Как в современности пишутся духовые?

Профессионалы могут и без транспорта играть. Но лучше сделать транспорт, т.к. тогда музыкантам проще будет, соответственно и результат будет лучше. Я недавно писал духовые и забыл сделать транспорт. Музыкантов иногда переклинивало и они начинали в своем строе играть))
 
ааа.... то что потом для живых узыкантов делаеться транспорт это само собой... вопрос немного ширше)))
допустим я написал партитуру-оркестровку для чего то там и решил её выставить на суд общественный похвастаться или на предмет найди 10 ошибок... вопрос о правописании. Быть понятным. Допустим сегодня принято писать "АнимЕ" а раньше писали "АнимЭ"... вот как сейчас пишуться духовые что бы не возникло непонимание или поняли так как написал?
 
С учётом транспорта или без учёта?
Во всех проф. партитурах и изданиях партитур,все транспонипующие инструменты записаны в своих строях. Это удобно не только исполнителям,но и дирижёру. Бывали в истории случай,когда композиторы(Прокофьев,например)принципиально всё писали in C. Прокофьева так и издавали - "без транспорта".
Но для музыкантов лучше всё-таки писать в их строях. Так и им спокойней и..... Вам.
Тут ещё нужно учитывать тот факт,что можно писать для разных видов(строёв) одного и того же ин-та:
напр: Кларнет in B , или in A
труба in b или in C, или in d
все они нотируются в разных строях.
 
Charly 100,
вопрос немного ширше)))
Тогда и скрипичные ключи, не только духовые.
партитуру-оркестровку для чего то там и решил её выставить на суд общественный похвастаться или на предмет найди 10 ошибок
Если in C, то это будет выглядеть ужасно, из- за кучи добавочных линеек(ну или проставлять октавы). Особенно у духовых.
И вряд ли даст ценный совет человек, не умеющий "читать партитуры"(есть такой предмет в музыкальных учебных заведениях). Да и дирижер может, мягко говоря, "не понять", хоть они и всеядные.. ;)
 
С учётом транспорта или без учёта?

А что, сегодня изменилась конструкция инструментов, и они перестали быть транспонирующими?

Кроме этого прав коллега на 100%:
Если in C, то это будет выглядеть ужасно, из- за кучи добавочных линеек(ну или проставлять октавы). Особенно у духовых.

Тенор-сакс транспонирует на октаву+секунду, баритон - на октаву+сексту. Мучить их нотацией in C?
 
Группа Саксафонов:

САКСОФОН-АЛЬТ (звучит на большую сексту ниже написанного). Диапазон по инструменту и нотной записи Звучание по роялю
САКСОФОН-ТЕНОР (звучит на большую нону ниже нотной записи). Диапазон по инструменту и нотной записи Звучание по роялю
САКСОФОН-БАРИТОН (звучит на большую терцдециму ниже записи). Диапазон по инструменту и нотной записи Звучание по роялю

Саксофоны в оркестре - самая гибкая группа. Им подвластны все: кантилена, виртуозная техника, тесная и широкая гармонии... Баритон - нижний голос в группе, т. н. педаль. Он может удваивать басовую партию в оркестре, выступать как самостоятельный голос в группе, участвовать как гармонический голос в медной группе.

Группа саксофонов по диапазону занимает три октавы с секстой. Тэд Джонс, например, применяет в своей группе сопрано строя «си-бемоль», что позволило расширить диапазон, придав группе более резкий характер.

При создании партитуры для саксофонов следует помнить, что:

- альт и тенор в унисон дают звук тенора;
- альт и тенор в октаву дают звук альта;
- тенор и баритон в унисон дают звук тенора;
- тенор и баритон в октаву дают звук баритона;
- альт и баритон в унисон дают звук тенора;
- альт на октаву выше тенора и баритона в унисон с альтом дают звук альта.
 
  • Like
Реакции: stsss
Группа тромбонов

Тромбон - инструмент не транспонирующий, нотируется в басовом и теноровом ключах, но изредка - и в альтовом.

Педальными звуками являются основные тона натуральных звукорядов, входящих в состав семи позиций (не путать педаль с басо-остинато в любом из голосов).

