Спектральные энхенсеры - да или нет

  • Автор темы Автор темы smack
  • Дата начала Дата начала

smack

Well-Known Member
3 Май 2008
22.302
27.815
113
www.youtube.com
Коллеги,
а как вы относитесь к спектральным энхенсерам? Хотелось бы знать мнение коллективного разума. Если же кто-то ими пользуется, или собирается, могу сбросить на мыло свою статью-обзорчик (типы - по принципу действия, производители, модели). А то на двух сайтах тако-о-о-е о них прочел, что обидно стало за Психоакустику и Техническую Мысль.
 
  • Like
Реакции: Arlekin и Ilya Prokhorov
действительно, дайте просветиться, раз прямо так революционно
 
действительно, дайте просветиться, раз прямо так революционно
Не так уж чтобы революционно, да и появились эти приборы на рынке не сегодня. Но, ИМХО, чем больше у повара ингредиентов, тем вкуснее МОЖЕТ получиться блюдо. Главное - не злоупотребить.
А статью выложу в топик.
Спасибо.
 
Спасибо Long за его ссылку. Просто и полезно.
Я тут переписывался с одним психоакустиком по этой теме. У него на сайте есть дополнительная интересная информация: http://www.jeroenbreebaart.com/
а также фри вст Spectrum Enhancing Non-linear Device - можно попрактиковаться.

Михаил, временно исполняющий обязанности
 
Есть Энхансеры и есть Эксайтеры

Хорошая статья, полезная.
Один вопрос: VCA (voltage controlled amplifier) обычно переводят как "управляемый" (напряжением) усилитель, а у Вас "управляющий". Хотя, суть процесса не меняется, конечно.
 
  • Like
Реакции: Arlekin
Спектральные энхенсеры часть 1
Когда мы говорим об обработке сигнала, обычно имеются в виду эффекты реверберации, задержки и флэнджинга. Но существует иной, менее известный тип обработки сигнала, изменяющий аудиосигнал не менее радикально. Эти процессоры называются спектральными энхенсерами (to enhance = усугублять)

Главная задача спектральных энхенсеров – придать звуку больше презенса. Порой они используются для осветления глухого стереомикса или для создания ощущения прозрачности звука. Процесс может компенсировать мелкие (а порой и не очень) потери ясности звука при тиражировании аналоговых носителй (кассет) с аналогового мастера.
Иногда удается частично восстановить качество записей, сделанных в 30-50х годах прошлого века. Однако использование спектральных энхенсеров не ограничивается стереоисточниками звука. С их помощью можно значительно улучшить четкость и разборчивость отдельных инструментов и вокала.
Основные принципы
Любой звук можно условно разделить на простые синусоиды различной частоты и амплитуды. Эти простые звуковые волны называются гармонической составляющей, или спектром оригинального звука.
Спектральные энхенсеры изменяют амплитуду и относительную фазу в спектре обрабатываемого сигнала.

Амплитуда частотной составляющей соответствует ее громкости. Понятие же относительной фазы не такое простое. Проще говоря, относительная фаза аудиосигнала – это положение гребней и спадов звуковой волны по отношению к другой идентичной волне такой же частоты. Сдвиг фазы смещает гребни и провалы одного сигнала по отношению к другому.
Процесс фильтрации или эквализации часто вызывает фазовый сдвиг как побочный эффект, влияющий на качество звука.

Обычные графические и параметрические эквалайзеры изменяют амплитуду и фазу частотного спектра статическим образом.
Например, при подъеме 1 кГц на 3 дБ все частотные компоненты на этой и близлежащих частотах будут усилены на одну и ту же величину. Спектральные энхенсеры в большинстве своем – динамические устройства; они производят амплитудно-частотные изменения спектра входного сигнала, который изменяется во времени.
Конструкция большинства энхенсеров включает в себя побочный канал (sidechain), делящий входной сигнал на две копии; один сигнал идет на сумматор, а затем на выход, другой пропускается через усилительный каскад. Многие энхенсеры – двухканальные, с их помощью можно обрабатывать стереосигналы.
Затем прямой и обработанный сигналы смешиваются перед выходом. Такое внутреннее микширование часто повышает уровень выходного сигнала, в частности на коротких пиках, например от малого барабана. Поскольку такие всплески могут вызвать искажения в звуковом тракте, конструкция практически всех энхенсеров обеспечивает соотношение амплитуд входного/выходного сигнала 1:1

