"Ламповые" искажения в софте.

  • Автор темы Автор темы dugdum®
  • Дата начала Дата начала

dugdum®

Active Member
12 Янв 2005
4.818
2.950
113
Москва, ЮАО
Поскольку купил я позавчера Pod Farm, разобрал меня интерес посмотреть на спектры искажений синуса 1 кГц различных плагинов. Ближе всего к преампу American Classic (кажись это модель 737 авалона) оказался tube amp из warmverb. Их объединяет то, что вторая и четвертая (четные) гармоники у обоих практически отсутствуют. В других плагах, которые смотрел так или иначе фигурируют четные гармоники в начале спектра, и у воксенго и тьюбдайвера и т.д., не говоря уже о встроенном ламповизаторе в куб, который вообще жесть какую-то выдаёт :) Зачем я это всё написал, не знаю. Просто хотел поделиться интересными наблюдениями.
Картинка прилагается.
 

Вложения

  • tubes1.jpg
    tubes1.jpg
    91,3 KB · Просмотры: 208
Интересна, а отличия в звуке какие?
 
Последнее редактирование:
Насчет звука конечно интересный вопрос. Попробовал сравнить, у pod farm и warmverb довольно мало общего.

вот драмлуп обработанный и тем и тем: http://www.zshare.net/download/507921010c899ccf/

так и не разобрался, кстати, как работает сатураторная часть в плагине URS Channel Strip Pro, на синусе нифига ничего не видно, все режимы практически одинаковые, и делай хоть 200% уровень, гармоник к сигналу это не прибавляет. странности однако
 
как оказалось, на картинках в первом посте отсутствуют как раз четные гармоники, которые по общественному мнению и придают сигналу теплоту. :)
тогда в чем фишка, подумал я и начал копать... что характерно в замере спектра искажений реальной лампы, проведенном моим знакомым на семплере корг esx (номер не помню) тоже отсутствовали четные гармоники. да и вот такой график в инете нарыл: http://www.magictubes.ru/ves/images/spektr/xarunpp1.jpg :ireful3:
из плагинов дающих подобный спектр обнаружил ещё парочку, ими оказались фришный TLs Saturated Driver и Camel Phat.
 
слух часто обманывается нарисованной картинкой плагина, я тут ничего не могу сказать навскидку, надо исследования проводить :) у этих - TLs Saturated Driver и Camel Phat просто посмотрел спектр на синусе ради интереса. Кто захочет, поставит и сравнит самостоятельно, ведь сравнение ушами носит большую долю субъективизма. а от лайн6 мне очень нравятся обработки, поэтому насчет Pod farm'а не устоял.
 
http://www.magictubes.ru/ves/images/spektr/xarunpp1.jpg
на картинке подписано что спектр двухтактного касакада,
их отличие подавлять чётные гармоники, и чем каскад сбалансированней тем большее подавление.
Ищите картинку однотактного каскада.
 
M16 написал(а):
http://www.magictubes.ru/ves/images/spektr/xarunpp1.jpg
на картинке подписано что спектр двухтактного касакада,
их отличие подавлять чётные гармоники, и чем каскад сбалансированней тем большее подавление.
Ищите картинку однотактного каскада.

Искать наверное больше не буду, но выходит, что это клише насчет лампового утепления звука четными гармониками полная ерунда. Наверное тут главное что их амплитуды быстро спадают с номером, и прореженность, т.е. отсутствие частокола гармоник в спектре играет роль :) Но вот например берём воксенго варисатуратор, крутил я у него ручки ламповой части, ну не нравится и всё тут, на лампу не похоже, а посмотрел спектр и стало более менее ясно почему не нравилось - выдает такой же набор гармоник как к примеру transistor amp у warmverb :dash3:
 

Вложения

  • voxengo.jpg
    voxengo.jpg
    92,4 KB · Просмотры: 54
dugdum®,

Nick Crow в своей ветке выкладывал много материала на эту тему, в частности про четные и нечетные гармоники, особенности разных ламп и др. Советую просмотреть (и послушать результат работы его плагинов).
 
Сатураторы хорошо свипом проверять. Если в области высоких частот есть эффект радио - значит разработчики над алиасингом не запаривались...
 
