"Headroom" и прочие профи-прелести...

Paul Minesweeper

Active Member
11 Июн 2009
147
58
28
Мне интересно было бы узнать, в чем принципиально отличается процесс сведения, премастеринга трека в профессиональной звукозаписывающей студии от любительской домашней.
И речь идет не столько о железе (это же и так понятно)))), сколько о технологиях.

Недавно отсылал треки на лейбл, и меня заинтересовало их требование -3-5db на мастер-шине. Мне ответили - нужно поймать "headroom", т.к. это "составляющая коммерческого звучания". Что ещё за headroom? И, если не сложно, отпишитесь про другие технологии обработки звука...
Заранее благодарен за любое пояснение и мнения :wink2:
 
В цифровом аудио Headroom - это величина, показывающая "зазор" между высшей точкой полной цифровой шкалы (0dBFS), при превышении которой возникают искажения (в т.ч. клиппинг) цифрового сигнала, и допустимым максимальным уровнем (PML).

Headroom - это как бы зона безопасности, в пределах которой кратковременные пики аудисигнала могут превышать допустимый максимальный уровень без возникновения искажений.

Различные установленные стандарты рекомендуют и различные
PML.

Например, EBU (European Broadcasting Union) определяет максимальный допустимый уровень в -9dBFS, т.е.хедрум составляет 9дБ. Для мастеринга 24-битных концертных записей, где могут возникать непредусмотренные пики, EBU дает другую рекомендацию - оставлять хедрум -24дБ.

Есть THS и другие стандарты, где хедрум составляет -14dBFS, -20dBFS и т.д.

Отсутствие хедрума может привести к искажению сигнала в кратких пиках.

"Поймать хедрум" - для меня терминология непонятная, :sarcastic: как и непонятна связь с коммерческим звучанием.

Если говорить нормальным языком, наличие хедрума развязывает руки мастеринг-инженеру, поскольку в процессе обработки (компрессирования, EQ, фильтрации) амплитуда сигнала изменяется. С пережатым треком справиться труднее, а порой - просто невозможно.

По поводу "отпишитесь про другие технологии звука"...

Во-первых, сам по себе хедрум - это не технология.

И что такое вообще - технология звука? Что хотел спросить автор?

"Отписаться" не получится, т.к. даже краткий экскурс в этой области займет множество томов.
 
smack, технологии обработки звука (читайте внимательней!!) , а в частности, в профессиональных студиях звукозаписи.
Про "headroom" я спрашивал, потому что вообще представления не имел, что это. :smile: Теперь понимаю, что это не технология...
Спасибо за разъяснения :wink2:
 
smack, технологии обработки звука (читайте внимательней!!) , а в частности, в профессиональных студиях звукозаписи.
Все те же самые что и в "непрофессиональных". Всё зависит от того кто работает.
 
Я вот тоже никак не пойму про хэдрум...
То есть, это "зазор" между максимальной амплитудой трека и 0дб?
Тогда что мешает нормализовать любой трек под нужный макс уровень? На том же лейбле это парусекундная операция.
 
А они не хотят понижать, а хотят, что-бы ты не повышал. :)
Если у тебя микс под 0 - значит скорее всего ты его "мастеровал" либо как-то обрабатывал - короче с их точки зрения во время сведения (или после) действовал неправильно.
 
Т.е. я так понимаю, хеадрум это не просто тупо опускание мастер фейдера до нужного уровня??? Нужно фейдер оствить на 0дБ но чтоб все треки так свести чтоб на мастере сигнал был скажем ниже -9дБ?
Разве есть разница??
Мот ктонить объяснит?
 
Недавно отсылал треки на лейбл, и меня заинтересовало их требование -3-5db на мастер-шине. Мне ответили - нужно поймать "headroom", т.к. это "составляющая коммерческого звучания".

Как лейбл-то называется? Чушь какую-то городят :) Почему именно -3 - -5, а не -4 как среднее? Или не -5,5? Они сами знают, чего хотят, интересно? :)

и -3 - -5 это пиковая амплитуда имеется в виду или RMS?

Может, просто придрались? :) Вообще, подписываться под работу с лейблом, самостоятельно проводя всю работу над своими композициями, и при этом не зная фундаментальных терминов - несколько рановато :)
 
Последнее редактирование:
и -3 - -5 это пиковая амплитуда имеется в виду или RMS?

