Оркестровые партитуры (обучение)

andreiKa

The Best Member
2 Мар 2006
935
271
63
43
moscow
www.kino-teatr.ru
В связи с давним интересом к оркестровой музыке на нашем форуме, давно возникла у меня такая мысль - сделать некий список классических партитур необходимых для получения общего представления о том, что это такое "современная оркестровка" в ее историческом развитии - ведь на саундтреках надо учиться, а на по-настоящему классных партитурах (хочу сразу оговориться, что ничего не имею против саундтреков, просто надо понимать, что в каждой музыке свои задачи, и в саундтреках оркестровка отнюдь не самое важное)

Партитуры я постараюсь располагать "от простого к сложному"
Мой список, естественно, будет ограничен наличием ссылок в инете и моим вкусом. Для удобства, мы начнем с того что есть в "архиве Тараконова" - это одно из самых больших собраний нот в инете. Ссылки будут только на ноты, записи, думаю, нет смысла выкладывать - их и так можно достать.

Струнный оркестр. (струнные - основа оркестра, поэтому бессмысленно пытаться читать полные оркестровые партитуры, не зная досконально струнную группу)

Начать надо с:

Вообще, строго говоря, начинать надо с квартетов - их великое множество поэтому советовать бессмысленно - просто назову имена - Моцарт, Бетховен (лучше не сразу поздние квартеты потому что они довольно сложные по музыке для восприятия), Гайдн, Чайковский, Шостакович - кстати у Щостаковича все очень логично, просто и "познавательно", поэтому может имеет смыл смотреть именно его - например №8 - музыка достаточно известная и впечатляющая. Вот ссылка на архив Тараканова
View hidden content is available for registered users!


далее, собственно, струнный оркестр:

View hidden content is available for registered users!


1. Чайковский. "Серенада для струнных"
2. Моцарт "Маленькая ночная серенада" - эти два сочинения - идеальные образцы в своем жанре - их надо знать назубок (особенно Чайковского) - там можно найти практически все типичные приемы оркестровки, фактуры, типа движения и т.д. характерных для струнного оркестра.

Потом можно посмотреть все остальное - из того что есть на этой странице архива рекомендую Вивальди (там есть его "Времена года" и "12 концертов"), Баха (хотя Бах и Вивальди это несколько другая стилистика). Из более поздней музыки - Бриттен, Эльгар, Хиндемит. "На закуску" можно глянуть Шнитке - "Concerto grosso #1" Также, всячески рекомендую найти и тщательно изучить Барток "Музыка для струнных ударных и челесты" (для ориентира - она звучит в одном известном фильме Поланского, не помню правда в каком :mamba: ) - это тоже своего рода "эталон" оркестровки для струнных (как и "Серенада" Чайковского), только уже для XX века.

Духовой оркестр Здесь ситуация сложнее, потому что, самое сложное в оркестровке для духовых - сбалансированное расположение инструментов по вертикали (учёт регистров и т.д.) - этому никак не научишься только по книжкам - но такой раздел у Тараканова есть - можно его посмотреть
View hidden content is available for registered users!


и наконец, полный симфонический оркестр

View hidden content is available for registered users!


Мне сложно выбрать что посоветовать в качестве "эталонной классической партитуры" потому что их великое множество "эталонных" существует...давайте начнем с

1. Чайковский. Симфонии - у Тараканова они все есть, их можно прямо в таком порядке и изучать - 1, 4, 5, 6 (я исключил 2 и 3 потому что они просто не такие известные как остальные 4 - но посмотреть их тоже можно) 6-я - это не только абсолютный шедевр по части музыки. но и по части оркестровки тоже - Петр Ильич там огромное количество почти авангардных вещей для своего времени придумал - эту партитуру надо тоже знать назубок.

далее

2. Бетховен Симфонии - это тоже необходимо знать с той оговоркой, что оркестровка Бетховена - это вообще очень своеобразное явление и многое там проистекает от, собственно, стиля Бетховена и от технических возможностей инструментов того времени (тоже самое относится и в Моцарту, Баху, Шуберту, Гайдну и т.д.), хотя звучит все, конечно же, великолепно - ну, Бетховен он на то и Бетховен

3. Весь остальной Чайковский, который там есть, Мендельсон, Дворжак, Берлиоз

3. Симфонии Моцарта, может быть Брамса (у Брамса оркестровка тоже очень своеобразная и "нестандартная" - это надо учитывать)

4. Римский- Корсаков "Шехеразада" "Испанское каприччио" - этих сочинений у Тараканова нет, но знать их тоже необходимо назубок, потому что именно с Римского- Корсакова начинается "новый этап" оркестровки - это Равель, Дебюсси, Стравинский и т.д. - то есть - эти два сочинения Римского - своебразные "предтечи" этого стиля.