Генерация гармоник
Существует три основных типа спектральных энхенсеров. Первый тип использует генерацию гармоник, или гармонический синтез. Этот процесс генерирует гармоники, отсутствующие во входном сигнале, и добавляет их к исходному звуку. Обычно для придания звуку яркости добавляются средние и высокие гармоники.
Работа таких приборов основана на принципах психоакустики. При появлении в аудиосигнале искажений возникают высокочастотные гармоники. Сами по себе они звучат довольно неприятно, но при использовании фильтров, ограничивающих искажения верхней зоной спектра, можно восполнить потерянные или ослабленные детали в области высоких частот таким образом, чтобы человеческий мозг воспринимал их как натуральные. Процессор добавляет гармоники к транзиентам – кратковременным звукам, существенно улучшая детализацию, придавая презенс и повышая субъективную громкость.
Как и в других методах энхенсмента, при гармоническом синтезе входной сигнал разделяется надвое. Одна из копий направляется на побочный канал. Обработанный сигнал сначала проходит через регулятор уровня и переменный обрезной фильтр, позволяющий ослабить частоты ниже определенного порога, тогда как на частоты выше этого порога прибор не влияет. Затем сигнал поступает на генератор гармоник, создающий гармоники от частоты, определяемой спектром входного сигнала. Наконец, обработанный и чистый сигналы смешиваются и посылаются на выход устройства.

Первая ласточка семейства психоакустических приборова, первый в мире процессор гармонического синтеза Aphex Aural Exciter встречается в студиях всего мира до сих пор. Наиболее распространенная модель – Type C2 – имеет второй побочный каскад Big Bottom. Этот каскад, параллельный каскаду Exciter, обрабатывает басовые частоты при помощи фильтра, срезающего высокие гармоники с входного сигнала. Эффект сильнее проявляется при низком уровне входного сигнала и менее выражен при его возрастании.

Некоторые спектральные энхенсеры специализированы на придании плотности звуку. Так, модели dbx 120XP Subharmonic Syntheziser и Furman PUNCH-10 вырабатывают субгармоники октавой ниже основного тона входящего сигнала.

Динамическая эквализация
Один из важнейших принципов психоакустики основан на факте, что наше восприятие аудиоспектра меняется в зависимости от громкости звука. Знакомые с кривыми Флетчера-Мэнсона знают, что при высоких уровнях громкости низкие и высокие частоты воспринимаются как более громкие; при прослушивании на небольшой громкости доминирует средняя полоса частот. Используя эквалайзер для среза середины или задирая верх и низ, можно повысить субъективную громкость музыки. (Сравните действие кнопки Loudness на аудиосистемах).

Второй тип энхенсеров работает по принципу динамической эквализации.
Аудиоспектр разделяется на несколько полос, каждая из которых усиливается или ослабляется динамически. Иными словами при изменении составляющих спектра входного сигнала соответственно изменяется и степень усиления/ослабления.
Такая обработка позволяет воздействовать на весь спектр, а не только на высокие или низкие частоты.
Например, Dolby Model 740 Spectral Processor - это двухканальный динамический эквалайзер, разделяющий аудиоспектр на три полосы. Затем только сигналы с малой амплитудой значительно усиливаются (на 20 дБ), оставляя высокоамплитудные сигналы и динамический диапазон в целом без изменения. Фильтрованные сигналы возвращаются назад в главный сигнальный тракт. Как и следовало ожидать от Dolby, эта модель снабжена шумоподавителем на каждом из каналов.

Dbx 296 Spectral Enhancer из серии процессоров Project 1 также использует динамическую эквализацию. В отличие от других энхенсеров, сигнал побочного каскада проходит через каскад шумоподавления ДО каскада эквализации. Такая конструкция устраняет опасность проявления схемных и других шумов при осветлении исходного звука.

