Katerina:
Тогда Сезар Франк был первым джазменом Про Рахманинова и Дебюсси я вообще умолчу...
да, точно
альтерация всякия и прочее.
Вообщем мой не очень толковый выпад был не для того, чтобы блеснуть знанием джазовой гармонии, а для того, что само понятие "джазовая гармония" - вполне оправдано.
Alexey Lukin:
Если в скором времени происходит возврат в исходную тональность, то это отклонение.
да не же. Определение отклонения совсем не такое. Я слово в слово не помню, но суть знаю.
Если у нас есть модуляция в тональность такую-то, то такая модуляция будет называться отклонением если мы без кадансирования опять куда-то уйдем, не важно в исходную тональность или в новую. А если утвердим тональность (в которую смодулировали) кадансом, тогда это будет называться модуляцие.
Сопостовления - это ничем не подготовленная модуляция.
Alexey Lukin:
В таком случае возврат в основную тональность зачастую будет слушаться даже неестественно. По крайней мере, мои уши уже привыкли к сопоставлению на тон вверх, а вот на тон вниз - нет, т.к. такое редко бывает.
не знаю, что там будет не естественно, но делать можно все, что захочеться, и музыкальная теория-гармония это как закон РФ - его можно трактовать тысячью разными способами
Самое главное это то, что действия композитора должны оправдываться художественным замыслом.
И вообще немного странно звучит "мои уши уже привыкли к модуляции вверх, значит это естественно". Немного непрофессионально, не находите?
И потом - что за "тон вверх", "тон вниз"? Откуда это? Как-то слишком узко Вы себе представляете сильнейшее средство выразительности - смену тональности