2 Febrero1981. Зайди как ни будь ко мне на студию Илькин, около ЦСУ, Военный Городок. Поговорим, браток.
1. Кеман, в переводе означает смычок (или лук-тетива стрелы). Так называются разные смычковые инструменты на востоке. В том числе и скрипки. Макам, или по азербайджански
Мугам, это восточная ладовая музыка, очень сложная и колоритная.
2. Voice of Istanbul спродюссировал Эмре Кырал. Там записаны живые скрипки. Правда потом все это обработано, очищено, засемплировано, но звуки живые.
3. У турков (арабов, персов, курдов) в оркестре как правило бывают 4 скрипки и 3 альта (фомула 4+3). Я сам работал звукорежиссером на бакинских концертах Ибрагима Татлысеса, Эбру Гюндеш и многих турецких звезд поменьше рангом, и точно могу сказать, они это играют действительно живьем, и никакие самоиграйки при этом не используют. Такое слитное звучание, результат многолетней практики музыкантов. На студиях же, как правило играют 1-2 музыканта, методом наложения. Так экономичнее - сессионщики в Турции дорого стоят. Наши бакинские музыканты так играть не могут. Даже если используют живой звук (не через пьезо или магнитный звукосниматель), записанный через ламповый микрофон. Наш лучший скрипач "маэстро" Джейхун несколько раз пытался у меня записывать подобным образом разные аранжировки. Все равно, звучание совершенно иное. Это совсем другая школа и другая практика. Там очень высокая сыгранность и синхронность оркестрантов. У них и звукоизвлечение, и постановка другое. Я балдел от того, как они совершенно неподвижно сидели перед динамическими микрофонами на концертах, даже если исполняли самые экспрессивные партии. При этом расстояние от деки скрипки до микрофона составляла 5-10 см. А наши скрипачи и прочие музыканты перед микрофонами ведут себя как акробаты и требуют ставить динамические микрофоны на расстоянии 30 см и более (на концерте!). Гарячий народ, аднака.
)))
4. Что касается, того, возможно ли получить такой звук используя семплеры и синтезаторы, то могу точно сказать, возможно, но это очень долгий, трудный и нудный процесс. Нужно не столько играть, сколько рисовать на пиано-ролле секвенсора. При этом лучше использовать несколько слоев. Я как правило использую смесь из скрипок Edirol Orchestral (1 cd), East&West Quantum Leap Symphonic Orchestra Sting Orchestra Platinum (19/7 dvd), Sonic Implants Symphonic String Collection Giga (20 cd), и самое смешное, но самое главное (!) Synful Orchestra (!). Частично Voice of Istanbul и даже разные SF библиотеки. Все зависит от произведения. Формула как правило 4+3. Но, для каждого типа игры делаю разные слои. Ну там, всякие marcato, legato, spiccato, glissando, vibrato и пр. При этом, в MIDI проекте это все как правило не хорошо звучит. По этому окончательную доводку звучания скрипок я делаю уже на аудио, поканально, с эквалайзерами, компрессорами, эффектами и пр. обработкой.. Однако, если заказчик желает получить быстрый результат и готов платить сессионщикам, я приглашаю живых скрипачей (часто только одного, реже 2-х), и они это все делают гораздо быстрее.
5, Насколько я знаю сейчас в Турции многие аранжировщики так же делают. И нередко используют какие то акаевские, ямяховские и роландовские библиотеки (какие точно не знаю). Еще сами нарезают семплы и очень дорого продают. У нас в Баку Яшар Бахишев, Эвез Курбанов, Назим Ахмедов и другие аранжировщики в основном используют Quantum Leap Symphonic Orchestra Sting Orchestra. Кроме того, используют курцы, тритоны, мотифы, эмушки и пр. железо. Я же все делаю на РС. Без клавы, только мышкой.
Успехов!