Ховарда Шора в фильме "Кинг Конг" за месяц до релиза. Его опять же заменили на Джеймса Ньютон Ховарда. К слову, Дж.Н.Ховард - главный голливудский специалист по реплейсменту.

SEQUENCE - эпизод / секвенция. Сегодня слово Sequence в основном обозначает некий кусок, сделанный в цифре и основывающийся на синтетическом звучании. Т.е. это не Mockup, т.к. Sequence обычно входит в фильм "как есть".

SPOTTING SESSION - встреча, на которой вы с продюсером и режиссером обсуждаете будущую музыку - какие сцены нуждаются в музыке, важные точки синхронизации и т.д. (iluxa)

TEMP TRACK - "временная музыка". "Референс" по нашему (хотя у них референс - это просто музыка, которая чем-то подходит к материалу, и режиссёр говорит: Старик, послушай ЭТО - вот что-то такое мне нужно).
TEMP LOVE - это когда режиссёр (продюсер... в общем Ваш заказчик) ПРИВЫК к временной музыке и у Вас не получается её "победить" своими вариантами.

TROUBLEMAKER (Labeled as) - Не совсем музыкальный термин. И да минует он Вас! Ибо, если Вы получили такую "метку" у серьёзного работодателя - считайте, что Вашей карьере крышка. Это чёрный список. Это "плохая кредитная история". Это значит, что Вы СОЗДАЁТЕ ТРУДНОСТИ. Трудности, это: провоцирование, или даже простое участие в неком производственном конфликте, реджект (см.), неуступчивость, неисполнительность, любая мелочь, оставившая "осадочек" у заказчика. Если заказчик крупный, то ни один крупный заказчик с Вами больше работать не будет. Выход: быть гением, найти другого гения (продюсера, или режиссёра), сделать совместную (НЕЗАВИСИМУЮ) работу и получить за неё Оскар. Назавтра Вы опять в шоколаде.


Начало положено. Дополняем, спорим, учим,.. и блистаем своей образованностью!:sun_bespectacled:
 
Последнее редактирование:
Не согласен с определением cue. Под cue подразумевается музыка для конкретной сцены в фильме. Это может быть как короткая музыкальная реплика, так и вполне законченное музыкальное произведение для продолжительной сцены.

Hit cut также называют sync point (точка синхронизации).

Spotting session - встреча, на которой вы с продюсером и режиссером обсуждаете будущую музыку - какие сцены нуждаются в музыке, важные точки синхронизации и т.д.
 
Не согласен с определением cue.
Зуб даю, мои определения практически из учебника))) но и с Вашими согласен. Какое широкое применение для такого коротенького слова...

Hit cut также называют sync point (точка синхронизации).
Чуть-чуть разные вещи. Хит кат - склейка где нужно "долбануть", а синк поинт может находиться не только на склейке (к примеру на реакции актёра) и на нём не обязательно "долбить" - может наоборот "зависнуть"... и т.д. Может его отдельно прописать? Дайте Ваше определение, плз.
 
Полезная информация!
А где можно почитать еще разных терминов по этой тематике?
(надеюсь список будет пополняться)
 
Пока первое, что пришло в голову:


Cross Cut (montage) - обычно, сцена, где повествование ведется методом чередования: события одного героя, события другого и т.д... Очень неприятная история для написания музыки :victory:

Additional Music - добавленная музыка. Обычно, это значит, что на картине был помимо заявленного композитора, еще один( или несколько), в силу того, что основной композитор либо не справился, либо был занят первостепенными задачами. В нашей стране, такого понятия, категорически не существует. Пытаюсь его интегрировать последние 5 лет :))))
 
  • Like
Реакции: ProMaster и Sate
Прошу прощения за ламерские вопросы...но как говорится, лучше один раз быть дураком, чем оставаться им всю жизнь)

Пытаюсь составить своё резюме на английском языке, и "упёрся" в термины- например, как сказать- "сочинение музыки к центральной заставке телевидения"?:dash1:
original score for...?
background music?
И совсем непонятно, каким термином описывать саму "центральную заставку телевидения"(((((((((
Spot? Logo?

Прошу хэлпа у специалистов...может быть, кто-то сможет помочь- напишу в личку по-русски всё, что хотел, и мне помогут...:drinks:
Хотя, лучше сюда- возможно, такая проблема не только у меня одного.
 