Еще один спектральный энхенсер, работающий по принципу динамического эквалайзера – это знаменитый Vitalizer немецкой фирмы SPL. Ее спецы нагнали туману вокруг своей разработки, никто за пределами фирмы не знает точно, как действует этот прибор. В основном используется эквализация, а весь секрет звука – в блоке, состоящем из пяти фильтров, взаимосвязанных друг с другом; действие каждого фильтра влияет на остальные.
Виталайзер анализирует входной сигнал, его спектральный состав и амплитуду, затем пропускает его через сайдчейн, Субъективно создается впечатление подъема низов и яркости звука, в то же время середина четко сфокусирована, усиливая ощущение прозрачности. Формирование спектра приближенно к восприятию человеческого слуха на различных уровнях громкости.
Хотя действие приборов SPL – сложный процесс, одна из явных хитростей – проведение эквализации низких частот таким образом, что в области нижней середины возникает фазовая канцелляция. Это предотвращает распространение обработки баса на средние частоты. В верхней части спектра фильтры четвертого порядка вытягивают детали транзиент. Скорее всего, используется и динамическая обработка, хотя SPL осмотрительно держит подробности в секрете.

Регулятор Process Depth определяет уровень выходного сигнала фильтров Sub-Bass и Mid-High, примешиваемого к сухому сигналу. Регулятор действует независимо, хотя регулятор настройки определяет область средних частот, подверженную обработке и таким образом влияет на загрузку каскада Harmonics. Очевидно, на его вход подается частично необработанный сигнал, частично – выход фильтра Mid-High. Термин Harmonics не означает создание новых гармоник, но акцентирует уже существующие.
Очень интересно работает регулятор Bass Process: при повороте по часовой стрелке и против он создает два различных характера басов. По часовой стрелке бас становится упругим и конкретным; против часовой – очень жирным и глубоким. В связи с динамическим характером обработки, добиться такого же эффекта с помощью обычного эквалайзера просто невозможно.

Субъективно обработка SPL оживляет весь аудиоспектр, усиливая ощущение громкости, детализации и пространства. Как и другие психоакустические процессоры, он является прекрасным подспорьем в производстве музыки.

Кроме описанных приборов, на рынке встречаются и продукты других фирм, например BSS, которые выпускают динамические эквалайзеры, сочетающие элементы эквализации и многополосной компрессии.

©Smack 2003
 
  • Like
Реакции: Arlekin и Ilya Prokhorov
Спектральные энхенсеры часть 2
Динамический фазовый сдвиг
Последний тип спектральных энхенсеров работает на основе принципа фазового сдвига. При этом не проиходит изменений амплитуды или частоты, а динамически сдвигается фаза каждой гармоники. Такой подход используется фирмой BBE в приборе Sonic Maximizer. (О нем подробнее, как о наиболее распространенном. К тому же очень популярна VST-версия этого прибора). В его основе лежит концепция задержки (и, следовательно, фазового сдвига) любого звука, воспроизводимого через громкоговоритель. Этот сдвиг имеет различное значение в зависимости от воспроизводимой частоты. Как правило, высокие частоты задерживаются больше, чем низкие. В результате возникают искажения, придающие острым транзиентам (например, ударным) размытый, вялый характер. Чем больше удаление от источника звука, тем больше «отстают» высокие частоты. Задержка низких и средних частот позволяет компенсировать это явление. Звук кажется более близким и
Sonic Maximizer компенсирует возникающую задержку путем придания большего времени задержки низким частотам, и меньшего времени – средним. Эта активная/реактивная задержка позволяет различным частотам аудиоспектра достигать ваших ушей, как положено в природных акустических условиях.
Частоты ниже 150Гц задерживаются на 2,5 мс, полоса от 150 до 1200 Гц – на 0,5мс. К частотам выше 1200 Гц задержка не применяется, но для проявления транзиент используется динамическая обработка (компрессия/экспандирование). В отличие от концепции Aphex’a, BBE принципиально не добавляют новые гармоники, стараясь восстановить относительную фазу гармоник, уже существующих.

После проведения динамического фазового сдвига прибор анализирует спектр входного сигнала и производит динамическую эквализацию, не вызывающую дополнительных фазовых смещений. Sonic Maximizer не имеет побочного каскада; сигнал подвергается обработке целиком.