Группа тромбонов в эстрадно-джазовой музыке менее подвижна, чем трубы и саксофоны, в силу технических возможностей. Использование гармонических педалей (последовательностей) в сольных эпизодах создает прекрасный эффект - своеобразную мягкую тембровую «подушку».

В разных регистрах подвижность инструмента весьма различна. Наименее подвижен нижний регистр.
Высокий регистр у тромбона более подвижен, но злоупотреблять быстрыми гаммооб-разными пассажами не рекомендуется. Последовательности в унисон в быстром темпе весьма неудобны в исполнении.
Allegro
Особого внимания требуют аккордовые последовательности в быстром темпе. Они менее предпочтительны не только по техническим причинам, но и вследствие акустических возможностей инструмента.
Предложенный ниже пример для групп тромбонов прозвучит хорошо в темпе среднего или медленного свинга. В быстром же темпе получится звуковой абсурд.

Фактически унисон у тромбонов хорошо звучит в среднем и более высоком регистре.

В крайних регистрах (что свойственно любой духовой группе) предпочтительно октавное удвоение.
Интервальное сочетание в группе тромбонов употребляется значительно реже, нежели у других групп.

Аккорды уже октавы
Октавное удвоение

Гроздевые аккорды

Надо отметить, что наряду с тесной линией (фон для соло или самостоятельная игра группы) у тромбонов хорошо звучит расширенная и широкая гармония. Последнее желательно не в быстром, а в умеренном темпе, так как нижние голоса в техническом отношении менее подвижны.
 
  • Like
Реакции: stsss и Phoenix
Группа труб

Труба in Вb - транспонирующий инструмент, звучит большой секундой ниже тональности данного произведения. Нотируется на большую секунду выше от строя «с». Диапазон по инструменту и нотной записи
Звучание по роялю.

Низкий регистр используется редко вследствие неустойчивой интонации, слабой звучности и неясности тембра. Средний регистр обладает ярким выразительным тембром, интонационно наиболее устойчив, отличается сильным звуком. Верхний регистр напряженный, тембр резкий, сдавленный. Группа труб в эстрадно-джазовой музыке (4-5 труб) весьма подвижна как в техническом, так и в динамическом отношениях, за исключением быстрых пассажей в низком регистре.

Аранжировщик должен иметь ясное представление о группе труб в оркестре (для которого он пишет), о каждом его участнике, чтобы знать, кому поручить кантилену, кому -верхние звуки (кто туттист), а кому - импровизацию.
 
  • Like
Реакции: stsss
Запись унисона духовых инструментов:
Унисон труб и саксофонов (альт и тенор) возможен в пределах нескольких диапазонов. Прием удобен для исполнения легких фраз в быстром темпе. Унисон саксофонов и тромбонов возможен в пределах диапазона 2. Исполняется с учетом нижней ноты саксофона альта и верхней ноты саксофона баритона.

Унисон саксофонов альта и тенора (без баритона) с тромбонами предполагает следующий диапазон:

Данный прием дает плотный, густой тембр (так называемый «Рей Конниф-эффект»). Движение в быстром темпе не рекомендуется.
Фактический унисон всех духовых БДО возможен в пределах следующего, весьма ограниченного диапазона:

Фраза (среднего регистра) для труб может быть сыграна в настоящем (чистом) унисоне. Если следующую фразу надо играть в высоком регистре, то трубы перемещаются в октавы.

Когда низкие трубы переходят в низкую октаву, то они должны это делать с минимальным скачком. Впрочем, это относится ко всем духовым.

В высоком регистре в партиях трубы (не более половины) по возможности должны быть расположены в верхней октаве, остаток должен находиться октавой ниже.

Это записки аранжировщика с какого то украинского сайта.
Хороший помню был сайт.
 
Последнее редактирование модератором:
  • Like
Реакции: stsss
Это записки аранжировщика с какого то украинского сайта.
Хороший помню был сайт.