  • Like
Реакции: dugdum®
tarzan,
tarzan написал(а):
Nick Crow в своей ветке выкладывал много материала на эту тему, в частности про четные и нечетные гармоники, особенности разных ламп и др. Советую просмотреть (и послушать результат работы его плагинов).

Я разумеется ценю работу NickCrow и тему читал и плагин слушал/вертел. Но так как всё в этом мире относительно, всё равно есть неясности. Тьюбдрайвер использует физическую модель некоего реального лампового сатуратора, но это не значит что именно такой сатуратор звучит наиболее музыкально. Ведь у сатураторов разные применения, одно дело гитара, а другое, скажем, вокал. Авалон 737 на гитару ведь не вешают, верно? Меня как раз гитары и их обработка интересует в сатураторах меньше всего.
Про тьюбдрайвер: Если у него повернуть регулятор Bias в крайнее правое положение, то мы тоже получим более мягкий звук c преобладанием нечетных (!) гармоник, но всё-таки амплитуда оставшихся чётных вносит по всей видимости заметное влияние на звук. Меня прежде всего зацепило то, что везде говорят и слышно ото всюду лампа = четные гармоники = теплота. А что выясняется? Вот это вопрос который я задаю и себе в частности и отчасти потому, что мне лично на слух нравится характер спектра искажений как на картинке в первом посте. Такой спектр, как выяснилось, даёт двухтактный ламповый каскад, а четных гармоник с аудибельной амплитудой там нет вообще (!) (может он и стоит скажем в авалон 737 ? и каких-то других популярных приборах). У тьюбдрайвера максимум вот что получается:
 

Вложения

  • nick_crow_tubedriver.jpg
    nick_crow_tubedriver.jpg
    74,5 KB · Просмотры: 44
вообще все ето дествительно странно, в комьюнити жж ru_tube товарисчи регулярно выкладывают спектры ламповиков, и зачастую, чистом А каскады выдают имменно нечетные гармоники... завтра намерию с пары приборов, отпишусь
а так по матиматике
harmonics.jpg

на вехнем левом типичная осцилограмма лампового пергруза на правом почти типичный кривой двухтактник, ну а в низу квадрат и пила. обратите внимание на номера гармоник.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: dugdum®
Есть интересный сатуратор от Duy. Я давно его тестил и он мне больше всего понравился. Еще у URS тоже что-то подобное неплохое было.
 
Не знаю насчет Duy, но принцип работы URS я так и не понял, настолько они незаметно действуют (имею ввиду saturation stage в Channel Strip Pro) и синусу гармоник новых практически не добавляют. Он может хорош когда его на каждую дорожку вешаешь, а если надо сильно окрасить, к примеру, вокал, то вообще не годится.
 
dugdum® написал(а):
но принцип работы URS я так и не понял, настолько они незаметно действуют
Я чессно говоря тоже особо нифкурил. Народ на КВР хай поднял, типа, за что просят 250 бакинских в виде отдельного модуля.:girl_impossible:
 
dugdum®,
Func Shaper c http://www.rs-met.com/ , удобно .
Важно еще как они атаку передают,а не простую синусоиду.
 
Последнее редактирование:
Alex_HS написал(а):
Я чессно говоря тоже особо нифкурил. Народ на КВР хай поднял, типа, за что просят 250 бакинских в виде отдельного модуля.

То, что есть в Стрипе Про это не сатуратор. Там только когда среди моделей компрессоров пленку выбираешь, появляется сатурация. А "инпут" - это только эквалайзер эмулирующий АЧХ трансформаторов и тп, без нелинейных искажений.

Сатуратор добавляет гармоники (на сайте пдф скачал, там спектры гармоник от 1кГц синуса есть). Но, вроде как, он без антиалиасинга...
 
Сатуратор добавляет гармоники (на сайте пдф скачал, там спектры гармоник от 1кГц синуса есть). Но, вроде как, он без антиалиасинга...

Вообще многие сатураторы поразному вносят гармоники на синусоиду с разными амплитудами. т.е. доходит до такого что на синусоиду амплитудой в два раза меньше, может вообще не оказывать никакого влияния.

а есть такие сатураторы которые одинаково вносят искажения на сигналы различной громкости ?
 
gazzz написал(а):
Вообще многие сатураторы поразному вносят гармоники на синусоиду с разными амплитудами. т.е. доходит до такого что на синусоиду амплитудой в два раза меньше, может вообще не оказывать никакого влияния.