Хорошо изучив и усвоив всю эту музыку (и все остальное что удастся найти из партитур XVIII-XIX века) можно переходить к более сложным вещам и к веку XX.

То, что можно найти у Тараканова:

1. Вагнер и Рихард Штраус - очень сложные и поучительные и с точки зрения музыки и с точки зрения оркестровки (особенно Штраус) композиторы. Вагнера у Тараканова много в разделе "партитуры опер" - надо знать хотя бы "Тристана и Изольду"

2. Малер (на страничке есть только Симфония №1) - один из самых сложных и изобретательных с точки зрения оркестровки композиторов (я его музыку нежно люблю поэтому и включил сюда). Вообще, Малера хорошо бы изучить всего, если нет такой возможности - то по крайней мере " "Песнь о земле" - это изумительно красивая и колоритно оркестрованная симфония на древнекитайские тексты - и Симфонию №5

3. Рахманинов - дальнейшее развитие оркестровых принципов Чайковского и "вообще всего хорошего что было до" - тоже всего желательно знать (3 симфонии и "Симфонические танцы") - на сайте есть "Симфония №2"

4. Прокофьев - тоже как можно больше изучить - у Тараканова есть например "Классическая симфония" - у Прокофьева оркестровка как-бы и "неправильная" но очень оригинальная и легкоузнаваемая - своебразный "саунд" Прокофьева :music:

5. Шостакович (на страничке есть Симфония №10) - у Шостаковича, конечно, оркестровка - не самая важная деталь музыки но все ясно, логично и чётко (Симфонии №№ 5, 6, 7, 8, из более сложных - №№14 и 15)

6...и наконец - "величайшие из великих" - Дебюсси и Равель - эти два мастера оставили до сих пор никем непревзойденные по части оркестрового мастерства партитуры - их надо заботливо собирать ВСЕ и изучать, каждый раз открывая в них что-то новое :party2:
У Тараканова из Дебюсси есть "Море" и "Ноктюрны" (надо найти также "Образы") из Равеля - "Сюита из "Дафниса и Хлои"....необходимо найти по крайней мере [Равеля] "Испанскую рапсодию" и "Болеро"
...ну и, как я уже говорил, надо изучать вообще все что удастся найти из сочинений этих мастеров...

6. и "на закуску" Стравинский "Весна священная" (есть у Тараканова) и "Петрушка" (нету у Тараканова) - эти два сочинения (начало 1910-х годов) открыли новую эпоху во всей истории музыки вообще. Их влияние можно найти практически в любом современном сочинении - и у минималистов и у авангардистов и у неоклассицистов - то есть у всех, особенно, кстати, в голливудских саундтреках - начиная с Диснея многие режиссеры эти два балета просто брали и использовали в данном качестве - (кстати, самому Стрависнкому это очень сильно не нравилось)
По части оркестровки эти две партитуры - тоже никем еще не превзойденнные шедевры...

Ну вот, вкратце, минимальные сведения по части истории оркестровки. Конечно, этот список партитур далеко не полный, и вообще....чем больше хороших партитур посмотришь и изучишь - тем лучше...

http://www.mfiles.co.uk/sheet-music.htm


ТРЕНИНГ ПО ОРКЕСТРОВКЕ

УЧАСТНИКИ:

Oleg Sirenko
Increazer
rem666
Alex Vortex
shelllink
Hedgehog
Spartak
Melnik
leotigra
Phoenix
556046
Martik