Есть такое подозрение, что речь про RMS :smile:
А под headroom имеется в виду динамика. Как уже было сказано, наличие динамики дает больше свободы мастеринг инженеру.
 
Последнее редактирование:
Нужно фейдер оствить на 0дБ но чтоб все треки так свести чтоб на мастере сигнал был скажем ниже -9дБ?
Разве есть разница??

На эту тему на Гирслатце есть два больших топика, почитайте, если английский знаете, сами решите - так или эдак

Есть такое подозрение, что речь про RMS :smile:
Какой RMS :ireful3:??? Вы хоть представляете, какой тогда Пик будет? Какой после этого мастеринг?

А насчёт:
"составляющая коммерческого звучания"

помоему "нормально" ответили, чтобы лишних вопрос не задавал и не сумливался в правильности требования:hunter:
 
  • Like
Реакции: interso
треки на лейбл, и меня заинтересовало их требование -3-5db на мастер-шине.

Это для того, чтобы мастеринг инженер имел возможность привести ваши треки к нужному им формату звучания по RMS(громкости).
Здесь про Headroom -

http://en.wikipedia.org/wiki/Headroom_(audio_signal_processing)
ем принципиально отличается процесс сведения, премастеринга трека в профессиональной звукозаписывающей студии от любительской домашней.

Ничем, кроме специального оборудования и мастерства инженера.
Да...., иногда результатом работы:-)
 
Это для того, чтобы мастеринг инженер имел возможность привести ваши треки к нужному им формату звучания по RMS(громкости).

да? а если будет 0 dBfs - то что будет хуже? а если -10 dBfs? уже исчезнет такая возможность"привести ваши треки к нужному им формату звучания по RMS(громкости)"? Типо, фейдер вниз подвинуть перед процессингом религия не дозволяет?

Для мастеринга важно, чтобы фонограмма имела нормальную, не убитую динамику, с пик-фактором не менее 10-12 дБ. Какой при этом будет максимальный пиковый уровень - значения не имеет, ну в разумных пределах, т.е. -90 лучше не надо :) Ну и файлы чтобы не 16 бит.
 
  • Like
Реакции: bura6nikov
Есть такое подозрение, что речь про RMS
при чём тут RMS? RMS -3? ты себе представляешь, что это за такое?)))))

хеадрум это не просто тупо опускание мастер фейдера до нужного уровня???
не важно, как будет у вас мастер фейдер, при чём тут он? речь идёт О СИГНАЛЕ. сигнал не должен превышать -3-5db.




ВСЕМ кто не понял, что такое headroom:
перечитайте пост от smack еще раз, пожалуйста. он ведь точно всё обьяснил.
 
Последнее редактирование:
Цитата:
Сообщение от respect Посмотреть сообщение
делай кик на -10 - 12 и уже от этого отталкивайся
вот тебе и хедрум
Блин....
Как же у некоторых всё просто...


Так и должно быть...
в Эйблтоне семплер по умолчанию имеет выходной ползунок в положение -12дб.... интересно на фига??

если свести под кик в -12дб то на выходе получете -3 -5 но уж до нуля точно не дойдет .. и все будет ок и всем хорошо... и мастеринг инженер вам скажет спасибо... как говорится всё гениально просто...
 
ыыы))
кик на свете бывает только один :)
и только исключительно в аблетоне )))
:laugh4:

если мне тут истерически смешно , то Субботину наверное уже хочется плакать :)
от всех этих перлов ))
 
ыыы))
кик на свете бывает только один :)
и только исключительно в аблетоне )))
:laugh4:

если мне тут истерически смешно , то Субботину наверное уже хочется плакать :)
от всех этих перлов ))

ты о чом??

я имел ввиду электронный кик тоесть из какой нибудь электронной библиотеки (как в моем случае, я занимаюсь электроной музыкой, и впринципи все семплы которыми я пользуюсь имеют одинаковый уровень не смотря на то что они с разных библиотек...) и они по громкости все звучат одинаково так как уже с ними всё что нужно сделали ни каких вринципи оброботок не нужно он уже готов к использованию.. поэтому и звучать они все одинаково по громкость чтоб во время сведения можно было в любой момент заменить его на другой... Повторюсь что я говорю именно о кике и именно в электронной музыке.. и не удивительно что в семплере аблетона на выходе -12 так как он разработан по большей мере для электронных музыкантов и продюсеров.. понятное дело что после того как кик кидаешь в семплер и в семплере стоит ползунок на -12.. то на мастере имеешь примерно -15 -16 т.к семпл кика имеет уровень примерно в -3Дб это примерно и что у одного что у другого что у третьего... это как раз ответ на
кик на свете бывает только один :)
и только исключительно в аблетоне )))
а почему эти кики все звучать одинакого по громкости это уже не ко мне а кте кто их делает ))) хотя логически понятно что это просто для удобства использования ... скорее всего у тех кто делают эти библы есть какиета свои форматы правила там и тд..
 