В общем-то железные приборы так и работают в большинстве. Есть более-менее линейный участок кривой вход-выход, на котором THD мал, а когда сигнал превышает пределы линейной области, начинается рост гармоник.

gazzz написал(а):
а есть такие сатураторы которые одинаково вносят искажения на сигналы различной громкости ?

Строго говоря это не "сатуратор" будет. И не совсем уверен, что полной независимости коэффициента гармоник от уровня входного сигнала можно добиться. Но если задать кривую вход-выход как полностью нелинейную (например, описав ее полиномом), гармоники будут генерироваться и у самых тихих сигналов.
 
timbo написал(а):
В общем-то железные приборы так и работают в большинстве. Есть более-менее линейный участок кривой вход-выход, на котором THD мал, а когда сигнал превышает пределы линейной области, начинается рост гармоник.
ах если б в большинстве...
вот снял сегодня спектр АRТ MP PRO.. у него на индикаторе (который светодиодный) рамечены области Clean (зелененькая, типа какраз с малым ТНD) Warm (желтенько) ну и два кразных сегмента Clip.
что выяснилось!
во первых этот прибор несмотря на свою "ланповость" выдает ВСЕ гармоники и четные и нечетные с убыванием по логарифмическому закону при ЛЮБОМ уровне входного сигнала, наилутший THD = 0.1% и это при -20 на выходе с усилением 20дБ... замеры проводил сугубо в зеленом секторе.. при повышении сигнала картина становится просто удручающей.. получаем THD=0.6% причем самых что не наесть транзисторных искажений (спектр ниже)
а ведь это довольно популярный, и многими ценимый прибор...
у меня есть несколько знакомых которые без него петь отказываются))
вот и получается что разговоры о четных-нечетных остаются теориями в то время как в жизни савсем все иначе...
завтра еще пару лампулек помучаю будет еще почва к размышлению...
 

Вложения

  • ART.jpg
    ART.jpg
    38,6 KB · Просмотры: 44
Broda,
Только не забываем про то, что АRТ MP PRO - сугубо транзисторный прибор, а лампа там носит чисто декоративную функцию. Об этом говорилось уже очень много.
 
tarzan написал(а):
Только не забываем про то, что АRТ MP PRO - сугубо транзисторный прибор, а лампа там носит чисто декоративную функцию. Об этом говорилось уже очень много.

да уж теперь врятли забуду.... )
 
Broda написал(а):
да уж теперь врятли забуду.... )
а проблема-то в чем? вам звук его не нравится или то что лампы нет?))

а вот кто скажет, как на спектре гармоник отражается обратная связь? дело в том, что в упомянутом выше сатураторе от УРС есть модель jfet'а. так вот, у него спектр гармоник весьма занятный - третья громче второй, а четвертая громче третьей. потом опять такой же частокол (5<6<7)... конечно, может возникнуть вопрос, а что и как они эмулируют:nea:, но предполагая, что у прототипа примерно те же, можно ли предположить, что это результат использования обратной связи для подавления гармоник низшего порядка?
спектры гармоник в эмуляциях можно посмотреть здесь - http://www.ursplugins.com/docs/URS_Saturation.pdf
 
timbo написал(а):
а проблема-то в чем? вам звук его не нравится или то что лампы нет?))
я перепутал малость модельку, MPA Pro вот такой http://www.artproaudio.com/products.asp?type=91&cat=14&id=3 что впрочем наверно неважно...
проблема в том что ежели написано TUBE должно быть TUBE, а так получается нечестно играют)))... написано "секонд стаэйдж 12AX7" значит ее должно быть слышно...
timbo написал(а):
а вот кто скажет, как на спектре гармоник отражается обратная связь?
снижает искажения в целом, если линейная.
 
Я реакцию атака/релиз на этот предмет не смотрел, просто гонял синусы с переменной амплитудой...
Вот воксенговские приборы, они реагируют на динамику входного сигнала.
Там можно в какой то степени управлять гармоническим рядом, что то навроде как баланс гармоник, а-ля DSP Aural Activator только не на столько широкий, всёж сатураторы а не иксайтер = )) .
 
В этом плане интересны компрессоры от URS, они тоже подсирают, но там чёткая зависимость срача от атака/релиз.
 

Сейчас просматривают