пока читал всё хотел спросить из опыта работы налюдения или из какой то умной книги? оказываеться с сайта)))
возьму в блокнот, попытаюсь использовать)))
 
пока читал всё хотел спросить из опыта работы налюдения или из какой то умной книги? оказываеться с сайта)))
возьму в блокнот, попытаюсь использовать)))

Вот нашёл этот сайт:
http://pansound.com.ua/main/69-gruppa-saksafonov-v-zapisi.html
Советов здесь толковых много.
Я многое для себя давно скачал.
Спасибо этому чуваку,что так коротко и полезно о многом,что в книгах "не выудишь".....
Аранжировщикам тоже советую выписать эти "липучки" на стенку.
 
pROFI,
Виктор, при всем уважении к регалиям и заслугам. Все те "правила", которые ты изложил столь понятно и наглядно, годятся только для "разложения" мажорного трезвучия. Что, конечно, тоже полезно. Но предполагается, что человек, задавший вопрос, в курсе, и даже больше.
А про диксиленды вообще зря. Писать для них не делает чести аранжировщику и музыкантам. Разве что псевдо, но тогда уже- композиция.
 
pROFI,
Виктор, при всем уважении к регалиям и заслугам. Все те "правила", которые ты изложил столь понятно и наглядно, годятся только для "разложения" мажорного трезвучия. Что, конечно, тоже полезно. Но предполагается, что человек, задавший вопрос, в курсе, и даже больше.
А про диксиленды вообще зря. Писать для них не делает чести аранжировщику и музыкантам. Разве что псевдо, но тогда уже- композиция.

Цитаты то эти из уважаемого учебника Константина Алейникова "Аранжировка"...да и ув.Браславский вторит в том же понимании.
не я придумал...
Вобще то автору топика бы лучше к таблицам по инструментоведению...
Зарянского да Мальтера на полочку.
 
коротко и полезно о многом,что в книгах "не выудишь"

Как раз выудишь - Konion на книгу эту ссылку дал.

Кроме того, совет аранжировщикам повесить на липучку к какой разновидности аранжировщиков относится? ИМХО только к тем, кто работает только с "брассом" в режиме press to play, и по какой-то причине должен создать аранжировку с использованием живых или хотя бы с достоверном имитацией.
А для такой работы обычно привлекают тертых калачей, которые "в теме".

Далее - при всем уважении к Оленикову книга эта задумана и создана фактически очень давно, и тут соглашусь с Сердцеедовым -
подача материала на найденном Вами сайте хоть и верна по сути, но ограничена и догматизирована "по-старинке". Многое давно изменилось и в современном звучании оркестровых групп, и в технике исполнения, и в приемах оркестровки.
.

Ограничиваться материалом, изложенным в данном пособии, ИМХО не стоит, и все рекомендации в нем пропускать через фильтр современности. А в общем - это пособие для студентов эстрадно-джазовых отделений со всеми вытекающими...

И последнее - по поводу "толковости" данного сайта - заинтригованный дискуссией, зашел туда. Цитата:

"Проведём небольшую экскурсию по нашей студии звукозаписи винтажной музыки. Итак, осмотр стоит начать со второго этажа, где собрана большая коллекция ретро синтезаторов, электро-пианин, стратакайстеров и т.д. Только здесь можно найти единственный на Украине электра орган «Хамманад».

Я после такого слога обычно общаюсь настороженно, если вообще общаюсь...

Оттуда же рекомендации по ЗАПИСИ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ РИТМОВ

ФОКСТРОТ

В партиях рояля, баса и ударных ритмически подчеркиваются все доли такта, хотя ни одна из них не акцентируется. Мелодия развивается свободно в манере свинга.

МЕДЛЕННЫЙ ФОКСТРОТ

В данном примере партия ритмической группы ничем не отличается от предыдущего. Но мелодия медленного фокстрота обладает большей плавностью и напевностью.
Следующий пример демонстрирует другой вид ритмического сопровождения (слоу). В партиях инструментов чередуются ритмические фигуры пунктирного ритма.

БУГИ-ВУГИ
Общий контур этой фигуры охватывает 2 такта, образуя короткий повторяющийся мотив. Мелодия построена на пунктирном ритме, который подчеркивается в партии рояля, гитары и ударных.


Как будто в машине времени перенесся лет эдак... назад.