Последнее редактирование:
чтоб во время сведения можно было в любой момент заменить его на другой...
Как же у некоторых всё просто...
:) ... во время сведения менять звуки - эт что-то новое , уж извините...))) я думал, это делается на этапе аранжировки )))
 
:) ... во время сведения менять звуки - эт что-то новое , уж извините...))) я думал, это делается на этапе аранжировки )))
Извеняю ))))) просто я опять повторяюсь что я говорю только об электронной музыке а именно танцевальной электронной музыке а имеено клубной и ещо имеееенннонн Хаус и все его под стили.. так как занимаюсь этим направлением и говорю отталкиваяс от этих знаний.. Теперь следующие то что в электронной музыке продюсер (это тот который пишит треки у себя дома на компе или в своей проект студии, а не тот что девок трахает которых он продвигает как какойто очередной музыкальный проект как это принято в россии) так вот в электронной музыке продюсер пишет трек и сам же его сводит и большинство начинает сводить уже на этапе аранжа... это логично ведь ему его (трек) потом не нужно нести в студию на сведение.... тоесть по другому помоему даже ни как... если ты сам пишишь и сводишь...
 
Лэйблом дана абсолютно правильная рекомендация, подразумевающая, что микс делается без включения динамических плагинов в мастер шину.
Уровень -3-5db , а лучше -6-8дб, это просто
страховка от пиков, которые не все мониторят, поэтому возможны искажения, выявляющиеся при поднятии среднего уровня.
Уровень мастерового фэйдера тут ни при чём, просто меняется психология процесса сведения, что понятно тем, кто реально этим занимается. Без достаточной компрессии на мастере сделать танцевальный микс драйвовым достаточно проблематично и требует большого опыта. Вариант - сводить с динамикой, а потом просто выключить её, проходит далеко не всегда:-(
Кстати, менять звуки во время сведения обычная практика, и ничего страшного в этом нет.
Например, бочка, казавшаяся очень хорошей и "толстой" во время создания аранжировки, может съесть всю энергетику из-за излишней "толщины", что выясняется во время микса, когда делаешь правильный баланс и посматриваешь на стрелочки:-) Поэтому приходится подбирать бочку чуть повыше, с учётом ,конечно, музыкальной идеи.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: interso
Лэйблом дана абсолютно правильная рекомендация, подразумевающая, что микс делается без включения динамических плагинов в мастер шину.
Уровень -3-5db , а лучше -6-8дб, это просто
страховка от пиков, которые не все мониторят, поэтому возможны искажения, выявляющиеся при поднятии среднего уровня.

Ну на вопрос не ответил ты - а что, с плагинами в мастершине -3 -5 не может получиться? А -15 будет звучать хуже? а если получился 0 (или даже плюс) на шине, а потом его мастером убрали на -5 - что стало хуже? Про "подразумевается, что без включения динамических плагинов" - это домыслы, топикстартер об этом не писал.
про "пики, которые не все мониторят" - ерунда, потому что чего их мониторить - красная не мигает, значит их нет, не вдаваясь во всякие интерсемпловые подробности.... При поднятии среднего уровня вылезет только совсем уж неприличный клиппинг.
 
Последнее редактирование:
:-) Давно сводили-то ?

