Вопрос по теории

farmonol

New Member
10 Июл 2009
62
8
0
Предположим я выбрал тональность Cm и решил использовать прогрессию T - S - D - T. Играю трезвучия к примеру:
C - D# - G
F - G# - C
G - A# - D
каждое из этих трезвучий в свою очередь являются главными в трех разных тональностях - До-минор, Фа-минор и Соль-минор. И пересекаются они далеко не всеми ступенями.

на другой дорожке строю мелодию. И появляется вопрос :
ноты каких тональностей допустимо использовать? Любые ноты тональности от которой строилась прогрессия (т.е. Cm)? Или когда играет субдоминанта можно пользоваться любыми нотами фа-минора, а когда доминанта соответственно нотами соль-минора?
 
хорошо задам вопрос по-другому - левой рукой жмем аккорды, другой играем мелодию. Зажали тонику до-минор, правой рукой играем C, D, D#, F, G, G#, A#.
Дальше жмем субдоминанту, тоесть в нашем случае Фа-минор, но в фа-минор входят F, G, G#, A#, C, C#, D#. Тоесть появляется нота C#, которой не было в Сm и пропадает нота D.
Так вот собственно вопрос - чего играть то в субдоминанте??? D или С# ?
 
но в фа-минор входят F, G, G#, A#, C, C#, D#.
это туда точно не входит. если ты имеешь ввиду одно, а пишешь другое - то для начала я бы рекомендовал тебе верно излагать свою мысль. Правильно поставленный вопрос - половина ответа. Пока же твой вопрос ни о чем
 
Во-первых применяйте в До-миноре бемоли,а не диезы.
Во-вторых,если хотите играть по-современному звукорядом вольно,уходите от консонанса,от трезвучий где есть малая терция..
Вот один из из множества путей:
Минорное трезвучие C - D# - G замените на кластер Eb – G - A
Минорное трезвучие F - G# - C замените на кластер Ab - C - D
Минорное трезвучие G - A# - D замените на кластер Bb – D – E
Модальное равенство и в гармонии и в игровых тонах,неустойчивость тональная будет вам гарантирована.....

Вопрос хороший....так гармонизируют в русском фольклоре,т.е. разрешают минором.....
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: PlomBeer
Найди в и-нете теорию по сольфеджио и гармонии... Тогда хоть по сути вопросы задавать начнешь... а так, трудно ответить...
а так получается спрашиваешь - 2жды 2 = 4 - почему? Как тут ответить...
 
Во-первых применяйте в До-миноре бемоли,а не диезы.
Во-вторых,если хотите играть по-современному звукорядом вольно,уходите от трезвучий..
Вот один из из множества путей:
Минорное трезвучие C - D# - G замените на кластер Eb – G - A
Минорное трезвучие F - G# - C замените на кластер Ab - C - D
Минорное трезвучие G - A# - D замените на кластер Bb – D – E
Модальное равенство и в гармонии и в игровых тонах,неустойчивость тональная будет вам гарантирована.....

Вопрос хороший....так гармонизируют в русском фольклоре,т.е. разрешают минором.....

а на чем основаны такие замены? Как нота А первого кластера вписывается в до-минор, и как в него вприсывается E третего кластера?
 
Найди в и-нете теорию по сольфеджио и гармонии... Тогда хоть по сути вопросы задавать начнешь... а так, трудно ответить...
а так получается спрашиваешь - 2жды 2 = 4 - почему? Как тут ответить...

ты думаешь прежде чем задавать вопрос я не догадался поискать ответа в инете? Прошу прощения если смысл этого топика вам не понятен.
 
а на чем основаны такие замены? Как нота А первого кластера вписывается в до-минор, и как в него вприсывается E третего кластера?

Если не понимаете,то коротко про диссонансовую замену консонанса не получится.
Это не к учебнику что тут советовали,это к Холопову и Расселу....
Не просто (и в тоже время просто) придти к импровизации всем звукорядом...поверить надо для начала в эти соцветия созвучий...
Просто попробуйте поиграть,не "парясь".....
 
  • Like
Реакции: farmonol
Добавлю....
Все кластеры (гексахордовые их вариации) шеститональны....гармонизация ими для шести тональностей (целотоновое движение) может быть одинакова,но басовые партии у каждой тональности разные...
К примеру кластер Bb – D – E можно заменить на:
Ab - C - D
C - E - F#
D - F# - Ab
E - Ab - Bb
F# - Bb -C
То есть проглядывается движение через тон....целотоновая сериальность.
 