Кто адресат этой информации? Новое поколение аранжировщиков? Вряд ли, специфика не та. Монстры бигбэндовой аранжировки? Так они давно все сами знают, а если что-то подзабыли, так в Инете редко серфуют...
 
О чём спорим единично не всем понятно?
О том что так не прилично,что старые приёмы "пачек" хужеЕ новых?
И "догмы" Эванса хуже новых "находок"?
Не смешите.........
По мне так лучше в хорошее "назад в будущее",чем не устоявшееся во времени "верёд в прошлое".
 
По поводу замшелых рекомендаций - нашел среди книг старшего братца книженцию 1948 года по инструментовке. Начинается она так (!): "Нечеловеческий бас ревёт английские слова, оглушает какая-то дикая труба, напоминая крики обозлённого верблюда, грохочет барабан, верещит скверненькая дудочка, раздирая уши, крякает и гнусаво гудит саксофон. Раскачивая жирные бедра, шаркают и топают тысячи, десятки тысяч жирных ног. Это джаз - музыка толстых"...
Цитата из Максима Горького, пролетарского писателя. который сам знал, что такое правильная музыка, и других поучал. :sarcastic:

У того же Браславского - "В последнее время получили распространение вокально-инструментальные ансамбли - оттого, что во время исполнения музыкант может еще и петь" :laugh4:
 
Последнее редактирование:
У того же Браславского - "В последнее время получили распространение вокально-инструментальные ансамбли - оттого, что во время исполнения музыкант может еще и петь" :laugh4:

Так ведь и Стравинский почти ненавидел Прокофьева.
А Браславский то прав.
Если равняться к стандартам первичным,то играли они плохо и пели по-советски и платформу эрзац для будущего создали никудышную.
И что самое страшное мозги похоже замылили многим навсегда.
Впрочем это флуд....ухожу от него....не я начал.
 
Разрешите флудануть напоследок - к ВИА Браславский относил и Битлз... А его отношение к этому жанру - чисто личностное - милую его сердцу музыку вытеснили с концертных и танцевальных площадок, а также из эфира... Но это явление мирового масштаба, независимо от нашего отношения к нему.
 
Разрешите флудануть напоследок - к ВИА Браславский относил и Битлз... А его отношение к этому жанру - чисто личностное - милую его сердцу музыку вытеснили с концертных и танцевальных площадок, а также из эфира... Но это явление мирового масштаба, независимо от нашего отношения к нему.

Не правда!
Не верьте!
Учебное пособие Браславского по оркестровке эстрадных оркестров очень умное,толковое,современное и понятное.
Изучайте!
 
Парни, не вынуждайте переносить тему во флейм, плиз. Либо по существу вопроса топикстартера, либо отдельным диалогом в другом месте.
Касается всех.
 
Цитаты то эти из уважаемого учебника Константина Алейникова "Аранжировка"...да и ув.Браславский вторит в том же понимании.
не я придумал...
Вобще то автору топика бы лучше к таблицам по инструментоведению...
Зарянского да Мальтера на полочку.

да они есть и вполне пользуемы... хорошие, добротные такие издания))
только год издания у них далеко не первой свежести... хотя мало что меняеться непосредственно в инструментах но и вопрос ведь имел целью прояснить ситуацию с сегодняшними реалиями в конкретно написании ))) с учётом или без?)))

Не правда!
Не верьте!
Учебное пособие Браславского по оркестровке эстрадных оркестров очень умное,толковое,современное и понятное.
Изучайте!


что за пособие? где найти?
 
Последнее редактирование модератором:
Практика согласно принятой норме нотации такова (иначе материал отбраковывается - в конкурсах, в издательствах и уважающих себя концертных организациях):
партитура может быть как в транспорте, так и нет (у Прокофьева, например все партитуры in C) с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ указанием "transposed score" или "score in C"

В партиях ВСЕГДА И ТОЛЬКО В ТРАНСПОРТЕ. Каждый инструмент - отдельная партия. Ранее практиковалось, что можно было, скажем, сделать партию с первой и второй трубой на одной строчке (как в партитуре) или на двух на одной странице. Сейчас - каждому инструменталисту только отдельная своя партия. Первому - только своя партия. Второму - только своя.
 

Сейчас просматривают