Основная беда наших миксов - это планы и пространства.
Наши фонограммы звучат сухо плоско и безжизненно. А если внимательно прислушаться к западным работам , то их самая "сухая" запись всё равно живёт и дышит в каком-то еле заметном пространстве.
Всё это результат отсутствия у большинства из нас практики работы с микрофонами в условиях реальной акустики. Многие даже не понимают, что такое первый план, второй, дальний:-(
Чтобы ощутить реальное музыкальное пространство для начала полезно походить не на дискотеку, а на концерты в консерваторию, причём билеты каждый раз брать в разные ряды
Для понимания проблем создания пространства , возьмите какой-нибудь перкуссионный звук и с помощью всех имеющихся у вас ревербераторов попробуйте создать , например, три плана : ближний, средний, дальний.
Делается это с одним временем реверберации, но разным уровнем посыла на эффект. Затем тоже самое нужно сделать, с вокалом, роялем, акустической гитарой. Таким образом вы поймёте какой из реверов для чего больше подходит, что позволит в дальнейшем сэкономить массу времени и сохранить свежесть восприятия для микса.
Обычно для создания нормальной объёмной картины достаточно трёх ваших лучших плагинов(если они будут железными, это ещё лучше
Для улучшения качества звучания рекомендуется на стерео группу ставить не один плаг, а два одинаковых, разведя их по панораме. При этом отбор делать на каждый отдельно.
Можно немного поиграть с незначительной разницей параметров каждого из них.
Это для Общей картины. А для отдельных инструментов, таких как барабаны, гитары , бэк-вокалы... обычно подбираются отдельные ревербераторы с учётом характера этих инструментов. Есть общие рекомендации типов ревербераторов для разных инструментов, но этого в сети навалом. И даже в мануалах, которые полезно прочитать хоть один раз
Моя рекомендация, с учётом качества современных софтверных ревербераторов и дилэев, использовать только лучшие, в максимально разумном количестве, и с достаточной степенью осторожности.
Основная концепция - создать из них такой набор, такой алгоритм, при котором любой инструмент, любой звук может вполне органично существовать в любом из используемых пространствах, и не противоречить общей картине микса.
Полезно придерживаться старого правила акустических записей - планов может быть много, а пространство-одно. Конечно, в современной музыке это правило нарушается, и довольно часто успешно
Теперь немного конкретики - для "усадки" любого вокала, в инструментал любой плотности, используйте режим Early Reflections или Tap delay, который активно применяют большинство западных микс инженеров, используя свои "фирменные" алгоритмы из 20-50 делэев с разными фидбэком, панорамой и временем задержки, меняющимся каждый раз в соответствии с темпом произведения.
Этот алгоритм позволяет создать конкретное для данной вещи пространство, избежав его замутнённости и явного присутствия. В вещах балладного типа, естесственно, можно по вкусу добавлять основной реверберации дальнего плана.
Вообще, у меня на вокал обычно сразу стоит E.R. Delay, Room, Hall, что позволяет, тонким миксом всего этого, решить проблему пространственной обработки голоса.
Хотя иногда достаточно дилэя в 20мс , и голос на месте
Существет множество трюков с пространством, типа, посыл сначала на дилэй, потом в ревербератор, необычная эквализация, гэйтирование и компрессирование, дакинг, 3D панорамирование, применение хоруса, флэнжера, создание панорамы пространства с помощью точечных монофонических объёмов, реверс, быстрое изменение глубины инструмента, ну и бесчисленное множество игр с дилэями, которыми можно в значительной степени изменить аранжемент вещи, и даже усилить драйв.
Главное за всеми этими играми не потерять смысл и концепцию произведения(если они, конечно есть
Вообще, творческое, художественное использование пространства может создать концепцию даже совершенно безыдейному произведению.
Ведь музыка существует во времени и пространстве, и только потом попадает в наши головы