pROFI, ему как мне кажется пока трудно понять смысл таких слов и вообще , автору я бы посоветовал меньше обращать внимание на науку и правила (так как он не знает ни того ни другого) и руководствоваться внутренним слухом и пробовать делать пока без нот "на слух". толку будет побольше, чем с учебником и "по науке" :drinks:
 
pROFI, ему как мне кажется пока трудно понять смысл таких слов и вообще , автору я бы посоветовал меньше обращать внимание на науку и правила (так как он не знает ни того ни другого) и руководствоваться внутренним слухом и пробовать делать пока без нот "на слух". толку будет побольше, чем с учебником и "по науке" :drinks:

Это так.
Но и "ошарашить" иногда тоже полезно.
Рука к книжке у чела потянется,параллельно с развитием "внутреннего слуха"...
Нельзя услышать созвучие тринадцатой ступени не набрав его хотя бы раз в жизни пальчиками.
А за ним следующее в песенке....и так до конца правильно.
Это называется стилистическая чистота.
А то в одном месте "внутренним слухом" угадал,а в другом "пролетел"....
Многие же "пролёт" слышат и по "пролёту" судят...
 
pROFI, ему как мне кажется пока трудно понять смысл таких слов и вообще , автору я бы посоветовал меньше обращать внимание на науку и правила (так как он не знает ни того ни другого) и руководствоваться внутренним слухом и пробовать делать пока без нот "на слух". толку будет побольше, чем с учебником и "по науке" :drinks:

подобные высказывания наводят на мысль, что вы и сами не совсем в теме :bye:
 
Если тональность Сm и последовательность T - S - D - T (т. е. не происходит никакой модуляции (отклонения) в другие тональности), то принимать в расчет кем приходятся аккорды (ноты) другим тональностям нет никакой практической необходимости.

Допустимо использовать все 12 темперированных полутонов. Но все они рассматриваются в системе до-минора. Основа - 7-ми ступенный до-минорный лад (точнее натуральный, мелодический, гармонический и также другие "народные" его варианты), "остальные" ноты выступают в роли проходящих, вводных и альтерированных (повышенных или пониженных) ступеней лада (например, A - это повышенная VI ступень (Ab) или просто VI ступень дорийского до минора.
 
Последнее редактирование:
Нормальный вопрос, просто автор не знает как сформулировать. Коротко формулируется так: "каким образом обыгрывается аккорд определенной ступени в определенной тональности?"...

Возмите любую книжицу по импровизации и почитайте про лады, для начала, про основные и проходные ступени, вводные тона итп - ведь любая мелодия рождается из импровизации. Сядьте за клавиши. возмите в левой руке простое трезвучие, а правой поперебирайте нотки. Заодно поймете, почему не D#, а Еь... Не советую заморачиваться кластерами, целотоновыми движениями, и вообще слушайте пРОФИ поменьше, он может быть и говорит дело (за что мы ему благодарны), но, по-моему, далеко не для новичков.
 
Предположим я выбрал тональность Cm и решил использовать прогрессию T - S - D - T. Играю трезвучия к примеру:
C - D# - G
F - G# - C
G - A# - D
каждое из этих трезвучий в свою очередь являются главными в трех разных тональностях - До-минор, Фа-минор и Соль-минор. И пересекаются они далеко не всеми ступенями.

на другой дорожке строю мелодию. И появляется вопрос :
ноты каких тональностей допустимо использовать? Любые ноты тональности от которой строилась прогрессия (т.е. Cm)? Или когда играет субдоминанта можно пользоваться любыми нотами фа-минора, а когда доминанта соответственно нотами соль-минора?

А почему у вас доминанта минорная? :) я может ошибаюсь но мне кажется мажорный аккорд должен быть :)
а по поводу мелодии - логично что тональность определяет знаки (в нотах слева пишется, например диезы фа до соль ре ля ми си). Они и определяют знаки вашей мелодии. хотя щас попробовал :) могу в субдоминанте и ми бекар поиграть :) =
 
farmonol, почитайте Элементарную Теорию Музыки (например, Способина) и все вопросы подобного рода отпадут сами собой
 
  • Like
Реакции: PlomBeer
если я правильно понял то если тональность аккордового сопровождения до-минор то и мелодия должна быть в до-миноре, только трезвучия в этой тональности нуж брать не любые от искомой ноты а в рамках той -же тональности
 
В общем случае - да. Также, кроме "родных" (диатонических) аккордов натурального до-минора можно использовать аккорды из до-мажора - мажорную субдоминанту (F) и доминанту (G), последняя так давно внедрилась в минор, что воспринимается естественней, чем диатоническая минорная. Можно также использовать альтерированные (видоизмененные) диатонические аккорды до-минора - например, минорный аккорд VI ступени - Abm (вместо мажорного), мажорный или минорный II ступени - D - (вместо уменьшенного) и т.д.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: PlomBeer
Безусловно,ни в Сm, ни в Fm,ни Gm диезов нет,а есть бемоли. Ответ прост - руководствуемся гаммами!
 

Сейчас просматривают