thanx.gif
 
Последнее редактирование модератором:
У меня совет свой,музыкантской жизнью проверенный,конкретный не расплывчатый.
Составляешь план "не знаний" и дальше "по лестнице"...
На первоначальном этапе для понимания голосоведения уместнее "копаться" с партитурами струнных квартетов.
("копаться"-это обязательно проигрывать "интересные места" на ф-но,не только "глазами"...самому их (места эти) "выискивать не стоит,без опыта не найдёте...спросите у опытного педагога или найдите описание в мудрой рецензии от теоретика)
Четыре мелодических линии у квартета и всё по законам большого оркестра.
Дальше обязательно разбор сонатных форм
И ещё дальше:
необходимо анализировать партитуры произведений композиторов последнего времени (они не всегда в привычном виде).
Из наших Губайдулину,Шнитке,Денисова...
На дворе 21 век и без этого не всегда консонансового гармонического языка никуда не уедешь.
Возьмите современную голливудскую фонографию.
Не совсем точен там уже гармонический язык и понимание формы Чайковского и даже Прокофьева...
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: сomposer
У меня совет свой,музыкантской жизнью проверенный,конкретный не расплывчатый.
Составляешь план "не знаний" и дальше "по лестнице"...
На первоначальном этапе для понимания голосоведения уместнее "копаться" с партитурами струнных квартетов.
("копаться"-это обязательно проигрывать "интересные места" на ф-но,не только "глазами"...самому их (места эти) "выискивать не стоит,без опыта не найдёте...спросите у опытного педагога или найдите описание в мудрой рецензии от теоретика)
Четыре мелодических линии у квартета и всё по законам большого оркестра.
Дальше обязательно разбор сонатных форм
И ещё дальше:
необходимо анализировать партитуры произведений композиторов последнего времени (они не всегда в привычном виде).
Из наших Губайдулину,Шнитке,Денисова...
На дворе 21 век и без этого не всегда консонансового гармонического языка никуда не уедешь.
Возьмите современную голливудскую фонографию.
Не совсем точен там уже гармонический язык и понимание формы Чайковского и даже Прокофьева...

1. Про квартеты совершенно верно - я вчера упустил из виду - сейчас подредактировал пост.

2. Сонатная форма - я не думаю что кто-то здесь будет писать прямо сразу вот так вот симфонии или сонаты (хотя бы по причине отсутствия времени на такие грандиозные мероприятия) и даже если так - это не относится к теме - здесь мы занимаемся проблемами инструментовки а не формы.

3. По поводу современного авангарда - я специально не стал его включать в список - прежде чем изучать губайдуллину со-товарищи (и кстати начинать надо не с них а с западного "второго авангарда" - это музыка Штокгаузена, Булеза и т.д.) надо выработать в себе некоторый вкус к хорошей музыке, хорошей оркестровке и некоторое понимание исторического развития музыки - тогда можно оценить их место в общем "пути"...это достойная и интересная музыка, но для нашей темы - "оркестровые партитуры для начинающих" - совершенно непригодная. То же самое касается и новейших саундтреков - это вообще НЕ оркестровая музыка - это совершенно другой жанр - смесь оркестра и самой разнообразной электроники и перкуссии - и все что касается собственно оркестра там не представляет большого интереса - как раз для понимания этого факта и требуется копаться в том большом объеме нот который я вывесил в первом посте.

4. Всякие современные приемы игры и звукоизвлечения - их все равно оч мало в семплерных библиотеках (а все-таки чаще всего конечный итог будет делаться именно с их помощью) - стоит ли это отдельного изучения ?
Если говорить о новых принципах понимания оркестра в XX веке - см. пункт 3. А если кому-то уж очень это интересно советую начать с музыки Витольда Лютославского (1913-1994) Именно он придумал большую часть всех этих оркестровых "фишек" - партитуры без тактовых черт, алеаторика (то есть свободная импровизация музыкантов) и т.д. Кстати, это просто очень хороший и выдающийся композитор, даже, наверно, гениальный - поэтому его хорошо бы знать. У него есть струнный квартет, 4 симфонии (самая красивая - четвертая) и много просто оркестровой музыки - где искать ноты не знаю - у меня есть некоторые, но не знаю как сканировать из-за большого формата.

5. "как копаться" - брать партитуру и слушать с нотами. Вообще, весь этот список - это примерная программа консерваторий, и предполагается что есть опытный педагог который будет объяснять и помогать, но метод самообразования еще никто не отменял, есть много пособий по инструментовке - поэтому почему бы иет ?
Постепенно будут понятны некоторые типичные приемы оркестровки - некоторые стандартны и лежат на поверхности (например дублировки флейтами скрипок, а басов фаготами, ведение первых и вторых скрипок в октаву и т.д.) в других сложно разобраться самому - но, в любом случае. это будет полезно - хотя бы для ознакомления с хорошей музыкой, потому что человек, выкладывающий "нечто оркестровое" в разделе "дела оркестровые" с просьбой "заценить" и при этом не имеющий ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО представления например о музыке Чайковского и не делающий ничего, чтобы это представление получить, смешон...
 