Ручка Definition служит для регулировки высоких частот, Lo-Contour – для балансировки низа с акцентированными высокими. Индикаторы показывают степень динамической обработки высоких частот. Кнопка Auto/Manual переключает режимы работы прибора. В авторежиме динамическая обработка высоких определяется динамикой среднечастотного сигнала; в ручном режиме степень динамической обработки высоких – фиксированная. Регулятор Definition действует только на обработку высоких, задержка между полосами всегда активна.

В общем субъективная яркость звука возрастает, хотя по сравнению с агрессивными по-американски гармоническими эксайтерами звук не такой колючий. С другой стороны, это может быть и преимуществом, если нужен звук более натуральный, а не острый, как бритва.

Динамическая обработка верхней полосы частот наиболее предпочтительна, когда приходится иметь дело с шумным материалом, поскольку подъем высоких происходит только при достижении определенного уровня входного сигнала, что позволяет маскировать шум. Чаще всего ручной режим дает лучшие результаты, чем автоматический, слишком чутко реагирующий на динамику входного сигнала.
Выбор за вами.

Есть продукты, объединяющие различные типы энхенсмента. В побочном каскаде прибора Orban 290RX Adaptive Enhancement Processor используется два типа обработки: гармоническая и спектральная реставрация. Гармоническая реставрация генерирует новые гармоники, нижний предел которых 1кГц, в зависимости от регулятора. Спектральная реставрация – это разновидность динамической эквализации в сочетании с фазовым сдвигом. Лучшие результаты она дает при обработке вокала, позволяя избежать усиления шипящих звуков.

Behringer сегодня производит четыре модели энхенсеров: Ultrafex EX3200, Tube Ultrafex T1954, Sonic Ultramizer SU9920 и Sonic Exciter SX3040. Можно найти и более ранние модели Dualfex EX 802 и Ultrafex EX 2200. Как утверждает Берингер, запись акустических инструментов требует от энхенсеров «мягкой» прозрачности, тогда как поп-музыка подразумевает обработку более резкую. Каскад переменной звуковой обработки (VSP) в приборе Dualfex дает пользователю возможность выбора одного из двух режимов. Процесс включает в себя динамическую эквализацию и фазовый сдвиг.
Ultrafex имеет процессор Natural Sonic, также использующий динамическую эквализацию и фазовый сдвиг, а также отдельный басовый процессор, обеспечивающий энхенсмент низких частот с помощью фазового сдвига и подъема басов.

Модель Boss EH-50 Stereo Enhancer фирмы Roland объединяет динамическую эквализацию и фазовый сдвиг в пяти пресетах, не предоставляя пользователю возможности регулировки, кроме уровня (степени) обработки. Первый режим обрабатывает высокие частоты; второй – средние и высокие для вокала; эти режимы не реагируют на уровень входного сигнала. Остальные три режима чувствительны к уровню сигнала, каждый из них предназначен для обработки определенной части звукового спектра.

Применение
Чаще всего энхенсеры используют в студиях при сведении. Большинство эффекторных устройств при микшировании подключаются к aux send/return для установления баланса между обработанным и «сухим» сигналом. Энхенсеры же чаще всего включаются в разрыв, сигнал полностью пропускается через устройство. Включение через инсерт позволяет сохранить фазовое соотношение между исходным и обработанным сигналом.
Главное правило – не переборщите с эффектом. Не забывайте, что энхенсер делает ярче не только предназначенный для этого звук, но и любой шум, присутствующий во входном сигнале. Хотя многие приборы включают в себя шумоподавитель, сводящий к минимуму вытянутый обработкой шум, довольствуйтесь необходимым уровнем обработки, но не более того. Лучше меньше, да лучше!

Обработка энхенсером отдельных звуков может быть очень эффективной при необходимости выделить определенный инструмент в миксе. Для начала попробуйте энхенсер на вокальных треках. Его обработка не только улучшит общее качество саунда, но и повысит разборчивость.
Вместе с тем будьте осторожны: шипящие в тексте могут превратиться в свист Соловья-разбойника, который перекроет все остальное в вашем миксе.

Энхенсеры могут включаться в разрыв мастера для обработки всего микса. Шумы в интермодуляционных паузах при динамической эквализации менее заметны, чем при статической. В концертных выступлениях динамическая эквализация уменьшает возможность возникновения обратной связи.
Детализация микса при использовании устройств фазового сдвига улучшается, при этом звук не приобретает излишней резкости, свойственной гармоническим эксайтерам.