Cross Cut (montage) Очень неприятная история для написания музыки
Не то слово!!! Особенно, если при монтаже не прокладывался единый референсный трек (чтобы хотя бы по темпам не слетать). А то в итоге получаешь в параллель бегущего в жанре экшн глав-героя, который мочит плохих парней, чтобы успеть спасти напарника, и, собственно, напарника, которого ШЁПОТОМ, с-ка, допрашивает главный злодей! И вот прыгай, как хочешь... УЖОС!

Additional Music. В нашей стране, такого понятия, категорически не существует. Пытаюсь его интегрировать последние 5 лет
И весьма успешно, надо сказать :yes:
 
  • Like
Реакции: Ned Howard
например, как сказать- "сочинение музыки к центральной заставке телевидения"?:dash1:
В телеке не силён, но если речь об основной заставке (лого) телеканала, то мой вариант (допустим мы про некий т/к "Россия"):

"Russia" TV channel original music logo.
Или
Original music logo for TV channel "Russia".

Так по крайней мере поймут. Но уверен, что есть более ёмкий и правильный вариант.
 
  • Like
Реакции: Spartak
Можно еще добавить: европейская и американская "школа" киномузыки. Такое разграничение дал Э. Артемьев. В европейской, как правило, музыка не привязана жестко к сценам и является самостоятельным художественым элементом в фильме, в американской школе музыка в кадре почти всегда служит вспомогательным элементом для восприятия той или иной сцены и отражает настроение "кадра". Есть и исключения - например, музыка в американской кубриковской "Одиссее 2001" относится явно к европейской школе.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Versia Nova
boringusername,
"Одиссея" - это вообще отдельная история. Известно, что Кубрик всегда снимал свои фильмы под музыку. То есть прямо на площадке у него стоял магнитофон и играл что-то из классики, вдохновляющее мастера на ту или иную сцену (это показано, например, в документальном фильме о съемках "Сияния"). В Одиссее он вдохновлялся Лигети, Штраусами (Рихардом и Иоганном), Хачатуряном и т.д. В то же время непосредственно над саундтреком работал композитор Алекс Норт. Написал полностью саундтрек, даже записали его, получил хороший гонорар... Но когда композитор пришел на премьеру фильма, он не услышал ни ноты своей музыки в фильме. Кубрик попросту решил оставить всю ту музыку, которой он вдохновлялся. В общем-то, этот фильм и стал рекламой для Лигети, который поначалу был зол на Кубрика за то, что его Реквием и "Люкс этерна" использовали без спросу и без оплаты... Но вопрос этот, разумеется, щедро уладили.
 
  • Like
Реакции: Spartak и boringusername
А "Заводной апельсин" Кубрика? Там вообще всё на музыке держится. Особенно знаменитая постельная сцена в ускоренном режиме под Штрауса... :girl_crazy:
 
Давно хотел узнать.
В оригинальных оркестровых партитурах к кинофильмам, в названиях используются специальные пометки. (Например 1m1, 1m3, 7m27 и т.д.). Насколько я понимаю это пометки которые помогают привязать музыкальный трек к определенному моменту в фильме. Хотелось бы узнать по подробнее что конкретно означает буква M, а также цифры возле неё.
 
Давно хотел узнать.
В оригинальных оркестровых партитурах к кинофильмам, в названиях используются специальные пометки. (Например 1m1, 1m3, 7m27 и т.д.). Насколько я понимаю это пометки которые помогают привязать музыкальный трек к определенному моменту в фильме. Хотелось бы узнать по подробнее что конкретно означает буква M, а также цифры возле неё.

Может быть 1m24 = Первая минута, двадцать четвёртая секунда? :huh:
 
В оригинальных оркестровых партитурах к кинофильмам, в названиях используются специальные пометки. (Например 1m1, 1m3, 7m27 и т.д.). Насколько я понимаю это пометки которые помогают привязать музыкальный трек к определенному моменту в фильме. Хотелось бы узнать по подробнее что конкретно означает буква M, а также цифры возле неё.
Обозначение материала фильма.
1M3: Reel 1, Music, Cue 3
То есть, первая часть плёнки (катушки примерно по 20 минут каждая), Музыка, Фрагмент 3.
 
  • Like
Реакции: arzamas16 и N-shtaiN

Сейчас просматривают