Очень здраво.
Только вот о "форме" то вы зря...
Основная "двоечная" ошибка в консе,почти у всех...и искоренять её причины путешествуя по признанным "оркестровым партитурам" дело безошибочное.
 
Очень здраво.
Только вот о "форме" то вы зря...
Основная "двоечная" ошибка в консе,почти у всех...и искоренять её причины путешествуя по признанным "оркестровым партитурам" дело безошибочное.

в другой топ
 
Последнее редактирование модератором:

Ну почему же.
Название темы "Оркестровые партитуры (обучение)"
Отвечу маленькой репризой из своих студенческих "обученческих" лекций:
Музыкальная форма это не только строение и структура ,но и комплекс инструментальных выразительных средств.
Кстати,я и не имел ввиду симфонии...я про малые незаконченные перемешанные формы что тут смелые от себя демонстрируют..будь то период,вариации,а ля рондо и прочее?
Вот укажите из всех здесь в разделе хоть одно произведение с классическим повторением и развитием основных тем…
произведение где репризы к месту и грамотные коды..
Цитирую Вас в подтверждение себя:
"..дублировки флейтами скрипок, а басов фаготами, ведение первых и вторых скрипок в октаву и т.д..."
-это есть голосоведение,"оркестровый приём",т.е структурная форма
Неееет!
Без соблюдения формы грош цена выверенной инструментовке,сграбленной с партитур гениальных..
Ну да ладно,не раздражайтесь.
Хозяин хорошей темы вы и если моё мнение претит-учите..........
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: muszuck
1. По-поводу формы...
Есть много разных концепций строения классической формы, обычно люди защищающие одну концепцию воюют с другими, защищающими другую - тут уж кто где и у кого учился. Я, например, учился у Юрия Николаевича Холопова. и всем (уже не в первый раз, кстати) советую найти и изучить эти две книжки:

View hidden content is available for registered users!


Их сейчас довольно трудно достать, но это единственные у нас не только учебники по гармонии, но и по ФОРМЕ и по КОМПОЗИЦИИ - то есть изучив их и сделав все задания (они там не в виде задач, а в виде живых, "взаправдашних" "музык"), можно получить ПРАКТИЧЕСКОЕ представление о том что это такое - композиция, гармония и музыкальная форма в разные исторические периоды. Там же можно найти уникальные сведения о гармонии и форме XX века, включая оба периода авангарда (кстати, присутствует и небольшой раздел об основах джазовой гармонии и формы). Весь второй том посвящен только музыке XX века - такое исследование вообще не имеет аналогов ни у нас ни за рубежом. Учебник расчитан на 2 года и требует минимальной подготовки в объеме училищной программы и грамотного педагога - но самообразование никто не отменял...

2. По-поводу примера "произведения с классическим повторением и развитием основных тем…произведения где репризы к месту и грамотные коды" - ну, собственно, любое из перечисленных в сообщении №1 таковым является - Моцарт, Бетховен, Чайковский, и все остальные - в общем-то именно они создали и развили классические музыкальные формы. А для того, чтобы изучать их надо иметь некоторую базу - то есть надо читать книжки...какие? - см. пункт 1 этого сообщения :big_boss:

3. Вообще, академизм - вещь далеко не бесполезная, особенно, в темах подобных этой, потому что....в общем, учиться учиться и еще раз учиться как завещал великий леннон )))))
 
Ссылка на Первую часть выше упомянутой книжки
View hidden content is available for registered users!