давно - в 99-м :) только сути вопроса это не отменяет. В 32 битах ничего не поменяется, что в 0, что в -15. Добавь громкость на контроле, и все. Мысль моя, собственно, в приложении к топику, состоит в том, что конкретные цифры рекомендаций ничего не дают. Искажения могли возникнуть и на более раннем этапе, при общем уровне на мастере -5, фанера может быть перекомпрессирована при этом же уровне. С другой стороны, в тех же 32-х, можно иметь на сборной шине плюс сто, а потом мастером сделать минус сто пять - искажений не будет. Какой тогда смысл в рекомендации "-5"? Ну будет 0, убери до -5, будет -20 - добавь до -5. Пока ты в высокой разрядности - ничего не меняется. Вопрос не в абсолютном значении уровня, а только в избыточной компрессии на мастершине при миксе, больше ни в чем, именно избыточная компрессия делает микс непригодным к дальнейшей работе, а какой там был уровень - не имеет значения. Т.е. требования должны быть к пик-фактору, вопрос - а какие? это же очень жанрозависимо, у электронной фонограммы он по определению будет ниже, чем у живой. Т.е. это та часть, где звукорежиссура перестает быть наукой, и становится искусством. И вопрос "насколько жать" не имеет численного ответа - жми, пока становится лучше, а как становится хуже - не жми :) А критерии "что такое хорошо и что такое плохо" и так у всех разные, а в наше время совсем размываются...
 
конкретные цифры рекомендаций ничего не дают.

Теоретически, да. А практически дают, так как меняют психологию подхода к миксу. Сейчас достаточно широко распространена технология создания микса при включённой динамике в мастер секции. При её отключении микс сразу "разваливается", и поскольку удержаться от перекомпрессии психологически довольно сложно, это приводит к адаптации к повышенному уровню искажений и маленькому динамическому диапазону.
Так что рекомендация несёт скрытый психологический посыл не пользоваться дешёвыми динамическими плагинами, а попытаться сделать микс без них, а окончательный уровень RMS предоставить сделать мастеринг инженеру, на профессиональном оборудовании.
 
При её отключении микс сразу "разваливается"
это потому, что неправильно понимают смысл и используют динамику на мастер шине.
что бы микс не разваливался, нужно работать с подгруппами, обрабатывать правильно каждый звук, работать правильно с пространством и панорамами, и так далее...
мастеринг это не клиника по лечению больных миксов, а фирма по изготовлению бриллиантовых миксов и если вы принесли туда фианитовый, а не алмазный, то бриллиантовго микса на выходе не будет :laugh4:

Так что рекомендация несёт скрытый психологический посыл не пользоваться дешёвыми динамическими плагинами
фигня посыл, имхо. не важно чем, важно как. и в этом вся разница.
 
Сразу прошу прощения за оверквотинг, но иначе не получается.

Сейчас достаточно широко распространена технология создания микса при включённой динамике в мастер секции. При её отключении микс сразу "разваливается", и поскольку удержаться от перекомпрессии психологически довольно сложно, это приводит к адаптации к повышенному уровню искажений и маленькому динамическому диапазону.

Ситуация описана верно. То, что в современных записях в основном неблагополучно с искажениями и динамикой, тоже спору нет. Рассмотрение корней этого явления - отдельный разговор.

рекомендация несёт скрытый психологический посыл не пользоваться дешёвыми динамическими плагинами, а попытаться сделать микс без них, а окончательный уровень RMS предоставить сделать мастеринг инженеру, на профессиональном оборудовании.

А вот с выполнением этой рекомендации на практике посложнее. Вы же сами знаете, что занятия мастЕрингом увлекло массы людей, а вот настоящих специалистов с надлежащим оборудованием (и главное - мозгами) можно перечислить по пальцам.

К кому обращаться? К Васе Пупкину, который угробит и так не перфектный микс посредственно записанных дорожек?

Вот и пытаются музыканты или аранжировщики сводить и мастерить самостоятельно. Если нет нормального инженера микса и мастеринга, музыкант при нехватке технических знаний хоть чувства вкладывает...
 
что бы микс не разваливался, нужно работать с подгруппами, обрабатывать правильно каждый звук

Правильно, это как? Компрессировать подгруппы индивидуально?
Не вижу разницы особой. Мне как раз дали мастерить фонограммку удавленную. Попросил выключить всё на мастер секции. Выключили, всё тоже самое, только тише:-)


не важно чем, важно как. и в этом вся разница.

Как -это понятно. Но важно и чем, разница в работе разных приборов и плагинов довольно существенная.


К кому обращаться?

Если нет нормального инженера микса и мастеринга,

Сейчас предложений в сети предостаточно. Да и автор с лэйблом связался. А у каждого припасён свой мастеринг инженер.
Так что сейчас уже особых проблем с этим нет.
 

Сейчас просматривают