Гармонические эксайтеры очень хороши при восстановлении архивных записей (приборы ВВЕ менее эффективны при спасении глухих миксов); старые гитарные струны с их помощью могут резко «помолодеть», звук мутного электропиано станет искристым.

Системы, использующие динамические фильтры, могут радикально изменить характер всего аудиоспектра. Действие SPL Vitalizer в верхней части спектра подобно другим приборам, улучшающим детализацию микса, но он способен также сделать плотную середину и
тугой низ.

При разумном использовании энхенсеры могут придать профессиональный блеск продукции домашних студий и стать незаменимым орудием в студийном арсенале любого мэйджора.

Пожелание напоследок - будьте осторожны во время марафонских бдений за пультом. По мере привыкания к эффекту и нарастании усталости слуха может появиться искушение «поддать газку». Почаще сверяйте обработанный сигнал с исходным через байпас, иначе, прослушивая свой микс через пару дней, схватитесь за голову.
Не переусердствуйте, осветляя все подряд. Обсуждаемый вид процессоров придает звуку «лобовой» характер, и ощущение пространства, свойственное хорошему миксу, может исчезнуть, если все партии будут расположены в одной плоскости.

Бойтесь передозировки !!!
Берегите перепонки !!!
 
Последнее редактирование:
Извините, коллеги,
по поводу терминологии - я ничего не выдумывал. Scott Wilkinson и Paul White (Berkley College of Music, Sound on Sound) определяют эксайтеры как одну из разновидностей энхенсеров. А может, эксайтер - вообще брэнд Aphex'a, ставший нарицательным? Ведь все копиры называют ксерокс, спортивные тапки - кеды, самограйки - ямаха, древние клавиши - ионика.
 
-- Неверно.
Exciter = возбудитель. Существует, например, в радиопередатчиках.
Кеды - они и есть кеды, это совершенно конкретный фасон обуви.
Ксерокс - почти так, но только потому, что сухой электрофотографический процесс был изобретён фирмой Рэнк Ксерокс, и ею же ему было присвоено имя собственное - ксерография.
Насчёт самоиграек и йоник - пардон, глупость.
 
smack написал(а):
А может, эксайтер - вообще брэнд Aphex'a, ставший нарицательным? Ведь все копиры называют ксерокс,

Так оно и есть, причем разные фирмы применяют разные слова имея в виду одно и тоже, а иногда одно и то же слово имея в виду совыершенно разные вещи. Экстайтер и энхансер один и тот же прибор, но у разных фирм. При том что в разной степени используется динамическая фильтрация, сдвиг фаз и генерация гармоник, как правило все в одном и том же приборе, но немного иначе и в разной степени. И ни одна фирма не описывает что конкретно физически происходит со звуком там внутри... Да это и не важно - надо брать прибор и просто пользоваться! Слух вам в помощь!
 
Dolby 740

Есть у кого-нибудь аудиопримеры использования? )
 
Отдельно вокал, если есть.

Синтезаторные партии, микс электронной музыки )
 
Andrey Subbotin, а у тебя разве ещё остался 740-й?

Ilya Prokhorov, если Вы от меня не очень далеко - то у мя есть сам аппарат.
 
  • Like
Реакции: Ilya Prokhorov
а у тебя разве ещё остался 740-й?
мне у него даже резюки почистили - практически не скрипят... там прямой канал, конечно, никакой, надо бы через аукс подмешивать...

Отдельно вокал, если есть.

Синтезаторные партии, микс электронной музыки )
нету, но если закинешь исходники - давай сделаем, я думаю, многим будет интересно. Потому что прибор пользуется несколько незаслуженной легендарностью, с одной стороны, с другой - иногда реально спасает. В моем мастерклассе про дитер он у меня на голосе висит :) И шумодав там его же. Но из меня диктор еще тот, так что, не особо показательно.

Отправил письмо )
- ну если договоритесь, советую таки через аукс его включать, сам и сделаешь что хочешь.
 