Блин ...както странно.... помоему там не все есть((((
 

Вложения

  • blues.txt
    blues.txt
    4,1 KB · Просмотры: 320
  • Like
Реакции: ABC111
Ссылка на Первую часть выше упомянутой книжки
*** скрытое содержание ***

Блин ...както странно.... помоему там не все есть((((

это ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ курс а не ПРАКТИЧЕСКИЙ - совершенно другая книга но того же автора.....ПРАКТИЧЕСКОГО курса я, к сожалению, нигде не встречал в инете - если бы встретил - написал бы ссылку....наверно можно как то заказать по почте - это официальное учебное пособие в консерватории и его несколько раз допечатывали.....по идее должны и дальше допечатывать - учебный процесс то идет ))))
 
это ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ курс а не ПРАКТИЧЕСКИЙ - совершенно другая книга но того же автора.....ПРАКТИЧЕСКОГО курса я, к сожалению, нигде не встречал в инете - если бы встретил - написал бы ссылку....наверно можно как то заказать по почте - это официальное учебное пособие в консерватории и его несколько раз допечатывали.....по идее должны и дальше допечатывать - учебный процесс то идет ))))

Раз пошла такая пьянка…
Поделюсь:
Холопов Ю. - Гармония. Практический курс (1 и 2 части)
Размер: 23 Мб
http://webfile.ru/2242869
Но!Не распаковывал (предпочитаю по старинке:книги,библиотеки…)
Возможно выплывет проблема с иллюстрациями.
Доставайте,изучайте обязательно эту гениальную работу Ю.Холопова в бумажном виде.
По мне так без неё электронному музыканту 21 века творить (сонорика,эллипсис,алеаторика,кластеры…) -это что «в темноте чёрную кошку…..».
Хотя…
Некоторые мои друзья-музыканты (академисты) кардинально против его взглядов и учат музыкальную форму и творят грамотно по другим гениям…
 
Последнее редактирование модератором:
Тема то эта поднятая andreiKa архиважная.
Вот правда не подъёмная для многих..кто не имеет базы…
Но.
В.И.Ленин на заре своей бурной деятельности в Женеве для одного человека лекции читал.
Вот и тут….если хоть один «прослезится» и встанет на путь истинный то результат первого авторского поста будет благородным…
Для первого поста и вот это тоже читать бы обязательно:
Ю. Н. Холопов.Гармония.Теоретический курс
Размер: 12 Мб
http://webfile.ru/2242915
(проблема с картинками….)
Удачи
 
Знания -это короткий путь к истине.Если человек выбирает долгий путь или начинает с нуля-это его выбор.И ,кстати ,Энштейн, насколько я знаю, выбрал долгий путь.А с его открытиями все знакомы.Откуда Вы знаете что мы правильно думаем?Потому что нас так учили?Конечно надо знать историю но!!Человек-книга.Чем больше чистых листов, тем больше шансов их заполнить чем-то новым:)
ЗЫ:Простите, что вмешалась в Ваш разговор .
 
  • Like
Реакции: Ceedud и Oleg Sirenko
pROFI написал(а):
Но!Не распаковывал (предпочитаю по старинке:книги,библиотеки…)
Возможно выплывет проблема с иллюстрациями.
Проблем нет, формат Deja Vu, скан не очень качественный, но вполне читаемый.
 
Последнее редактирование модератором:
Андрей, pROFI ...посоветуй книжку с которой лучше начать ДО прочтения Холопова....
 
Последнее редактирование модератором:
По теме.... Андрей, pROFI ...посоветуй книжку с которой лучше начать ДО прочтения Холопова....

Есть «разные» книжные направления…
- для оркестровщиков- один набор
-для «игры»-он другой
Стартуйте для начала с необычной книги (это не учебник…)-это интереснее (особенно для «электронщиков»..):
Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века.rar
Размер: 10 Мб
http://webfile.ru/2243003
Прочитаете (уверен:"не оторвётесь") и потом спрашивайте.
У каждого советчика свой стартовый набор.

Да простит меня автор темы…отвечу от себя на вопрос (повторюсь с ранее в форуме закачанным материалом,авось кто-нибудь и прислушается…):
Итак,про проверенный не одним поколением музыкантов набор «для игры»
Собрал в кучку краткий «клиповый» материал,полностью соразмерный с учением Ю.Н.Холопова .
Он для музыканта владеющего инструментом (любым).
Для его роста и не «трафаретного» мелодического и гармонического мышления.
Назвал сборку «Триединство».rar
Размер: 40 Мб
http://webfile.ru/2243050
Один из эффективных проверенных наборов для музыкантов всех направлений «на всю оставшуюся жизнь»:
-George Russell - The Lydian Chromatic Concept Of Tonal Organisation
(на английском)
-Д.Рассел – Лидийская хроматическая концепция организации звуков для импровизации (на русском).
-Таблицы Д.Рассела (приложение к русскому переводу).
-Все синкопы в этюдной куче (этюды №32 и№33).
Ну и ежедневная часовая инструментальная зарядка (не заучивать,играть по указанным дням,вверх и вниз по звукоряду во всех позициях..):
-Г.Лукьянов «НЕДЕЛЯ» мотивы секвенций.
Ну и параллельно надо изучать ЛАДы
Вот эти сайтики музыканту на рабочий стол иметь обязательно:
http://www.looknohands.com/chordhouse/guitar/index_rb.html
http://www.looknohands.com/chordhouse/piano/p.s.