  • Like
Реакции: Ilya Prokhorov
Это еще не скоро )
ок, утянул... накручу на свой вкус, потому что вариантов там неограничено... я обычно только края спектра им обрабатываю, но в условиях сведения, а не мастеринга, и другие же варианты работают... как выложим? здесь в мрз, мне кажется, непонятно будет... могу к себе на хайтейл вавки.
 
  • Like
Реакции: Ilya Prokhorov
могу к себе на хайтейл вавки

Hightail? Отлично! А я переложу или продублирую к исходным файлам )


накручу на свой вкус, потому что вариантов там неограничено

Замечательно )
Интересно понять, насколько динамический эквалайзер (Spectral Processor) может помочь звукорежиссеру, продюсеру, ди-джею в спасении или улучшении партий, миксов, вокала.
 
Последнее редактирование:
740-й бродкастовый прибор. Может поэтому звучит пластмассово. Сквозняком точно не годится, подмешать слегка...
Судя по всему то, что вас интересует, делалось с помощью моденного Долби 360, тоже с подмесом...
 
  • Like
Реакции: Ilya Prokhorov
Интересно понять, насколько динамический эквалайзер (Spectral Processor) может помочь звукорежиссеру,
ну он не динамический эквалайзер, хотя похож... собственно, можно попытаться смоделировать параллельной многоканальной компрессией, если прочитать, как работает долби SR. насчет "помощи" - ну тут же рецепта нет. На вокале лучше работает стандартный долби А, но с ним примеры сделать могу, но не знаю когда - он есть у соседей, надо или просить девайс, или делать у них - это такой процесс, сам знаешь... 740 трудно отнести к какой-то существующей группе. Он сам по себе.
 
  • Like
Реакции: Ilya Prokhorov
то, что вас интересует, делалось с помощью моденного Долби 360, тоже с подмесом

5-полосный компрессор с фиксированными полосами?
Пишешь с долби - воспроизводишь без долби? получается воздушно и прозрачно? )


На вокале лучше работает стандартный долби А, но с ним примеры сделать могу, но не знаю когда - он есть у соседей, надо или просить девайс, или делать у них - это такой процесс, сам знаешь...

Не горит ) Но надо !!! ))


Еще в планах сделать демонстрацию Long Exciter ll. Говорят, хорош для трекинга цифровых синтов + другие достоинства )
_
 
Последнее редактирование:
740-й бродкастовый прибор. Может поэтому звучит пластмассово. Сквозняком точно не годится, подмешать слегка...
да, но он не бродкастовый... он вообще непонятно зачем :) но мешать через аукс, потому что прямой тракт там убитый. просто в каких-то ситуациях это уже неважно. Кстати, хорошая мысль - сделать еще и прямой тест через него, при убранном процессинге - там явные искажения по высокой середине, сделаю... а слегка - да, совсем малость. Думаю, для оценки, выложить еще и только его процессинг без прямого, для понимания процесса. Там по фазе пипец какой-то происходит... по кроссоверу же каналы не линкуются, только по долби уровням.
 
  • Like
Реакции: Ilya Prokhorov
Не горит ) Но надо !!! ))
для долби А я могу выложить наруленный пресет под С1 :) причем, в отличие от оригинала, с регулируемыми параметрами :) я его делал в 94-м под релиз С1, но он в пакет не вошел, они побоялись слово "долби" употреблять...
 
Для вокала, особенно бэков, испоьзую Долби.
Для инструментала - Aphex Exciter Type C -только(!) самый первый релиз(110v)
На всю фонограмму самый лучший - Höfex Spectral Exciter.
740-й сами Долби позиционировали как бродкастовый, когда я к ним с претензиями, типа...:-)
Неплох для суммы барабанов в подмесе.

Höfex - это что ? Форум буковки не читает ? Ну тогда Hоfex(над "о" две точки:-)
 
  • Like
Реакции: Ilya Prokhorov
Для инструментала - Aphex Exciter Type C -только(!) самый первый релиз(110v)
а в чем специфика? мне тоже С больше нра... причем, если об аналоге - как ни странно, ворованный беринджер тип F лучше оригинала... Но афекс тогда суд выиграли, и он был снят с производства. Но при мастеринге оно все равно спорно. На отдельных треках в миксе - да.
 

Сейчас просматривают