Вот собственно (много не надо…здесь нет «воды»)….
 
Последнее редактирование:
....уж если нашелся Холопов, у меня вопрос к знающим людям - нет ли такой книжки в электронном виде (именно на русском языке) - Арнольд Шенберг. Основы музыкальной композиции
View hidden content is available for registered users!
и всех остальных его книг (они по моему были изданы в США не переведены на русский) :angel:
 
это ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ курс а не ПРАКТИЧЕСКИЙ - совершенно другая книга но того же автора.....ПРАКТИЧЕСКОГО курса я, к сожалению, нигде не встречал в инете - если бы встретил - написал бы ссылку....наверно можно как то заказать по почте - это официальное учебное пособие в консерватории и его несколько раз допечатывали.....по идее должны и дальше допечатывать - учебный процесс то идет ))))

На сайте харьковской консы есть много полезной литературы, в том числе Холопов и Шенберг(к сожалению на английском):

View hidden content is available for registered users!
 
  • Like
Реакции: Yurkin и andreiKa
На сайте харьковской консы есть много полезной литературы, в том числе Холопов и Шенберг(к сожалению на английском):

*** скрытое содержание ***


Так далеко то зачем ходить?
У нас в форуме есть более объёмная тема «Учебные пособия»,где всё это есть.
Интересно откуда у харьковчан то что я когда-то отсканировал?:rofl:

Кое что для andreiKa темы:

-Модальная гармония Ю.Холопов.pdf
Размер: 1 Мб
http://webfile.ru/2247991

-Протональность в музыке западноевропейского
Средневековья и Возрождения
http://www.21israel-music.com/Prototonalnost.htm

- А. Карс История Оркестровки.djvu
Размер: 4 Мб
http://webfile.ru/2247968

-Зарянский Инструментоведение.djvu
Размер: 20 Мб
http://webfile.ru/2247981

-Константин Олеников. Аранжировка.pdf
Размер: 1 Мб
http://webfile.ru/2247987

-Ю. А. Фортунатов Лекции по истории оркестровых стилей.rar
Размер: 3 Мб
http://webfile.ru/2247996
 
Последнее редактирование:
pROFI написал(а):
Интересно откуда у харьковчан то что я когда-то отсканировал?
То, что твой труд выкладывается и публикуется на разных ресурсах- это как виртуальное спасибо тебе от... многих и многих. У харьковчан, в отличие от, скажем, китайцев, нет проблем с русским языком. Зато те быстрее пускают это дело в ход...
 
могу отсканировать Берлиоза 2 тома
если надо и его нет в цифре
(не так быстро но .. можно )

Большой труд....пожалуй эта книга бы была главной в теме.....
Его "Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке" чуть ли не сто евро стоит.
Раскатал на халяву губёшку лабух....
 
Знания -это короткий путь к истине.Если человек выбирает долгий путь или начинает с нуля-это его выбор.И ,кстати ,Энштейн, насколько я знаю, выбрал долгий путь.А с его открытиями все знакомы.Откуда Вы знаете что мы правильно думаем?Потому что нас так учили?Конечно надо знать историю но!!Человек-книга.Чем больше чистых листов, тем больше шансов их заполнить чем-то новым:)
Полностью согласен, даже "спасибу" поставил(хоть и за другое)...
 
konion,
Главное, чтоб у тебя желание не пропало. Ну и в pdf оставь свое имя- сохранится в веках, кроме прочих заслуг.
:mail1:

первые пробные 15 страниц отсканировал. кижка не А4 формата

http://narod.ru/disk/2786389000/Berlioz_TOM8.jpg.html

будет примерно так. единственное, что хочу удалить грязь и более ярко выделить текст.
еще вопрос, что делать с размером? оставлять в разрешении сканирования - 300dpi? или сделать PDF 72dip размер- стандартная страница?
 

Сейчас просматривают